Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные положения, выносимые на защиту





Введение

Актуальность исследования.Одна из важнейших задач государства как социального института - создание крепкого, стабильного общества, способного к активной жизнедеятельности и воспроизводству. В свете этого одной из актуальных проблем современного российского государства (равно как и самого общества) является профилактика и борьба с правонарушениями и преступностью подростков и молодежи.

Вся жизнь и деятельность современных подростков протекают в условиях сложного межличностного взаимодействия в официальных и неофициальных группах. С одной стороны, они живут и действуют в условиях открытости, поскольку являются членами учебных, общественных и других групп (коллективов), а с другой стороны, их антиобщественная деятельность происходит в условиях закрытости, поскольку подростки являются членами возникающих и сложившихся асоциальных групп с различной степенью криминализации. Все подростки, их учителя, воспитатели, представители общественности и другие члены общества вступают между собой в сложные и многоплановые межличностные и межгрупповые взаимодействия. Социальная специфика этого взаимодействия является одной из важнейших характеристик деятельности, отношений и общения несовершеннолетних правонарушителей, всего процесса профилактики и коррекции их социальных отклонений.



Основная ответственность за успешное осуществление профилактики правонарушений подростков лежит на общеобразовательной школе как основном институте воспитания (в том числе и социального) в рамках каждого конкретного социума. В этой связи назрела объективная необходимость интеграции современных, модернизированных технологий, форм и методов профилактики правонарушений несовершеннолетних в учебно-воспитательный процесс образовательных учреждений нашей страны.


Решение поставленной задачи существенно облегчается, на наш взгляд, использованием в качестве средства процесса профилактики социальной работы общеобразовательного учреждения. И прежде всего потому, что в основе противоправного поведения подростков лежат социальные отклонения в личностной или поведенческой сферах каждого несовершеннолетнего. Это требует осуществления процесса профилактики и коррекции, прежде всего, на социальном уровне, с использованием различного рода социальных технологий и способов работы.



Различные аспекты рассматриваемой нами проблемы изучались учеными на протяжении всех этапов развития педагогической науки. Так, психолого-педагогические основы развития личности освещены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.А. Рубинштейна и др.

Изучением личности несовершеннолетнего правонарушителя занимались Б.Н. Алмазов, А.Г. Асмолов, B.C. Афанасьев, П.Г. Вельский, П.П. Блонский, А.Я. Гердт, М.Н. Гернет, А.И. Граборов, А.С. Макаренко, Л.И. Маленкова, А.Е. Личко, Р. Джонсон, Э. Дюркгейм и др.

Изучению причин возникновения противоправного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, Г.Г. Бочкаревой, Л.С. Выготского, А.Г. Глоточкина, В.Я. Гиндинкина, Л.М. Зюбина, О.В. Кербикова, Э.Г. Костяшкина, А.И. Кочетова, А.И. Миллер, Г.В. Морозова, Л.С. Славиной, И.И. Трушиной, Н.И. Фелинской, Д.И. Фельдштейна, Л.Б. Филонова, В.Вичева и др.

Проблемы профилактики правонарушений несовершеннолетних отражены в трудах таких отечественных и зарубежных ученых, как В.К. Андриевский, А.С. Белкина, Н.И. Болдырев, М.И. Вейт, Г.В. Вершинина, В.И. Загвязинский, Н.А. Катаева, И.С. Клемантович, В.В. Коновалов, Н.Р. Косевич, Ю.Н. Крупка, Ф.А. Лопушанский, А. Бандура, Г. Кэплан, Р. Уолтере, Т. Шибутани и др.


Деятельность школы по профилактике правонарушений являлась предметом изучения таких ученых, как Ю.В. Гербеев, Г.И. Забрянский, Н.Г. Кобец, В.В. Коклюхин, Н.Д. Кузнецова, Г.П. Медведев, И.Б. Михайловская, М.С. Неймарк, А.Ф. Никитин, Р.В. Овчарова, В.Ф. Пирожков, В.Г. Степанов, В.Д. Шадриков, Б.П. Буунк, Р. Мертон и др.



Различные аспекты социальной и социально-педагогической
деятельности образовательных учреждений рассматривались такими

отечественными и зарубежными учеными, как А.И. Акулов, Н.Е. Бекетова, Б.П. Битинас, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, Л.Я. Олиференко, Г.С. Тагирова, Т.Ф. Яркина, Р. Рамзей и др.

