|
Договор между Элидой и Гереей
История
международных
отношений Российская Академия наук
Институт мировой экономики и международных отношений
Министерство образования Российской Федерации
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
История
международных
отношений
Учебное пособие
Т. II
Документы. Глоссарий. Хронология
Москва – Нижний Новгород,
Г.
УДК 327.56 (093)
ББК Ф 4(03) Я 73–3
К 86
Под общей редакцией академика О.А. Колобова
К 86. История международных отношений. Колл. авт. Под общей редакцией О.А. Колобова Т. II. Документы. Глоссарий. Хронология. – Москва – Нижний Новгород: ИФ ННГУ, ИМЭМО РАН, 2001 г.
Авторский коллектив: Балашов Ю.А., Белянцев А.Е., Бушуева С.В., Гаджиев К.С., Кабешев Р.В., Каменская Г.В., Колобов А.О., Колобов О.А., Корнилов А.А., Морозов Б.Н., Рыжов И.В., Соловьев Э.Г., Хохлышева О.О., Шамин И.В.
Во втором томе учебного пособия «История международный отношений» систематизированы наиболее важные документы, дано толкование основных терминов и приведена хронология истории международных отношений как фундаментальной научной дисциплины рабочих учебных планов специальностей 021200 – «международные отношения», 020200 – «политология», и направления 521300 – «регионоведение». Многие материалы вводятся в научный оборот и учебный процесс впервые. Они необходимы студентам в ходе подготовки к семинарским занятиям и лекциям, при написании курсовых и дипломных работ, а также во время самостоятельной научной деятельности.
ББК 66.4 (0)
К 86
Издание осуществлено в рамках мегапроекта ИОО «Развитие высшего образования в России» (Программа поддержки кафедр. Грант № НВА 912).
© Исторический факультет Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2001
© Сектор теории политики ИМЭМО РАН, 2001 г.
Введение
В соответствии с государственным стандартом РФ практические занятия по общему курсу «история международных отношений» при подготовке специалистов по международным отношениям со знанием двух иностранных языков, а также политологов, преподавателей общественных наук и регионоведов являются необходимыми. Они нацелены на обучение студентов навыкам комплексного исследования тех оригинальных источников, которые позволяют глубже разобраться в особенностях истории международных отношений как интегральной части всемирной истории человечества и истории Отечества.
Авторами при подборе и систематизации документов учтены многие междисциплинарные взаимосвязи, поскольку общий курс «история международных отношений» вбирает в себя результаты всех без исключения наук о человеке, включая международное право, геополитику, политологию, регионоведение, глобалистику, экологию, психологию и пр.
В учебном пособии намечены узловые темы общего курса «международные отношения», которые читаются в университетах России при подготовке студентов-международников, политологов и регионоведов. Каждой проблеме предпослан примерный план занятий, который, впрочем отнюдь не исключает какие-либо новые варианты комментирования текстов источников в соответствии с общими подходами и частностями научных дисциплин «международные отношения», «основы дипломатии», «введение в политологию», «регионоведение», «геополитика», «конфликтология», «миротворчество» и пр.
Исследователь международных отношений на рубеже XX-XXI веков сталкивается с мощными, идущими непрерывно, информационными и интеллектуальными потоками. У него порой совершенно не хватает времени, чтобы критически осмыслить происходящее, "просеять" и "отфильтровать" информационные сообщения. Невозможно остановить поступление информации, объемы которой возрастают с каждым днем, и поэтому специалист, исследователь, преподаватель, работающие в области МО, вынуждены пропускать мимо критики, " брать на веру" и использовать множество обозначений, наименований и терминов, поспешно охарактеризовать международные события.
