|
Протестантизм: основные течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство)
8.4. Направления протестантизма, их возникновение и развитие
Протестантизм, в отличие от католицизма, не смог сохранить внутреннего единства, разделившись на множество ответвлений и направлений, среди которых нет единственно верного, а все признаются равноправными вариантами христианского учения: выбор между ними диктуется личными пристрастиями верующего. Именно поэтому применительно к протестантизму было бы большой натяжкой вести речь о сектах, поскольку в условиях свободы отправления религиозного культа любое направление имеет полное право на существование, если сохраняет приверженность тексту Священного Писания и духу христианского учения. Помимо лютеранства, которое стало первым, но не основным из протестантских направлений, к числу наиболее значительных относятся кальвинизм, англиканство, баптизм, адвентизм и пятидесятничество. Особое место среди протестантов занимают мормоны.
Лютеранство. Вслед за основателем своего учения лютеране четко разграничивают духовную и мирскую сферы человеческой жизни. Духовная сторона жизни человека посвящена служению богу, но мирская сторона строится по своим законам, основными из которых являются трудовая этика, гражданская мораль и т. д. По своей культовой составляющей лютеранство придерживается промежуточной позиции между католицизмом и крайними направлениями протестантизма, поскольку сохраняет в церкви внешнюю атрибутику (орган, песнопения) и признает два священных таинства (крещение и причащение), в отличие от остальных протестантских течений, признающих лишь крещение. Последователи Мартина Лютера по большей части сосредоточивают свое внимание на решении актуальных моральных и общественных вопросов в духе христианского учения, но практически не уделяют внимания разработке догматов и теоретических положений, что и способствует во многом их популярности в странах Западной и Центральной Европы. В настоящий момент в мире насчитывается приблизительно 75 млн лютеран, большая часть которых живет в Германии, странах Скандинавии и Прибалтики.
Кальвинизм. Родоначальником этого направления стал активный последователь реформ Лютера, французский монах Жан Кальвин (1509–1564). Другое название кальвинистов, характеризующее их упорядоченный и размеренный образ жизни, – пуритане (от лат. puras – чистый). Суть кальвинизма заключалась в полном устранении церковной иерархии и сосредоточении человека на таких ценностях, как умеренность и бережливость. Судьба человека предопределена, но раскрыть смысл предопределения возможно только в процессе выполнения повседневных обязанностей. Если человеку сопутствует удача в делах, то это выступает свидетельством того, что бог заботится о нем и проявляет по отношению к нему свою милость, если же человека постоянно преследуют неудачи, то это является симптомом отрицательного отношению к нему со стороны бога. Люди богатеют не в силу собственных талантов, но именно в силу особой милости, проявленной к ним богом, поэтому бессмысленно восставать против богачей, так как это автоматически означает сопротивление тому порядку, который устанавливается божественной волей. По своей численности современный кальвинизм является вторым после лютеранства протестантским течением, насчитывая 50 млн человек, принадлежащих к трем различным ответвлениям кальвинизма: реформаторству, конгрегационализму и пресвитерианству.
Англиканство. Возникновение англиканства в качестве одного из основных направлений протестантизма можно датировать 1532 г., когда собор английских епископов провозгласил независимость английской церкви от папской власти. Официальное установление англиканства имело свою трагическую историю: с восшествия на престол Марии Тюдор (1553–1558), которая была убежденной католичкой, начался ренессанс католицизма, а несколько английских епископов, принимавших участие в историческом соборе, были казнены за твердость в своих убеждениях. К счастью, период репрессий оказался коротким, а все последующие английские монархи (за исключением Иакова II, который был изгнан из страны в 1688 г.) были убежденными протестантами, являвшимися «по совместительству» и духовными пастырями своей страны.
Богослужение представителей англиканства восходит к католическому образцу. Заимствованным является также Никейский символ веры и filioque – утверждение, что Святой Дух происходит от Отца и Сына. От протестантизма англиканство взяло сокращение числа таинств до двух (крещения и причащения), а также упрощение церковных обрядов и отрицание обязательного посредничества церкви на пути богопознания. В настоящее время официальным главой англиканской церкви является английский парламент, поэтому ни одно изменение в догматической или богослужебной части не может быть введено без санкции парламента. Одним из наиболее скандальных решений, принятых в рамках англиканской церкви, было разрешение женщинам занимать епископский престол (1988), что уже несколько раз было осуществлено в англиканских общинах Северной Америки, хотя в самой Британии данное постановление остается пока только на бумаге.
