Сделай Сам Свою Работу на 5

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 7 глава





Можете подчеркнуть, что Англия не будет принимать во внимание мирные проекты, не подкрепленные согласием Его Величества.

С уважением... Холдернесс."

Из мемуаров барона де Гляйхена (Теософикал ревью, XXII, 45) мы узнаем, как бесцеремонно поступил королевский посол с Сен-Жерменом, и лорд Холдернесс, безусловно, прав, когда пишет: "Спешу Вас предупредить, что в ответ на Ваши искренние усилия в этом деле французский двор может счесть необходимым лишить полномочий Сен-Жермена".

Следующее письмо генерала Йорка показывает, как герцог Шуазельский всеми силами старался помешать заключению столь желанного всеми мира.

"Копия письма генерал-майора Йорка графу Холдернессу. Секретно.

Гаага, 4 апреля 1760 года.

Милостивый государь,

Мой авантюрист от политики, господин Сен-Жермен, не предоставил мне пока иных доказательств своих полномочий, кроме тех, с которыми я уже имел возможность ознакомиться. Герцог Шуазельский, похоже, предпринимает отчаянные попытки дискредитировать этого человека и помешать его вмешательствам в дела государственной важности. Я не виделся с ним после нашей второй беседы и посчитал более благоразумным не беспокоить его до тех пор, пока он не предоставит еще какие-нибудь более достоверные верительные документы, отвечающие смыслу полученных мною распоряжений. Он, во всяком случае, все еще здесь.



Герцог Шуазельский тем временем прислал господину д'Аффри новое распоряжение, обязывающее последнего проявить настойчивость в отлученки Сен-Жермена от политической деятельности и в, случае отказа, пригрозить ему серьезными для него последствиями. Мадам де Помпадур выражает недовольство этим человеком за его инсинуации в адрес господина д'Аффри, о чем она и сообщила, видимо опасаясь нежелательных последствий, герцогу Шуазельскому. Иными словами, одним врагом у Сен-Жермена стало больше. Письмо маршала Белл-Изля к д'Аффри также содержит обращение к графу Сен-Жермену, где военный министр в вежливой форме благодарит его за проявленное рвение и расторопность, но в то же время напоминает, что в Гааге уже есть посол, которому французский король всецело доверяет и посвящает в свои планы по соблюдению государственных интересов. Тон письма маршала Белл-Изля свидетельствует о том, что он более близок к графу Сен-Жермену, чем к герцогу Шуазельскому, который является его заклятым врагом и, похоже, выходит из этой схватки победителем.



Во всех этих письмах, однако, пока еще нет ничего о Сен-Жермене и обо мне. Большая их часть касается голландских дел, инсинуаций Сен-Жермена по поводу неправильной тактики их проведения и сожалений о проявленной некомпетентности в связи с этим. Я убежден в том, что герцогу Шуазельскому удастся довести начатое дело до конца, так как в письме к господину д'Аффри он указывает последнему постараться убедить всех зарубежных представителей обращаться непосредственно к нему, что приведет к потере двором всяких шансов влиять на решение вопросов войны и мира, тем более, если кто-то другой не получит подобных полномочий.

Об этом мне рассказал один влиятельный человек, которому господин д'Аффри показывал все эти письма. Он же при этом добавил, что ему известно о моей предстоящей встрече с Сен-Жерменом, а также выразил сожаление по поводу не состоявшегося ранее разговора со мной, так как, по его словам, он имел сообщить много интересного. Оказывается, господин д'Аффри в разговоре с этим человеком тоже выразил сожаление о том, что не смог заранее переговорить со мной, а также заявил, что он надлежащим образом был уполномочен в получении от Англии предложения о мире, так как Франция, терпящая поражение в этой войне, не вправе делать первой подобный шаг. По словам того же лица, он при первой же встрече со мной показал всю готовность к этому. Но поскольку с моей стороны не была проявлена решимость к первому шагу, то он счел Англию отказавшейся от переговоров о мире.



