Определение, краткая история и задачи картографии.
Министерство сельского хозяйства РФ
Государственный университет по землеустройству
П.П. ЛЕБЕДЕВ
ОБЩАЯ КАРТОГРАФИЯ
Пособие для изучения учебного курса студентами ВУЗ по специальности
«Прикладная геодезия»
Москва, 2006
УДК 528.9
Рецензент: заведующий лаборатории картографии института географии РАН,
к.г.н. Н.Н. Комедчиков.
Лебедев П.П. Общая картография – М. ГУЗ, 2006 - с.
В пособии раскрываются главные темы по всем ключевым разделам картографии: общей теории, теории картографических проекций, теории и методов изображения информации, методов генерализации информации, картографических технологий, методологии анализа карт.
Содержание
Стр.
Введение. Общая характеристика учебной дисциплины «Общая картография».
Раздел 1. Введение в «Общую картографию»
1.1. Определение, краткая история развития и задачи картографии.
1.2. Структура и связи картографической науки.
1.3. Основные научные понятия картографии.
Раздел 2. Элементы и виды географических карт.
2.1. Элементы географических карт.
2.3. Виды географических карт.
Раздел 3. Теория картографических проекций.
3.1. Основные понятия теории картографических проекций.
3.2. Классификации картографических проекций.
3.3. Формулы частного масштаба длин, масштаба площадей, искажения углов.
3.4. Нормальные цилиндрические проекции.
3.5. Нормальные конические проекции.
3.6. Азимутальные проекции.
3.7. Проекции, применяемые для топографических карт и планов.
Раздел 4. Картографические знаки и способы изображения.
4.1. Элементы картографических знаков.
4.2. Способы изображения информации на картах.
4.3. Легенда карты. Картографические шкалы.
Раздел 5. Картографическая генерализация.
5.1. Определение, факторы и принципы картографической генерализации.
5.2. Методы и приемы генерализации.
Раздел 6. Технологии создания географических карт.
6.1. Виды и структура технологий.
6.2. Проектирование карты.
6.3. Составление карты.
6.4. Подготовка к изданию и издание карты.
6.5. Особенности автоматизированного создания карт.
Раздел 7. Методология использования географических карт.
7.1. Способы и методы работы с географическими картами.
7.2. Математические методы обработки картографической информации.
Вопросы для подготовки к сдаче зачета и защите курсовой работы по дисциплине «Общая Картография» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ КАРТОГРАФИЯ»
1.Цели и задачи дисциплины.
Географические карты – основной носитель сведений, а также средство получения новой информации о территориях и территориальных образованиях, которые применяются в большинстве отраслей науки и практики, в том числе в геодезии. Учитывая возможности и значение географических карт, студенты смежной с картографией специальности должны иметь достаточно полное представление о картах и хорошие навыки картографирования. Главная цель преподавания дисциплины «Общая картография» - обучение студентов по специальности «Прикладная геодезия» основным знаниям о географических картах, картографических проекциях, создании и использовании карт, а также практической работе по проектированию, составлению и анализу карт.
В результате изучения дисциплины каждый студент должен знать:
- теоретические основы картографии;
- теорию и формулы картографических проекций;
- теорию о картографических знаках и способах изображения;
- методы генерализации;
- основные технологии создания карт;
- методы анализа карт;
а также уметь:
- проектировать элементы тематической карты;
- вычислять и строить картографические сетки;
- составлять оригиналы карт;
- выполнять измерения по картам.
2. Место дисциплины в учебном цикле.
Понимание и усвоение курса предполагает знание студентами смежных с картографией дисциплин: геодезии, топографии, фотограмметрии, дешифрирования снимков, дистанционного зондирования, высшей математики, топографического черчения. В свою очередь знания общей картографии является основой изучения таких дисциплин как прикладная геодезия, высшая геодезия, гравиметрия, геоинформатика, ГИС – картографирование, землеустроительное проектирование, земельный кадастр, городской кадастр, мониторинг земель, управление земельными ресурсами, управление территориями и некоторых других.
3. Виды и объемы занятий по дисциплине.
Лекционный курс – 16 часов,
Лабораторные занятия – 30 часов, в т.ч.
Курсовая работа – 16 часов,
Самостоятельная работа – 34 часа.
Разделы курса, темы лабораторных занятий и курсовой работы.
