Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственный дирижизм (французская школа Ф.Перру)





После второй мировой войны во Франции из наиболее известных ученых экономистов сформировалась так называемая социологическая школа. Концепции, разработанные ее представителями, использовались в практике государственного регулирования экономики, заложив основу методу индикативного планирования, вошедшего в последствии в экономическую теорию как государственный дирижизм - один из методов управления экономическими процессами.

По многим позициям социологическая школа примыкает к одному из главных направлений экономической науки XX в. - институциональному. Основным представителем данной школы является французский ученый, основатель школы - Франсуа Перру.

Франсуа Перру разработал "концепцию доминирования", из которой выводит принципы индикативного планирования. Доминирующая единица с мощным "эффектом увлечения" представляет своеобразный полюс роста, он порождает эффект "агломерации". Полюсы роста, под которыми можно понимать и фирму, и компанию и отрасль или комплекс отраслей, обладающих сильным "эффектом увлечения", образуют точки, зоны или полюса развития в регионе или стране.



Как и все представители институционального направления, французские ученые критично воспринимали неоклассическую теорию рынка. Главным объектом их критики была абстрактность этой теории, несоответствие ее позиций тому реальному рынку, который сложился в большинстве стран мира во второй половине XX века. Неоклассическая теория ограничивает исследование не просто рынком, а рынком "совершенной конкуренции", значительно упрощая существующие в реальной жизни связи и мотивации. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, утверждал Ф.Перру и его сторонники. Рынок структурно преобразован монополиями и вмешательством других институтов. Ф.Перру выступал, против трактовки экономики как замкнутой, самодовлеющей системы. Он считал, что экономика неразрывно связана с социальными отношениями, а также с политикой и идеологией.

Экономические единицы связаны между собой асимметричными отношениями экономической и социальной власти. Они сознательно осуществляют собственную экономическую стратегию. Современная экономика, по мнению Ф.Перру, - это комбинация фирм господствующих и фирм подчиненных. Как правило, в роли доминирующей фирмы может выступать компания, на долю которой приходится свыше 40% продукции конкретной отрасли. Она оказывается неким автономным центром конъюнктуры, а остальные компании, фирмы приспосабливаются к ее решениям.



Ф.Перру предложил свою концепцию общего экономического равновесия. В ней главное место занимает активный агент или экономическое формирование, т.е. фирма, компания или государство, выполняющие определенные экономические функции, действующие в соответствии с конкретной стратегией и намерениями. Поведение экономических агентов обусловлено правилами рыночной игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Взаимодействие экономических структур он рассматривал только в контексте социальных и политических составляющих. Ведя настойчивый поиск подлинных дирижеров экономической игры, Ф.Перру тщательно обосновывал необходимость существенного усиления воздействия государства на экономику.

Такой подход формировался под воздействием теории Дж. Кейнса, и именно ее экономисты стремились приспособить для практики государственного регулирования. Однако в изменившихся условиях, рекомендации кейнсианства не могли обеспечить в полной мере выполнение задач, стоявших перед французским правительством.

Восстановление экономики, ее модернизация, реконструкция старых и создание современных отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран - все это требовало более активной долгосрочной государственной экономической политики.



Именно в государственном дирижизме т.е. управлении экономическими процессами Ф.Перру видел возможность структурной перестройки экономики Франции после второй мировой войны. В этом впоследствии он увидел и важнейшее средство преодоления мирового экономического кризиса середины 70-х годов.

При разработке экономической стратегии Ф.Перру предлагал учитывать следующие важные факторы:

1. монополистическая конкуренция,

2. государственное предпринимательство,

3. возникающие конфликты между капиталистами и лицами наемного труда.

Для реализации концепции дирижизма в тот период существовали и объективные условия и предпосылки - масштабный государственный сектор, отсутствие значительных финансовых ресурсов у национальных монополий и др.

Одним из важнейших направлений государственной экономической политики был объявлен принцип избирательности, положенный в основу концепции "привилегированных точек применения силы, т.е. так называемых точек, зон или полюсов роста".

В то время приоритет в развитии Франции отдавался:

- отраслям тяжелой промышленности,

- химической промышленности,

- общему машиностроению,

- нефтепереработки,

- новейшим в то время отраслям - атомной энергетики, электроники и др.

Именно развитие этих отраслей - моторов и должно было стать целью избирательной политики правительства, ибо они увеличивали темпы экономического развития, диверсифицировали структуру всей национального хозяйства. Таким образом, обеспечивался "гармонизированный рост". Следует подчеркнуть, что его непременным условием было согласие с экономическими ориентирами правительства всех социальных групп населения.

Создавая теоретическую основу для принятия экономических решений в практике индикативного планирования, сторонники дирижизма пытались добиться структурной перестройки французской экономики, роста концентрации производства и капитала в целях обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке.