Баптизму принадлежит важное место в истории протестантского вероучения, так как он берет свое начало еще в XVII в. Многие черты роднят баптизм с другими протестантскими церквями (упрощенные обряды богослужения, приоритет веры над культом). Но есть и свои отличия: замена торжественных богослужений молитвенными собраниями членов общины, где происходит коллективное чтение Священного Писания, под которым подразумевается только Новый Завет. В баптизме отсутствуют почитание святых, крестов и икон, атакже церковная организация и монашеские ордена, поскольку Иисус Христос, являющийся главным объектом поклонения в рамках этого течения, осуществлял свою деятельность в миру, но руководствовался при этом духовными принципами. Следуя примеру Иисуса, баптисты неуклонно осуществляют миссионерскую деятельность, вербуя в свои ряды представителей других ветвей христианства, благодаря чему их число неуклонно увеличивается. В настоящее время представители баптизма, основная часть которых живет в США и Южной Африке, насчитывают более 40 млн человек.
Адвентизм. Представителями одного из относительно новых течений в протестантизме являются адвентисты седьмого дня, возникновение учения которых датируется 1830-ми гг., когда некий В. Миллер изложил свои взгляды на будущее человечества, предсказав скорое наступление Судного дня. Согласно верованиям адвентистов, которые практически отрицают традиционное христианское вероучение, принимая только два обряда священных таинств, не существует бессмертной души. После смерти человека душа погружается в состояние оцепенения, которое продолжается вплоть до Судного дня, когда разбуженные воскресшим Христом души будут поделены на те, что заслужили райского блаженства, и те, что осуждены на вечные адские муки. Безусловное спасение ожидает души тех, кто являются последователями адвентистского учения, соблюдая все его правила и этические нормы. Единственным священным текстом для адвентистов является Библия. Большая часть приверженцев этого течения проживает на территории США, хотя активная миссионерская деятельность приводит к возникновению адвентистских общин на территории многих стран, в том числе и России.
Пятидесятничество стало одним из наиболее поздних, но тем не менее влиятельных ответвлений протестантизма, получившим развитие в США на рубеже XIX–XX вв. Основой вероучения этого протестантского течения является уверенность в том, что на пятидесятый день после воскресения Христа на апостолов снизошел Святой Дух, открывший у них пророческие способности. Сильная мистическая направленность пятидесятничества проявляется в наличии в обряде крещения, который признается представителями этого учения, элементов большого эмоционального возбуждения и экстаза, который, по их мнению, является залогом сошествия Святого Духа в душу нового приверженца веры. Мистическое переживание присутствия божественной благодати, которая может снизойти в душу искренне верующего, лежит в основе пятидесятнического вероучения об интуитивном пути познании божества. С административной точки зрения в многочисленных пятидесятнических общинах присутствует строгая иерархия – начиная от пресвитера, который является безусловным духовным авторитетом в рамках отдельной общины, и заканчивая простыми прихожанами.
28. Лютер и Лютеранство.
Вождём религиозной революции стал Мартин Лютер. Глубоко верующий по натуре, он вскоре по окончании Эрфуртского университета постригся в монахи-августинцы (1505). В 1509 году занял кафедру философии в Виттенбергском университете, но затем защитил богословскую диссертацию, стал доктором теологии и перешёл на кафедру богословия. Одновременно читал проповеди в церкви и имел в этом большой успех. В 1510 году Лютер совершил деловую поездку в Рим и был потрясён тамошними легкомысленными нравами.
Первое открытое выступление Лютера против церковной политики состоялось в 1517 году — он публично и яростно осудил торговлю индульгенциями, затем прибил на церковные двери 95 тезисов с изложением своей позиции. Этот шаг вызвал волну солидарности, поддержанную саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым и быстро распространившуюся по всей Германии. Лютера вызвали в Рим, но сторонники отсоветовали ему ехать туда. Далее из Рима последовал ряд уговоров, угроз и диспутов. На Лейпцигском диспуте в 1519 году Лютер расширил свою критику, поставив под сомнение главенство Папы и римской церкви. Его поддержал Филипп Меланхтон, будущий кодификатор протестантизма[3].
Папский указ, запрещавший продолжать полемику, был проигнорирован. Лютер написал и издал три темпераментно написанные книги, в которых изложил свою программу:
• Сбросить с Германии папское иго.
