Сделай Сам Свою Работу на 5

Эволюция взглядов на роль государства в развитии национальной экономики





Теория меркантилизма (Т. Манн, А.Монкретьен)

Меркантилизм как особое направление экономических мыслей появился примерно в XVI веке. Предпосылками его возникновения стали:

1. вытеснение натурально-хозяйственных отношений рыночны­ми экономическими отношениями;

2. последствия великих географических от­крытий, обусловивших ускорение «первоначального накопления ка­питала»;

3. возникновение новых типов хозяйствующих субъектов — собственников-предпринимателей и наемных работников.

Основные представители: Уильям Стаффорд, Томас Манн, Антуан де Монкретьен, Антонио Серра.

По оценке многих экономистов, система меркантилистов «была системой практической политики, системой, которая в основном отвечала на вопрос, каким должно быть народное хозяйство и как должна вести себя в отношении его государственная власть». Дан­ная оценка вполне увязывается с озвученными М. Блаугом миро­воззренческими принципами меркантилистов, как-то:

1) золото и сокровища любого рода как выражение сути бо­гатства;

2) регулирование внешней торговли с целью обеспечения при­тока в страну золота и серебра;



3) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;

4) протекционистские тарифы на импортируемые промышлен­ные товары;

5) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;

6) рост населения для поддержания низкого уровня заработ­ной платы.[1]

В период меркантилизма координирующие и регулирующие хозяйственную жизнь меры государства проявляли себя через раз­личные указы и статуты, посредством которых предполагалось воз­вести «всеобщую коммерциализацию в ранг национальной поли­тики». Однако в то же время, подобно сторонникам феодального порядка, меркантилисты не допускали идею коммерциализации труда и земли — исходного условия формирования рыночной эко­номики. Поэтому «при меркантилистском хозяйственном строе не­зависимая экономическая система попросту не существовала», а «безусловная вера в абсолютную власть просвещенной деспотии еще не была поколеблена даже намеками на демократию». Такого рода государственная забота меркантилистов о развитии рыночной системы совершенно нерыночными способами предоп­ределила объективную невозможность политики свободной кон­куренции.



Тем не менее ярко выраженная протекционистская экономичес­кая политика государственной власти времен меркантилизма кардинально изменила роль торгового ка­питала в экономике. Она была нацелена (ради приумножения денежного богатства) на:

1. пре­вышение экспорта над импортом;

2. неэквивалентный обмен во внешней торговле, обеспечивающий активный торговый баланс (положительное сальдо).

В доиндустриальной экономике меркантилизма еще отсутствовали про­блемы регулярной занятости и фабричной дисциплины. При этом в теориях меркантилистов преобладали представления о неэлас­тичности спроса и целесообразности превышения экспорта над импортом, поощрения экспорта капитала и одобрения обществен­ных работ, а также предубеждение, будто только политика «разо­ри соседа» обогатит нацию.

Таблица 1 Характеристика взглядов меркантилистов на роль государства в экономике

Сфера Взгляды меркантилистов
Роль государства в накоплении богатства Богатство отождествляется с деньгами (государство считается тем богаче, чем больше денег оно имеет) и накопление денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти.
Главная функция государства в экономике Главная управленческая функция государства в сфере экономики - политика протекционизма, т.е. всемерная поддержка торговли на внешних рынках и установление ограничений (таможенных барьеров) по отношению к иностранным производителям на внутреннем рынке
Регулирующая роль государства Идея полицейского государства.Государство имеет право употреблять все нужные средства, чтобы каждый его гражданин исполнял свои обязанности, и никто не ставил бы своей личной выгоды выше общественной

 



Для достижения положительного баланса внешней торговли предлагалось всячески стимулировать отечественный экспорт и искусственно ограничивать импорт готовой продукции. Считалось, что если частных инвестиций недостаточно, то государство должно:

- осуществлять капиталовложения в экспортоориентированные отрасли;

- осуществлять капиталовложения во внешнеторговую инфраструктуру;

- поддерживать искусственно низкие цены на используемые отечественными предпринимателями ресурсы (сельскохозяйственное сырье и заработную плату).

Другой действенный рычаг "защиты отечественных товаропроизводителей" – создание искусственных монополий, когда определенная компания или частное лицо официально наделялось монопольными правами на осуществление того или иного вида деятельности. Взамен правительство получало от монополиста разовые или постоянные выплаты.

Ранний меркантилизм возник еще до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в. На том этапе торго­вые связи между странами были развиты слабо, имели эпизоди­ческий характер. Для достижения положительного сальдо во внеш­ней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

1. устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

2. всемерно ограничивать импорт товаров;

3. не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отож­дествлялось денежное богатство).

Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса». Во времена раннего меркантилизма правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше то­варов. Превращение денег в условный знак, фиксированное соот­ношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и ми­ровых денег.

Поздний меркантилизм охватывает период со второй полови­ны XVI в. по вторую половину XVII в. На этом этапе тор­говые связи между странами становятся развитыми и регулярны­ми, что во многом было обусловлено поощрением развития на­циональной промышленности и торговли государством. Поздние меркантилисты сместили акцент в теории монетариз­ма, противопоставив идее «денежного баланса» ранних мерканти­листов идею «торгового баланса». Признавая товарную сущность денег, их ценность поздние мер­кантилисты по-прежнему усматривали в естественных свойствах золота и серебра. Однако именно они обусловили переход от ме­таллической к количественной теории денег и системе монометал­лизма. И если ранние меркантилисты определяющей функцией денег считали функцию накопления, то поздние — функцию сред­ства обращения. Ценность денег находится в обратной зависимости от их количества, а уро­вень цен на товары прямо пропорционален количеству денег. Они полагали, что увеличение предложения денег, по­вышая спрос на них, стимулирует торговлю.