Неадекватное применение терминов приводит к печальным последствиям в академической науке, а также к необходимым переменам в общественном сознании отдельного народа или группы таковых. Так, в ходе бомбардировок силами НАТО объектов Югославии весной 1999 г. широко использовался термин "гуманитарная интервенция" или "гуманитарное вмешательство", который на самом деле оказался прикрытием для агрессивного вмешательства правительств стран НАТО во внутренние дела СРЮ, переживавшей тяжелый кризис федерализма. Вторая война в Чечне показала, с какой легкостью политики или даже военные смешивали вначале чеченцев с международными террористами, группировали мусульман с ваххабитами, а пресс-отделы российских ведомств некоторое время не могли определить и объяснить параметры того, что называлось "контртеррористической операцией". Эксперты и ученые стран мира до сих пор не сойдутся во мнении, что же понимать под термином "международный терроризм"? А чем он отличается, например, от "организованной преступности"?
В решении терминологических проблем исследователь должен иметь и умело пользоваться хорошо проверенным "инструментом"- словарем. Независимо от времени, эпохи, страны проживания, специалист, "вооруженный словарем", всегда способен дать квалифицированное обозначение тому или иному явлению, событию, тенденции в сфере международных отношений.
Именно поэтому, интегральной частью предлагаемого читателю учебного пособия является глоссарий, призванный объяснить многие непонятные слова и выражения, употребляющиеся в дипломатической практике, официальной переписке и документах по истории международных отношений с древнейших времен до наших дней.
Хронология призвана стимулировать внимание пытливого студента на ключевых датах применительно к международным отношеиям и дипломатии в широком историческом контексте.
Краткие комментарии к разделу «Документы» настоящего учебного пособия предназначены прежде всего для того, чтобы помочь студенту установить связь между документами, разъяснить обстановку в которой они были изданы, определить позицию авторов того или иного источника, дать развернутую внутреннюю и внешнюю критику важных документальных свидетельств по истории международных отношений в региональном и глобальном масштабах.
В конце всей работы приведена библиография по истории международных отношений, составленная таким образом, чтобы студенты-международники, политологи, регионоведы могли максимально использовать различные информационные ресурсы, а также новые возможности «Internet» и частные коллекции документальных источников по актуальным проблемам мировой политики и международных отношений, находящиеся в г.Нижнем Новгороде, Москве и других городах России.
Многие документальные материалы сосредооченные во втором томе настоящего учебного пособия вводятся в научный оборот и в процесс преподавания истории международных отношений в университетах России впервые. Таким образом осуществляется апробация тех документальных свидетельств, которые позволяют глубже разобраться в мировой дипломатии, призванной разрешить вечный спор человечества о войне и мире и утвердить на планете систему международного сотрудничества, справедливую по отношению ко всем участникам весьма любопытного спектакля из жизни народов под условным названием «конфликт и порядок».
Слава земная проходит быстро, но остается ее очевидные следы, по которым можно установить если не истину, то правду, в различном прочтении, конечно, но непременно во имя прогресса человечества.
Электронная версия учебного пособия «История международных отношений» в двух томах представлена в локальной компьютерной сети ИФ ННГУ, на сайте www.megaproject.ru, в системе Интернет применительно к ННГУ им. Н.И. Лобачевского в целом (www.unn.ac.ru; www.unn.runnet.ru). Любое заинтересованное лицо или учреждение может воспроизвести его на свою дискету.
Часть I
Документы
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
Международные отношения древности, средних веков и нового времени
Тема 1
Международные отношения Древнего Востока
1. Общая характеристика древних восточных цивилизаций.
2. Мотивы, причины и цели дипломатии государств Древнего Востока.
3. Основные достижения международных отношений Древней Индии, Древнего Египта, Древнего Вавилона.
Исторический контекст международных отношений имеет свое начало в глубокой древности. Он связан со вполне конкретными усилиями отдельных индивидов и государств, пребывавших в постоянных контактах друг с другом. Функции государства в странах Древнего Востока оказались столь значительными, что олицетворяли все без исключения сферы деятельности людей. Многие формулы международной жизни нашли отражение в документах, которые позволяют проследить динамику межгосударственного сотрудничества и охарактеризовать состояние войны, казалось бы вечной, но все же имеющей в перспективе некоторые варианты установления мира.
