Сделай Сам Свою Работу на 5

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ





К концу XX в. на смену эпохе нового времени — модерну — пришел постмодерн. Его зарождение, по мнению большинства его исследователей, происходило сначала в русле художественной культуры, а потом нашло распространение в философии, политике, религии, науке.

Опора на идеи демократизации культуры (в противовес модернистской — элитарной), снижение верховных ценностей, отказ от трансцендентных идеалов, «от категорического отрицания модернистских ценностей (Ж. Бодрийяр, Д. Гриффин, У. Эко и др.) до многообразных способов ее переосмысления (П. Козловски, Ж.-Ф. Лиотар и др.)» говорит о сложности и многогранности происходящих процессов в культуре постмодерна [9, 353].

Ученые признают ряд преимуществ новой эпохи над предыдущими. Перспективу развития культуры в эпоху постмодерна видят в наличии у постмодернистской культуры антропоморфных признаков, в отличие от культуры модерна, которая в своих основополагающих принципах техноморфна.

Постмодерн признает «культурный конформизм», что дает возможность осуществлять диалог культур. Постмодернистская ситуация вносит новый опыт видения и владения своими и чужими культурными ценностями, стимулирует интеграцию различных культур, способствует выработке целостного воззрения на мир и формированию единой взаимопроникающей и взаимодополняющей культуры человечества.



В российской культурологии в конце 90-х гг. XX в. преобладала традиционная деятельностная трактовка культуры, выделяющая ее функциональные признаки:

— надбиологический, социальный характер культуры как формы человеческого бытия, воплощающей в себе специфику образа жизни человека;

Смирнова Наталья Борисовна— кандидат педагогических наук, доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева (Чебоксары).

— «человекотворческая» функция культуры, в силу которой она выступает как способ реализации творческих возможностей человека;

— единство духовной и материальной сторон культуры и неправомерность их противопоставления и обособления;

— необходимость системного подхода к изучению культуры;

— разнообразие культур и неоправданность европоцентристского взгляда на историческое развитие мировой культуры;



— социокультурный прогресс как общее направление исторического развития человечества [9, 415; 1, 132].

Как и мировая культура, современная культура российского общества по своей сути является постмодернистской. Выделено нескольких принципиальных признаков, свидетельствующих о формировании нового типа культуры. К ним относят: антропоцентризм; мультикультура-лизм; рационализм; диалогизм; «благоговение перед жизнью» (А. Швейцер) [2, 252].

Многие из проблем, возникших в культурологии эпохи модерна, не были решены в тот период. Поэтому, например, проблемы глобального взаимодействия культур (М.М. Бахтин, B.C. Библер) ставятся современными концепциями в рамках культуры постмодерна.

Глобализация — ключевое понятие, которое характеризует процессы мирового развития начала XXI в. Современные формы глобализации культуры имеют свои особенности. К ним относятся:

— новые глобальные инфраструктуры, генерирующие огромные возможности для проникновения сквозь национальные границы;

— повышение интенсивности и скорости культурных взаимодействий;

— доминация культурной индустрии;

— появление транснациональных корпораций, создающих и владеющих инфраструктурами и организациями для изготовления и распределения культурных товаров.

Наиболее значимыми чертами глобализации в настоящее время являются мировой масштаб деятельности людей в области культуры, появление факторов, обладающих глобальными интересами и соответствующими практиками, возникновение международных институтов в сфере культуры, а также формирование глобальной культуры. Среди перечисленных малоисследованным является вопрос о сущности глобальной культуры, о культурных факторах, оказывающих влияние на глобальное развитие. Очевидно и то, что каждая культура оказывается под воздействием глобализационных процессов и не в силах изменить происходящее [2,255].



Для нашего исследования чрезвычайно важен аспект, выделяемый учеными-культурологами: возможно ли, при усилении (иногда и чрез-

мерном) интеграционных факторов сохранить множество культур, своеобразие и самобытность каждой из них [1, 210-249]?

