Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная работа в системе профилактики правонарушений среди подростков





Внастоящее время в России продолжается постепенная реформа общеобразовательной и профессиональной школы. В результате ее учебно-воспитательная работа с детьми школьного возраста должна подняться на новый качественный уровень, чтобы новое, молодое поколение соответствовало тем возросшим требованиям, которые предъявляет к нему общество на современном этапе своего развития. Одной из главных задач указанной реформы является ликвидация правонарушений в поведении учащихся.

Как известно, педагогические меры предупреждения отклонений в поведении учащихся сводятся, в основном, к перевоспитанию школьников, отличающихся своей педагогической или социальной запущенностью. В своей совокупности эти меры составляют определенную систему.

Характеризуя систему педагогических мер предупреждения проявления правонарушений в поведении учащихся, следует подчеркнуть, что она не включает в себя таких видов воспитательного воздействия, которые бы принципиально отличались от общеизвестных. Однако их использование связано с определенной спецификой.

По мнению А.Е. Тараса, система предупреждения противоправного поведения учащихся включает в себя шесть основных компонентов:



1. Выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, норм морали и права, отстающих в учебе.

2. Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников.

3. Составление плана педагогической коррекции личности и устранение причин ее нравственной деформации, отклонений в поведении (т.е. определение целей педагогического воздействия, его средств, главных звеньев, этапов, исполнителей).


4. Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

5. Вовлечение этих учащихся в различные виды положительной деятельности и обеспечение успехов в ней.

6. Изменение условий семейного воспитания.

Именно эти элементы, по мнению ученого, определяют специфику данной системы, нацеливают на предупреждение отклонений в поведении учащихся, на их перевоспитание. Все указанные элементы тесно взаимосвязаны. Пренебрежение любым из них неизбежно влечет за собой снижение эффективности системы в целом (Тарас, 1986).



Исходя из этого, профилактика правонарушений в условиях
общеобразовательного учреждения предполагает систему общих и
специальных мероприятий на различных уровнях социальной организации:
общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-
санитарном, педагогическом, социально-психологическом. В соответствии с
определением профилактики правонарушений, изложенном на с. 14 § 1.1
условиями успешной профилактической работы мы считаем ее
комплексность, последовательность, дифференцированность,

своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, т.е. подростками. Поэтому целесообразно выделять три уровня профилактики.

Первичная профилактика - комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование отклоняющегося поведения. Например, решение проблемы занятости досуга подростков силами учреждений системы школьного и внешкольного образования и т.п.

Именно первичная профилактика (ее своевременность, полнота и постоянность) является важнейшим видом превентивных мероприятий в области предотвращения отклонений в поведении подростков.


Вторичная профилактика - комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение (пропускающими большое количество уроков, систематически конфликтующими со сверстниками, имеющими проблемы в семье и т.п.).



Основными задачами вторичной профилактики являются недопущение совершения подростком более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной социально-психологической поддержки подростка, находящегося в сложной жизненной ситуации.

Третичная профилактика - комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращение совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Наиболее слабо развитый в настоящее время вид профилактической деятельности. Примером мероприятий данного уровня может служить система патронажного сопровождения несовершеннолетних, вышедших из мест лишения свободы, оказание им помощи в вопросах обеспечения жильем, трудоустройстве, психологического консультирования т.д. (Загвязинский, Зайцев и др., 2002).

Важным фактором формирования образовательного пространства в сфере профилактики является взаимодействие всех его компонентов. Если общеобразовательное учреждение представляет собой закрытую образовательную систему, решая проблемы воспитания и обучения только исходя из своих собственных ресурсов (программ, проектов, материально-технического и кадрового обеспечения), то не представляется возможным говорить о целостном образовательном пространстве. В этих условиях открытый социум является «ничейной» зоной, действует стихийно, процесс социального воспитания становится педагогически неуправляемым и, в этом случае, нередко проявляется его негативное влияние на формирующуюся личность. Только в условиях многофакторного взаимодействия можно успешно решать задачи социального становления личности. Проектирование


44
такого многофакторного взаимодействия и представляет собой

конструирование педагогически целесообразного образовательного пространства, обеспечивающего успешную профилактику правонарушений среди подростков.