Документ № 1
«АРХАШАСТРА»
[Извлечение]
…Раздел 10
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВО ВРАЖЕСКОЙ СТРАНЕ ПАРТИЙ ЛЮДЕЙ ПРЕДАННЫХ
И ЛЮДЕЙ, СКЛОННЫХ К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ
Глава 14
Привлечение партий людей преданных и людей, склонных к предательству, в своей стране объяснено. Надо сказать (о том же) в стране врага.
Обманутый после того, как ему были обещаны материальные выгоды, тот, из двух людей, одинаково хороших работников, кому оказано пренебрежение или по отношению к его ремеслу, или работе вообще, тот, кому любимцами царя воспрепятствован к нему доступ, кто сперва был призван, а затем отвергнут, кто огорчен изгнанием, кто истратился на взятки и не получил службы, тот, кому помешали в осуществлении его прав или получении наследства, кто лишился почестей и должности, кто оттеснен (царскими) родственниками, тот, чья жена изнасилована, кто брошен в тюрьму или другие (места заключения), кто наказан по вражескому оговору, тот, кому помешали поступить дурно, тот, кого лишили имущества, тот, кто истомлен заключением, тот, у кого сослали родных, — это разряд разгневанных.
Кто по своей вине обижен, кто оскорблен, тот, чьи дурные дела стали известны, кто смущен наказанием, назначенным человеку, совершившему один с ним поступок, тот, у кого отобрана земля, кто сражен наказанием, кто находится на любом служебном посту, кто награбил себе состояние, кто имеет виды на наследство родных царя, тот, кого ненавидит царь и кто ненавидит царя, — это разряд запуганных.
Кто низко опустился, кто набрал слишком много добра, кто скуп, кто порочен и кто пускается в слишком рискованные предприятия — это разряд жадных.
Кто мнит о себе, кто жаждет, чтобы его чтили, кто не переносит оказания почестей его врагам, кто общается с низкими людьми, кто жесток, кто насильник, кто недоволен получаемым содержанием — это разряд надменных.
Из всех этих, кто принадлежит к готовым на предательство, тех пусть царь подговаривает через шпионов, принявших вид бритых или с косой монахов, — в соответствии со степенью их преданности.[...]
Тех, кто обещали, сказав «да», и заключили договор, пусть он (царь) вместе со шпионами приобщает, по возможности, к своим делам.
Пусть он приобретает во вражеских странах лаской и дарами тех, кто может предать, не идущих на предательство — ссорой и силой и пусть указывает им на ошибки вражеского царя.[...]
Раздел 11
ЗНАЧЕНИЕ СОВЕЩАНИЯ
Глава 15
Привлекши свои и вражеские партии, пусть он (царь) думает о начале дел. Всякое начало (дела) предваряется совещанием.
Место совещания должно быть закрыто, из которого не истекают разговоры, куда не могут заглянуть и птицы.[...] Поэтому к месту совещания пусть никто непричастный не подходит. Пусть будет уничтожен предающий совещание.
Совещание может быть предано жестом и выражением лица посла, министра, царя. Жест — это измененное движение. Выражение лица — это принимание определенного вида.
Совещание должно быть скрыто, следует наблюдать за причастными к нему людьми до выполнения намеченного на совещании.[...]
Поэтому пусть другие не знают ничего о том, что он намеревается сделать, а исполнители пусть знают о деле только тогда, когда к нему приступлено или когда оно завершено.[...]
Никем не должен он пренебрегать и должен слушать мнение каждого. Мудрый должен как следует воспринять речь даже ребенка.[...]
Способ приступа к делам, наличие достаточного числа людей и материалов, определение времени и места, противодействие неудачам, счастливое завершение дела — это пять элементов совещания. О них пусть царь спрашивает каждого (советника) отдельно или всех вместе. Мудрый, пусть он вникает в суждения каждого в отдельности, (продумывая их) доводы. Восприяв суть дела, пусть не медлит. Пусть долго не совещается и не защищает тех, кому собирается нанести вред.[...]
