|
Нормативно-правовая база регулирования инвестиций
Основными законами, регулирующими инвестиционную деятельность в РФ, являются:
1. ФЗ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» (от 25.02.99)
2. ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» (от 9.07.99)
Государственное регулирование инвестиционной деятельности - определённые в законодательном порядке формы и методы административного и экономического характера, используемые органами управления всех уровней для осуществления инвестиционной политики, обеспечивающей государственные задачи социально-экономического развития страны и её регионов, повышения эффективности инвестиций, обеспечения безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности в РФ осуществляется двумя законодательствами. Первое – это специальное инвестиционное законодательство, второе – гражданское и хозяйственное (общее).
Основные правовые акты общего регулирования:
1) Гражданский кодекс РФ;
2) Земельный кодекс РФ;
3) Налоговый кодекс РФ;
4) ФЗ «О недрах»;
5) ФЗ «О Центральном банке РФ»;
6) ФЗ «О банках и банковской деятельности»;
7) законодательные акты о налогообложении, внешнеторговой деятельности и др.
Закон «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений» относится к специальным законам, регулирующим непосредственно инвестиционный процесс. Данный закон определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности; объекты и субъекты инвестиционной деятельности, защита прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Несколько других законов специального регулирования:
2) ФЗ от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;
3) ФЗ от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»;
4) ФЗ от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»;
6) ФЗ от 21 июля 1997 г. № 112-ФЗ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции»;
7) ФЗ от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»;
8) ФЗ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».
Нормативно-правовая база регулирования инвестиций имеет огромное количество недостатков и пробелов, которые восполняются не меньшим числом периодически издаваемых подзаконных актов, поправок и постановлений. Это усложняет систему регулирования и делает ее менее прозрачной, что в свою очередь отрицательно сказывается на инвестиционном климате Российской Федерации.
Федеральные и региональные инвестиционные программы: распределение бюджетных инвестиций по отраслям и регионам РФ
Существует два способа предоставления бюджетных инвестиций:
1) бюджетные инвестиции юридическим лицам (кроме государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий)
2) бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ основанием для включения в закон (решение) о бюджете бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности являются утвержденные долгосрочные целевые программы или иные нормативные акты. Бюджетные инвестиции из федерального бюджета должны осуществляться в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП).
Рассмотрим территориальное распределение бюджетных инвестиций. Согласно ФАИП на 2010 год предусмотрено выделение 393,6 млрд. рублей из федерального бюджета, из которых почти 28 % направится в Центральный ФО, 22% - в Южный ФО (что во многом связано с подготовкой к Олимпиаде 2014 года) и 19% - в Дальневосточный ФО. Меньше всего средств досталось Уральскому ФО (1,2%) (Табл.1)
Табл. 1. Распределение бюджетных инвестиций на 2010 год по федеральным округам.
Федеральный округ
| Бюджетные инвестиции, тыс. руб.
| Доля, %
| Центральный
| 109 202 171,29
| 27,74%
| Южный
| 85 102 011,10
| 21,62%
| Дальневосточный
| 75 450 726,90
| 19,17%
| Северо-Западный
| 69 252 311,80
| 17,59%
| Приволжский
| 20 879 653,70
| 5,30%
| Сибирский
| 20 552 588,80
| 5,22%
| Северо-Кавказский
| 8 454 561,20
| 2,15%
| Уральский
| 4 717 178,40
| 1,20%
|
Что касается распределения средств по субъектам РФ, то пятёрка регионов с максимальной долей бюджетных инвестиций выглядит следующим образом:
- Краснодарский край – 18,76%
- Москва – 13,9%
- Приморский край – 12,32%
- Санкт-Петербург – 11,73%
- Московская область – 6,44%
На эти регионы вместе взятые выделено более 60% средств.
В отраслевой структуре бюджетных инвестиций распределение происходит по трем комплексам: социальному, производственному и специальному (в который входят особые и стратегически важные для страны федеральные целевые программы).
