Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
Политика хозяйственной модернизации С.Ю. Витте. Конец XIX в. —, когда в России проявились результаты буржуазных реформ, но в то же время отчетливо стала видна их половинчатость. Несмотря на успешное капиталистическое развитие, Россия оставалась аграрной страной. Подавляющая часть населения была занята в сельском хозяйстве, а главными статьями экспорта являлись продукты земледелия и животноводства. Правительство осознавало необходимость дальнейших преобразований. Принимается новая правительственная программа развития экономики, известная как программа хозяйственной модернизации или программа индустриализации. Главный ее разработчик — Сергей Юльевич Витте.
Если раньше правительство основное внимание уделяло устранению препятствий на пути развития промышленности, то теперь оно переходило к ее прямой поддержке. Главной целью было создание современной индустрии в стране. Эту задачу предполагалось решить в течение 10 лет, для чего планировалось создать развитую транспортную систему в России, сформировать новые центры промышленного производства в стране и развивать новые отрасли промышленности. Рынками сбыта для российских товаров должны были стать Ближний и Средний Восток, Китай и Корея.
При реализации программы было решено сделать упор на российские источники финансирования. Правительство способствовало активизации накопления капитала в государственных и частных банках, а также само стремилось аккумулировать средства. Более чем на 40 % увеличились в 90-е гг. косвенные налоги (налоги на потребление). В 1891 г. вводится новый железнодорожный тариф, увеличивший ставку за перевозку грузов. В 1894 г. государство устанавливает винную монополию, ставшую одной из основных доходных статей бюджета, дававшей казне более 350 млн руб. в год. Для получения дополнительных средств увеличивался российский экспорт.
Тем не менее внутренних ресурсов для проведения преобразований оказалось недостаточно. Необходимо было привлечь иностранные инвестиции, создать надежную систему кредита и обеспечить гарантии иностранным вкладчикам. Добиться благоприятных результатов в этой сфере было невозможно, пока русская денежная единица не являлась стабильной. Для упрочения финансовой системы требовалось изыскать надежный металлический эквивалент рубля. Было решено остановиться на введении золотого обращения. Введение золотой валюты укрепило государственные финансы России и стимулировало ее экономическое развитие.
Немаловажной составной частью программы модернизации являлось решение проблемы подготовки квалифицированных кадров для промышленности. Указанную задачу в конце ХIХ в. в России выполняли высшие учебные заведения: политехнические институты, которых в России было всего 3, и отраслевые училища, число которых в это время достигло 155.
В результате реализации данной программы по объему выпускаемой продукции Россия заняла пятое место в мировом промышленном производстве, почти сравнявшись с Францией. Политика модернизации была последней возможностью развития экономики страны без глубоких структурных изменений государственной и социальной системы. Как показал экономический кризис 1900-х гг., эта возможность была исчерпана уже к началу ХХ в. Государственная власть не могла построить органичную капиталистическую систему. Протекционизм1 и казенные субсидии не могли долго быть единственными опорами частновладельческого хозяйства. Нормальная экономическая среда формируется и действует на основе саморегуляции при выполнении государственными институтами лишь контролирующих функций. В пореформенной же России воздействие государственной системы на хозяйственное развитие было во многих случаях преобладающим. За прогресс пришлось заплатить довольно высокую цену. В полтора раза вырос государственный долг. Протекционизм не только способствовал развитию отечественной промышленности, но и привел к снижению качества ее продукции.
В России в начале ХХ в. сложился и активно развивался государственно-монополистический капитализм. Стало очевидно, что противоречия между капитализмом и феодальными пережитками будут нарастать. Поэтому правительство усилило внимание к аграрному сектору экономики, где пережитки феодализма были наиболее сильны.
Столыпинская аграрная реформа. Столыпинская аграрная реформа — понятие условное, поскольку она не составляет целостную концепцию и распадается на ряд отдельных мероприятий. Не совсем правильно и название реформы, ибо П.А. Столыпин не являлся автором ее основных положений.
Разработку новых принципов сельскохозяйственной политики проводило специальное межведомственное «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной политики», действовавшее в 1902—1905 гг. под председательством С.Ю. Витте. Подготовка реформ продолжилась в Министерстве внутренних дел под руководством товарища (заместителя) министра В.И. Гурко. Предполагалось создание хуторов и отрубов на надельных землях, что должно было вызвать ускоренную ломку общины.