Шестой отдел
ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА
Раздел 96
О СОВЕРШЕНСТВЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВА
Глава 1
Основными элементами государства являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные города, казна, войско и союзники.
При этом идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой, обладающим умом и положительными качествами, обращающим внимание на (совет) старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления. Вот качества, которыми он привлекает к себе людей
(Он должен обладать) любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину. Вот качества ума, (которые должны быть свойственны ему).
(Он должен обладать) храбростью, настойчивостью, быстротой и ловкостью. Это суть качества, характеризующие его деятельность.
Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим памятью, сметливостью и физической силой, быть высокого образа мыслей, легко обуздываемым, искусным, действующим военной силой в случае притеснения (со стороны врагов), видимым образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим меры против бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов, сдерживающимся, веселым, смеющимся, имеющим прямой и не хмурый взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставлениям опытных людей. Вот положительные качества государя как личности.[...]
Идеал казны является следующим Она должна быть приобретена законным образом или предками (государя), или им самим, должна состоять главным образом из золота и серебра, иметь разнообразные и крупные драгоценные камни и монеты и способной (быть поддержкой) в течение долгих периодов бедствий, когда нового притока ценностей не бывает.
Идеал войска. Оно должно быть таким, которое досталось государю от отца и деда, постоянным, послушным, таким, в котором воины, равно как их жены и дети, довольны, оно должно быть выносливым в походах, неотразимым, переносящим страдания, испытанным в боях, опытным и сведущим во всех видах оружия, верным (государю), ибо в благополучии и несчастии он связан с ним, и состоящим главным образом из кшатриев.
Идеал союзников. Они должны достаться государю от отца и деда, быть постоянными, быть во власти государя, верными, сильными и быстро приходящими на помощь.
Наиболее желательный вид врагов следующий. Они должны быть нецарского рода, корыстными, окруженными ничтожными советниками, управлять подданными, которые их ненавидят, поступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, предающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действиях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющими обиды другим.[...]
Поэтому царь, не имеющий положительных качеств и у которого непрочные основы, погибает от своих подданных1 или подпадает под власть врагов, хотя бы он и владел землей в четырех ее пределах.
Но тот, кто обладает [должными] личными качествами, хотя бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными основами государства и зная методы правления, получит власть над всей землей и не потерпит ущерба.[...]
Раздел 97
О МИРЕ И ТРУДЕ
Глава 2
Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием).
Основами для мира и труда являются шесть методов политики.
Результатом (применения) этих методов являются упадок, застой и развитие.
При этом человеческими (возможностями) являются правильная или неправильная политика. Успех же или неуспех являются посланными божеством.
Ибо действия божественные и человеческие приводят в движение мир. То, что совершается невидимым образом, есть действие божества. Если же при этом действии происходит достижение желанного результата, то это будет успех. В обратном же случае — это неудача.
Человеческое (действие) есть то, что совершается видимым образом. Если при этом достигается благополучие, то это правильная политика. Если же вызывается несчастие — это неправильная. Эти (человеческие действия) могут быть объектом мысли (постижимы). Действия же божественные непостижимы.
Государь, обладающий личными качествами, богатством и совершенными основами государства, является основой правильной политики и называется тем, кто имеет основание победить. Вокруг него, образуя окружение, непосредственно прилегающее к его земле, находится тот фактор, который представляют собой враги. Подобным же образом мы имеем фактор (или основу), которую представляют собой союзники, отделенные другой землей.
Соседний государь, обладающий отличительными чертами врага, есть противник. Если он попадает в беду, то он является таким, против которого выгодно идти войной. Если он не имеет опоры или же средства защиты его слабы, то он является таким, которого можно уничтожить. В противном случае он является таким, которого следует теснить или ослабить. Вот различные виды противников.[...]