На производственный комплекс в 2010 году предусмотрено больше половины бюджетных инвестиций (54,19%), на социальный - 41,21% и на специальный - 4,6% выделенных денежных средств. Таким образом, видим, что производственный комплекс является приоритетным для государства, это во многом связано с текущей негативной ситуацией в промышленности, особенно в автопроме.
Структура распределения инвестиций в социальном комплексе выглядит следующим образом:
Жилищное строительство
| 41,02%
| Центральные организации
| 18,44%
| Здравоохранение
| 16,33%
| Образование
| 11,18%
| Культура
| 9,47%
| Наука
| 2,69%
| Федеральные целевые программы
| 0,87%
| Коммунальное строительство
| 0%
|
Видим, что в 2010 году большая часть средств в рамках социального комплекса будет направлена на жилищное строительство (более 40%), что подтверждают и слова вице-премьера Александра Жукова о том, что жилищное строительство остается социальным и экономическим приоритетом государства. Основные силы будут направлены на увеличение объемов жилищного строительства в России. Интересно, что на коммунальное строительство бюджетных инвестиций в 2010 году не предусмотрено вообще.
Структура распределения инвестиций в производственном комплексе такова:
ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО
| 62,06%
| ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
| 11,28%
| МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ
| 8,36%
| ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
| 4,62%
| ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА
| 3,27%
| ВОДНОЕ ХОЗЯЙСТВО И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
| 2,65%
| АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
| 2,16%
| РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
| 2,02%
| СВЯЗЬ
| 1,58%
| МАШИНОСТРОЕНИЕ
| 0,85%
| МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
| 0,81%
| ГЕОЛОГИЯ И РАЗВЕДКА НЕДР
| 0,29%
| АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
| 0,05%
| ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО
| 0,01%
|
Большая часть средств в производственном комплексе выделена на дорожное хозяйство (62%). Приоритетом в государственной дорожной политике является не только сохранение существующей дорожной сети, но и наращивание протяженности дорожной сети за счет нового строительства. В первую очередь это касается стратегических направлений, обусловленных экономикой государства и необходимостью обеспечения международных транспортных коридоров.
Наконец, распределение инвестиций в специальном комплексе:
Непрограммная часть
| 59,79%
| ФЦП "Пожарная безопасность в РФ на период до 2012 года"
| 15,48%
| ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы
| 6,38%
| ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах"
| 5,73%
| ФЦП "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 - 2013 годах"
| 4,63%
| ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года"
| 3,23%
| ФЦП "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008 - 2011 годы"
| 2,69%
| ФЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2013 годы"
| 2,08%
|
В непрограммную часть, на которую приходится большинство выделенных средств в специальном комплексе, входят мероприятия, финансируемые Управлением делами Президента РФ, Министерством обороны и МВД России, как то: приобретение спецавтотранспорта, КПА и оборудования для технического обслуживания воздушных судов; реконструкция федерального центра подготовки и переподготовки сотрудников Госавтоинспекции или, например, создание двух самолетов Ту-214 с самолетными узлами связи.
В Нижегородской области приоритеты расставлены следующим образом:
Комплекс
| Предусмотрено средств, тыс.руб.
| Доля,%
| Социальный комплекс
| 518 261,1
| 19,72%
| Производственный комплекс
| 210 9300
| 80,28%
| Итого
| 2 627 561
|
|
Видим, что в Нижегородской области ситуация не сильно отличается от общероссийской. Акцент также сделан на усиление производственного комплекса, причем большая часть средств направляется на реализацию ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)», а точнее на ее подпрограмму «Морской транспорт» (более 40% средств). В социальном комплексе, средств на который выделено в 4 раза меньше, чем на производственный, почти 50% бюджетных инвестиций направлены на так называемые "Центральные организации", в перечне расходов которых, в свою очередь, основой является строительство административного здания УФНС России по Нижегородской области, Межрегионального ИФНС России по Приволжскому федеральному округу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|