Исследованиями также установлено, что различные виды девиантного поведения тесно связаны между собой единым социально-психологическим механизмом возникновения. При этом наблюдается переход в поведении лица от одного вида антиобщественного поведения к другому, и часто одни виды такого поведения создают условия, почву для других, способствуют им и усугубляют их негативные результаты.

В силу этого именно социальная работа становится одной из важнейших составляющих процесса профилактики правонарушений несовершеннолетних в общеобразовательной школе.

Существует несколько определений понятия «социальная работа». Так, В.Н. Гуров определяет ее как «один из древнейших и гуманнейших видов человеческой деятельности, процесс формирования и реабилитации жизненных сил, индивидуальной и социальной сущности человека» (Ковтун, Гуров, 1999).

М.Н. Гурьянова считает, что социальная работа - это «система социальной помощи и защиты человека в целом, его нужд, интересов, потребностей; составная часть любой профессиональной деятельности {Гурьянова, 1993).

Что касается конкретно профилактики правонарушений среди подростков, то здесь социальная работа направлена на главное -социализацию личности, т.е. процесс усвоения индивидом социальных норм, знаний и умений, принятых в обществе; становление индивида как общественного существа.

Для достижения поставленной цели необходима законодательная и нормативно-правовая база деятельности, как отдельного учреждения, так и системы учреждений. В соответствии с этим на заседании Государственной


45Думы в декабре 1996 года был заслушан вопрос «О социальной защите и поддержки семьи, детей и молодежи», по результатам обсуждения которого было принято постановление №881-11 ГД, предусматривающее в том числе и следующие меры: признать приоритетными подготовку и принятие законодательных актов о социальной защите и поддержке семьи, детей и молодежи; при рассмотрении бюджета обращать особое внимание на необходимость финансирования в приоритетном порядке социальной сферы.

В продолжение законодательной деятельности в этом направлении позже был принят федеральный закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», постановление Правительства РФ «Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» № 1092 от 13.09.96г.

Существенные изменения внесены в законодательную и нормативно -правовую базу, регулирующую положение детей-правонарушителей. Федеральные законы «О содержании под стражей подозреваемых в совершении преступлений» (№ 103-ФЗ от 15.07.95г.), «Об исполнительном производстве» (№ 119-ФЗ от 21.07.97г.) и ряд других, а также постановления Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением» (№ 420 от 25.04.95г. с изменениями от 08.01.97г.), «Об утверждении примерного положения о попечительском совете при воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (№ 1295 от 13.10.97г.) и некоторые другие укрепляют правовую основу работы с этой категорией детей.

Формируется законодательная и нормативно-правовая база профилактики беззаконности и правонарушений детей и подростков. Здесь можно назвать указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (№ 1338 от 06.09.93г.), а также федеральный закон «Об основах государственной


46системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятых Государственной Думой в 1999 году. Хотя этот закон не предусматривает каких-либо кардинальных преобразований в системе профилактики правонарушений, в то же время, он вносит существенные изменения в регламентацию деятельности уже существующих органов и учреждений в целях обеспечения комплексного подхода к решению этой проблемы. В связи с принятием данного законопроекта были подготовлены проекты федеральных законов «Об основах организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», а также о внесении изменений и дополнений в законы РФ «О милиции», «Об образовании», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие.

Принятие федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24.07.98г.) позволило законодательно определить и закрепить важнейшие приоритеты и направления государственной политики в отношении защиты и обеспечения прав детей с учетом особенностей их физического состояния, этапов возрастного и социального развития. Так, статья 15 предусматривает защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государство гарантирует судебную защиту прав таких детей. В этих целях создаются социальные службы, которые в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями.

Поскольку мы рассматриваем социальную работу по профилактике правонарушений в рамках деятельности общеобразовательного учреждения,


47то имеет смысл особо оговорить её тесную связь с социально-педагогической деятельностью учреждения. Эти области могут соприкасаться, пересекаться и даже взаимопроникать друг в друга. Нельзя вести речь о социальной работе как обособленной от социальной педагогики сфере практической деятельности школы. Поэтому в дальнейшем в нашем исследовании мы будем рассматривать понятия и категории этих двух областей вкупе, в зависимости от степени их приоритетности и влияния на процесс и результат социальной работы школы в области профилактики правонарушений подростков.

