Обеспечение целостного влияния на личность подростка средствами взаимодействия социально-педагогических служб
Основной характеристикой социально-педагогической деятельности, как уже неоднократно отмечалось выше, мы считаем оказание обществом социальной помощи подростку как личности. При этом под социально-педагогической деятельностью мы понимаем педагогическую деятельность в условиях дефицита, обусловливающего возникновение отклонений в личности подростка и его поведении. Как показала наша опытно-экспериментальная работа, наиболее востребована в работе с подростками социально-педагогическая деятельность, восполняющая два вида дефицитов: дефициты в условиях жизни (отсутствие семьи; родители, которые по разным причинам не могут выполнять свои функции; вхождение в общности, не одобряемые обществом т.д.) и дефициты взаимодействия личности (подростка) с обществом (родителями, группами, социальными институтами различного рода).
Другой немаловажной характеристикой социально-педагогической деятельности мы считаем то, что она является по сути «помощью с целью самопомощи» (в отличие от обычной помощи, нацеленной на решение преимущественно материальных проблем). Другими словами, эта деятельность предполагает, что подросток сам научится помогать себе при решении многочисленных проблем, а также преодолевать трудности и неудачи в жизни, выстраивать и четко придерживаться своей социальной позиции.
В качестве третьей характеристики социально-педагогической деятельности мы выделили саму ее сущность, которую видим как: разрушение ранее сформированных мотивов, ценностей, установок, стереотипов у несовершеннолетних. Это разрушение осуществляется с помощью педагогических средств и проявляется в подмене, смене, замещении, переосмыслении, переоценивании подростком своих действий, чувств и эмоций. В конечном итоге такое разрушение должно привести к
114 коррекции личности и поведения подростка, приведению их в соответствие социально одобряемым нормам.
Перечисленные характеристики были положены нами в основу организации взаимодействия социально-педагогических служб в ходе осуществления социальной работы общеобразовательной школы в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Как показала наша практика, организация взаимодействия социально-педагогических служб требует серьезного научно-методического обеспечения, а также применения специализированного диагностико-коррекционного инструментария, который используется в работе с подростками, отличающимися противоправным поведением или склонными к нему. Успешное решение поставленных нами задач оказалось возможным только при условии объединения усилий специалистов различного профиля: психологов, медицинских, социальных и социально-педагогических работников в тесном контакте с педагогическим коллективом общеобразовательной школы и родителями. В этом случае нормализация социальной ситуации развития личности подростка осуществляется в поэтапно организованном комплексном профилактико-реабилитационном процессе, в котором участвуют заинтересованные специалисты, семья и сам несовершеннолетний.
В ходе нашего исследования была организована совместная деятельность общеобразовательных школ, являющихся экспериментальной базой исследования, со следующими социальными институтами:
Инспекцией по охране детства Комитета образования и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кисловодска , в ходе которой реализуется план совместной работы по защите прав несовершеннолетних, обеспечению благоприятной среды их развития и осуществлению превентивной деятельности путем взаимодействия с общеобразовательной школой, ее учащимися, членами их семей, окружающим социумом;
Учреждениями дополнительного образования детей и подростков (в частности, городским домом детского творчества г. Кисловодска), позволяющая организовывать и осуществлять совместную научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность педагогов по организации социально одобряемого досуга подростков;
Центром социальной помощи семье и детям и Комитетом социальной защиты населения, способствующая оказанию реальной и адекватной потребностям социальной помощи различного рода нуждающимся семьям и их отдельным членам;
Городскими социальными службами для молодежи, оказывающими помощь в профессиональной ориентации молодежи, их интеграции в изменяющееся общество;
Центром психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков, направленная на оказание психолого-медико-педагогической и социальной помощи несовершеннолетним г. Кисловодска, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Одной из форм осуществления данной совместной деятельности стало создание прямой линии «телефона доверия» между школами - экспериментальными базами исследования и Центром;
Центральной поликлиникой и психоневрологическим диспансером г. Кисловодска, обеспечивающая своевременное диагностирование развития подростков и проведение мероприятий по реабилитации здоровья и профилактике заболеваний учащихся и педагогов;
Подразделением по делам несовершеннолетних и районными отделами внутренних дел г. Кисловодска по активизации и разъяснению уголовного законодательства в области уголовной и административной ответственности несовершеннолетних;
Центром занятости г. Кисловодска и детским общественным фондом «Радуга» по начальной профессиональной подготовке подростков и
организации социально одобряемой деятельности подростков в микрорайоне и городе в целом.