В культуре процессы интеграции и дифференциации идут на смену друг другу. При этом поддерживается состояние креативного поиска — творчества, отличающегося неравновесностью и неустойчивостью. В процессе взаимодействия культур связь с другими системами подчиняется законам нелинейного синтеза. Из этого и вытекает усиление расхождений, порождение дискретности путей эволюции систем, которые вступают в данные процессы. Как следствие неравновесности и неустойчивости связей усиливаются флуктуации, расшатывающие прежнюю структуру системы и вводящие ее в фазу переходного периода, внутри которого и выстраивается новая организация, позволяющая сформироваться культурной парадигме в обществе. Именно из этого фактора возможно объяснение всех изменений системы в современных условиях, когда интеграционные процессы культуры принимают превалирующий характер.

Противоречие глобализационного процесса, которое заключается в «сосуществовании разнонаправленных тенденций интеграции и дифференциации, проявляется на разных уровнях — глобальном и локальном — и может быть рассмотрено как сложная форма целостности, в которой указанная бинарность существует на принципах дополнительности. Этим объясняется одновременная «двунаправленность» цивилизационных процессов – развития тенденций унификации и сохранения этнокультурного своеобразия. Включенность стран в систему сложных взаимоотношений, рост взаимозависимости народов и культур в мире сосуществует с их культурной и социальной суверенностью, что в перспективе должно привести к формированию новых синтетических форм этнокультурной идентификации» [1, 222]. Унификация культуры и этнокультурное однообразие возможно только в том случае, если одна из культур будет навязана сообществу посредством информационных сетей, экономической интернационализации и других форм передачи культуры.

Необходимо отметить, что каждая культура и этнос определяет свои способы и планомерность вхождения в глобальные процессы при сохранении и общесоциального, и специфически локального культурного своеобразия. Для культур важен процесс адаптации к открытости и инновационной активности, так как все культуры и народы все-таки окажутся в потоке глобализации.

Для нашего исследования важно констатировать, что самобытность в качестве универсального свойства культуры предполагает не консервацию традиций, упрощение и примитивизацию культурных форм, но постоянное усложнение, укрепление ядра культуры, вокруг которого нара-

щиваются инновации. При этом возможно выделение многообразных типов проявления самобытности:

— «самобытность в условиях открытости» (смягчение логики взаимоисключений. Создание условий для сосуществования, подготовка к диалогу);

— «самобытность как форма закрытости» (защита своего природного и социокультурного пространства, противопоставление своих ценностей чужим);

— «самобытность, устремленная в будущее, — project identity» (создание подобия гражданского общества) [1, 224].

Сегодня формирование инновационного типа общества приводит к ускорению темпов развития, смене ценностных ориентации в культуре. При этом происходит нарушение принципа дополнительности между традициями в качестве способа сохранения социокультурного опыта и инновациями, которые нацелены на творчество и достижение новых результатов.

О.Н. Астафьева выделяет культурно-ценностный принцип, являющийся специальным параметром порядка, который поможет сохранить понимание того, что развитие идет не «от противного» — если весь мир объединяется, то жить за счет сохранения самобытности культурного наследия невозможно.

Саморазвитие культуры происходит за счет усвоения новых форм и взаимозаимствований культур при участии в процессах глобализации.

Проблемы, стоящие перед личностью в эпоху глобализации, порождают новые задачи. Одна из них – приобретение умений по отбору необходимых элементов других культур. С другой стороны, это не должно мешать осознанию этнокультурной идентичности, которая выступает ядром самобытности. «Влияние тенденции глобализации придает современной социокультурной ситуации сильную нелинейность, которая проявляется в обвале традиций, преобладании инновационного пласта в культуре. Именно нарушение соотношения между традициями и инновациями свидетельствует о вхождении культуры в «режим с обострением» — фазу кризиса и также соответствует закономерностям циклической динамики» [1, 227].

