Процессный подход к управлению
К нашим читателям
В издательских планах «Библиотеки Всероссийской организации качества» эта книга занимает особое место. Редакционный совет «Библиотеки», учитывая ее особую актуальность, отдал ей приоритет перед другими изданиями серии «Практический менеджмент»
Процессный подход к управлению предприятиями и организациями, входящий в число восьми основополагающих принципов стандартов ИСО серии 9000:2000. для многих российских руководителей — дело совершенно новое. Более того, представление о процессном подходе в нашей стране, как справедливо заметили авторы книги, «весьма расплывчато». Десятилетия господства строгих иерархических схем управления, присущих планово-распределительной экономике, создали определенную школу менеджмента, «выпускникам» которой весьма сложно переучиваться.
Эта книга призвана помочь тем, кто взялся за трудное, но благодарное дело внедрения процессного подхода в повседневную управленческую практику.
Проанализировав десятки источников, авторы создали добротное руководство, в котором приведены необходимые термины и определения, даны правила выбора основных и вспомогательных процессов, показаны способы описания и моделирования бизнес-процессов, сообщается множество других полезных сведений. Последняя глава представляет собой пособие по внедрению стандартов ИСО серии 9000:2000.
Думается, что выход в свет такой книги поможет поискам единой унифицированной технологии ведения проекта построения процессной структуры организации, устранит разнобой, возникающий из-за несогласованных действий консалтинговых фирм, и поможет менеджерам преодолеть сложности не только первых, но и последующих шагов внедрения процессного подхода в повседневную практику работы российских предприятий и организаций.
Президент Всероссийской организации качества
Г, П. Воронин
Введение
Специалисты, работающие в области реорганизации систем управления, отмечают потребность в литературе, посвященной вопросам управления организацией на основе процессного подхода. Существующая методическая литература в основном посвящена типовым подходам к созданию моделей бизнес-процессов без привязки к практическим задачам реорганизации систем управления.
Авторы на основе анализа существующих подходов к описанию и реорганизации бизнес-процессов определили два различных понимания процессного подхода к управлению, сложившихся в настоящее время в России. Первое — рассмотрение деятельности организации как цепочки сквозных процессов, пронизывающих организацию от входа до выхода. Такая цепочка процессов неоднократно описывалась в литературе с точки зрения ее формализации при помощи нотаций (графических средств). Второе — построение в организации системы (сети) процессов и реорганизация системы управления на основе требований процессного подхода.
Для описания бизнес-процессов используют несколько основных нотаций и соответствующее программное обеспечение, которые позволяют моделировать бизнес-процессы любой сложности. Вопросы техники описания бизнес-процессов хорошо изложены в методической литературе, разработанной для программных продуктов BPWin, ARIS и т.д. Но в ней почти не уделяется внимания задаче упрааления бизнес-процессами, главным принципам и средствам. Данная книга восполняет этот пробел. В основной своей части она посвящена именно проблеме создания системы управления отдельными бизнес-процессами и всей сетью бизнес-процессов организации в целом.
Авторы не смогли найти примеров успешной реализации методики реинжиниринга бизнес-процессов от «как есть» до «как должно быть», поэтому для практических целен внедрения процессного подхода к управлению разработали собственную методику. В отличие от теории сквозных бизнес-процессов мы предлагаем оригинальную методику реорганизации системы управления бизнес-процессами организации, которая основана на современном понимании процессного подхода к управлению. Процесс, согласно этой методике, является достаточно сложным объектом управления. Система управления процессами организации включает: действия по преобразованию входов в выходы, систему сбора информации о показателях процесса, систему анализа этой информации и принятия управленческого решения лицом, ответственным за эффективность
Введение____________________________________________________________________ 5
процесса, систему непрерывного улучшения показателей процесса и корректирующих действий по устранению причин отклонений в ходе процесса.
Авторы не навязывают читателю свою точку зрения, не рекламируют какие-либо коммерческие продукты и решения. Наша цель — дать читателю максимально объективную информацию, на основе которой он сможет принять взвешенное, практически важное решение.