Тем не менее, остается нерешенным ряд противоречий между:

- необходимостью и возможностью решения задачи профилактики правонарушений несовершеннолетних средствами социальной работы и недостаточно эффективным использованием этих возможностей в системе общеобразовательных учреждений;

- педагогическим потенциалом социальной работы и недостаточной научно-теоретической и практической разработанностью технологий его использования в деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков;

- степенью изученности проблемы дифференцированного подхода в науке и реализацией этого подхода на практике в социальной работе общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемыиспользования социальной работы в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних с целью повышения ее эффективности обусловили выбор темынастоящего исследования.

Объект исследования:деятельность общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков.


Предмет исследования:социальная работа общеобразовательной школы как средство профилактики правонарушений.

Цель исследования:определить оптимальные организационно-содержательные условия использования социальной работы как средства повышения эффективности деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков.

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи.

1. Провести анализ современного состояния проблемы профилактики
правонарушений подростков средствами социальной работы в условиях
общеобразовательной школы на основе изучения психолого-педагогической
литературы и обобщения передового педагогического опыта.

2. Определить основные научно-педагогические подходы к организации и содержанию процесса профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы в условиях современных образовательных учреждений.

3. Выявить и обосновать комплекс педагогических условий эффективного использования социальной работы общеобразовательной школы как средства профилактики правонарушений подростков.

4. Разработать и апробировать модель социальной работы общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков.

Гипотеза исследования:деятельность общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков будет эффективной, если:

- в качестве одного из основных средств профилактики выступает
социальная работа;

- одним из важнейших педагогических условий эффективного
использования социальной работы как средства профилактической
деятельности школы является дифференцированный подход;


- в основе системы профилактики правонарушений подростков в
условиях общеобразовательной школы лежит модель социальной работы
школы по профилактике правонарушений.

Методологическую основу исследованиясоставили системный подход, позволивший решать исследуемую проблему в условиях целостного педагогического процесса; идеи социально-исторической обусловленности процессов социального воспитания и формирования личности; личностный подход, утверждающий представление о социальной, деятельностнои и творческой сущности человека как личности; деятельностный подход, позволяющий исследовать реальный процесс взаимодействия человека с окружающим миром и обеспечивать решение определенных жизненно важных задач; дифференцированный подход.

Теоретической основой исследованияявляются:

основные положения феномена взаимодействия различных социальных субъектов (А.И. Антонов, В.Г. Афанасьев, И.В. Бестужев-Лада, И.С. Кон, А.Г. Харчев и др.);

- теории социального и социально-педагогического взаимодействия
субъектов образовательного процесса (М.Р. Битянова, В.Г. Бочарова,
СИ. Григорьев, В.Н. Гуров, В.И. Жуков, И.Г. Зайнышев, П.Д. Павленок,
Р. Рамзей, Д. Юнссон и др.);

фундаментальные исследования проблем профилактики правонарушений несовершеннолетних (М.А. Алемаскин, В.К. Андриевский, Ю.В. Гербеев, Ю.А. Клейберг, И.А. Невский, A.M. Печенюк, А. Бандура, М. Вебер, Р. Уолтере, М. Шериф и др.);

- теории противоправной мотивации (И.Ю. Борисов, А.И. Долгова,
Е.В. Змановская, В.Н. Кудрявцев, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев,
В.А. Петровский, Б.П. Буунк, Т. Шибутани и др.);

- идеи гуманистического, личностно-ориентированного подхода к
воспитанию учащихся девиантного поведения (Г.С. Батищев, Л.И. Божович,
М.Ю. Красовицкий, Л.Н. Куликов, В.Н. Никитенко, A.M. Печенюк и др.).


8Для достижения поставленной цели и решения задач использовался следующий комплекс методов:

- теоретические: анализ отечественных и зарубежных литературных
источников и нормативно-правовых актов; обобщение опыта,
моделирование;

- эмпирические: праксиметрический метод, наблюдение, опрос,
эксперимент;

- статистические: количественная и качественная обработка материалов
методами математической статистики, множественное сравнение.