(Государь), земля которого непосредственно граничит (с владением того, кто имеет намерение победить), есть основной враг. Если он принадлежит к тому же роду, то его называют природным врагом. Тот же, с которым возникла вражда или который предпринимает агрессивные действия, есть враг благоприобретенный.
(Государь), земля которого отделена другой землей, есть основной союзник. Если он приходится родственником его с отцовской или материнской стороны, то он называется природным союзником. Если же он примыкает (к государю, намеревающемуся победить), так как получает от него деньги или средства к существованию (или так как он обязан ему получением денег и жизнью), то он называется благоприобретенным союзником.[...]
Седьмой отдел
О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ
Разделы 98 и 99
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШЕСТИ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПАДКА, ЗАСТОЯ И РАЗВИТИЯ
Глава 1
Круг факторов (внешней) политики есть основание для применения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов суть: мир, война, выжидательное положение, наступление, искание защиты и двойственная политика.
Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов.
Каутилья же считает, что все-таки имеются шесть методов в соответствии с различными положениями.
Тут миром считается заключение договора, связывающего (обе стороны), войною — причинение вреда, выжидательным положением — пребывание в безразличном состоянии, наступлением — принятие мер (к нападению), союзом — прибегание к помощи других и двойственной политикой — использование то войны, то мира (смотря по обстоятельствам). Вот шесть методов (политики).
Если кто-нибудь слабее (другого), то он должен заключать с ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) войной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни я его неспособны победить», — должен держаться выжидательного положения. Имеющий преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у которого незначительные силы, должен искать союза (с другими). Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вести двойственную политику. Вот определение методов.
Если (государь), стоя на точке зрения применения какого-либо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владениях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по заселению пустырей и разведению ценных [пород] лесов и таких, в которых содержатся слоны, [и будет в состоянии] вредить таким же действиям врага и действительно применяет этот метод, то будет успех.
Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в будущем) явится преуспеяние, а также что у врага будет как раз обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспеянию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одновременно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в мире.
Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения какого-нибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных результатов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод следует считать ведущим к упадку.
Если владетель видит, что упадок собственный будет совершаться длительно, а упадок у врага — быстро или же что временный упадок приведет в конце концов к процветанию, в то время как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться равнодушным к собственному упадку.
Если у обеих сторон упадок происходит одновременно и приводит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире.
Тот метод, с применением которого не получается ни процветания, ни упадка, ведет к состоянию застоя.
Если государь знает, что ему придется лишь на короткое время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет к конечному процветанию, в то время как у врага будет обратное, то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию застоя.[...]
Раздел 100
ОБ ИСКАНИИ ПОМОЩИ (У БОЛЕЕ СИЛЬНОГО)
Глава 2
[...] Из двух (государей), которые находятся между собой в дружественных отношениях, следует прибегать к тому, с которым (ищущий союза) дружен, и к тому, который является расположенным. Это есть правильный способ заключать союз (или прибегать к помощи).[...]
Разделы 101 и 102
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ (ЦАРЕМ),
РАВНЫМ (ВРАГУ), БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ И БОЛЕЕ СЛАБЫМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА БОЛЕЕ СЛАБЫМ
Глава 3
Желающий победить должен применять шесть методов политики сообразно со своими силами. С равным ему по силам и с более сильным он должен пребывать в мире. С более слабым он может воевать. Ведь тот, на которого более сильный идет войной, становится подобным пехотинцу, сражающемуся со слоном. Если же он воюет с равным, то это приводит лишь к потерям с обеих сторон, подобно тому как разбиваются два необожженных горшка, если их столкнуть. Только тот, кто воюет с более слабым, имеет успех, будучи подобным камню, разбивающему глиняный сосуд.
Если более сильный не желает мира, то следует вести себя, как будто покоряешься силе, или же применять хитрые методы, пока не представится возможность усилиться самому.
