Попытки реформирования политической системы
В первой половине XIX в.
В ХIХ в. Россия вступила, сохраняя внешне облик самодержавного государства с феодально-крестьянской системой хозяйства. Первая половина этого столетия принесла немалые перемены, связанные с преобразовательной деятельностью Александра I. Александр взошел на престол в результате дворцового переворота, закончившегося убийством отца — Павла I.
Восшествие нового царя было встречено столичными жителями с ликованием. В первом же манифесте Александр I объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу августейшей бабки нашей». Подчеркивая свою приверженность курсу Екатерины II, он восстановил отмененные Павлом I «Жалованные грамоты» дворянству и городам, дворянские выборные корпоративные органы, освободил дворян от телесных наказаний, объявил амнистию всем бежавшим за границу от павловских репрессий и ссыльным. Были отменены и другие павловские указы, вроде запрета носить круглые шляпы, выписывать иностранные газеты и журналы, выезжать за границу. Была объявлена свобода торговли, разрешены частные типографии, упразднена вселявшая страх Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой. Опустела и главная тюрьма страны — Петропавловская крепость.
Собиравшийся эпизодически при Екатерине II Государственный Совет стал постоянным («Непременным»). Он рассматривался как орган с законосовещательными функциями при императоре. В Совет входили представители высшей знати (12 человек).
Все дальнейшие преобразования были связаны с деятельностью М.М. Сперанского. Сын сельского священника благодаря исключительным способностям сделал головокружительную карьеру при Александре I, заняв пост статс-секретаря в «Непременном совете». В октябре 1809 г. Сперанский предоставил царю проект по изменению государственного строя России. В этом документе, по существу, ограничивалось самодержавие и вводилась конституция. Проект предлагал осуществить принцип разделения властей: законодательная власть должна быть сосредоточена в новом органе — Государственной Думе, судебная — в Сенате, исполнительная — в министерствах (возникших в России еще в 1802 г.). Ни один закон не мог войти в силу без одобрения его выборным органом — Государственной Думой. Министров же назначал царь, но они оказывались ответственными перед Думой. Предусматривалась стройная система выборных дум: Государственная, губернские, окружные, волостные. Членов Сената полагалось выбирать губернским думам. Политическими правами наделялись все, кроме «народа рабочего» (поместных крестьян, мастеровых, их работников и домашних слуг). Связующим звеном между императором и тремя ветвями власти должен был стать Государственный Совет — вершина новой государственной системы.
Император признал проект «удовлетворительным и полезным», но реализовать его не дал. Дело свелось к учреждению в 1810 г. Государственного Совета — законосовещательного органа при императоре, вместо «Непременного совета».
М.М. Сперанский подготовил «Общее учреждение министров», которое стало законом в 1811 г. Тем самым была завершена реформа, начатая в 1802 г., когда коллегии были заменены новой европейской формой высшей исполнительной власти — министерствами. Министры объединялись в Комитет министров (1812). В состав Комитета входили также председатели департаментов Государственного Совета, а председатель Совета стал одновременно председателем Комитета министров. Согласно закону, Комитету министров полагалось рассматривать дела, по которым необходимо «общее соображение и содействие» и в разрешении которых министр «встретил сомнение», включая дела, превышающие пределы его власти. На практике же комитет выполнял и судебные функции, а также обсуждал законопроекты, утвержденные императором, минуя тем самым Государственный Совет. Комитет министров мог отменять решения Сената, который также в начале ХIХ в. претерпел реорганизацию. Он был разделен на 9 департаментов, полусамостоятельных, скрепленных главенством генерал-прокурора (с 1802 г. эту должность стал занимать министр юстиции).
Решения Сената по судебным делам оказывались неокончательными: если при обсуждении дел возникали разногласия (что случалось часто), окончательный приговор выносил император, а впоследствии — Государственный Совет. М.М. Сперанский предлагал сделать решения Совета окончательными, но это предложение не приобрело силу закона. Последовала отставка реформатора и ссылка его в Нижний Новгород.
К началу 20-х гг. ХIХ в. Александр I отказался от коренных преобразований в политической сфере и стал на путь возврата к бесперспективной практике частных подновлений существующей системы. Свою роль сыграл и страх царя, вызванный революциями в Италии и Испании, и узость социальной опоры для них в России и боязнь Александра I войти в конфликт с основной массой дворянства. Курс правительства, по одним определениям, становился консервативным, по другим — реакционным.