В основе превентивной социальной работы общеобразовательной школы лежат группы социально-педагогических факторов, определяющих как формирование правовой сферы (правового самосознания подростков), так и социальные условия жизни и развития несовершеннолетнего, что, в конечном счете, определяет наличие девиантности, её степень и вид (в нашем случае - склонность к правонарушениям).

Поэтому остановимся на этом вопросе поподробнее.

К социально-педагогическим факторам в широком смысле относятся все обстоятельства, события, условия, меры, процессы и др., оказывающие какое-то влияние на педагогические системы, педагогические процессы, педагогические результаты и др. в правовой сфере, а через них и на состояние законности и правопорядка (Столяренко, 2000).

По особенностям своей природы все они делятся на две группы:

- собственно педагогические социальные факторы: педагогическая подсистема правовой сферы общества, народная педагогика, система правового воспитания населения, педагогическая подсистема в правовой системе и органах правопорядка;

- педагогически значимые социальные факторы. Они, не являясь педагогическими по своей природе, тем не менее, оказывают влияние на педагогические, присущие правовой сфере, а через них на состояние законности, правопорядка. Это социальные и экономические особенности


48общества, его мораль, состояние культуры, работа средств массовой информации, образ и уровень жизни и др. Однако более всего нас интересуют социально-педагогические факторы по тесноте их связи со спецификой проблем законности и правопорядка: фоновые, правовые, криминогенные, криминальные.

К основным фоновым факторам относятся:

а) педагогически значимые:

- состояние экономики и уровень жизни населения;

- деятельность органов власти, средств массовой информации, влияющие на морально-психологический климат жизни населения, господствующие общественные мнения, убеждения, интересы и т.д.;

- исторические, этнические, культурные, религиозные и иные особенности населения, его быта, образа жизни, морали, традиций, социальных ориентации, способов проведения досуга;

- социальная дифференциация населения, основные социальные группы и их взаимоотношения;

- исторический опыт населения;

б) собственно педагогические:

- уровень образованности, воспитанности и культуры населения;

- бытующие среди населения взгляды на цели и способы подготовки подрастающего поколения к жизни, подкрепляемые соответствующей практикой работы с ним;

- состояние образовательного процесса в образовательных учреждениях;

- состояние и педагогический уровень внешкольной работы с подростками и молодежью, культурно-воспитательной организации досуга;

- педагогическая осмысленность, нацеленность и компетентность работы средств массовой информации, органов культуры и организации досуга;


- состояние педагогического всеобуча и педагогической
подготовленности родителей, руководителей различных организаций, чья
деятельность реально или в потенции включает педагогическую функцию.

Правовые социально-педагогические факторы связаны с целенаправленной деятельностью органов власти, общественных формирований и частных структур по укреплению законности и правопорядка. К ним относятся:

а) педагогически значимые:

- состояние законодательства;

- общественное мнение граждан по вопросам эффективности деятельности правоохранительных органов;

- вера граждан в защиту от правонарушителей у работников правоохранительных органов;

- развитость и эффективность связей правоохранительных органов с населением;

б) собственно педагогические:

- наличие и эффективность системы организованного и эффективного правового воспитания;

- педагогическая компетентность всех лиц, участвующих в юридико-педагогической работе;

- направленность и эффективность реализации педагогической функции всеми специалистами правоохранительных органов при решении профессиональных задач;

- профессионально-педагогическая подготовленность специалистов органов внутренних дел, чья деятельность имеет социально-педагогический аспект и педагогическую функцию.

