Сделай Сам Свою Работу на 5

Формирование и ведение Федерального информационного реестра гарантирующих поставщиков и зон их деятельноститимонопольная политика, методы и инструменты регулирования монополий в НХ





Антимонопольная политика -комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антимонопольное законодательство и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

 

Основными целями антимонопольной политики являются:

1. запрещение антиконкурентной деятельности, включающей соглашения о фиксировании цен или разделе территорий, ценовой дискриминации, а также связывающие соглашения,

2. разделение монопольных структур (т.е. структур, обладающих избыточной рыночной силой (большой долей рынка), а также осуществляющих антиконкурентные действия).

Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.



Табл. 2. Методы антимонопольного регулирования

Прямые Косвенные
· Законы · Регулирование цен и тарифов · Предписания (постановления) · Штрафы, возмещение убытков · Деление компании · Контроль за слияниями и поглощениями · Реестр · Налоги и субсидии · Госзаказы · Поддержка малого предпринимательства · Снижение таможенных тарифов на аналогичную продукцию · Помощь в создании и функционировании компаний-конкурентов

Кроме вышеперечисленных мер кпрямым методам регулирования (ограничения) деятельностимонополий также относят:

- установление потолка цен - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию;

- установление предельного темпа роста цен;

- установление предельного уровня нормы прибыли.

Среди косвенных методов также можно перечислить все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:



- поощрение создания товаров-заменителей;

- поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (упрощение процедуры создания новых фирм, налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

- открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

- привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

- финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

- государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Также отдельно выделяются законодательные меры, которые предполагают:

1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;

2. запрещение слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;

3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Подводя итог, хотелось бы сказать, что хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.



Критерии определения степени монополизации рынков

Индекс концентрации

, (Si = q / Q), где Si - рыночная доля; r – кол-во крупных фирм в отрасли

Индекс концентрации измеряет сумму долей r крупнейших фирм на рынке. Для одного и того же числа фирм, чем больше индекс концентрации, тем дальше рынок от совершенной конкуренции.

Однако, знания этого показателя недостаточно для характеристики рынка, так как он не говорит о том, каков размер фирм, которые не попали в выборку r , а также об относительной величине этой выборки. Это вызывает возможность неточности при его использовании. При изменении числа фирм, попавших в выборку меняются показатели индекса концентрации.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (ННI) определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке:

 

, HHI = 0 - совершенная конкуренция, HHI = 1 – монополия

Чем больше значение индекса, тем выше концентрация продавцов на рынке.

Основное преимущество индекса - способность чутко реагировать на перераспределение долей между фирмами, действующими на рынке. Он представляет сопоставимую информацию о возможности фирм влиять на рынок в условиях разных рыночных структур.

Значение HHI прямо связано с показателем дисперсии долей фирм на рынке:

 

, где - показатель дисперсии долей фирм на рынке.

Дисперсия долей фирм на рынке позволяет разграничить влияние на HHI числа фирм и распределения рынка между ними. Измеряет степень неравенства размеров фирм, действующих на рынке. Она определяется по известной формуле:

, где - средняя доля фирмы на рынке = 1/n, причем n - число фирм на рынке.

Если фирмы на рынке контролируют одинаковую долю, показатель дисперсии равен нулю, и значение HHI обратно пропорционально числу фирм на рынке. При неизменном числе фирм на рынке, чем больше различаются их доли, тем выше значение индекса.

Часто этот показатель заменяется показателем дисперсии логарифмов рыночных долей:

Оба показателя имеют одинаковый экономический смысл, а отличаются лишь размерностью и значениями.

Чем больше неравномерность распределения долей, тем более концентрированным при прочих равных условиях является рынок. Дисперсия применяется в качестве вспомогательного инструмента анализа, так как не дает характеристику относительного размера фирм, причем скорее для оценки неравенства в размерах фирм, чем уровня концентрации.

Индекс энтропии показывает среднюю долю фирм, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму обратной ей величины:

, где i=1,2:..n.

Чем выше значение Е, тем ниже концентрация продавцов на рынке (тем ниже возможности продавцов влиять на рыночную цену). Для сравнения показателей энтропии часто используют относительный показатель энтропии:

Индекс Джиннипредставляет собой статистический показатель, основывающийся на кривой Лоренца. Кривая Лоренца, отражающая неравномерность распределения какого-либо признака, для случая концентрации продавцов на рынке показывает взаимосвязь между процентом фирм на рынке и долей рынка, подсчитанной нарастающим итогом, от мельчайших до крупнейших фирм.

Индекс Джинни представляет собой отношение площади, ограниченной фактической кривой Лоренца и кривой Лоренца для абсолютно равномерного распределения к площади треугольника, ограниченного кривой Лоренца для абсолютного равномерного распределения долей и осями абсцисс и ординат.

Индекс Лернера(основной показатель рыночной власти)

Чем он выше, тем больше монопольная власть и рынок дальше от совершенной конкуренции.

- для монополии

- для олигополии

- для всех

- для i-й фирмы

- для рынка в целом

- где b – показатель согласованности ценовой политики (b=0 взаимодействие фирм по Курно, b=1 в случае заключения картельного соглашения)

Чем больше b, тем меньше зависимость индекса Лернера от концентрации на рынке, а для фирмы – от ее доли на рынке

Взаимосвязь между показателем концентрации (индексом Херфиндаля-Хиршмана) и показателем монопольной власти является главным достоинством индекса Лернера с точки зрения экономической теории. Это его свойство широко используется в эмпирических исследованиях.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.