Вместе с тем в ходе обеспечения целостного влияния на личность подростка средствами взаимодействия социально-педагогических служб мы столкнулись с рядом проблем.
Во-первых, проблема кадрового обеспечения и подготовки специалистов. Потребовалась более глубокая (на наш взгляд) психолого-педагогическая и правовая подготовка (и главное — выработка готовности) учителей, сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних правоохранительных органов и других лиц, занятых превентивной деятельностью по профилактике правонарушений подростков. Указанные специалисты достаточно успешно осуществляли профилактическую работу каждый в своей области, но не владели умениями объединить усилия для увеличения позитивного результата.
Во-вторых, даже в крупных городах сеть медико-психологических консультаций, служб социально-психологической помощи семье и подросткам, телефонов доверия развита не в достаточной степени и не может удовлетворить потребности населения. Также объективно возникала необходимость создания сети реабилитационных лечебно-воспитательных учреждений и центров психического здоровья детей и подростков.
Наряду с проблемами, требовавшими решения, хотелось бы обозначить и ряд положительных тенденций развития социальной сферы общества, оказавших нам помощь в достижении поставленных целей.
В первую очередь, необходимо отметить тот факт, что охранно-защитные меры преобладали над мерами наказания и принуждения в процессе профилактики правонарушений подростков. Это автоматически выдвинуло социально-профилактическую деятельность образовательных учреждений на первый план, присваивая ей приоритетное значение в деле стабилизации всего общества в целом.
Кроме того, более важная роль отводилась психологам, медицинским психологам и психотерапевтам в социально-профилактической деятельности, поскольку диагностика и коррекция противоправного поведения подростков, реабилитация несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации невозможны без активного участи специалиста-психолога.
С учетом перечисленных характеристик современной социально-педагогической деятельности, проблем и позитивных тенденций ее осуществления нами были выделены принципы, регламентировавшие организацию и содержание взаимодействия социально-педагогических служб в ходе нашей опытно-экспериментальной работы:
1) взаимодействие строилось с учетом концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, оказываемой обществом и его воспитательно-профилактическими институтами несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания;
2) основной упор социально-профилактической работы делался на своевременное выявление неблагоприятных психобиологических, психолого-педагогических, социально-психологических факторов, обусловливающих отклонения в психологическом и социальном развитии подростков, а также на выявление криминальной среды и лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность, и оказание несовершеннолетним соответствующей помощи, поддержки и защиты;
3) основная роль отводилась методам индивидуального подхода при котором рассматривалось не только совершенное правонарушение, но и весь комплекс причин, обусловливающих отклонения в поведении подростка, особенности его личности, состояния здоровья, с тем, чтобы с учетом его индивидуально-психологических особенностей могли быть применены адекватные воспитательно-профилактические меры;
3) учитывая, что профилактикой правонарушений подростков занимается значительное число лиц и различного рода социальных институтов, важнейшим условием их эффективного функционирования является научно обоснованная дифференциация и координация их деятельности, обеспечивающая четкое взаимодействие и комплексный подход в осуществлении воспитательно-профилактической работы;
4) критериями дифференциации общих и специальных органов ранней профилактики выступали типологические социально-психологические характеристики личности социально дезадаптированных несовершеннолетних, а также характеристики неблагоприятных условий семейного воспитания, характер направленности неформального подростковых групп и взрослого окружения.
Таковы общетеоретические научно-методические предпосылки, составившие основу организации взаимодействия социально-педагогических служб с целью обеспечения целостного влияния на личность подростка в ходе профилактики правонарушений несовершеннолетних посредством социальной работы общеобразовательной школы в рамках нашего диссертационного исследования.