Сложно делать какие-либо выводы, за исключением, пожалуй, того, что они кажутся стесненными своей неестественной связью с Веной, которую герцог Шуазельский по-прежнему считает нужным поддерживать, и следовательно, пока эта связь остается в силе, нам нечего ожидать от переговоров, кроме бесконечных задержек и мелочных придирок. Хотя им неоднократно и было указано на то, что Его Величество не может, да и не желает вести переговоры за спиной своих союзников, они стремятся исключить из числа их участников короля Пруссии. Следовательно, вполне разумно предположить, что они постараются еще раз попытать счастья на поле сражения, хотя стоящие у власти не склонны, по всей видимости, поспешно хлопать дверью и лишать себя тем самым возможности к ведению дальнейших переговоров о мире, если в том возникнет острая необходимость. С наилучшими пожеланиями, Жозеф Йорк."

Некоторые места этой корреспонденции зашифрованы, и поэтому мы не можем до конца понять, следует ли принимать их в прямом смысле или искать какого-либо другого содержания фраз. Поскольку объем нашего издания не дает нам возможности привести полностью все эти письма, мы должны перейти к посланию лорда Холдернесса к господину Митчеллу, английскому послу в Пруссии.

"Лорд Холдернесс. Доставлено 17 мая в Майссен прусским курьером5.

Уайтхолл, 6 мая 1760 года.

Сэр,

Из последних моих писем Вам должно быть известно все то, что произошло в Гааге между генералом Йорком и графом Сен-Жерменом. Я же по совету упомянутого генерала спешу сообщить Вам, что Сен-Жермен, встретив в лице господина Шуазеля непримиримого врага, который не желает подтвердить его полномочий, решил отправиться в Англию, опасаясь дальнейших преследований со стороны французского министра.

Как и ожидалось, он прибыл сюда несколько дней назад. Но так как было ясно, что он не уполномочен французским министерством, от имени которого пытается выступать, даже в той части дел, которую хотел обсудить, он не мог рассчитывать на должное внимание к своей персоне. И поскольку становилось очевидно, что пребывание его на нашей земле бесполезно и способно привести к нежелательным последствиям, то решено было немедленно арестовать его по прибытии. Досмотр, впрочем, не принес никаких компрометирующих улик. Ведет себя он и говорит хитро и последовательно, так что трудно придраться.

Поэтому, руководствуясь соображениями, подобными тем, что изложены выше, решено было не задерживать его в Англии, которую он покинул в субботу утром, направляясь во владения прусского короля, скорее всего, в Голландию. Он заявил, а затем повторил, что видел барона Нихаузена во время своего заключения, но никто из королевских стражников не заметил, чтобы он проходил мимо них.

Король всячески поддержал мое намерение посвятить Вас в эти события. Кроме того вы окажете королю услугу, если передадите суть этого письма Его Величеству королю Пруссии.

С искренним уважением к Вам, Сэр,

остаюсь покорным Вашим слугой,

Холдернесс."

 

5 Это письмо лорда Холдернесса адресовано английскому послу в Пруссии Митчеллу. Из текста становится ясным, что по прибытии Сен-Жермена в Англию он был арестован и содержался под стражей, и лорд Холдернесс посылает об этом происшествии сообщение прусскому королю. Этот барон Нихаузен уже упоминался нами, когда мы приводили отрывок из книги господина Дьедоне Тьебо (Mes Souvenirs de Vingt Aus de Séjour à Berlin, IV. p. 83, 3d éd., Paris, 1813.), В котором он сообщает о состоявшейся их встрече в Берлине, указывая гораздо более позднюю дату. — прим. авт.

 

Загадку визита Сен-Жермена в Англию не смогло разрешить и письмо Лорда Холдернесса. Если даже допустить, что он вынужден был-таки покинуть Англию, то как в таком случае объяснить его почти немедленное возвращение туда, так как газеты и журналы того времени сообщают о прибытии нашего мистика в эту страну в мае-июне 1760 года.