Если равный не желает мира, то нужно причинять ему вред в той самой мере, в какой тот вредит (данному государю).
Ибо огонь сплавляет (металлы) и не может ненакаленное железо соединиться с другим железом.
Если более слабый во всех отношениях показывает свое подчинение, то следует заключить с ним мир. Ибо как следствие желания мести за причиненное страдание может явиться сила (или боевой жар), равная лесному пожару, которая может привести к победе (хотя бы и более слабого). Кроме того, такой (государь) может найти поддержку в своем круге государств.[...]
Разделы 108—110
СООБРАЖЕНИЯ ПО ПОВОДУ ТОГО, НА КОГО НАПАДАТЬ — НА ТАКОГО,
КОТОРЫЙ (ПО СВОЕМУ ПОЛОЖЕНИЮ) ЯВЛЯЕТСЯ УДОБНЫМ ОБЪЕКТОМ
НАПАДЕНИЯ, ИЛИ ЖЕ НА ОСНОВНОГО ВРАГА. ПРИЧИНЫ, ВСЛЕДСТВИЕ КОТОРЫХ
ПОДДАННЫЕ ТЕРПЯТ НУЖДУ, ПРОЯВЛЯЮТ АЛЧНОСТЬ И СТАНОВЯТСЯ ВРАЖДЕБНЫМИ
(СВОЕМУ ПРАВИТЕЛЮ). СООБРАЖЕНИЯ О (ВЫБОРЕ) СОЮЗНИКОВ
Глава 5
Если два соседа (государя, желающего победить) находятся в одинаковом состоянии затруднения, то (при возникновении вопроса), против кого идти — против основного врага или же против того, на которого удобно напасть, следует выступать против основного врага. Если достигнут успех над последним, то тогда следует выступать против того, на которого удобно напасть. Ведь при успехе основного врага (другой), тот, на которого удобно напасть, может при случае и оказать помощь, но никак не основной враг, если тот, на которого удобно напасть, имел бы успех.[...]
[...] Следует выступать против основного врага, хотя бы у того были и незначительные затруднения, ибо у подвергшегося нападению незначительные затруднения становятся тяжелыми. Правда, конечно, что значительные затруднения (того, на которого удобно напасть) станут еще более тяжелыми, но, с другой стороны, не подвергшийся нападению и находящийся в незначительных затруднениях (основной) враг с легкостью устранит свои затруднения и придет на помощь тому, на которого удобно было напасть. Он тогда набросится (на желающего победить) с тыла.[...]
Еще является вопрос: идти ли против более сильного, но несправедливого (правителя) или же против слабого, но такого, который правит справедливо. Следует идти против более сильного, но правящего несправедливо. Ибо если сильнейший, но правящий несправедливо подвергнется нападению, то его подданные не будут ему помогать; они могут изгнать его или перейти на сторону его врага. Если же подвергнется нападению более слабый, но правящий справедливо, то его подданные будут ему помогать и станут сопутствовать ему, если ему придется бежать.[...]
Истощенные подданные делаются алчными и становятся враждебными (к своему правителю). И, будучи враждебными, они переходят к врагу или же убивают своего владыку.
Поэтому не следует вызывать причины, создающие истощение, алчность и враждебность подданных. Те же причины, которые могли бы возникнуть, следует немедленно устранить.[...]
Выступать в поход совместно с другими следует лишь после того, как причины, побуждающие союзников к ведению войны или заключению мира, будут должным образом взвешены. (Следует выступать тогда), когда (союзники) обладают силой и честностью.[...]
Теперь возникает вопрос, с кем следует предпринимать совместный поход — с одним более сильным или с двумя равными? Лучше с двумя равными. Ибо (желающий победить) будет всегда под властью более сильного. Над равными же ему он сможет получить превосходство и выгоды. Между двоими легко посеять раздор, и если один окажется враждебным, то двое других смогут его обуздать и дать ему испытать последствия раздора.