В лекционный курс дисциплины включены следующие разделы:
Введение в дисциплину.
Элементы и виды географических карт.
Теория картографических проекций.
Картографические знаки и способы изображения.
Картографическая генерализация.
Технологии создания географических карт.
Методология использования карт.
Темы лабораторных занятий:
Анализ и описание исходных материалов.
Составление схемы размещения картографических материалов на территории картографируемого района (области).
Вычисление и построение математической основы составляемой карты или фрагмента карты.
Перенос информации с исходной карты на построенную математическую основу.
Генерализация информации исходной карты.
Разработка легенды тематической карты.
Составление авторского оригинала тематической карты или фрагмента карты.
Проектирование элементов тематической карты района (области).
Результаты лабораторных занятий оформляются в виде двух вариантов курсовой работы:
1. «Краткая программа тематической (земельной) карты (название) района» и авторский оригинал фрагмента тематической карты района, как приложение к программе;
2. «Краткая программа тематической (сельскохозяйственной) карты (название) области (края)» и авторский оригинал карты.
5. Основная и дополнительная литература.
Для изучения курса и выполнения лабораторных работ, кроме данного учебного пособия, необходима следующая литература:
1. Общая картография. Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов факультета городского кадастра по специальности «Прикладная геодезия» М. ГУЗ. 2005.
2. Картография. Методические указания для выполнения курсовой работы студентами по специальности «Прикладная геодезия» М. ГУЗ. 1996.
3. Картографические таблицы. Труды ЦНИИГАИК, Вып 13. М. «Недра».
4. Таблицы координат Гаусса-Крюгера. М. «Геодезиздат» 1963.
5. Условные знаки для топографических карт масштабов 1:25 000, 1:50 000, 1: 100 000, - М. МВТУ. 1973.
Для более углубленного изучения отдельных тем дисциплины рекомендуется следующая литература:
1. Берлянт А.М. «Картография». М. «Аспектпресс» 2002.
2. Вахромеева Л.А. и др. «Математическая картография». М. «Недра» 1986.
3. Справочник по картографии. М. «Недра» 1988.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДНИЕ В «ОБЩУЮ КАРТОГРАФИЮ»
Вводный раздел включает в себя следующие темы:
1.1. Определение, краткая история развития и задачи картографии.
1.2. Структура и связи картографической науки.
1.3. Основные научные понятия картографии.
Определение, краткая история и задачи картографии.
Картография – отрасль научной и практической деятельности, которая занимается изучением и созданием различных видов карт и другой картографической продукции (планов, атласов, глобусов и т.д.).
Картография появилась сначала как практическая деятельность еще до появления письменности, более трех тысяч лет до Нашей эры. Научные элементы стали применяться в картографии позже, в VIII-VII веках до Нашей эры. История ее развития имеет четко выраженные этапы, связанные с периодами развития науки, техники и общественных отношений.
Этап зарождения практической картографии приходится на первобытное общество и связывается с присвоением и использованием первобытными людьми для своего существования объектов окружающего ландшафта. Для того, чтобы знать и помнить места расположения или обитания своих природных ресурсов, а также пределы принадлежащей общине территории, первобытные люди по пространственной аналогии строили примитивные карты территории, на которые наносили промысловые угодья, маршруты миграции животных, ориентиры границ и другие объекты. Эти рисунки территории с нанесенными границами и объектами промысла можно считать зачатками кадастра природных ресурсов в виде простейших карт. Общественная собственность на природные ресурсы и на территорию до появления государства и права являются категорией только экономической, представляющей собой общественные отношения по поводу присвоения и примитивной производственной деятельности. Таким образом, предпосылкой зарождения карты и кадастра является необходимость иметь и хранить информацию о присвоенных в собственность территории и расположенных на ней объектах ландшафта с тем, чтобы регулировать внутри- и межобщинные отношения, упростить поиск своих промысловых угодий, планировать коллективные работу и охоту, ориентироваться в окружающем пространстве, осваивать и фиксировать новые территории и ресурсы. Поскольку первобытный человек, прежде чем писать, научился рисовать по аналогии на песке, глине, камнях, кости, дереве взаимное расположение предметов, то для него это был единственный и, как потом оказалось, наиболее удачный способ «документальной» регистрации объектов ландшафта. До появления этого способа он пользовался «натурным» способом закрепления объектов «собственности» непосредственно на местности, который достался ему от животных, метящих присвоенные территории или объекты запахами, звуками или другими знаками.