Что же касается практических аспектов, то они таковы.
В ходе осуществления опытно-экспериментальной работы сама практика подсказала нам выделение трех основных уровней организации взаимодействия социально-педагогических служб, которые отражают, на наш взгляд, системную организацию целей, предмета и методов профилактической деятельности во все более расширяющихся и усложняющихся структурах взаимодействия.
Первый уровень - микроуровень. Социальное пространство, в котором реализовывался этот уровень можно условно обозначить «социальный педагог - подросток».
На этом уровне мы самого подростка рассматривали как систему, обладающую субъектными характеристиками. В соответствии с этим
119 основной целью социально-профилактической деятельности мы обозначили: приобретение подростком новообразования, заключающегося в сознании своей субъектности.
Наиболее эффективными средствами достижения данной цели, как показала наша практика, являлись взаимосвязанные психолого-педагогические и социальные мероприятия, проводимые в рамках самой общеобразовательной школы и построенные на принципах восстановительного и коррекционного воспитания и обучения. На основании анализа полученных результатов мы может заявить, что тем самым было достигнуто наибольшее улучшение социальной ситуации развития подростка, начат процесс восстановления и коррекции нарушенных психических функций и социальных связей. Другими словами, происходил начальный этап коррекции социальной позиции несовершеннолетнего.
Данная деятельность выразилась в создании таких форм взаимодействия, как «телефон доверия»; психологическое просвещение всех субъектов образовательного процесса; осуществление коррекционной, просветительской, консультативной работы; индивидуальную работу с педагогами по медико-психолого-педагогическим проблемам; организация и проведение тренингов и семинаров-практикумов на тему: «Я - гражданин», «Как научиться любить этот мир», «Агрессивность - стиль жизни?» и т. д. Также проводилась работа по выявлению детей, чьи трудности обусловлены болезненным состоянием нервной системы; проводилась психологическая коррекция противоправного поведения подростков, отслеживание психологического микроклимата и проблем адаптации к новым условиям при переходе на следующую ступень обучения.
На данном уровне мы организовывали взаимодействие социально-педагогической и психологической служб образовательного учреждения, школьного участкового инспектора по делам несовершеннолетних, а также представителей школьного родительского комитета, совета самоуправления школы и педагогов, работающих в сфере дополнительного образования.
Второй уровень — мезоуровень. Его социальное пространство можно обозначить как «социальный педагог-подросток-семья».
Этот уровень организации взаимодействия в нашей опытно-экспериментальной работе предполагал рассмотрение подростка как субъекта уже в более широком социальном контексте: в окружении семьи, во взаимодействии с другими несовершеннолетними, друзьями, в поле влияний школы. В соответствии с этим была избрана следующая цель: приобретение, освоение подростком социальной роли и статуса единой взаимосвязанной с другими членами общества системой.
На этом уровне нами осуществлялось выявление степени и качества влияния на социальную позицию подростка членов семьи, сверстников, друзей, школы. В последствие на этой основе анализировались возможности вклада каждого из перечисленных социально-воспитательных институтов в дело профилактики правонарушений несовершеннолетних. Полученные результаты позволили нам скоординировать деятельность указанных институтов, чтобы они могли более эффективно содействовать интеграции подростка с противоправным поведением или склонным к нему в жизнедеятельность окружающего социума. Таким образом, нам удавалось обеспечивать социально-педагогическую поддержку подростку и его семье, целенаправленно корректируя ее усилия в процессе обучения и воспитания, развивая у всех участников процесса профилактики способы продуктивного взаимодействия.
В частности, проводилась просветительская работа по проблемам «Совместная работа школы и семьи», «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних», «Значение единых требований школы и семьи в предупреждении правонарушений подростков», «Семья и неформальные подростковые группы» и др.