Опытно-экспериментальной базой исследованияявлялись МОУ СОШ № 12 и МОУ Лицей № 4 г. Кисловодска. В эксперименте приняли участие 112 подростков 5-8-х классов указанных школ.

Исследование проводилось в течение 5 лет (2000-2005 гг.) и включало три этапа.

На первом этапе (2000-2002 гг.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, накапливался эмпирический опыт в области профилактики правонарушений несовершеннолетних. Полученный материал позволил определить цель, объект, предмет, задачи исследования, сформулировать рабочую гипотезу, теоретически разработать модель социальной работы общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков.

На втором этапе (2002-2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа с целью проверки теоретических положений исследования: внедрялась модель профилактики правонарушений подростков посредством социальной работы в систему учебно-воспитательной деятельности общеобразовательной школы на базе экспериментальных учреждений, систематизировались полученные данные, анализировались результаты, вследствие чего вносились изменения как в саму модель, так и в процесс ее использования. На основе анализа полученных результатов разрабатывался комплекс педагогических условий


9эффективного использования социальной работы общеобразовательной школы как средства профилактики правонарушений подростков.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) осуществлялись завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление ее результатов и оформление их в виде диссертации.

Научная новизна исследованиясостоит в том, что впервые в процессе научно-исследовательской работы выявлены особенности использования социальной работы как средства профилактики правонарушений подростков; определена логическая зависимость эффективности профилактической деятельности общеобразовательной школы и степени использования в этом процессе социальной работы в качестве средства.

Теоретическая значимость исследованиязаключается в определении наиболее оптимальных научно-педагогических подходов к эффективному осуществлению социальной работы общеобразовательной школы как средства профилактики правонарушений подростков; в разработке теоретических основ осуществления социально-профилактической деятельности школы путем использования дифференцированного подхода; в определении специфики и соотношения компонентов социальной работы школы по профилактике правонарушений подростков.

Практическая значимость исследованиявыражается в разработке модели социальной работы общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков и технологии ее внедрения; в выявлении оптимальных педагогических условий эффективного использования социальной работы школы как средства профилактики, положенных в основу разработки ее модели.

Полученные результаты могут быть использованы в практической деятельности общеобразовательных учреждений по профилактике правонарушений несовершеннолетних, при подготовке и повышении


10квалификации социальных педагогов и социальных работников, в работе органов управления образованием.

Достоверность и обоснованностьполученных результатов и выводов
обеспечиваются методологической обоснованностью исходных

теоретических позиций, применением разнообразных взаимосвязанных и взаимодополняющих методов, адекватных объекту, предмету и цели исследования, репрезентативностью выборки исследования.

Основные положения, выносимые на защиту

1 .Эффективность деятельности общеобразовательной школы по профилактике правонарушений подростков определяется степенью ее активности как социально-воспитательного института окружающего социума.

2. Важнейшим средством повышения эффективности деятельности
общеобразовательной школы в области профилактики правонарушений
подростков является социальная работа.

3. Оптимальные педагогические условия эффективного использования
социальной работы общеобразовательной школы как средства профилактики
правонарушений подростков:

- дифференцированный подход;

- соответствие социальных технологий профилактики правонарушений подростков уровню их социальных отклонений (личностному, ситуационному или средовому);

- обеспечение целостного влияния на формирования социальной
позиции подростка средствами взаимодействия социально-педагогических
служб.

4. Модель социальной работы общеобразовательной школы по
профилактике правонарушений подростков, включающая целевой,
содержательный и организационно-технологический компоненты.

Апробация и внедрение результатов исследованийосуществлялись посредством публикаций научных статей и материалов по теме исследования


в научно-методических изданиях; в ходе непосредственной работы по организации и осуществлению превентивной деятельности общеобразовательных учреждений г. Кисловодска.

Основные теоретические положения и выводы исследования
обсуждались и получили одобрение на краевых (Ставрополь 2003-2005),
университетских (Ставрополь 2003-2005) научно-практических

конференциях и семинарах.

Результаты исследования внедрены в практику деятельности Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Кисловодска и МОУ гимназии № 9 г. Ставрополя.

Структура и объем диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Работа изложена на 191 странице, содержит 4 таблицы, 5 схем, 1 рисунок, 3 приложения. Список литературы включает 276 наименований, в том числе - 265 отечественных и 11 зарубежных.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.