Сделай Сам Свою Работу на 5

Теологические доказательства бытия Бога и их критика.





Религиоведение как наука. Объект, предмет, становление, основные подходы.

Фридрих Макс Меллер – основоположник религиоведения( сравнительного)

Загробный мир, Бог, сверхъестественное не изучается религиоведением!

 

Подходы к изучению религий

1 Теологический( божественная природа вещей)
2 Философский( как религия помогает познавать мир)

3 Научный( критический) – эмпирический подход

 

Религиоведение- область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии!(закономерности возникновения, развития и функционирования религии, её строение и различные компоненты, её многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.)

 

Обьектом религиоведения- является религия!

 

Предметом религиоведения является- изучение религии как части систематического знания о человеке и человеческой культуре .

Религия является относительно самостоятельной наукой - Обособленность науки доказывается наличием своего предмета изучения. При этом методы изучения позаимствованы из других наук: истории, этнографии, социологии и некоторых иных. Таким образом, религиоведение носит междисциплинарный характер.



Методы исследования( дополнительная инфа)

1. Каузальный анализ - поиск причины

2. Историзм - оно к нам не с неба рухнуло, а развивалось в течение времени

  1. Генетический подход - выявление этапов от начальной точки
  2. Актуализм - выявление этапов от конечного состояния
  3. Сравнительно-историческое исследование - сравнение Будды и Иисуса

3. Типологический метод - классификация по признакам

4. Феноменологический метод - поиск смысла

5. Структурно-функциональный анализ - раскрытие загадок систем

 

 

Обьективно идеалистические концепции происхождения религии и сущности религии.

Природа и сущность религии

Эксклюзивисты( берут одну религию за образец)

Инклюзивисты( расширяют рамку религиоведения)

 

Августин Блаженный(3540430) – религия – это связь бога и человека.

Религиозные люди – только христиане.

Идеалистические концепции происхождения и природы религии



 

1) Обьективные:

 

Доказательства бытия Бога

Система Августина Блаженного ( онтологические доказательства)

1- Бог мыслится нами как абсолют.( он обладает всеми мыслимыми свойствами) – доказано!

2- Историческое - все народы имеют представление о Боге – не могут же все ошибаться!

3- Психологическое – верующий человек переживает общение с Богом .

4- Антропологические – человек создан по образу подобию бога

Фома Аквинский ( космологические доказательства)

1- Доказательства движения( все в мире движется, а бог является причиной движения)

2- Доказательство первопричины( нет ничего без причины и следствия)- Бог – эта причина

3- Случайность и необходимость

4- Степень совершенства- Бог высшая степень совершенства

5- Теологические- Бог определяет цели каждого объекта в мире

3) Эмануил Кант – Люди иногда поступают к выгоде других( Почему люди так поступают?)
Ответ – внутри человека есть нравственные законы ( категорический императив)

Бог является не создателем мира а нравственных законов!

Иррациональное доказательство

Протестанты и православные

1- Если существует троица Рублева (полная гармония) - то существует и Бог- Отец Павел Флоренский.

2- Одной длительности нашей жизни хватает для доказательства жизни!

Антиномия- положение равнодоказуемое с двух позиций.

 

Субьективное-идеалистические концепции происхождения и сущности религии.

Субъективный подход сводит все к индивидуальному разуму!

1)Немецкий богослов – Фридрих Шлейрмахер- Бог существует Объективно. Но религия это внутренние переживания человека.



2)Американский философ – Уильям Джеймс- “ Многообразие религиозного опыта”( проводил беседы с религиозными людьми)- сделал вывод о том, что споры верующих и атеистов бессмысленны.

“ У каждого человека своя религия!”- У.Джеймс.

3)Гордон Олпорд - “Бог существует только в переживании человека”

 

Натуралистические концепции происхождения и сущности религии.

Религия – неотъемлемая элемент самой природы человека.

 

1) Зигмунд Фрейд- открытие психоанализа( бессознательное) – ключ к религии

“ Тотем и Табу” – религия – Эдипов комплекс для мужчин (сексуальное влечение к родителю противоположного пола) / комплекс Электры для женщин ( тоже самое что и Эдипов, только девчонка любит Батю и ненавидит мать )

Фрейд выводит тезис о том, что в будущем религия не понадобится ( Будущее одной иллюзии)

 

2) Карл Густав Юнг – своя теория психоанализа( различия в том, что Юнг изучал коллективное сознание )

Архетип- психологический отпечаток бесконечного числа сходных переживаний человеческих предков .

3) Имануил Велковский – “Человечество страшит общечеловеческая смерть”

Религия – защитная реакция на катаклизмы прошлого – создание священных книг ( опыт предков для самоспасения)

 

4) Эрих Фром – “психоанализ и религия” – у человека есть осознание раздельности души и тела ( декатомия )

Религия – выступает защитным механизмом и уберегает от неврозов

Религия – система живых идей разделяемых обществом и дает систему ориентиров

 

Теологические доказательства бытия Бога и их критика.