В Лондонской Хронике за 3 июня 1760 года имеется обстоятельное сообщение, выдержанное в лестных тонах, о его прибытии в Англию. Существуют кое-где и намеки на то, что он вообще не покидал Англии. Однако, подтверждения столь важных фактов не достаточно очевидны. Предстоит узнать еще много интересного о тайных путях европейской политики.

Оказывается, заключить мир намного сложнее, чем развязать войну, или хотя бы сорвать мирные инициативы, которые рухнули от усилий одного человека — французского министра. Выполнение миротворческой миссии оказалось для графа Сен-Жермена задачей крайне сложной и весьма неблагодарной. Со всех сторон он встречал непонимание, всюду сталкивался с противодействием и не мог рассчитывать на чью-либо помощь и поддержку. Все это, конечно, представляет глубокий интерес для дальнейших серьезных изучений, но мы должны теперь перейти к знакомству с мистической и философской стороной этой малоизученной биографии.

 

Глава седьмая

МАСОНСКАЯ ТРАДИЦИЯ

Философский сонет

(авторство приписывается знаменитому Сен-Жермену)

 

Cureaux scrutateur de la nature entière,

J'ai connu du grand tout le principe et la fin.

J'ai vu l'or en puissance au fond sa minière,

J'ai saisi sa matière et surpris son levain.

 

J'expliquai par quel art l'âme aux flancs d'une mère,

Fait sa maison, l'emporte, et comment un pépin

Mis contre un grain de blé, sous l'humide poussière;

L'un plante et l'autre cep, sont le pain et le vin1.

 

Rien l'était, Dieu voulut, rien devint quelque chose.

J'en doutais, je cherchai sur quoi l'univers pose,

Rien gardait l'équilebre et servait de soutien.

 

Enfin, avec le poids de l'éloge et du blâme.

Je pesai l'éternel, il apella mon âme,

Je mourus, j'adorai, je ne savais plus rien2.

 

 

1 Имеет в виду оккультную эмбриологию. — прим. авт.

2 Пытливый исследователь Великой Природы,

Я познал начало и конец великого Всего.

Я видел потенциальное золото в недрах гор.

Мне открылась суть, я поразился чуду его зарождения.

Я старался понять, каким образом душа во чреве матери

Обретает свой дом и покидает его, и как семечко,

Брошенное во влажную землю, как пшеничное зерно,

Становится лозой и злаком, а затем — вином и хлебом.

Бог созидает все из Небытия. Я сомневался в этом.

Я принялся исследовать то, на чем покоится Вселенная.

Все было шатко, ни в чем не видел я опоры.

Но, наконец, с помощью весов восхваления и проклятия

Я взвесил Предвечного. Предвечный воззвал к моей душе.

Я умер. Я стал молиться Ему. — франц.

 

Только мистик мог так написать. И не каждый мистик способен столь же сильно выразить свои мысли, которые по своей глубине могут сравниться только с величайшими таинствами Великих Мистерий Посвященных. "Покров Изиды" надежно скрывает искреннего последователя Великой Науки от вульгарных взоров. Поэтому философско-мистическая сторона жизни нашего Посвященного еще более таинственна и сложна для исследования и понимания. Искры истинного знания довольно редко встречаются среди людей. Истинные движущие силы Природы неведомы большинству. Небольшая группа искателей Истины, состоящая из его учеников, прилагает все усилия к тому, чтобы донести до мира людей частицы Знания о возможности постижения невидимой духовной жизни. Такова атмосфера вокруг графа Сен-Жермена. Таковы яркие свидетельства связи его с великим Центром, пославшим его в мир дольний. Следует обратить внимание на то, что при этом не возникло никаких потрясающих основы общества движений, во главе которых стоял бы сам Сен-Жермен. Однако, его невидимое влияние чувствуется во многих возникших повсюду духовных обществах.