Кроме того, необходимо отметить и еще один результат, которого мы достигли в ходе социально-профилактической работы данного уровня. Выявление коррекционно-воспитательного потенциала каждого из субъектов
121 взаимодействия мезоуровня позволило существенно расширить коррекционно-развивающее пространство жизнедеятельности подростка.
Третий уровень - макроуровень. Его можно обозначить как «семья — подросток - социальный педагог - общество».
На этом уровне мы рассматривали подростка и его семью в рамках всего социума. Целью этого уровня социально-педагогического взаимодействия мы определили: вхождение подростка и его семьи как целостного субъекта в жизнедеятельность окружающей социальной среды. При этом помощь социального педагога требуется лишь эпизодически, в случае внезапных социально опасных ситуаций.
На этом уровне нами организовывалось взаимодействие несовершеннолетних и членов их семьи (через социально-педагогическую службу школы) с муниципальными органами власти и обеспечение социальной политики страны, общественными объединениями, фондами и т.п.
Организуемое взаимодействие в нашей опытно-экспериментальной работе основной задачей имело расширение социально позитивного опыта подростков. С этой целью педагогами школы совместно с администрацией микрорайонов г. Кисловодска и городским детским общественным фондом «Радуга» проводились семейные конкурсы и соревнования «Самая дружная семья», «Генеалогия - связь поколений», «Традиции отцов и дедов чтим и помним», «Читайте, завидуйте: я- гражданин», а также конкурсы и соревнования, выявляющие интересы и потребности подростков в культурно-досуговой сфере жизнедеятельности общества. По результатам этих мероприятий часть подростков получила возможность заниматься в кружках, клубах и секциях различной направленности за счет средств городского детского общественного фонда «Радуга».
Одним из условий повышения эффективности социально-
педагогического взаимодействия на макроуровне было привлечение к образовательному процессу общественных национально-культурных
122 организаций. Например, в г. Кисловодске функционируют общество «Славяне», Армянская национально-культурная автономия «Крунк», Карачаевское благотворительное общество «Алан», Культурный центр народов Дагестана, Осетинское общество «Иристон», Грузинское общество «Иверия».
Сотрудничество с национально-культурными объединениями, со школами Осетии, Дагестана, Ингушетии, установление связей со сверстниками дальнего зарубежья (КИД), проведение психологических семинаров для педагогов и подростков «Культура общения», написание и защита научно-исследовательских работ по историческому, литературному наследию, по экологическим проблемам способствовали созданию мультикультурной среды как основы для взаимодействия с элементами других культур, объединяли подростков разных этнических групп в рамках социальной коммуникации, способствовали развитию навыков продуктивного взаимодействий с носителями различных культур.
Анализ промежуточных результатов опытно-экспериментальной работы осуществленной на макроуровне показал, что именно здесь происходил завершающий этап процесса основной коррекции социальной позиции подростка и перевод ее из состояния «закапсулированности» в состояние открытости к окружающему социуму.
Все три перечисленных уровня организации социально-педагогических служб были тесно взаимосвязаны между собой. Ситуация, складывающаяся на макроуровне профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы влияла на характер протекания профилактики (в рамках взаимодействия) на микро- и мезоуровнях и наоборот. Поэтому мы можем заявить, что организация эффективного взаимодействия различных социально-педагогических служб и институтов социального воспитания стала возможна только при условии оптимального сочетания всех трех уровней взаимодействия указанных служб и институтов. Выделение того или иного уровня в качестве приоритетного (но ни в коем случае не
123 единственного) могло быть обусловлено лишь областью социальных отклонений конкретного несовершеннолетнего.
Что касается общей схемы сети взаимодействия социально-педагогических служб в рамках профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы общеобразовательной школы, сложившейся в ходе нашей опытно-экспериментальной работы, то она представлена на схеме 5.
Практическая часть нашей опытно-экспериментальной работы показала, что процесс взаимодействия имеет смысл разделить на ряд подпроцессов в соответствии с тем, в какой сфере жизнедеятельности общества происходит это взаимодействие. Таким образом, у нас получилось пять категорий учреждений, с которыми взаимодействовала общеобразовательная школа в своей социальной-профилактической деятельности:
1) учреждения системы образования;
2) учреждения социальной защиты населения;
3) учреждения системы здравоохранения;
4) учреждения пенитенциарной системы;
5) муниципальные и общественные организации.