Предлагаемая методика создания системы процессного управления основана на принципах системы менеджмента качества, определенных в МС ИСО 9000:2000, что является особенно интересным и актуальным. Сочетание принципов управления организацией и методов менеджмента качества позволяет организации любого уровня сложности построить систему эффективного управления каждым процессом, увязать отдельные процессы в единую систему и встроить в эту систему управления механизм непрерывного улучшения деятельности организации.
Построение книги по отдельным тематическим главам облегчает восприятие достаточно сложного и многообразного материала. Так, в главе 1:
• раскрываются основные принципы процессного подхода к управлению орга низацией и процессами в ней, разработанные авторами;
• даются основные понятия, термины и определения;
• формулируются цели моделирования и реорганизации процессов, внедрения процессного подхода;
• приводятся дополнительные преимущества и возможности, которые приобре тает организация, внедрившая процессный подход к управлению;
• описаны наиболее распространенные проблемы, возникающие при планирова нии и выполнении проектов реорганизации бизнес-процессов.
Эта глава будет интересна руководителям и топ-менеджерам организаций любого масштаба.
Глава 2 посвящена выбору нотаций для описания и визуализации процессов с рассмотрением примеров описания. На основе анализа возможностей практического применения таких нотаций моделирования процессов, как ARIS eEPC, IDEF0. IDEF3, DFD и других, даны рекомендации по рациональному использованию каждой из них. Ознакомившись с главой 2, руководитель проекта описания сети бизнес-процессов сможет:
• понять нюансы использования методик формирования графических схем про цессов;
• оценить их достоинства и недостатки, а также возможности практического применения;
• получить некоторую системную информацию о порядке использования раз личных нотаций.
В главе 3 рассмотрена технология ведения проекта моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов. Приведены рекомендации по программе работ, порядок описания процессов, требования к участникам данного проекта. Здесь же описа-
6 _________________________________ В.В Репин, В.Г Елиферов. Процессный подход к управлению
на техника выполнения проекта, которая обычно остается за рамками теоретических построений процессов, а именно:
• определение целей описания процессов;
• порядок планирования работ по выполнению проекта;
• организация работы проектных групп;
• методики сбора и обработки информации о процессах;
• методики комплексного формирования моделей процессов и их проверки;
• порядок анализа графических схем процессов.
Глава адресована в большей части руководителю проекта по разработке и внедрению системы процессного подхода.
В главе 4 подробно описаны принципы построения сети процессов организации, основы которых быта изложены в главе 1:
• порядок выделения сети процессов организации;
• порядок определения владельцев процессов;
• методика создания системы управления бизнес-процессами;
• составные части процесса и методы их регламентирования;
• способы оценки эффективности процессов на основании комплекса показа телей;
• построение системы непрерывных улучшений, основанной на цикле PDCA.
Мы надеемся, что эту главу с интересом прочтут специалисты, занимающиеся вопросами практического внедрения процессного подхода в организациях.
Глава 5 предназначена для руководителей организаций, принявших решение внедрить систему менеджмента качества и сертифицировать ее. Это, по сути, практическое руководство по применению МС ИСО 9000:2000. В главе очень подробно разъясняются положения стандарта и приведены примеры реализации всех требований для целей сертификации. Особенность изложения данной главы состоит в том, что построение и нумерация параграфов полностью соответствует нумерации разделов МС ИСО 9000:2000. Глава может быть пособием для специалистов службы качества, на которых возложена задача разработки или ресертификации действующей системы менеджмента качества организации.
В приложениях приведены примеры форм документов, которые были разработаны авторами в соответствии с МС ИСО 9000:2000 и используются на реальных предприятиях, в том числе на тех, где системы менеджмента качества были сертифицированы.
В предлагаемой книге в единой терминологии изложена система внедрения процессного подхода к управлению любой организацией, поэтому она позволяет объединить усилия специалистов различных департаментов организации ради общей цели — построения эффективной системы управления организацией с использованием механизма непрерывного улучшения.
Авторы не претендуют на обладание абсолютной истиной, а рассматривают данный труд как очередной шаг к систематическому повышению эффективности управленческой деятельности.
Глава 1
Процессный подход к управлению
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|