Этап становления картографической деятельности относится к периоду 4 тыс. лет до Нашей эры, до начала новой эры, начинаясь со времени появления частной собственности и, как следствия этого, образования государства, в качестве инструмента для сохранения собственности и обеспечения власти над неимущими. С появлением государства и права собственность, помимо экономической, приобретает основную свою сущность — правовую. С тем периодом связаны уцелевшие до наших дней картоподобные изображения в виде глиняных табличек, принадлежащих народам древних стран Двуречья (Вавилонии, Ассирии, Урарту), обитавшим в долинах рек Тигра и Евфрата, а несколько позже в виде чертежей на папирусе, принадлежащих древним египтянам. Картоподобные изображения, соединявшие плановые и профильные очертания предметов, иногда сопровождаемые текстами, на которых показаны элементы топографии, земельные участки, городские постройки, рудники и другие объекты частной собственности, необходимы были при строительстве ирригационных сооружений, при установлении границ земельных наделов, при исчислении поземельных и других налогов, при городском и горном строительстве и других целей. Кроме изображения небольших участков территории, содержащих кадастровую информацию, предназначенную для регулирования имущественных отношений и хозяйственных целей, в тот период появляются примитивные карты географического пространства, выходящего за рамки чисто прагматических (хозяйственных и имущественных) интересов. Достаточно сказать, что, наравне с планами городов, золотых рудников, угодий и т. п., к тому периоду относятся вавилонская карта мира на глиняной табличке и греческая карта мира Анаксимандра из Милета. Картографическая деятельность начинает расширять свои географические, тематические и функциональные границы: открывает новые земли, новые сферы деятельности, накапливает географические и другие сведения. Постепенно формируются первые атрибуты науки - методы исследования и знания. Значительные научные успехи были достигнуты в Александрии в III -I вв до Нашей эры, где были заложены научные основы географии, геодезии и картографии. Глава александрийской библиотеки Эратосфен первым выполнил градусные измерения длины земного меридиана, в своем труде «География» подробно рассмотрел вопрос о фигуре Земли, привел данные о размерах и форме ее обитаемых частей и нанес их впервые на фоне сетки параллелей и меридианов на карту. Научная картография того времени достигла своего зенита в Римской империи в начале (80-е годы) Новой эры в трудах Клавдия Птоломея, в которых он предложил две новые картографические проекции — простую коническую и псевдоконическую, применяемые до сегодняшнего дня, методику сбора, систематизации и использования исходных данных, а также фактический материал о 8000 географических объектах, на основе которого построена карта мира и 26 карт крупных регионов Земли.
Этап совершенствования картографических исследований и работ берет свое начало в первом столетии Новой эры и продолжается по сегодняшний день. Картография за этот исторический период превратилась в отрасль науки, техники и производства, охватывающую создание, изучение и использование карт и другой картографической продукции, оснащенную современными знаниями, методами, устройствами и технологиями. Научно-техническое совершенствование картографии сопровождалось и одновременно стимулировалось постоянным расширением пространства ее деятельности и сфер применения. Она вширь и вглубь (тематически) охватила все географическое пространство и приступила к изучению других планет и космического пространства. Сейчас трудно назвать отрасль хозяйства или вид деятельности, где не применяются карты (и картографирование). При этом картография не раздробилась на отдельные части и направления, а представляет собой целостную развивающуюся систему научных, технических и прикладных дисциплин, а также направлений практической деятельности, основанную на единых теории и методологии. Столь широкий объектный и прикладной охват картографии указывает на то, что ее методы универсальны и эффективны в отображении и изучении пространственно-временных аспектов и территориальной организации систем природы, общества, производства региональных систем и Земли в целом.
В конце раздела приведена хронологическая таблица основных исторических имен и событий в картографии от древнейших времен до 1960 года.
Первая основная задача картографии на современном этапе – обеспечение всех пользователей страны необходимыми картами, выполнение которой в свою очередь зависит от решения таких задач, как внедрение новых эффективных методов, устройств и цифровых технологий картографирования, а также дальнейшего развития научных исследований, теоретических основ и всей картографической науки в целом.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|