Более детальный перечень этих учреждений представлен на схеме 5. Тем не менее, считаем нужным отметить, что в схеме отражены лишь основные социальные институты по каждой группе. Демонстрация всех связей с различными учреждениями, имевших место в нашей работе, отняло бы много внимания. Поэтому ограничились лишь основными, определяющими тенденциями в развитии и организации взаимодействия социально-педагогических служб в ходе профилактики правонарушений несовершеннолетних.
К сожалению, рамки диссертационного исследования не позволяют нам подробным образом остановиться на месте и роли каждого учреждения, названного в схеме. Поэтому охарактеризуем лишь суть взаимодействия
124 социально-профилактического характера в рамках каждой конкретной категории учреждения.
Схема 5 Взаимодействие социально-педагогических служб в ходе профилактики правонарушений подростков
Социальный педагог
Учреждения системы образования
Учреждения
социальной защиты
населения
Учреждения
системы
здравоохранения
m о
Он
ю
о
о
и л
s
н
s
в S et с
К g
(U В
S- s
BS
в
§
a &É
8g
I
H <u
ч
s
<u л
S <u о
о
I
В « о
»
В в о и
в
«
в в а>
Ч о
В
I со
« о
В Л
s
в я о о
H
s
>в
|
| о
|
| в
|
| в
|
| я
|
| о
|
| t>
|
| в
|
| >в
s
о
| « о
в
и
о
| ч
| в в
| <Ц
| >в
| в
| и
| о
| fi
| о
| ч
| ч
| в
| о
| в
| g
|
| о
| и
| В
| в
| 1*
| Hi
| & о
В о
В
ч
В и, О
ч о & и
(U
в о
о
в в в
в ч ов
3 * о
ч о
О. о
Н
в
h4
в 1=Г
Учреждения пенитенциарной системы
Муниципальные и общественные организации
| ^ —
| « в
|
| енно гтей
|
| s ч
| я
| u Zr
| о
| eu в
| и
| я в
| и
|
| о
| £$
| о о
| й о
| ч
| ЕГ в
| о
к
|
|
|
| «
| в
| О
| в
0)
| &
| ч
| ч
| (D
| Ю
| ч
| ч
| H
|
| о
| к
| о
в
| В В
| в о
| &
| '§
| £
| Cl,
| «
|
>в
| g
|
| в
| о
|
| X
| -в<
|
| о
|
|
| H
ч
| 'в в
|
| SB
| в
|
| о
| и
|
| »
| S
| nj
| о
| н
| 1_
| ч о
О,
|
|
| О
| ю
| Ан
| U
| о
| ^
|
Взаимодействие с учреждениями системы образования было направлено на получение, в первую очередь, методической помощи психологам, социальным педагогам и учителям общеобразовательной школы, являющейся нашей экспериментальной базой исследования. Кроме того, организованное взаимодействие способствовало более высокому уровню оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи семье и несовершеннолетним. Таким образом, целью организации взаимодействия социально-педагогических служб в области системы образования являлось постоянно развивающееся и совершенствующееся направление педагогической деятельности на обеспечение полноценной социализации подростков, их разностороннего развития, плодотворного общения всех участников педагогического процесса.
Полученные в ходе экспериментальной деятельности данные показали, что успешное решение поставленных задач возможно, в первую очередь, путем выявления и работы с творческими, одаренными подростками. С этой целью в планы работы методических объединений учителей-предметников школ были включены олимпиады для среднего звена с целью более раннего выявления подростков, имеющих способности и склонности в определенных областях знаний. Кроме этого были разработаны и внедрены интеллектуальные игры в рамках предметных недель: «Звездный час», «Юный географ», конкурсы эрудитов, творческие конкурсы «Ученик года», КВН, конкурс юных кулинаров и др.