Еще возникает вопрос, с кем лучше заключить союз — с одним равным или же с двумя более слабыми? Лучше с двумя более слабыми. Ибо они смогут выполнить то, что может быть совершено только двоими, и вместе с тем они будут подчиняться (желающему победить, который сильнее их).[...]
1 Согласно толкованию Ганапати Шастри, это означает: «Такой Государь, у которого основы государства негодны, погибает от этих основ».
Печатается по: Артхашастра, или Наука политики / Пер. с
санскрита. М., 1993. С. 31—37, 284—293, 296, 298—299, 306—310.
См.: Антология мировой политической мысли.
Т.1. Зарубежная политическая мысль: истоки
и эволюции. М., 1997. С. 130-139.
Документ № 2
ЗАКОНЫ МАНУ
[Извлечение]
Глава VII
101. То, что он не имеет, пусть старается [приобрести] силой, приобретенное — охраняет заботливо, сохраненное — приумножает приращением, приумноженное — вручает достойным получать [дары].
102. Следует всегда быть готовым к войне, всегда обнаруживать силу, скрывать тайны, выслеживать слабости врага.
103. Весь мир страшится всегда готового к войне, поэтому все живые существа следует подчинить именно силой.
107. Таким образом, какие бы ни были противники у него, стремящегося к завоеваниям, всех их пусть подчиняет [четырьмя] средствами — переговорами и прочими1.
108. Если они не были подчинены первыми тремя средствами, пусть подчиняет их постепенно, одолевая силой.
109. Из четырех средств — переговоры и прочие — ученые всегда рекомендуют для процветания страны переговоры и силу.
110. Как копающий [землю] удаляет сухую траву и [этим] охраняет зерно, так и царь пусть охраняет страну и убивает врагов.
111. Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
112. Как от мучения тела гибнут жизни людей, так от мучения страны гибнут жизни царей.
113. Пусть при управлении страной всегда исполняет следующее правило: царь, имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие.
114. Подчинение страны следует обеспечивать, поместив отряд [воинов] посреди двух [деревень], трех, пяти, а также сотен деревень.
115. Следует назначить старосту для [каждой] деревни, Управителя десяти деревень, управителя двадцати и ста, а также управителя тысячи.
116. Деревенский староста пусть сам сообщает должным образом о преступлениях, совершенных в деревне, управителю десятью деревнями, управитель десятью — управителю двадцатью;
117. управитель двадцатью пусть все это сообщает управителю сотни, а управитель сотни деревень — лично управителю тысячи.
118. Что должно быть даваемо царю жителями деревни ежедневно—пища, питье, топливо и т. д., —то пусть собирает деревенский староста.
119. Управитель десятью пусть пользуется одной кулой2, управитель двадцатью — пятью кулами, управитель над сотней деревень — деревней, управитель тысячи — городом.
120. За их действиями в деревнях, а также за частными делами пусть наблюдает особый сановник царя — верный и неутомимый.
121. В каждом городе надо назначить одного, думающего обо всех делах, высокого по положению, грозного на вид, подобного планете3 среди звезд.
122. Пусть он всегда посещает всех тех [служащих] сам поведение их в сельских местностях пусть проверяет должным образом посредством соглядатаев.
123. Ведь слуги царя, назначенные для охраны [народа] бывают большей частью порочными, стремящимися к захвату чужой собственности; от них нужно защищать этот народ
124. Пусть царь, забрав имущество тех [служащих], которые по злонамеренности вымогают деньги у тяжущихся, отправит [их] в изгнание.
125. Для женщин, занятых на царской службе, и вообще слуг следует установить ежедневное содержание, соответствующее положению и работе.
126. Одна пана4 должна быть дана как жалованье для низшего и шесть — для высшего5, а также одно платье в шесть месяцев и дрона6 зерна ежемесячно.
127. Рассмотрев [цены при] покупке и продаже, длину пути, [издержки на] пищу, приправу и охрану имущества, пусть царь заставит торговцев платить налог.