В современной масонской литературе предпринимается попытка исключить его имя из числа основателей и вдохновителей этого движения, а в некоторых случаях выдвигается даже утверждение о том, что он вообще не имел никакого отношения к масонству прошлого столетия и не принимался всерьез явными лидерами тайных организаций того времени. Однако, внимательное изучение масонских архивов доказывает как раз обратное. Полученный нами материал показывает, что Сен-Жермен был одним из избранных представителей французских масонов, присутствовавших на Великом Конгрессе в Париже в 1785 году. В одном из документов говорится:

"С немецкой стороны присутствовали — Баде, фон Дальберг, Форстер, гериог Фердинанд Брунсвикский, барон Гляйхен, Руссворм, фон Вёллнер, Лафатер, Людвиг принц Гессенский, Росс-Кэмпф, Шторк, Таден, фон Вехтер... Французская сторона была представлена Сен-Жерменом, Сен-Мартеном, Тузе-Дюшанто, Этейлем, Месмером, Дютруссе, д'Эрекуром и Калиостро"3.

 

3 Magazin der Beweisführer fur Verurtheilung des Freimaurer-Ordens, I. 137; von Dr. E.E. Eckert, Leipzig, 1857.

 

Te же самые лица фигурируют и в более обширном списке, представленном Н. Дешаном4. Дешан говорит о Сен-Жермене как о тамплиере. Сообщается также и о том, что Калиостро получил посвящение в рыцари тамплиеров от Сен-Жермена. В том же году группа иезуитов обрушилась на Сен-Жермена, Сен-Мартена и многих других с обвинениями в безнравственности, неверии, анархии и так далее. Начались нападки на фила-летян, членов организации "Rite des Philalètes ou Chercheurs de la Vérité"5, образовавших в 1773 году масонскую ложу "Les Amis-Réunis"6. Основу этого ордена составляли такие истинные последователи мистицизма как ландграф Карл Гессенский, Савалетт де Ланж (королевский казначей), виконт де Таванн, граф Гебелин...

Аббат Баррюель7 обвинил этот Орден столь неистово и безосновательно, что запротестовали даже немасоны и антимистики. Он обрушился на Сен-Жермена и его последователей, обвинив их в якобинстве, разжигании вражды, подстрекательстве к революции, атеизме и безнравственности.

 

4 Les Sociétés Secrètes et la Société, ou Philosophie de l'Histoire Contemporaine. II. 121 (Paris, 1881).

5 "Ритуал Филалетян и Искателей Истины" — франц.

6 "Объединенные Братья" — франц.

7 Mémoires sur l'Histoire du Jacobinisme. II. 554 (Paris, 1797).

 

Эти обвинения были тщательно исследованы и опровергнуты господином Ж.Ж. Мунье, человеком, который не являлся ни масоном, ни мистиком, но был приверженцем истины. Мунье пишет:

"Эти обвинения столь ужасны, что, если человек претендует на беспристрастность, то ему следовало бы убедиться в достоверности этих фактов прежде, чем ставить их кому-то в вину. Тот, кто осмеливается публиковать подобные обвинения, не будучи способным предъявить подлинные доказательства, должен держать ответ по всей строгости закона; а если и закон не всемогущ, то предстать перед судом всего здравомыслящего человечества. Именно таков нелепый процесс, затеянный господином Баррюелем против Общества, которое, после смерти Жан-Жака Руссо, регулярно собиралось в Эрменон-вилле под руководством шарлатана Сен-Жермена".8

Эта точка зрения разделяется и поддерживается многими другими авторами. И действительно, вопреки всем утверждениям аббатов Баррюеля и Миня, существуют убедительные доказательства того, что Сен-Жермен не имел ничего общего с якобинством. Приведем еще одно свидетельство: "В это время в Париже образовались так называемые Католические ложи, покровителями которых стали маркизы де Жирарден и де Буйе. Несколько лож расположилось в Эр-менонвилле, родовом владении первого маркиза. Главной их целью было: d'établir une communication entre Dieu et l'homme par le moyen des êtres intermédiaires.9"