Криминогенные социально-педагогические факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающего поведения, а именно:

а) педагогически значимые:


- снижение уровня общественной морали;

- проявление криминализации и сексуализации досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач;

- развитие пьянства и наркомании;

- низкий уровень раскрываемости преступлений;

- распространение религиозно-идеалистических течений, имеющих антиправовое значение, отрывающих людей от реального мира, подчиняющих своему влиянию;

- распространение мистики, оккультизма, «фантастики», фильмов ужасов, переводящих сознание людей в плоскость деформированного понимания мира;

б) собственно педагогические:

- слабость звеньев системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, трудового, патриотического, правового, семейного;

- введение в школах «сексуального образования»;

- распространение фактов педагогической запущенности и беспризорности несовершеннолетних.

Криминальные социально-педагогические факторы связаны с особенностями личностей правонарушителей, организованных преступных групп и их деятельности:

- криминальная деформированность правосознания, потребностей,
нравственности;

криминальная субкультура, влияющая на криминальное воспитание и настойчиво насаждаемая в «массовую культуру», модную у молодежи;

коррумпирование должностных лиц, чиновников, сотрудников правоохранительных органов;

- слабость используемых представителями и органами власти
педагогических средств при разрушении криминальных деформаций
личности, групп.


Мы позволили себе столь подробно остановиться на социально-педагогических факторах по той причине, что все эти факторы, в зависимости от своих характеристик, положительно или отрицательно сказываются на состоянии правосознания, уровне преступности. А в ряде случаев становятся непосредственной причиной или условием совершения правонарушений. Поэтому социальная работа в рамках профилактики правонарушений несовершеннолетних и призвана усилить влияние одних и уменьшить влияние других факторов, а некоторые постараться вообще исключить из процесса социализации подростков.

В соответствии с этим в процессе профилактики правонарушений подростков в условиях общеобразовательной школы социальная работа должна выполнять следующие функции:

а) социально-адаптивную и социально-стабилизирующую,
обеспечивающую включение подростка в реальные социальные отношения,
поддерживающую социальную мобильность личности, открывающую
жизненные перспективы для каждого, смягчающую социальную
напряженность и социальные конфликты;

б) социально-преобразующую, обеспечивающую подготовку
несовершеннолетних к сознательной жизни в быстро изменяющихся
жизненных ситуациях;

в) социально-защитную, связанную с заботой о подростках, которым
семья и общество не смогли создать нормальных условий для жизни и
развития;

г) здоровьесберегающую и реабилитационную, связанную с
катастрофическим падением здоровья детей и преодолением пагубной
традиции, когда цена образования оказывается слишком высокой, ибо
образованием приобретается за счет утраты здоровья;

д) культуропреемственную и культуротворческую, проистекающую из
современного понимания образования как приобщения к культуре в широком
смысле слова, ибо средства массовой информации, учреждения культуры,


52микросреда не в состоянии пока обеспечить этот процесс, а зачастую оказывают явно негативное, разрушающее влияние на личность (Загвязинский, Зайцев, 1995).

Реализация первой (социально-адаптивной и социально-стабилизирующей) функции социальной работы с подростками происходит через освоение последними социальных норм. Их значение определяется обязательностью содержащихся в них правил, требований, предъявляемых обществом, классом, коллективом, социальной группой к поведению человека в тех или иных конкретных ситуациях, а также тем, что они служат средством социального контроля. Социальные нормы являются важным звеном механизма социального управления, регуляции и коррекции поведения человека, стимулирования его творческой и социальной активности.

Социальные нормы — это правила, выражающие требования общества, социальной группы к поведению личности, группы в их взаимоотношениях друг с другом, социальными институтами, обществом в целом (Дюркгейм, 1995).

Нормы характерны для всех уровней социальной организации: личности, группы, субкультуры, общества, но это не означает, что они полностью единообразны. У каждого субъекта имеются свои собственные представления о «норме», и эти представления не всегда совпадают между собой, вступая в открытый или скрытый (латентный) конфликт. Это несовпадение создает достаточно сложную проблему взаимосвязи между существующими формальными, официальными (провозглашенными и легитимными) нормами и нормами реального поведения людей. Нормы существуют фактически тогда, когда они реализуемы или реализуются.

Нарушение норм вызывает более конкретную и четкую негативную реакцию со стороны социальной группы, общества, его институциональных форм, направленную на преодоление отклоняющегося от нормы поведения.