128. Рассудив, царю надо в стране всегда так устанавливать налоги, чтобы пользовался плодом и царь и исполняющий работы.
129. Как мало-помалу поглощают пищу пиявка, теленок и пчела, так мало-помалу царем должен быть получаем от страны ежегодный налог.
130. Царем может быть взята пятидесятая часть скота и золота, а также восьмая, шестая или же двенадцатая часть зерна.
131. Он может также взимать шестую часть древесины, мяса, меда, коровьего масла, благовоний, лекарственных трав, соков, цветов, кореньев и плодов,
132. листьев, зелени, трав, шкур и плетеных изделий, глиняных сосудов и всего, сделанного из камня.
133. Царь, даже погибая, пусть не взимает налог с знатока Веды: не должен умереть от голода знаток Веды, живущий в его стране.
134. У какого царя в стране погибает от голода знаток Веды, у того от того же голода быстро погибает страна.
135. Убедившись в поведении, соответствующем Веде, следует установить для него содержание, полагающееся по дхарме, и охранять во всех случаях, как отец родного сына.
136. Какую бы дхарму он ни совершал, ежедневно охраняемый царем, посредством этого возрастает жизнь, богатство, а также страна царя.
137. Пусть царь ежегодно заставляет простой народ, живущий в стране [самостоятельным] промыслом, платить нечто, называемое налогом.
138. Царь может заставить исполнять работу один [день] каждый месяц ремесленников всех специальностей и шудр, живущих своим трудом.
141. Устав от рассмотрения дел людей, пусть назначит на то место главного из сановников, знающих дхарму, — ученого, обузданного, родовитого7.
142. Устроив таким образом все свои дела, пусть он ревностно и заботливо охраняет этих подданных.
143. Тот царь мертвый, [а] не живой, который вместе со слугами видит, как взывающих [о помощи] подданных враги угоняют из страны, [и не принимает мер к их защите].
144. Высшая дхарма кшатрия — охрана подданных, ибо царь, вкушающий перечисленные плоды8, [тем самым] принимает на себя обязательство по исполнению дхармы.
145. Встав в последнюю часть ночи, исполнив [обряд] личного очищения, сосредоточившись в мыслях, совершив жертвоприношение на огне, почтив брахманов, пусть входит в красивый зал собрания.
146. Оставаясь там, удовлетворив всех подданных, пусть отпустит [их], а отпустив всех подданных, может совещаться с советниками.
147. Совещаться надо, будучи необнаруженным — взойдя на вершину горы, или укрывшись тайком во дворце, или в уединенном месте в лесу.
148. Тот царь, плана которого не знают прочие люди [даже] все вместе, поглощает всю землю, даже лишенный сокровищ.
149. На время совещания надо удалить слабоумных немых, слепых, глухих, животных9, слишком старых людей женщин, млеччхов, больных и увечных.
158. Следует считать врагом соседа и сторонника врага, другом — соседа врага, нейтральным — [всякого], кроме этих двух.
159. Надо всех их подчинить своему влиянию переговорами и прочими средствами, [употребленными] отдельно или совместно, мужеством и политикой.
160. Надо всегда обдумывать шесть форм политики:
это союз, война, поход, выжидание, разделение [войска] и поиски помощи.
164. Считается, что война [бывает] двух родов: предпринятая самим для [достижения своей] цели — в неблагоприятное или же благоприятное время, — а также из-за обиды, нанесенной союзнику.
165. Поход бывает двух родов: одного — при внезапном наступлении крайних обстоятельств, — и совместно с союзником.
166. Выжидание бывает двух видов: когда он постепенно ослаблен — по воле рока или из-за прежних деяний и вследствие желания союзника.
167. Пребывание войска и государя ради достижения цели раздельно называется знающими качества шести элементов политики разделением [войска] на две части.
168. Помощь10 бывает двух родов: ради достижения успеха для теснимого врагами [и] для того, чтобы быт
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|