Томас Манн название своей книги озаглавил так: «Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внеш­ней торговли как принцип нашего богатства» (1664). Он хотя и признавал, что приток в страну драгоценных металлов подни­мает внутренние цены, тем не менее настаивал только на этом положении. Он был уверен, что надо «продавать по возможности дешево, лишь бы не терять сбыта...». Что же касается увеличения ввоза в страну товаров за наличные деньги, то выгоду здесь Т. Манн видел в том, что достигнутое увеличение «...в конце концов, пос­ле вывоза этих товаров снова за границу, превращается в ввоз го­раздо большего количества денег».

Манн был также одним из тех, кто разработал концепцию торгового баланса. Торговый баланс - итоговая сводка всех операций страны во внешней торговле за определенный период (например, за год). В нем указываются все платежи, произведенные данной страной за товары и услуги, приобретенные у других стран, и все поступления «звонкой монеты» в эту страну за поставленные ею товары и услуги.

Таблица 1 Концепция торгового баланса Т. Манна

Отток денег за границу Приток денег из-за границы
Импорт товаров Экспорт товаров
Импорт услуг («невидимый» импорт) Экспорт услуг («невидимый» экспорт)

 

Разность между экспортом (поступлением денег из-за границы) и импортом (платежами за границу), или сальдо торгового баланса, являлось, по мнению меркантилистов, важнейшим источником накопления богатства страны. Поэтому главное средство увеличения национального богатства - создание благоприятного для страны торгового баланса, максимизация положительного сальдо торгового баланса. Политика государства заключается в том, чтобы максимально сократить ввоз иностранных товаров и увеличить вывоз отечественных товаров за границу. Для этого применяется протекционистская политика, включающая в себя следующие элементы:

1. Внешнеторговая политика. Запрещается ввоз в страну многих иностранных товаров, вводятся охранительные и запретительные пошлины, устанавливаются экспортные премии; поощряется создание торговых монополий.

2. Промышленная политика. Насаждаются и развиваются мануфактурные производства, так как промышленные продукты обладают большей ценностью, чем первичные блага, и легче транспортируются. В области промышленной политики меркантилисты стремились к максимизации добавленной ценности. Выполнения данной задачи можно добиться, с одной стороны, путем повышения степени обработки благ, а с другой стороны, путем сокращения затрат на их производство. Чтобы понизить расходы на рабочую силу, применялись следующие меры: принятие законов, устанавливающих потолок (максимальное значение) заработной платы, ограничивающих перемещение рабочей силы (в качестве примера можно привести запрет на эмиграцию во Франции); ограничение экспорта пищевых продуктов с тем, чтобы понизить стоимость жизни; привлечение иностранных специалистов. Для уменьшения затрат на сырье предпринимался захват колоний с тем, чтобы превратить их в источники дешевого сырья и одновременно в рынки сбыта готовой продукции.

Антуан де Монкретьен был первым, кто добавил (к внешним войнам) поиск богатства как средство обеспечения стабильности социального порядка Франции, сформировавшегося вокруг короля. Он ставит под вопрос старое аристотелевское утверждение о независимости политики от (и о ее преимуществе перед ними) других аспектов общественной жизни, включая экономическую деятельность. Труд является одним из факторов политической стабильности, производительного труда и накопления богатства, - к такому логическому заключению пришел Монкретьен: "счастье людей: заключается, главным образом, в богатстве, а богатство - в работе".

Кроме сельского хозяйства, в своем исследовании устройства общества Монкретьен обращался и к изучению промышленности и торговли. С тех пор как обмен стал основой большей части производительного труда, продавцы и "купцы" начали играть центральную координирующую роль. Прибыль, будучи их основным стимулом, должна была поощряться и находиться под защитой (государства): «…купцы более чем полезны, а их забота о доходе, которая осуществляется в работе и промышленности, создает/является причиной большой части общественного богатства. По этой причине, должно им простить любовь к выгоде и стремление к ней…»

Из этого естественно вытекает заявление меркантилистов о необходимости помощи государства в повышении благосостояния наций. В первый раз подчеркнув тесную взаимосвязь политики и экономики, именно Монкретьен окрестил политической экономией труд, включающий несложные доказательства, о том как производится, распределяется и обменивается богатство нации, и которые систематически были изучены лишь полтора века спустя. [2]

 

Политика меркантилизма объективно способствовала накоплению весьма значительных частных капиталов, а значит и развитию капитализма в Западной Европе. Однако ее реализация имела и огромные негативные последствия, прежде всего с точки зрения социальной устойчивости. Практика искусственного занижения цен на сельскохозяйственную продукцию разоряла сельское хозяйство и нередко приводила к социальным возмущениям со стороны крестьянства. Запреты на рост заработной платы не только усиливали социальную напряженность, но и порождали низкую покупательную способность населения, что ограничивало внутренние рынки, а значит и возможности реализации товаров отечественных производителей. Государственные средства чаще всего разворовывались или использовались неэффективно. Наконец, практика ограничения конкуренции (протекционизм плюс создание искусственных монополий) обуславливала нежизнеспособность создаваемых отечественных предприятий и отраслей: монополизм никогда до добра не доводит.

 

Сейчас все страны в какой-то мере придерживаются политики меркантилизма, т.е. основного метода накопления золотого запаса через введение огромных пошлин на импорт товаров и услуг. Эта политика проводится в данный момент и в России, потому что наша промышленность в данный момент не конкурентоспособна даже на Российском рынке при высоких налогах на экспорт. Из всей страны осталось мало предприятий, которые свободно конкурируют на рынке и поэтому они не могут «кормить» всю страну. И правительство вынуждено отказаться от режима свободной торговли, которую так приветствовала перестройка, и вернуться к политике протекционизма.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.