Другая из актуальных тенденций современности, особенно обострившихся в последние годы, – мультикультурализм. Данная тенденция, проявившаяся на современном этапе развития российского государства как части мирового сообщества, обусловлена несколькими причинами: многонациональным составом населения; наличием национально-территориальных субъектов федерации; иммиграцией из стран СНГ. Вопрос ос-

ложняется наличием безработицы, что создает отрицательную атмосферу для развития этнокультурных отношений. Проблемы российского мультикультурализма необходимо связывать с процессом построения гражданского общества. Это невозможно без толерантного взаимоотношения граждан и отдельных групп населения, учета интересов обеих сторон. Это означает, что мультикультурализм должен способствовать формированию в России толерантной политической культуры [5, 16].

Анализ сложившейся ситуации показывает необходимость формирования личности, способной к активному профессиональному, творческому, личностному росту в современных условиях. По нашему мнению, один из путей формирования такой личности возможен при использовании потенциала народного декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство — неотъемлемая часть культуры человечества, в основе которой лежат древняя традиция, современные подходы, развитие же происходит через их постоянное взаимодействие. Несмотря на некоторые различия, народное искусство различных народов и национальностей проходит приблизительно одинаковый путь развития. Зависит это от исторического пути развития народа, его культовых и религиозных воззрений, взаимодействий с другими народами, проживающими на близлежащей территории.

Декоративно-прикладное искусство несет в себе совокупность национальных признаков, которые, являясь традиционными, согревают произведения, пробуждают в зрителе ярко окрашенные чувства и эмоции. Национальное в художественном образе связано обычно с наиболее личным чувством человека, его индивидуальными переживаниями.

А.Б. Салтыков, раскрывая сущность декоративного искусства, определяет традиции в народном искусстве. По его мнению, народная традиция «состоит из сюжетов, из определенных орнаментальных мотивов и из приемов, творческих методов работы. Это то, что наиболее заметно, в чем выражается душа» [8, 53]. Ученый подчеркивает, что составляющие, выделенные им, не всегда ценны и живучи: со сменой эпох изменяется жизнь, меняется сознание народа, а следовательно — могут изменяться сюжеты, происходить замена материала, инструментов.

Специалисты, также отмечая глубокую традиционность народного искусства, подчеркивают, что «это не проявление консерватизма, а живая и органичная преемственность, когда каждое новое поколение усваивает наследие предыдущего не по инерции, а в силу искренних, непредвзятых побуждений, от прошлого, уже сделанного народом ранее, берется лишь понятное, отвечающее сегодняшним мыслям и чувствам, вызывающее интерес и побуждающее к творчеству» [7, 67].

Таким образом, традиции в области народного декоративно-прикладного искусства, являющегося составной частью общечеловеческой культуры, не мертвая схема, установленные раз и навсегда правила. Они меняются с требованиями времени. Передается следующему поколению только то, что жизненно, прогрессивно и способствует дальнейшему развитию общества. Именно этим можно объяснить исчезновение целых областей художественного творчества, не нашедших применения в изменившейся жизни.

При просмотре типажа определенного вида народного декоративно-прикладного искусства в произведениях различных мастеров выясняется, что существует объединяющий их определенный канон. Найденный еще в древности, он определяется свойствами самого материала, высокой технологичностью, предельным лаконизмом и обобщенностью. Взаимосвязь канона и живого творчества мастеров выражает одну из форм единства традиционного и индивидуального в народном искусстве, что облегчает решение конкретных художественных задач, наделяя произведения традиционными чертами и не мешая непосредственно творчеству.

A.C. Канцедикас, отмечая особенности народной культуры, выделяет принципы, присущие ей. К ним относятся: синкретизм; территориальная, локальная обособленность; традиционность; коллективность; преемственность; связь человека с природой; вневременность, эпичность [4, 48].

В XX в. в Российской Федерации сложились определенные формы бытования народного искусства. К ним относят:

— народное искусство, не вычлененное из своей этнографической среды и связанное с породившими его национальными и социальными укладами (народное творчество Приамурья, Камчатки — меховая мозаика, балхарская керамика и др.);

— творчество единичных народных мастеров, сохраняющее коллективный художественный опыт, традиции и функционирующее в силу потребности художественного выражения как унаследованная художественная деятельность;

— народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров (роспись по дереву Полхов-Майдана, изготовление каргопольских, филимоновских, абашевских расписных глиняных игрушек и др.);

— промыслы, организованные в мастерских с производственным оснащением, механизацией подсобных работ и с профессионально-техническими школами, подготавливающими кадры (ковровые ткацкие производства, роспись по дереву, вышивка и кружево, керамика и чернение по серебру) [6].