Дальнейшая реализация реформы аграрного сектора связана с деятельностью премьер-министра П.А. Столыпина. В августе 1906 г. Столыпин провел мероприятия по передаче Крестьянскому банку части государственных и удельных земель для продажи крестьянам. Но без передачи помещичьих земель крестьянам в России нельзя было решить аграрный вопрос. Премьер считал, что нет нужды в ограничении помещичьего землевладения, поскольку частичное отчуждение дворянских имений уже началось, так как многие помещики, напуганные революцией, продавали свои земли. Важно, чтобы Крестьянский банк покупал их, разбивал на участки и продавал крестьянам. На банковских землях стали создаваться фермерские хозяйства. До 1911 г. объем продаж возрастал, а затем стал падать. Но главным направлением в аграрной реформе стала реализация проекта Гурко. Проект лег в основу указа 9 ноября 1906 г., который после обсуждения был принят Государственной думой и получил силу закона 14 июля 1910 г. Согласно этим нормативным актам все крестьяне приобретали право выхода из общины с выделением (укреплением) земли в собственное владение. Земля закреплялась в собственность домохозяев, а не в собственность двора, как наделы в общине.
Для поддержки крепких домохозяев, тяготившихся общинными порядками, правительство подготовило «Закон о землеустройстве», который был принят 29 мая 1911 г.Теперь акцент делался не на чересполосном укреплении, а на образовании отрубов и хуторов. По требованию домохозяина его разрозненные полосы сводились в один клин — отруб. Если к отрубу присоединялась площадь деревенской усадьбы и на него переносилось жилье, то он превращался в хутор. В результате правительственной политики из общины к 1916 г. вышло около 26 % крестьян с 14 % земли, что говорит о выходе из общины не самых богатых крестьян.
Составным элементом проводившейся реформы была переселенческая политика, призванная решить проблему аграрного перенаселения центральных районов России, т.е. решить политическую задачу. Одновременно переселение было направлено на решение хозяйственной проблемы — проблемы освоения земель, еще не включенных в хозяйственный оборот. Основными районами переселения являлись Сибирь, Средняя Азия, Северный Кавказ и Казахстан. Переселение осуществлялось по железной дороге (действовал специальный льготный «переселенческий» тариф) или с применением гужевого транспорта. В последнем случае переселенцы двигались на подводах. Переселенческая эпопея 1906—1916 гг. слабо отразилась на положении крестьянства в центральной части России, так как за Урал ушло всего 18 % естественного прироста сельского населения за эти годы. Примерно пятая часть переселенцев вернулась назад.
Еще одним препятствием на пути экономического прогресса деревни являлась низкая культура земледелия и неграмотность подавляющего числа производителей. В годы реформы крестьянам оказывалась широкомасштабная агроэкономическая помощь. Для крестьян организовывались учебные курсы по скотоводству и внедрению прогрессивных форм сельскохозяйственного производства.
Положительным результатом аграрной реформы начала ХХ в. считается рост благосостояния деревни в 1907—1913 гг. Тем не менее улучшение связано не столько с реформой, сколько с воздействием других факторов: отменой, начиная с 1907 г., выкупных платежей, ростом мировых цен на хлеб, начавшимся в этом же году, и рекордными урожаями, полученными в российском сельском хозяйстве благодаря хорошим погодным условиям в 1909 и 1913 г. Бесспорно то, что реформа привела к быстрому подъему сельского хозяйства в Сибири. Переселенцы составили половину общего прироста населения в этом регионе. Ими в 1906 — 1914 гг. было освоено более 30 млн. десятин земельных угодий и построены новые населенные пункты. Выросла урожайность хлебов.
Проводя реформу, правительство не ставило перед собой цели разрушения крестьянской общины, а продолжало ее поддерживать. Хуторизация проводилась большей частью за счет середняков и бедняков, но никто с общиной окончательно не рвал, поскольку это было невыгодно экономически. За годы реформы (незавершенной из-за начавшейся первой мировой войны) из общины вышло около 26 % крестьян. Следовательно, большинство их осталось в общине, а значит, община устояла. Исходя из этого целью реформы следует считать попытку создания дополнительных возможностей для развития капитализма в деревне. Можно говорить о достижении положительных результатов, учитывая ограниченность и половинчатость реформы.
Реализации реформы помешала не только война, но и содержавшиеся в ней самой существенные недостатки. Прежде всего — игнорирование региональных различий. Другим слабым местом реформы была идеализация хуторов и отрубов, а также вообще частной собственности на землю в ущерб другим формам собственности. Многих целей не удалось достигнуть из-за недостаточного финансирования. Не был сформирован слой крепких сельских хозяев, которые могли послужить опорой для существовавшего режима.
Несмотря на незавершенность и наличие ряда существенных недостатков, столыпинская аграрная реформа имела большое значение. В несбалансированной российской экономике сельское хозяйство являлось той отраслью, которой необходима государственная помощь. Но насильственное навязывание деревне новых форм собственности и хозяйствования, их бюрократическое внедрение были чреваты тяжелыми последствиями. Тем не менее в условиях сохранения самодержавной политической системы это была наиболее серьезная попытка решения аграрного вопроса в России.
§ 2. Революция 1905 — 1907 гг. Политические партии России:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|