Следует заметить, что оба маркиза — Жирарден и Буйе — были стойкими роялистами и пылкими католиками. Кроме того, последний пытался (безуспешно, правда) помочь несчастному Людовику XVI с семейством бежать из Франции. Принимая во внимание, что эти родовитые католики были близкими друзьями Сен-Жермена, можно заключить, что все утверждения аббатов Баррюеля и Миня вряд ли имеют под собой реальное основание, ибо образование католических лож по существу своему не может быть атеистически направленным, а близкая дружба с истинными роялистами — это отнюдь не заговор революционеров. Согласно заявлению широко известного писателя Элифаса Леви10, граф Сен-Жермен по внешнему соблюдению религиозных обрядов был безусловным католиком. И хотя он являлся основателем Ордена Святого Иоахима в Богемии, ему пришлось выйти из него как только среди братии начали распространяться различные революционные теории.

 

8 De l'Influence attribuée aux Philosophes, aux Francmaçons et aux Illuminés, sur la Révolution de France. p. 154 (Tübingen, 1801).

9 "Установление связи между Богом и человеком с помощью посредников" — франц.

10 Histoire de la Haute Magie, pp. 419, 420 (Paris, 1860).

 

Несколько заседаний, на которых граф Сен-Жермен излагал основы своей философии, прошли на Руа Платрие. Встречи же филалетян происходили в ложе "Les Amis-Réunis" на Руа де ля Сурдье.

Как утверждают некоторые писатели, в этой ложе существовал мощный розенкрейцеровский союз с истинно розенкрейцеровскими традициями. Известно, что его члены изучали условия жизни на высших планах бытия, о которых только в наши дни начала говорить теософия. Практический оккультизм и спиритический мистицизм были конечной целью филалетян, но, увы, карма Франции погубила невинных искателей Истины, и кровавая пучина насилия поглотила в себе все их достижения на пути к духовному совершенству.

Особенно раздражает противников Сен-Жермена тот факт, что стараниями близких ему друзей был сохранен его портрет. В коллекции д'Юрфе в 1783 году было изображение нашего мистика, выгравированное на меди со следующей надписью:

"Граф Сен-Жермен, знаменитый Алхимик.

Ainsi que Prométhée, il déroba le feu,

Par qui le monde existe et par qui tout respire;

La nature à sa voix obéit se meurt.

S'il n'est pas Dieu lui-même, un Dieu puissant l'inspire11."

 

11 Он, словно Прометей, похитил пламень тот,

Которым полон мир и всякое дыханье.

Натура жизнь ему покорно отдает.

Он если сам не бог, то Божье приказанье. — франц.

 

Эта гравюра предназначалась графу де Милли, близкому другу Сен-Жермена, весьма известному в то время человеку, являвшемуся к тому же кавалером Королевского Военного Ордена Святого Людовика и Красного Орла земли Брауншвейгской. На этот портрет, тем не менее, в июне 1785 года яростно набросился доктор Бистер, издатель Berlinische Monatschrift12. Среди некоторых забавных восклицаний выделим, пожалуй, одно наиболее примечательное, ясно показывающее, до какой степени может быть неаккуратным рассерженный издатель. Как мы хорошо помним, Сен-Жермен, в числе прочих избранных представителей, присутствовал на масонском собрании, состоявшемся в Париже в 1785 году. Однако, в том же самом году господин Бистер открывает свою заметку следующим поразительным заявлением:

"Этот авантюрист, умерший два года тому назад в датском Холштайне..."!

Затем наш издатель решительно выдвигает следующий аргумент:

"Несмотря на то, что он давно уже умер, многие продолжают думать, что он все еще жив и вот-вот предстанет перед ними собственной персоной. Однако, он мертв как дверной гвоздь, и уже заржавел, и покрылся плесенью, подобно всякому простому смертному."

 

12 Берлинский ежемесячный журнал — нем.

 

Только невежество может освободить нашего издателя от обвинения в литературном юродстве. Хотя следует признать, что и в наши дни критики оккультных наук так же невежественны и так же горды этим, как и столетие назад, причем начитанность их в других областях знаний лишь усугубляет их ничтожество.