Как мы видим, в этот период народное декоративно-прикладное искусство утрачивает массовый характер – работа отдельных народных мастеров как индивидуально, так и в мастерских промыслов не может остановить того, что основная масса людей переходит из ранга творцов в ранг потребителей народного искусства.

Рассматривая особенности народного декоративно-прикладного искусства как явления мировой культуры, мы пришли к выводу, что в эпоху постмодерна с его развитыми глобалистическими чертами народное декоративно-прикладное искусство будет развиваться в нескольких направлениях.

Одно из направлений — художественное творчество в русле народного декоративно-прикладного искусства — позволит при использовании традиционных форм (творчество, не вычлененное из этнографической среды; творчество единичных народных мастеров; народные промыслы, развивающиеся стихийно, благодаря инициативе одного или нескольких мастеров; функционирование народных промыслов по принципу промышленного производства) сохранить истоки народного декоративно-прикладного искусства, осуществить творческие находки в колорите, композиции, своеобразные технологические приемы.

Однако данное направление существования народного декоративно-прикладного искусства при всей значимости уже не может удовлетворить потребности современного развивающегося общества, так как в этом случае общение с народной культурой у основной массы людей носит созерцательный характер. Взаимодействие с народной культурой происходит только у того, кто непосредственно в ней существует и творит.

Второе направление, открывшееся в эпоху глобализации перед народным декоративно-прикладным искусством как части культуры, — использование народного декоративно-прикладного искусства в формировании человека как представителя этноса, страны и мультикультурного мира. Необходимость межкультурного диалога позволит приобрести видение общего, особенного и частного в культуре разнообразных народов, творчески переосмыслить и инновационно использовать их в личных культурных практиках. Здесь можно предположить, что декоративно-прикладное искусство родного народа находится в «ядре» культурной самобытности личности, вокруг которого располагаются «пласты» культурных взаимодействий, инновационного творчества.

Следующим направлением является активное использование народного декоративно-прикладного искусства, народной культуры в формировании человека в личностном и профессиональном плане. Использование народного декоративно-прикладного искусства в человекотворчестве

предполагает решить вопросы самоидентификации, личностного становления, профессиогенеза личности.

Овладение народным декоративно-прикладным искусством различных народов приведет к глубокому пониманию их национального разнообразия и особенностей. Это позволит формировать в дальнейшем толерантное сознание как фактор стабильности и социального равновесия — а это еще одно из направлений, выделяемых нами: формирование толерантного сознания личности через овладение декоративно-прикладным искусством различных народов как фактора стабильности и социального равновесия.

Итак, на всем протяжении развития мировой культуры народное декоративно-прикладное искусство было различным по содержанию и художественной ценности. Особое значение народного декоративно-прикладного искусства как части народного искусства раскрывается в культуре постмодерна, что свидетельствует о необходимости пересмотра его роли в образовательных и культурных процессах современного общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипова О. В. Модель университетского образования в условиях смены исторического типа культуры (аксиологический аспект): Дисс... к.филос.н. СПб., 2004.

2. Астафьева О.Н. Взаимодействие культур: перспективы альтернативных решений в эпоху глобализации // Многогранная глобализация. М., 2003.

3. Богатырева Т.Г. Глобализация культуры: что это? // Многогранная глобализация / Под ред. К.Х. Делокарова. М., 2003.

4. Канцедикас A.C. Уроки народного искусства. М., 1986.

5. Мультикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские вопросы и интерпретации / Под ред. Г.И. Зверевой. М., 2003.

6. Некрасова М.А. О формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов / Сост. и научный редактор И.Я. Богуславская. Ленинград, 1981.

7. Разина Т.М. Русское народное творчество. М., 1970.

8. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. М., 1968.

9. Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

©ЛИЧНОСТЬ. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. 2007. Вып. 4(39)

Д.Л. ШУКУРОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.