• Отменить священство, монашество и церковное землевладение.
• Свести таинства к двум, прямо упомянутым в Евангелиях: крещение и причащение. В частности, отменить мессу и культ святых как идолопоклонство: Бог не нуждается в посредниках. Открыть свободный доступ к Библии.
• Покончить со светской властью церкви и злоупотреблениями вроде индульгенций.
Открытое противостояние началось в 1520 году. Папа издал буллу «Exsurge Domine», в которой отлучил Лютера от церкви и предал проклятию. Курфюрст Фридрих буллу отклонил, а Лютер её демонстративно сжёг в присутствии и с одобрения профессоров и жителей Виттенберга.
Император Карл V, пытаясь уладить конфликт, созвал сейм в Вормсе (1520), пригласил туда Лютера и выдал ему охранную грамоту. Лютер поехал; вдоль дороги его приветствовали восторженные толпы сторонников. Сейм издал «Вормсский эдикт», в котором осудил взгляды Лютера и постановил сжечь его полемические сочинения. Лютер скрылся в Вартбурге, где вместе с Меланхтоном и Агриколой занялся переводом Библии. Немного позже Лютер вернулся в Виттенберг, ставший с этого момента центром Реформации. Позднее к списку городов — оплотов Реформации добавились Цюрих и Страсбург.
Дракон Апокалипсиса. Карикатура на Папу Римского (1522)
Многие курфюрсты присоединились к реформаторам. Карл V, занятый войной с Францией, вначале не мог вмешаться. В Германии начались мятежи и смуты, которые Лютер сурово осудил. Князья-протестанты конфисковали церковные земли. Участились погромы церквей, уничтожение католической утвари, изгнание лояльных Риму священников. Широко распространилось ожидание конца света и установления тысячелетнего царства Христа.
Сплотив своих сторонников, Лютер провёл ряд церковных реформ: удалил иконы, отменил мессу, составил новый катехизис. Пасторы теперь назначались князьями (позже — избирались), главным их занятием вместо ритуалов стала проповедь. Часть реформаторов, несогласных с его позицией, образовала автономные конфессии: кальвинисты (Швейцария, Франция, южная Германия — Цвингли, Кальвин), анабаптисты (Саксония, Томас Мюнцер). Непрестанно продолжались раздоры по разным вопросам и среди лютеран, особенно немецких со швейцарскими. В 1529 году Лютер и Цвингли встретились для примирения, но не достигли цели; Цвингли отрицал присутствие Христа в момент причастия, а Лютер в это верил.
Около 1527 года Реформация распространилась на всю Скандинавию (Густав Ваза в Швеции, Фридрих I в Дании), а вскоре, в особой форме англиканства, на Англию и Швейцарию. В Шотландии образовались пресвитерианская церковь, а также различные радикальные пуританские общины.
В 1529 году император Карл на рейхстаге добился подтверждения Вормского эдикта (действие которого было приостановлено в 1526 году); антикатолические князья выразили протест (с этого момента вошло в обиход слово «протестанты») и заключили военный союз (Шмалькальден, 1531). В 1530 году протестанты приняли написанное Меланхтоном каноническое «Аугсбургское исповедание» (28 статей); оно планировалось как компромиссная общая платформа с католиками, но Ватикан эту программу отверг. Через год Меланхтон составил «Апологию Аугсбургского исповедания», уже без оглядки на католиков, подробно прокомментированную и дополненную.
51 из 65 «имперских городов» стали протестантскими. Из германских земель Реформация победила в Саксонии, Пруссии, Померанни, Вюртемберге, Бранденбурге, Мекленбурге. В Швейцарии вспыхнула гражданская война (1531), в ходе которой был убит Цвингли, но во многих кантонах протестантизм устоял.
Карл, на этот раз занятый войной с турками, пошёл на уступки и заключил перемирие (1532), по которому протестантам разрешалось исповедовать лютеранство, но не проповедовать его. Впрочем, проповедь продолжалась, несмотря на запрет.
Встревоженный Рим начал контрнаступление. В 1540 году были основаны орден иезуитов и римская инквизиция. Тридентский Вселенский собор (1545—1563) проклял реформаторов; развернулись казни активных проповедников и даже рядовых «еретиков». Однако Реформация ширилась. Наибольший успех, помимо уже названных стран, она имела в Нидерландах, в Прибалтике, во Франции. Даже в Польше, Италии и Испании появились свои протестанты. Расширялся культ «новых мучеников веры», начиная с Яна Гуса.