53Поэтому нормы являются более действенным средством борьбы с девиацией, средством обеспечения порядка, устойчивости общества.

Нормы возникают вследствие потребности в определенном поведении. Под влиянием объективных условий и субъективных моментов каждый человек вырабатывает и реализует свою индивидуальную, личностную систему норм, которая в целом или частично может совпадать с существующими в обществе представлениями о ценностях и нормах, а может и не совпадать, оппозиционировать им. В то же время любые личностные, субъективные факторы, проявляясь в поведении, складываются не произвольно, а выступают результатом сложного процесса воздействия тех социальных условий, в которых люди существуют и действуют, но которые, в свою очередь, создаются, изменяются и преобразуются людьми.

Особенностью социальных норм является и то, что в них закладывается программа достижения желаемого результата социального действия, а также они выступают как фактор воспитания, и нормам отводится субсидиарная роль в этом процессе; они влияют на социальное развитие личности как самоактуализация «Я - концепции». Это, прежде всего, процесс усвоения социальных ценностей, процесс вхождения в социальную среду, усвоение социального опыта, усвоение определенных ролей и функций и другое.

Социальные нормы действенны в том случае, если они становятся компонентом индивидуального сознания личности. Тогда социальная норма выступает как добровольное самообязательство.

Социальная работа, по мнению ученых, может обеспечить несколько путей усвоения подростками социальных норм.

1. Ознакомительно-познавательный. В процессе социализации подростки знакомятся с общепринятыми в сообществах, в которых им придется жить, нормами; у них формируются первичные понятия о том, что хорошо, а что плохо.

2. Уровень формального усвоения. Такое усвоение не гарантирует адекватное (нормопослушное, позитивное) поведение. Часто поведение


людей с такой установкой осуществляется как «конформистское»: «поступаю, как все», «ворую, как все» и т.п. Подросток может сам не нарушать социальных норм, но быть равнодушным к подобным явлениям, если они не касаются лично его.

3. Уровень убеждений - глубинное осознание и принятие социальных норм, превращение их в свои личные убеждения. Усвоение норм несовершеннолетним с высоким уровнем самосознания помогает регулировать поведение в сложных ситуациях. Более того, он готов активно противостоять нарушителям норм. Но для такого противостояния нужны не только глубокие убеждения, но воля к борьбе, к отстаиванию своих убеждений (Клейберг, 1997).

По нашему мнению, третий путь усвоения подростками социальных

норм является лучшим и предпочтительным результатом социальной

работы в школе:

Примером реализации второй функции социальной работы может служить внедрение уже упоминавшейся концепции «интегрированного развития компетентности». Исходным положением данной концепции является расширение границ понимания компетентности человека, которая включает помимо социального развития характеристику умственных и физических качеств. Новая модель компетентности должна интегрировать интеллектуальные, политические, социальные, моральные и эстетические аспекты знаний, так как компетентность должна выступать в ее самых различных проявлениях. Области, развивающие компетентность - это учение, работа, сфера заботы о здоровье, культура, политика, окружающая среда, экология, мир. Инструментом, формирующим компетентность, выступают все образовательные учреждения, а также виды деятельности, которые способствуют выполнению человеком его активной гражданской роли. Отдельные социальные факторы, способствующие формированию компетентности, необходимо рассматривать не изолированно, а в интеграции как часть развития компетентности человека. Интеграция необходима


55человеку для самостоятельного успешного разрешения жизненных ситуаций, создания для себя лучших условий в целях конструктивного взаимодействия с другими людьми.

С учетом широкого понимания компетентности необходимо дать подросткам знания о разных аспектах жизни, а это, следовательно, требует глубокой перестройки всей системы образования. Поскольку сделать это сразу чрезвычайно трудно, социальная работа в этом случае является универсальным средством решения возникающих проблем. При этом специалист, осуществляющий социальную работу, становится посредником между подростками и ситуациями, в которых происходит практическое применение того или иного вида компетентности. Организация учебного и воспитательного процесса происходит в условиях установления множества связей между школой и учреждениями, людьми, чья деятельность имеет отношение к тем или иным областям компетенции. Такое взаимодействие позволяет учащимся приобретать знания в реальных жизненных ситуациях, и происходит интеграция теории и практики (Олиференко, 2002).