Также были созданы условия для творческое самореализации личности подростка путем налаживания тесных связей с учреждениями дополнительного образования детей и подростков, организации различных кружков, секций, факультативов, летнего предметного лагеря. Начали работу клубы по интересам «Я - житель планеты», «Мастера», «Этикет», «Подросток и закон». На базе СОШ № 12 г. Кисловодска был создан клуб «Интеллект - золотой запас России». Одной из задач клуба являлось формирование у учащихся устойчивого интереса к предметам
126 экономического профиля, профориентационная работа. Совместно с комитетом экономики и развития торговли администрации г. Кисловодска СОШ № 12 провела деловую игру «Проверка правил торговли в предпринимательских структурах города» и фестиваль, посвященный Дню защиты прав потребителей «Закон потребителей уважай».
Кроме того, педагогами школ совместно с Инспекцией по охране детства Комитета образования и Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав г. Кисловодска были организованы и проведены в рамках микрорайонов операции «Неблагополучная семья сегодня - криминальное общество завтра», «Социально здоровые дети - будущее России», «Подростки - индикатор общества», в ходе которых осуществлялась профилактическая и коррекционная деятельность не только непосредственно с несовершеннолетними, но и с членами их семей, оказывалась необходимая помощь и поддержка.
Организация взаимодействия общеобразовательной школы с учреждениями социальной защиты населения была призвана обеспечивать более высокий уровень реализации ряда функций социальных служб путем придания им большей степени адресности, конкретности. Среди таких функций особо можно отметить:
- функцию социальной помощи, в рамках которой происходило выявление и учет семей и отдельных подростков, наиболее нуждающихся в социальной поддержке, оказание материальной помощи нуждающимся в ней;
- функцию консультирования, позволившую организовать встречи несовершеннолетних и членов их семей с требуемыми специалистами, родительский медико-психологический всеобуч;
- функцию социальной коррекции и реабилитации, выразившуюся в организации более эффективной социальной медико-психологической реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, безнадзорных подростков, а также подростков, оставшихся без попечения родителей;
- функцию информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд, заключавшуюся в предоставлении несовершеннолетнему, члену его семьи, его другу и т.п. информации, необходимой для разрешения сложной жизненной ситуации, в распространении среди подростков медико-психологических, педагогических и иных знаний; в изучении социальных проблем, порождающих противоправное поведение несовершеннолетних в районе и разработке и реализации конкретных мер, направленных на их устранение.
Другими словами, целью организации взаимодействия в данной области стала реализация совокупности законодательно закрепленных экономических и правовых гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав подростков и достижение ими социально приемлемого уровня жизни.
В ходе организованного взаимодействия, например, с городским Центром социальной помощи семье и детям и Комитетом социальной защиты населения г. Кисловодска осуществлялась социально одобряемая деятельность подростков по оказанию помощи и поддержки (психологической, социальной, бытовой и т.д.) малообеспеченных жителей города. В частности, были проведены акции «Милосердие», «Доброта и лечит, и спасает», «Услышь ближнего своего», «Команда спасения». Были подготовлены музыкально-концертные программы, с успехом продемонстрированные в дошкольных образовательных учреждениях города и городском отделении общества слепых.
Городскими социальными службами для молодежи совместно с педагогами общеобразовательных школ и Городским центром занятости были проведены акции «Первый заработок», нацеленная на профессиональное самоопределение подростков и предоставление им рабочих мест в различных организациях; «Помоги другу», основанная на оказании услуг в области социальной медико-психологической реабилитации подростков и консультировании их и членов их семей специалистами
128 различных областей жизнедеятельности общества; «Помоги себе сам», вооружающая подростков знаниями и умениями, необходимыми для разрешения сложных жизненных ситуаций и ряд других.
Налаживание связей с учреждениями системы здравоохранения оказало нам существенную помощь в снятии стрессов несовершеннолетних, содействии их оздоровлению, в том числе, пропаганде здорового образа жизни. Существенно повысилось качество оказания медико-социальных услуг в области медико-социального патронажа «проблемных» подростков и их семей, медико-социальной реабилитации несовершеннолетних, в том числе, в системе психоневрологических и наркологических клиник и диспансеров.