В 1530-е гг. появились анабаптисты («перекрещенцы») — радикальное крыло Реформации. Они требовали крещения только в сознательном возрасте, отвергая крещение младенцев, считали государственную власть абсолютным злом, а себя объявили Божьими избранниками. Ряд идеологов требовали раздела имущества, отказа от института брака и т. д. С этой анархо-утопической общиной беспощадно боролись как католические, так и протестантские власти. Некоторое время с ними сотрудничал Мюнцер, хотя его идеология не совпадала с анабаптистской. Другие особенности анабаптистов — бескомпромиссный антитринитаризм, отвращение к военной службе. В 1534—1536 гг. анабаптисты организовали в Мюнстере (Вестфалия) коммуну с общим имуществом и многожёнством. Умеренные круги анабаптистов дали начало современным баптистам, меннонитам, квакерам и др.
В 1546 году умер Лютер. Император Карл V, поладив с турками, стянул в Германию наёмников и в нескольких сражениях разбил протестантов. Начавшаяся реакция восстановила большинство князей против Карла, и при содействии Франции император был изгнан. После двух военных кампаний Карл, чуть не попавший в плен, смирился и пошёл на Аугсбургский мир (1555), по принципу «чья страна, того и вера» (cujus regio, ejus religio)
Общая характеристика лютеранства
Основная цель, которую поставил себе Лютер, вступив в борьбу с Римом, это — возвращение христианства к чистоте апостольского века. В малом лютеранском катехизисе говорится, что «Лютер— дорогой и благословенный учитель Св. Писания, преобразовавший Церковь Божию чрез восстановление в христианстве чистоты учения и правильного совершения таинств». Он проповедовал «не новое учение, а учение древнее Церкви Божией, как проповедовали его пророки и апостолы». «Истинная Церковь там, где преподается в первоначальной чистоте Слово Божие и совершаются таинства по установлению Христа. Все это имеет отныне место только в Евангелическо-Лютеранской Церкви. По имени она существует только с начала XVI века, но не по учению, так как учение у нее апостолов и пророков и всей древней Церкви христианской, за что надо благодарить Лютера, человека Божия, преобразовавшего Церковь, т. е. восстановившего в христианстве чистое учение и правильное понимание таинств» — ТАК ДУМАЮТ лютеране о реформе Лютера. В действительности же его учение, как и учения других реформаторов, никак не является изложением абсолютных, чистых евангельских истин, восстановлением в чистоте Христова учения.УЧЕНИЕ ЛЮТЕРА СВЯЗАНО СО ВРЕМЕНЕМ И ЛИЦАМИ, И ОНО ОТРАЖАЕТ ДУХ и ХАРАКТЕР ДАННОЙ ЭПОХИ. Весьма важно знать и необходимо подчеркнуть, что учение протестантов выросло не органически из факта евангельского Благовестия, а из оппозиции против крайностей католического мировоззрения и из протеста против царившего нравственного упадка римо-католичества, и притом часто из оппозиции неуравновешенной, отрицавшей в пылу споров не только аберрации, но и те основные для церковной жизни элементы, из которых они могли родиться. Кроме того, к их знамени борьбы за чистоту Церкви присоединился элемент нецерковный, враждовавший с папством отнюдь не из религиозных побуждений, а из побуждений политических, экономических и личных, и этот нецерковный элемент оказал свое отрицательное влияние на развитие реформации и ее учения. Несомненно искренние и вдохновенные, Лютер и другие вожди реформации, поставив перед собою задачу — восстановить церковное учение в его апостольской чистоте, не могли справиться с этой задачей еще и в силу следующих причин: во-первых, от христианства первых веков их отделяли многие столетия истории; во-вторых, их средневековое схоластическое образование было односторонним и недостаточным для выполнения столь великой задачи; и в-третьих, у них не было знания творений отцов и учителей древней Церкви на Востоке. Все это и лишало их возможности справиться объективно с поставленной задачей. В самом деле, у Лютера и других ранних реформаторов, которые совершенно справедливо выступили против юридического понимания и механического восприятия благодати Божией в латинстве и обоснованно отвергли римо-католическое толкование отдельных догматов, поскольку они не знали творений древних отцов Вселенской Церкви, не было верного критерия для определения истины христианства первых веков. У них оставался один-единственный критерий, один-единственный источник толкования— собственный домысел, личное мнение. К этому источнику в поисках истины и прибегали Лютер, Кальвин и другие реформаторы.