Мы не будем рассматривать теологическую доктрину средневековья в том виде, как она излагалась различными ее представителями. Обратим внимание лишь на доказательства бытия Бога, которые представляются Фомой.

По мнению Фомы, путь доказательства бытия Бога может быть двояким: либо через причину, либо через следствия. Поскольку бытие Бога не самоочевидно, постольку оно может быть доказано посредством доступных человеческому познанию следствий. Таких доказательств Фома приводит пять.

Первыйи наиболее очевидный путь, говорит Фома, – это доказательство из понятия движения. Все вещи находятся в движении. Все же движущееся имеет причину своего движения вне себя. Поэтому, если бы какое-то бытие, приводящее нечто в движение, само было приведено в движение, то это было бы совершенно чем-то другим, а это другое, в свою очередь, приводилось бы в движение третьим, третье – четвертым и т.д. Но цепь двигателей не может быть бесконечной. Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя, который сам недвижим ничем иным; а под ним все разумеют Бога.

Второй путь, утверждает Фома, исходит из понятий производящей причины. В мире существует определенный причинный порядок. Он берет свое начало от первой причины, то есть от Бога. Ибо невозможно, чтобы нечто было собственной производящей причиной. В таком случае оно существовало бы раньше себя, а это нелепо. Подобно тому, как не может быть бесконечной цепь движений, не может быть бесконечной и цепь действующих причин. Нельзя помыслить и того, чтобы ряд производящих причин уходил в бесконечность, ибо в таком ряду начальный член есть причина среднего, а средний – конечного. Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом.

Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости. В природе, рассуждает Фома, существуют вещи, которые возникают и уничтожаются, могут существовать, а могут и не существовать. Иначе говоря, они не являются чем-то необходимым, не обладают вечным бытием. Следовательно, они рано или поздно перейдут в небытие. Но если нечто существует как только временное, то можно утверждать, что некогда они не существовали в природе. Если же это так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. Ибо не-сущее не приходит к бытию иначе, как через нечто сущее. Необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но само составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог.

Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. Вещи бывают более совершенные или менее. Но о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое совершенное, самое благородное, самое прекрасное, самое доброе и т.д. Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства. И мы ее именуем Богом.

Пятый путь исходит из распорядка природы. Фома считает, что все предметы подчинены целесообразности, направлены к наилучшему исходу. Отсюда следует, что они достигают цели не случайно, но будучи руководимы сознательной волей. Сами поскольку они не обладают разумом, двигаться к цели не могут. "Следовательно, – заключает Фома, – есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом" (4. Т.1, ч.2. С.828-831).

 

Проще говоря, мы писали на лекции. 1. Доказательство от движения. Все в мире движется. Все, что движется, должно иметь источник движения. Существует источник. Этот источник – Бог. 2. Доказательство первопричины. Нет ничего без причины и следствия. Следовательно, нужна первопричина как доказательство связи причины и следствия. Эта первопричина – Бог. 3. Доказательство возможности и необходимости. В мире происходят случайные вещи. Но по второму доказательству причина есть у всего. Значит, есть и причина случайностям. Эта причина – Бог. 4. Доказательство совершенства. Поскольку в мире есть совершенство, и всё движется к совершенству. Логично предположить, что существует высшее совершенство. Это совершенство Бог. Бог существует. 5. Теологическое доказательство. В мире наблюдается временное целесообразие. Перед верой стоит цель. Цель обычно у создателя. Создатель мира – Бог. Бог существует.

Таковы доказательства бытия Бога, предложенные Фомой Аквинским. Долгое время они представляли собой нормы богословия. Но уже последующие философы, и в частности И. Кант, подвергли их основательной критике и показали, что рационалистических доказательств бытия Бога не может быть. В существование Бога можно только верить.

Христианская философия берет свое начало из Библии. Она пытается философски (теоретически) обосновать религиозные положения, устранить имеющиеся в Библии неясности и противоречия.

Философия Августина Блаженного, пожалуй, впервые разрабатывает основные принципы теологии: принцип творения (креационизма) и принцип откровения. Она все существующее выводит из Бога как первой и абсолютной сущности. Она снимает с Бога ответственность за дела людей, наделяя последних свободной волей. Тем самым она стремится уйти от фатализма.

Для утверждения священного писания, что Бог является лишь пред теми, кто любит его и кого любит Бог, теологические философы все-таки используют методы рациональной философии для выведения доказательств бытия Бога.

Мы не подвергали критике эти доказательства. Сейчас хотелось бы только отметить, что в связи с последующим развитием философии и естествознания они были опровергнуты.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.