В учебно-воспитательную работу были внедрены новые нетрадиционные формы уроков и внеклассных мероприятий с применением здоровьесберегающих технологий. Регулярно проводились физкультминутки (перед первым уроком и во время занятий); дни здоровья; тематические классные часы, беседы совместно с врачами-методистами Центра психолого-педагогической и социальной реабилитации детей и подростков, врачами психоневрологического диспансера, врачами-терапевтами центральной поликлиники г. Кисловодска по темам: «Твое здоровье - твое будущее», «Алкоголь - веселье - правонарушение», «Задумайся о своем здоровье», «Агрессия - шаг к преступлению», «Курению - нет!», «Крепкая семья -здоровые дети», «Как стать слабым и беспомощным», «Психическое здоровье - счастливая жизнь».
Были подготовлены и розданы специальные листовки: «8 причин, по которым я не употребляю наркотики», «22 совета тем, кто решил самостоятельно бросить курить». Проводилась просветительская работа: подростки приняли участие в конкурсах: плакатов «Сколько стоит здоровье», рецептов «Здоровое меню», сочинений «Разговор со здоровьем».
Особое внимание уделялось просветительской деятельности педагогов в области физического и социально-психологического здоровья, которая
129 предусматривала: курс лекций по проблемам здоровья взрослого человека и подростка, по проблемам здорового образа жизни; научно-практический семинар; лекторий «Основы здорового образа жизни»; семинар «Методы и технологии оказания помощи личности и семье».
Учреждения пенитенциарной системы ближе всего располагаются к системе профилактики противоправного поведения, в том числе и подростка. Кроме того, сама профилактическая деятельность является их основной функцией. Вместе с тем в процессе налаживания взаимодействия с данной категорией учреждений мы столкнулись с тем, что в них в настоящее время нет специалистов социальной службы, их функции исполняются всеми сотрудниками этих учреждений. Такое положение существенно затруднило саму организацию взаимодействия и негативно повлияло на его качество.
Тем не менее, своими основными достижениями в этом направлении мы считаем следующие. Были налажены достаточно тесные связи с подразделениями по делам несовершеннолетних того района г. Кисловодска, к территории которого относилась наша общеобразовательная школа, являющаяся экспериментальной базой исследования; с работниками районного отдела внутренних дел, а также Центром временной изоляции детей и подростков. В этом нам существенно помогла нормативно-правовая база, регулирующая деятельности органов внутренних дел РФ: согласно Закону РФ «О милиции» профилактическая деятельность органов внутренних дел должна распространятся, в первую очередь, на подростков, совершивших преступление и правонарушение. В данной ситуации наши усилия были направлены на расширение поля деятельности работников ОВД.
Также существенно повлияло положительным образом на ход и результат организованного взаимодействия в данной области развитие такого направления юриспруденции, как ювенальная юстиция, охватывающего ту сферу, в которой несовершеннолетний выступает в качестве субъекта права. Ювенальная юстиция и направления ее развития позволили придать нашему взаимодействию такой характер, который обеспечил двоякую позицию
130 подростка. С одной стороны, он выступал как субъект криминального поведения, а с другой - как объект профилактического воздействия. Подобное положение дел позволило существенно улучшить качественные показатели взаимодействия с системой пенитенциарных учреждений, а, следовательно - результаты социально-профилактической деятельности общеобразовательной школы.
К таким качественным показателям взаимодействия
общеобразовательной школы с Подразделением по делам несовершеннолетних (ПДН), районным отделением внутренних дел, Центром временной изоляции детей и подростков мы относим следующие. Увеличилась частота посещений инспекторами ПДН образовательных учреждений и степень их участия в школьных мероприятиях, в частности, родительских собраниях. Ряд общешкольных родительских собраний и собраний родителей учащихся одной параллели были посвящены правоохранительной тематике и проведены сотрудниками
правоохранительных органов и органов юстиции: «Административная и уголовная ответственность подростков», «Административная
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|