Говоря в XX столетии о протестантстве, необходимо подчеркнуть, что в протестантизме следует различать два разных течения: протестантизм Лютера и Кальвина с их сподвижниками и верующих ортодоксальных протестантов и современный «модерный» протестантизм, широко ныне господствующий в протестантской среде, в котором каждая единица (каждый отдельный человек), его личные переживания становятся мерою вещей, в котором отвергнута необходимость пополнения индивидуального разума в познании истины соборным церковным разумом. Этим религиозным субъективизмом современный протестантизм вступил в резкое противоречие Лютеру и даже Кальвину, ибо эти «отцы протестантизма» были побуждены к выступлению против римского учения, против юридизма и механического восприятия благодати сознанием все превозмогающей, не подлежащей человеческому учету силы Божией, пред которой должно умолкнуть ничтожное человеческое «я». Но самое начало религиозному субъективизму было положено Лютером в его отрицании Предания и «выпадением из опыта Церкви».
Субъективизм превращает религию в лишенные твердой основы меняющиеся переживания отдельных личностей, между собою не связанных, а возведенный в принцип субъективизм распыляет веру: отсюда вместо единого «столпа и утверждения Истины», вместо единого целого — Тела Христова перед взором нашим расстилается море сект, которые в учении о вере и Церкви зашли значительно дальше Ватикана и начального протестантства. В протестантизме не Св. Писание и не опыт Церкви определяют богословское мышление, а, наоборот, последнее определят достоверность первого. Для доказательство своего предвзятого положения протестантские богословы выбирают из Св. Писания лишь те тексты, которыми можно подтвердить их предвзятое положение, причем эти подходящие тексты берутся отрывочно, вне всякой связи с контекстом — с общим составом повествования Св. Писания. Естественно, что отрывочно взятый контекст легко искажается или односторонне толкуется.
29. традиционные протестанцизма в россии: евангельские христиане-баптисты, пятидесятники,адвентисты седьмого дня
Пятидесятническое движение в России
История движения
Первые вести о крещении Духом Святым (в понимании пятидесятников) проникли в Россию через Финляндию и Прибалтику, которые входили тогда в состав Российской Империи. Первыми проповедниками пятидесятничества там были Томас Барратт (Норвегия) и Леви Петрус (Швеция). Томасс Барратт, проповедовал в Санкт-Петербурге в 1911 году. Это было самая первая волна, шедшая с севера. Однако многие люди, связанные с этим движением, после встречи с Эндрю Уршаном, представителем т. н. учения «единственников» («only Jesus»), приняли унитарианскую концепцию (они не верили в Троицу). Всех людей, которые были крещены во имя Отца, Сына и Святого Духа они перекрещивали «во Имя Господа Иисуса». Они известны, как единственники, или евангельские христиане в духе Апостольском.
Дальнейший импульс шёл с запада через Библейскую Школу в г. Данциге (Германия, Польша). Густав Шмидт, Артур Бергхольц, Оскар Эске проповедовали на западе Украины. Шмидтовские церкви до сих пор существуют там (их особенность в том, что у них нет обряда «омовения ног»). Эта школа относится к Ассамблее Бога — одной из самых крупных пятидесятнических объединений в мире.
Основное направление пятидесятничества в России до распада СССР было связано происхождением с деятельностью Ивана Воронаева и Василия Колтовича. Воронаев родился в России, но после присоединения к баптистской церкви был вынужден уехать за границу из-за преследований со стороны РПЦ. В США он пережил опыт крещения Духом Святым и в 1919 г. основал в Нью-Йорке первую русскую пятидесятническую церковь. В 1920 г. он приехал в Болгарию, где за короткое время (вместе с Заплишным) основал около 18 общин. В 1924 году Союз христиан веры евангельской насчитывал уже 350 общин и 80 тысяч членов. На территории СССР в общину Одессы, где Воронаев развернул активную деятельность, входило ок. 1000 членов. В 1929 году было принято новое законодательство о религиозных объединениях, многих верующих арестовали, а общины перешли на нелегальное положение и продолжали собираться тайно до образования ВСЕХБ и начала регистрации автономных общин.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|