Заявления господина Бистера, безусловно, имели под собой определенную почву, ибо в вышедшей недавно книге одного автора мы обнаруживаем следующее сообщение:

"Церковная метрика показывает, что Сен-Жермен умер 27 февраля 1784 года в городе Экернфиорд и 2 марта тихо, без пышных церемоний был погребен на церковном кладбище этого же города. В церковной метрике сделана запись:

"Скончался 27 февраля, похоронен 2 марта 1784 года, так называемый граф Сен-Жермен и Уэлдон дальнейшие сведения отсутствуют — погребен без церемоний на церковном кладбище".

В церковных отчетных книгах сказано:

"1 марта.

За гроб здесь упокоившегося графа Сен-Жермена, который в Николаевской церкви ныне подлежит захоронению на участке под номером 1 сроком 30 лет.........10 рейхсталеров.

За услуги в устройстве могилы..............2 рейхсталера.

Итого.................................................12 рейхсталеров."

Традиция повествует о том, что ландграф будто бы в дальнейшем перезахоронил останки Сен-Жермена в Шлезвиге на Фридериксбергском церковном кладбище, чтобы в ночные часы общаться, получая наставления, с духом покойного. Третьего апреля городской голова Экернфиорда всенародно известил о состоянии дел и имущества умершего. Сказано было следующее:

"Свидетельствуя о кончине графа Сен-Жермена, прожившего в нашем городе последних четыре года и повсюду известного под именем графа Сен-Жермена и Уэлдона, считаем своим долгом известить возможных наследников о том, что в результате тщательнейшей описи имущества покойного нами не было найдено до сих пор никакого, оставленного им завещания... и так далее...Посему всем кредиторам предлагается предъявить свои претензии до 14 октября сего года"13.

Этот эпизод недвусмысленно подтверждает, что Сен-Жермен хорошо был известен под именем Уэлдона (Произношение и написание этого имени во многих случаях различно).

Что же касается его смерти, то у нас имеются убедительные доказательства того, что он не умирал. Госпожа д'Адемар, вспоминая о Сен-Жермене, пишет следующее:

"Говорили, что он умер в 1784 году, будучи гостем принца Гессе-Кассельского в Шлезвиге. Однако, граф де Шалон, возвратившись из Венеции в 1788 году, поведал мне о своей встрече с графом Сен-Жерменом, состоявшейся на площади Святого Марка за день до его предполагаемого отъезда из Венеции в Португалию. Я виделась с ним по иному случаю"14.

В масонских источниках мы обнаруживаем следующее утверждение:

"Среди масонов, приглашенных на конференцию в Вильгельмсбад 15 февраля 1785 года, мы находим Сен-Жермена в сопровождении Сен-Мартена и многих других"15.

 

13 Bobé (Louis), Johan Caspar Lavater's Rejse til Danmark i Sommeren ! 793. VIII, p. 156 (Copenhagen).

14 Adhemar, Там же. I, p. 229.

15 Freimaurer Brüderschaft in Frankreich, Latomia. vol. II. p.9.

 

Очень интересные сведения содержатся и в чисто католическом источнике. Известный уже нам библиотекарь обширной Амброзианской библиотеки в Милане приводит следующее сообщение:

"С целью всеобщего примирения различных сект розенкрейцеров, некромантов, каббалистов, иллюминатов и гуманитариев, была созвана Великая Конференция в Вильгельмсбаде. Среди членов присутствовавшей на ней ложи "Amici riuniti"16 были Калиостро, Сен-Мартен, Месмер и Сен-Жермен".17

Доказательства вполне очевидны, да и церковные летописи не всегда надежны. Великое множество так называемых cause célèbre18 явилось миру в результате его предполагаемой смерти. Если же граф Сен-Жермен пожелал скрыться от глаз публики, то, пожалуй, лучшего способа и не придумать.

 

16 "Объединенные Братья" — ит.

17 Cantù Cesare. Gli Eretici d'Italia. Turin 1867. vol. Ш, Disc. LII, p. X, 402.

18 сенсация — франц.

 

Глава восьмая

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.