Предложения Ф.Перру - нужно создать глобальную доминирующую силу, которая стимулировала бы рост. Этой силой является государство. Для этого нужно вводить индикативное планирование экономики. Во Франции с 1946 года разрабатываются пятилетние планы. Первые пятилетние планы для государственного сектора носили директивный характер. Затем к концу 50-х годов все субъекты планирования выступают как самостоятельные. В планах предусматривается широкая программа стимулирования (льготные кредиты, льготные цены на электроэнергию, гарантированный рынок сбыта и др.). В развитие теоретических обоснований дирижизма в 1946 г. был издан декрет о создании вo Франции Генерального комиссариата планирования, а в 1947 г. принят первый план развития (1947-1950 гг.), получивший название план "Моннэ", который затем был продлен до 1953 г. В 1953 г. начал осуществляться второй план экономического развития (1953-1957 гг.), получивший название (план "Гирша"). Затем третий (1957-1961 гг.); четвертый (1962-1965 гг.); пятый (1966-1970 гг.); шестой (1971-1975 гг.) и седьмой (1976-1980 гг.).

 

Ф.Перру пытается сочетать государственное регулирование с частными интересами монополистического капитала. Он выдвинул концепцию "трех экономик":

1. первая экономика - "доминирующей силы" - не гармонизирована (каждый составной блок тянет одеяло на себя)

2. вторую экономику Перру называет гармонизированной - нужно создать глобальную доминирующую силу, которая стимулировала бы рост. Этой силой является государство. Для этого нужно вводить индикативное планирование экономики.

3. третья экономика называется Ф.Перру "глобальной". Он говорит здесь о необходимости гармонизации социальных отношений. Глобальный конфликт современного общества он видит между теми, кто получает доход от труда, и теми кто получает доход от капитала, от собственности. Практика народных акций по Ф.Перру полезна, но ограничена. Для разрешения конфликтов Перру предлагает капиталистов сделать наемными работниками, чтобы доход собственников капитала стал бы доходом от общественной деятельности. Перру осуждает буржуазию, которая предпочитает проводить жизнь в праздности. Противоречие нужно разрешать уже на предприятии. Все доходы слить в один котел и распределять их по функциональному признаку. На случай конфликта создать эксплуатационные комитеты, Госсовет. Верховным органом страны должен стать Совет Мудрецов из числа наиболее уважаемых в обществе лиц (американский социолог Д.Белл аналогичную структуру назвал меритократией - правители по праву заслуг перед нацией).

Послевоенная французкая экономика развивалась высокими темпами (даже выше, чем в ФРГ) особенно в 60-е годы. Кризис 1973-74 гг. приостановил темпы роста. И с конца 60-х годов планы носят все более ориентировочный характер

Однако уже в 60-70-х годах начинается отход государственной экономической политики от ее первоначальных теоретических позиций. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в создании ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли политику дирижизма. Постепенно усиливалось воздействие мировой конъюнктуры на экономику страны, что уменьшало возможности прогнозирования тенденций дальнейшего развития. Кроме того, с помощью государства укрепились позиции крупного капитала, который все в меньшей степени становился заинтересованным в существенной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество над политикой долгосрочного роста. Становилось все более очевидным, что концепция дирижизма, сложившаяся в первые послевоенные десятилетия - уже не отвечает интересам крупного французского капитала, значительно укрепившего свои внутренние и международные позиции.

Неокейнсианцы

Прямые продолжатели идей Кейнса – неокейнсианцы – пошли гораздо дальше своего учителя в вопросе о роли государства в экономике. Если сам Кейнс проявлял осторожность относительно возможности активного регулирования государством рыночного хозяйства, то его последователи утверждали, что кейнсианская теория позволяет управлять экономикой с целью решения проблем макроэкономической нестабильности и достижения "полной занятости без инфляции".

Главным рычагом макроэкономического регулирования, по их мнению, должна быть бюджетная политика (налоги, социальные расходы, государственные инвестиции, закупки товаров и услуг). Государственные заказы во время спада приравнивались к "введению адреналина в ослабевший организм". Основными источниками покрытия бюджетных дефицитов считались повышение налогов, увеличение государственных займов и умеренная инфляция. В период же подъема предлагалось ограничить государственные расходы.

Бурное развитие макроэкономики и экономические успехи развитых стран в послевоенные годы породили у многих экономистов иллюзию в своем всесилии. Казалось, что, вооружившись кейнсианской методологией, можно эффективно и безболезненно корректировать рыночную экономику, сохраняя ее преимущества (основанные на свободной конкуренции) и устраняя недостатки (прежде всего кризисы перепроизводства).

Однако реальность оказалась более прозаичной. Во-первых, капиталистическая экономика так и не смогла излечиться от болезни циклических кризисов перепроизводства. Во-вторых, политика бюджетных дефицитов и безудержной денежной эмиссии "заразила" ее новой болезнью – хронической инфляцией. В-третьих, выяснилось, что за стабильность надо платить эффективностью: в странах, где государственное вмешательство было более активным, замедлялись темпы экономического роста. Дело в том, что активное государственное регулирование все-таки нарушает работу рыночных механизмов, а это неизбежно вызывает падение эффективности в распределении и использовании ресурсов. Постепенно в экономическую науку приходит осознание того, что использование макроэкономического регулирования в качестве инструмента "точной настройки" может порой приносить больше вреда, чем пользы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.