Сделай Сам Свою Работу на 5

Право на занятие педагогической деятельностью





Право на образование входит в число основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Роль образования в современном мире стремительно возрастает. Все большее количество людей стремится к получению высшего и послевузовского профессионального образования, поскольку оно выступает сегодня важным условием успешной трудовой карьеры. Наряду с повышением уровня образованности российских граждан существенно меняются критерии оценки труда лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Не только обществом, но и государством предъявляются все более жесткие требования к педагогическим работникам.

Педагогической называется деятельность, направленная на обучение, воспитание и развитие граждан в образовательных учреждениях различных видов и типов и осуществляемая педагогами — лицами, профессиональные и морально-нравственные качества которых отвечают установленным в законодательстве правилам.

Понятие «педагогический работник» является родовым и включает в себя широкий круг конкретных наименований специальностей и должностей, определяемых в зависимости от вида и типа учреждения образования. Так, в детских садах к педагогическому персоналу относятся: воспитатель, помощник воспитателя (санитарка-няня), психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед. В соответствии с п. 43 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666, — в штатные расписания таких учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут вводиться дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников[230].



В учреждениях начального профессионального образования к педагогическим работникам относятся преподаватели, мастера и старшие мастера производственного обучения, а в высших учебных заведениях — профессорско-преподавательский состав, в который включаются должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента (ст. 20 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ (ред. от 08.11.2010) О высшем и послевузовском профессиональном образовании)[231].



Руководители образовательных учреждений относятся к педагогическим работникам постольку, поскольку их деятельность непосредственно связана с организацией учебно-воспитательного процесса.

Правом на занятие педагогической деятельностью обладают лица: а) имеющие соответствующий образовательный ценз; б) которым присущи высокие морально-нравственные качества; в) не лишенные этого права на основании вступившего в законную силу приговора суда; г) не имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; д) не признанные недееспособными на основании решения суда (ст. 29 ГК РФ, гл. 31 ГПК РФ); е) не имеющие заболеваний, препятствующих выполнению педагогических функций.

Образовательный ценз определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ. Более конкретизирован образовательный ценз работников высшей школы. К педагогической деятельности в высшем учебном заведении допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, удостоверяемое документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), далее — Типовое положение о вузе)[232]. Между тем в учреждениях начального профессионального образования могут работать лица, имеющие как высшее, так и среднее профессиональное образование (п. 46 Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования)[233].



Однако в типовых положениях об образовательных учреждениях не всегда отражен четкий подход к определению необходимого уровня профессиональной подготовки педагогов. В частности, на педагогическую работу в кадетскую школу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационных характеристик по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и квалификации (п. 37 Типового положения о кадетской школе и кадетской школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2010 г. N 117)[234].

В настоящее время приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, который предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности[235]. В этом акте определена необходимая квалификация для занятия должностей педагогических работников: учителя (высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы); тренера-преподавателя (высшее или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы либо высшее или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы); концертмейстера (высшее или среднее профессиональное (музыкальное) образование, профессиональное владение техникой исполнения на музыкальном инструменте без предъявления требований к стажу работы) и др.

Запрещение заниматься педагогической деятельностью гражданам, имеющим определенные законодательством медицинские противопоказания, а также имеющим или имевшим судимость, преследует цель обеспечения полноценного, свободного и поступательного развития обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, защиту от вредоносного воздействия таких лиц на их жизнь, здоровье, нравственность, человеческое достоинство.

Перечень заболеваний, препятствующих занятию педагогической деятельностью, должен быть принят федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК). Ранее установление такого перечня предусматривалось федеральным законом. В соответствии с п. 5.2.7 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации этот орган власти сегодня уполномочен на утверждение перечней медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности[236], в том числе и для педагогических работников. В отношении последних такой список противопоказаний не утвержден.

На основании анализа действующего законодательства можно сделать вывод о том, что к педагогической работе не должны допускаться лица, страдающие алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией (п. 6 «а» ст. 81 ТК РФ, подп. 3 п. 4 ст. 56 закона Об образовании); активными формами туберкулеза (Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ (ред. от 27.07.2010) О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации)[237]. Общими медицинскими психиатрическими противопоказаниями для работников учебно-воспитательных учреждений, детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных, являются хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, эпилепсия с пароксизмальными расстройствами (Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 (ред. от 23.09.2002) О реализации Закона Российской Федерации О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании)[238].

Педагогические работники при поступлении на работу в образовательные организации всех типов и видов в обязательном порядке должны проходить предварительные, а впоследствии и периодические медицинские осмотры с целью своевременного выявления опасных не только для самих работников, но и для окружающих заболеваний (п. 22 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)[239]).

К трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности. К педагогическому труду не допускаются лица, осужденные за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (бандитизм, организация преступного сообщества, терроризм, убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилование, разбой и т.п.).

Право на занятие педагогической деятельностью включает в себя право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и учебников в соответствии с программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся. Запрещается использование антипедагогических методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, а также антигуманных и опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения. Педагогический работник вправе самостоятельно выбирать методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество учебного процесса.

Преподаватель вуза, имеющий ученую степень по соответствующей специальности, имеет право безвозмездно читать учебный курс, параллельный существующему. Руководство образовательного учреждения обязано создать для этого необходимые условия.

Педагогические работники образовательного учреждения имеют право проходить не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации (ст. 55 Закона РФ Об образовании)[240].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.