В 1825 г. к власти пришел его брат Николай Павлович. К демократии Николай I всегда относился отрицательно, был ревнителем монархической идеи, убежденным сторонником абсолютизма. Главной своей задачей Николай I поставил сохранение самодержавного строя. Но он был трезвомыслящим человеком и политиком и понимал, что невозможно обойтись без проведения некоторых преобразований, не меняющих, однако, существа политической системы. При этом ставка делалась на бюрократию, и не допускалось никакое участие общества в реформах.
Николай I продолжил линию Александра I по усилению централизации и бюрократизации государственного аппарата. Ключевым органом государственной структуры стала Собственная его императорского величества канцелярия. Значительно увеличилась численность чиновников канцелярии, учреждается несколько ее отделений (к середине XIX в. их было 6). По своей структуре и функциям эти отделения фактически были министерствами, но пользовались гораздо большим влиянием и контролировали деятельность соответствующих министерств, оставаясь при этом органами личной власти императора.
Самым известным и важным было III Отделение канцелярии — орган политического сыска и следствия, созданный по инициативе А.Х. Бенкендорфа. В 1826 г. начальник отделения стал одновременно шефом специально организованного корпуса жандармов. На этот пост царь назначал самых преданных ему людей. Страна была разделена на несколько жандармских округов, во главе которых находились генералы, имевшие в своем распоряжении обширный штат подчиненных. Функции III Отделения и корпуса жандармов были следующими: они осуществляли сыск и следствия по политическим делам, наблюдали за литературой, ведали расколом и сектантством, следили за иностранцами на территории России, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, изучали положение крестьян и причины крестьянских волнений, ведали цензурой. Предпринимались попытки поставить под жесткий контроль верховной власти местную администрацию в лице губернаторов.
Все это привело к неимоверному росту центральной бюрократии. Если в 1796 г. в России насчитывалось 15 тыс. чиновников, то в 1847 г. их было уже более 61 тыс. Невиданный размах приобрели коррупция и казнокрадство. Царская власть пыталась бороться с ними путем проведения государственных ревизий (для этого было создано специальное главное управление) и упорядочивания законодательства. По мнению Николая I, необходимо было внушить стране уверенность, что Россия управляется на незыблемых основах закона. К работе по кодификации законодательства император решил привлечь Сперанского, который еще в 1821 г. вернулся в столицу. К 1830 г. им и его помощниками была проделана огромная работа по сбору в архивах и государственных учреждениях законодательных актов, вошедших затем в «Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов Российской империи». «Сводом законов» стали руководствоваться в качестве официального кодекса в судебных и других учреждениях.
Реорганизованное в первой половине ХIХ в. центральное управление просуществовало с небольшими изменениями вплоть до 1917 г. Реформы 1801 — 1813 гг. способствовали приспособлению политического строя России к новым социально-политическим отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат. Централизация и бюрократизация государственного аппарата отвечали задаче поддержки самодержавной власти.
ТЕСТ
1) В 1721 г. Россия
А. утвердилась на берегах Балтики;
Б. утвердилась на берегах Черного моря;
В. присоединила территории Закавказья;
Г. установила протекторат под восточной Грузией.
2) Какова суть реформ проведенных в XVIII в.?
А. утверждение капитализма в экономической и социальной областях;
Б. способствовали созданию правового общества;
В. выдвинули Россию в число великих держав;
Г. гражданское раскрепощение общества.
3) Высшим органом государственного управления по реформам Александра I стали:
А. Сенат, кабинет министров, Государственный Совет, Синод;
Б. Сенат, 12 коллегий. Синод;
В. кабинет министров, Государственный совет, Государственная дума;
Г. Сенат, правительство, негласный Комитет.
4) Современниками Александра I были:
А. Победоносцев и Горчанов;
Б. Новиков и Суворов;
В. Витте и Столыпин;
Г. Сперанский и Багратион.
Рекомендуемая литература
1. Буганов В.И. Петр Великий и его время. — М., 1989.
2. Валишевский К. Царство женщин. — М., 1984.
3. Каменский А.Б. Екатерина II // Вопросы истории. — 1989.
4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Ч. V. Т. V. Курс русской истории. — М., 1989.
5. Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины ХIХ столетия. — М., 1990.
6. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. — М., 1990.
7. Окунь С.В. История СССР (1800 — 1861). — М., 1969.
8. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. ХI. Т. 21 — 22. — М., 1963.
9. Стегний П.В. Хроники времен Екатерины II. — М., 2001.
10. Эйдельман Н.Я. Грань веков. — М., 1988.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|