Таким образом, эта проблема в современном обществе представляет собой одну из самых сложных и противоречивых. С этим могут справиться только хорошо подготовленные, опытные и организованные специалисты. Задача состоит в том, чтобы социальная работа не подавила своих клиентов, и процесс, при котором клиент и работники социальной системы сближаются, оставался реальным. Эта функция, выполняемая социальной работой, ставит специалиста в уникальное положение, при котором его не идентифицируют ни с клиентом, ни с учреждением, а только с процессами, способствующими их сближению. Социальный работник не должен стараться изменить ни людей (подростков), ни учреждение (школу), а изменять только способы их взаимоотношений.

Социальный работник был создан как раз для этой роли «посредника» или «третьей стороны». Социальные работники, социальные педагоги, будучи «третьей стороной», никого не противопоставляют, а скорее делают


56попытку укрепить соединение между двумя сторонами. Их можно рассматривать как стратегию, необходимую для сближения девиантных подростков и школы.

Что касается третьей, социально-защитной функции социальной работы, то чаще всего она осуществляется путем использования метода вмешательства в кризисную ситуацию.

Сегодня вмешательство в кризисную ситуацию - общепризнанный и общепринятый метод в практике социальной работы с индивидами, семьями и группами. После долгих лет, в течение которых сторонники этого подхода твердили о его универсальной пригодности, а оппоненты отклоняли его как неэффективное средство, он был принят в качестве надежной формы первичного вмешательства при работе с клиентами, находящимися в ситуации стресса.

Основные принципы «кризисного вмешательства» могут быть представлены следующим образом.

1. Индивид (или семья, группа, сообщество) подвержен периодам усиления внутреннего и внешнего стресса, что нарушает нормальный жизненный цикл и привычное состояние баланса с окружающей средой. Такие ситуации обычно вызываются неким травмирующим событием, которое может быть как внешним ударом, так и внутренним все более усиливающимся напряжением.

2. Воздействие травмирующего события нарушает баланс личности и ставит человека в уязвимое положение. Вначале человек предпринимает попытку использовать собственные привычные методы решения проблем. Если это не помогает, то напряжение возрастает до предела.

В этот момент какой-нибудь катализирующий фактор может стать «последней каплей», приводящей индивида в состояние активного кризиса, сопровождающегося дезорганизацией, дезадаптацией и, как конечным


57результатом, девиантности в поведении, противопоставляемой «не сработавшим» старым установкам (Энциклопедия социальной работы, 1994). В период кризисной ситуации подростки особенно чувствительны к помощи. Привычные защитные механизмы ослаблены, обычные модели поведения представляются неадекватными, и подросток становится более открытым для внешних влияний. Минимальное усилие в этот период часто может дать максимальный эффект, и соответствующим образом направленная небольшая социальная помощь может улучшить ситуацию эффективнее, чем более интенсивная помощь в периоды меньшей эмоциональной восприимчивости.

Главное - чтобы в момент ожидания помощи рядом с подростком оказался человек с позитивной социальной направленностью (учитель, родители, тренер, в идеале - социальный работник).

В социальной работе, выполняющей четвертую функцию -здоровьесберегающую и реабилитационную - основным является понятие «особые социальные потребности» - потребности подростков с социальной патологией. Причиной такой патологии могут быть как минимальные поражения мозга, так и неблагоприятные социальные условия жизни и развития.

В подобной ситуации профилактика правонарушений подростка является своего рода профилактикой новых социальных патологией. Подростки, имеющие социальную патологию, нуждаются, прежде всего, в формировании у них механизмов сознательной регуляции поведения, взаимодействия с окружающими, коррекции эмоциональных состояний. Несовершеннолетние этой группы нуждаются в особом структурировании жизненного пространства, позволяющем предсказывать ход событий, планировать свое поведение.

