Сахно И.И., Сахно В.И. МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
9.6, Автоматизация управления Всероссийской службы медицины катастроф 227
При решении проблемы автоматизации управления службой медицины катастроф нужно исходить из следующих принципиальных положений.
Автоматизация не меняет сущности управления службой, а является лишь важнейшим средством повышения его оперативности и качества. В любом случае при самой высокой степени автоматизации решающая роль принадлежит руководителю. Поэтому проблема автоматизации его деятельности всегда будет актуальной.
На автоматические средства можно и целесообразно возложить вычислительные и информационные функции и задачи, которые по возможности должны быть заблаговременно разработаны (составлена модель, обоснована исходная информация и определены формы выходной информации, разработан алгоритм). Высокая эффективность использования современных электронно-вычислительных машин для решения упомянутых задач в настоящее время общепризнана.
Тенденция развития автоматизации состоит в переходе от автоматизации отдельных элементов управления к созданию комплексных автоматизированных систем, а также в широком внедрении новых методов и технических средств во все процессы управления, начиная от сбора информации и обработки данных обстановки и заканчивая доведением решения до исполнителей и контролем за ходом его выполнения.
Реализация указанных положений является основой дальнейшего совершенствования управления службой медицины катастроф.
9.7. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф
Эффективность использования сил и средств службы медицины катастроф при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС во многом зависит от своевременного поступления данных, характеризующих медико-тактическую обстановку, в которой ведутся спасательные работы.
Формы учетно-отчетных документов предназначены для использования всеми органами управления, формированиями и учреждениями, привлекаемыми для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в системе ВСМК. Единый подход к учету и отчетности позволяет более реально оценивать меняющуюся медико-тактическую обстановку, рационально использовать силы и средства различных министерств и ведомств, обеспечивать преемственность и последовательность в организации и проведении мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2001 № 410 утверждена учетно-отчетная документация ВСМК, которая с 1 января 2002 г. введена в учреждениях здравоохранения (медицинских формированиях), принимающих участие в ликвидации последствий ЧС, а также в центрах медицины катастроф (рис. 41),
При обязательном использовании предлагаемых учетно-отчетных документов ВСМК всеми участниками работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС не исключается, что органы управления, формирования и учреждения различных министерств и ведомств могут иметь и свои дополнительные внутриведомственные формы, учитывающие специфику их работы и ведомствен му го принадлежность.
Учетные медицинские документы обеспечивают единый подход в системной регистрации данных по медико-тактической характеристике ЧС, по количественной и качественной оценке пораженного населения в зоне катастрофы; содержат сведения с нарастающим показателем числа погибших, а также данные о работе медицинских
228 Глава 9, Управление Всероссийской службой медицины катастроф
Рис. 41. Отраслевые учетные и отчетные статистические документы.
|
формирований и учреждений при ликвидации медико-санитариых последствий ЧС. К этим документам относится «Сопроводительный лист (для пораженного в ЧС)», заполняемый на каждого пораженного (больного), поступающего в медицинское формирование и учреждение, где не предусмотрено ведение истории болезни.
Сопроводительный лист имеет более упрощенное (в сравнении с картой, имеющейся на оснащении медицинской службы Вооруженных сил и Гражданской обороны) содержание, отражающее особенности медико-тактической обстановки при различных видах ЧС и организации работы медицинских формирований и учреждений службы (Прилоэ/сение 12). Он имеет корешок и отрывную часть с идентичным содержанием. Отрывная часть карты направляется с эвакуируемым пораженным (больным), а корешок остается по месту заполнения листа, являясь в последующем не только учетным, но и отчетным документом. Отрывная часть листа является основанием либо для госпитализации пораженного (больного) на последующем этапе, либо для направления иа амбулаторное лечение и вклеивается соответственно в историю болезни или в амбулаторную карту.
Таким образом, сопроводительный лист является документом не только медицинским, но и юридическим, свидетельствующим о факте получения поражения в данной ЧС.
Крайне необходимая информация для оценки сложившейся обстановки в ЧС содержится в «Извещении о чрезвычайной ситуации» (первичном, последующем, заключительном)» (Приложение 13).
9.1. Учет и отчетность в системе Всероссийской службы медицины катастроф 229
Первичное извещение представляется соответствующим должностным лицом ВСМК непосредственно из зоны катастрофы с указанием своей должности, фамилии, имени, отчества и времени, в которое оно составлено.
Первичное извещение должно поступать сразу же после возникновения ЧС. В нем дается краткая характеристика ЧС по времени и месту возникновения, количеству пораженных (больных) и погибших, эвакуированных (в том числе детей); сообщаются сведения о прибывших и работающих медицинских формированиях (их состав и количество), а также о потребности в дополнительных силах и средствах.
Последующие извещения представляются по состоянию иа 8 ч 00 мин и
20 ч 00 мин ежесуточно медицинскими формированиями, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, Информация, содержащаяся в донесении, позволяет определить ведомственную принадлежность формирования; оценить оперативность действий формирования по прибытии в район ЧС; установить место работы формирования и объем выполненных им мероприятий по оказанию медицинской помощи пораженным (больным), в том числе детям; иметь данные о числе умерших, эвакуированных и нуждающихся в эвакуации. Указанные два вида донесения позволяют при их систематизации отработать отчетную документацию.
В органах управления ВСМК на основании поступающих донесений заполняется и ведется по общепринятой форме «Журнал оперативного дежурного центра медицины катастроф» ([Приложение 14).
К отчетным годовым формам ВСМК относятся «Сведения о деятельности учреждения здравоохранения (медицинского формирования), принимавшего участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Сведения о сети и кадрах службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации».
В первой форме раскрывается деятельность органов управления (центров медицины катастроф), учреждений здравоохранения и медицинских формирований, принимавших участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В ней содержится следующая информация: количество центров и медицинских формирований с указанием их профиля; количество медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием их специальности, младшего медицинского и обслуживающего технического персонала; характеристика использования коечного фонда с указанием лечебно-профилактических учреждений и профиля коек, на которые госпитализировались пораженные (больные) при ликвидации ЧС. Имеются сведения и
об использованных транспортных средствах ВСМК при ликвидации ЧС с указанием вида транспорта (санитарный, легковой, грузовой, вертолеты, самолеты и др.), его количества и принадлежности (собственные, приписанные по плану, дополнительно привлеченные).
Во второй форме отражается информация о сети и кадрах учреждений здравоохранения службы медицины катастроф Минздрава России; числе центров медицины катастроф и медицинских формирований с указанием их профиля, штатной принадлежности, базы создания; количестве медицинских кадров (врачей, среднего медицинского персонала) с указанием организационно-штатной структуры; квалификационной характеристике медицинских кадров учреждений и формирований; повышении квалификации специалистов службы медицины катастроф.
Ведение учетно-отчетной документации ВСМК имеет большое значение для обобщения опыта работы службы, проведения анализа допущенных ошибок, а также для совершенствования управления и разработки вопросов организации и тактики использования сил и средств службы медицины катастроф в ЧС.
ГЛАВА 10
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|