В числе отклонений, имеющих повышенную общественную опасность, следует указать на те, которые направлены на подрыв или ослабление общественных отношений, формирующих и обеспечивающих нравственное и


58физическое здоровье несовершеннолетних. Такими являются: притеснение других подростков, выражающееся в драках, требованиях выполнить что-либо путем угроз, принуждения к действиям, ущемляющим чьи-либо достоинства; жестокое обращение с животными; изготовление и использование взрывчатых веществ, азартные игры на деньги и пр. Степень общественной опасности этих поступков выше целого ряда правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность.

При выполнении этой своей функции социальная работа имеет ряд особенностей.

Во-первых, общественная опасность как критерий девиантности не является исключительной прерогативой социальной патологии. По сути, общественная опасность - объективная социальная категория, присущая всякому антиобщественному деянию, направленному против конкретных общественных отношений. Характер и размер вреда (ущерба) при этом является лишь квалифицирующим обстоятельством, влияющим на степень общественной опасности и тем самым - на определение сферы его социального регулирования.

Во-вторых, различные проявления социальной патологии неодинаковы по степени общественной опасности. Эта степень возрастает от непротивоправных антиобщественных деяний в сторону административно-наказуемых правонарушений и от них к преступлениям. При этом и внутри проступков и аморальных форм поведения конкретные действия отличаются по степени общественной опасности.

Общественная опасность как качественная характеристика девиантного поведения является в основе своей социальной категорией, формирующей и в то же время отражающей интересы общества и политику государства в сфере охраны общественных отношений и регулируемых ими социальных ценностей. При этом если социальным регулятором противоправного поведения служат правовые нормы, то определение фактов антиобщественного поведения из совокупности индивидуальных социальных


59отклонений осуществляется путем их сопоставления с нормами морали и правил поведения.

Необходимость рассмотрения понятия «общественная опасность» именно в рамках четвертой функции социальной работы обуславливается тем, что зачастую невыявленная социальная патология (или не рассматриваемая как достойный объект социальной работы) представляет высокую степень общественной опасности для окружающих подростка людей, независимо от их возраста. Нередки случаи, когда более явным проявлениям девиантности уделяется большое внимание, а небольшой социальной патологии позволяют перерасти в хроническую форму. В связи с этим мы хотели обратить особое внимание именно на эту форму отклонений. Однако, как уже указывалось выше, мы вовсе не считаем социальную патологию подростка единственным и исключительным источником общественной опасности.

Говоря о месте социальной работы в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних, нельзя не отметить методическую систему социальной работы В.Н. Гурова. Основной упор ученый делает на социальную работу школы с семьями девиантных подростков, которая, по его мнению, открывает неограниченные возможности в повышении ее роли в социализации личности подростка.

Он выделяет роль психолого-педагогических особенностей, которые необходимо учитывать в социальной деятельности школы.

Во-первых, понимая социальную работу как деятельность по изменению, следует учитывать, при каких условиях внешние воздействия переходят во внутренние и ведут к изменениям в личности, а также роль самой личности в этом процессе.

Второй психолого-педагогической особенностью воздействия на семью с целью изменения посредством социально-психологической работы, по мнению ученого, является обоснованность вмешательства в семью - систему.


60Здесь существуют 2 подхода: потребности клиента в основе и интервенция социального работника в семью.

Третьей психолого-педагогической особенностью социальной работы с семьей является учет того обстоятельства, что семья является системой и необходимо войти в нее, чтобы осуществить изменения.

Четвертой особенностью социальной работы с семьей девиантных подростков является создание эмоционального поля во взаимоотношениях между социальным педагогом (работником) и семьей - системой (каждым членом семьи) (Гуров, 1998).

Подытоживая вышесказанное, отметим следующее. Совершенно очевидно, что не может быть единого «рецепта» и подхода к социальной работе с особо уязвимыми, незащищенными, неблагополучными несовершеннолетними. Однако при более внимательном рассмотрении эта категория четко разделяется на две неравные принципиально различные группы: одна из них (таких большинство) нуждается в создании условий, чтобы продолжить прерванный процесс полноценного жизнеосуществления и социального участия; вторая - нуждается, прежде всего, в социальной заботе о них со стороны общества, государства, в ответ на которую они в меру своих сил и возможностей тоже будут проявлять активность и участие в жизни страны.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.