|
Влияние императрицы Феодоры на религиозную политику Юстиниана.
Общепринято связывать первый период расцвета Византийской империи с правлением императора Юстиниана. На фоне безусловных достижений Юстиниана связанных с расширением территории государства, административно-правовыми преобразованиями, активным строительством, менее однозначной выглядят результаты его религиозной политики. Некоторые исследователи связывают обострение религиозной борьбы в империи с влиянием императрицы Феодоры на религиозную политику Юстиниана. В целом в научной литературе сформировалось особое отношение к деятельности Феодоры, ей приписывают большую роль, как в религиозной, так и в политическую жизни империи. Обычно ее влияние обосновывается на следующих основных утверждениях:
1. Приверженность Феодоры неортодоксальных религиозных взглядов;
2. Ведение Феодорой самостоятельной религиозной политики;
3. Влияние Феодоры на выборы Константинопольского патриарха;
Следует отметить, что религиозно-политическая ситуация, которая сложилась в период правления Юстиниана, была весьма сложной и противоречивой. Византия – страна, где укрепилась прочная связь между официальной церковью и государством, но стоит помнить, что христианство никогда не было единым религиозным движением. В VI веке существовало много различных догматических учений: арианство, несторианство, гносцизм, монофиситство и других. В начале правления Юстиниана только трое из пяти патриарших престолов придерживались ортодоксальных постановлений Халкидонского собора о двух естествах природы Христа. Антиохийский и Александрийский престол были заняты приверженцами монофиситского учения. Сложилась ситуация, при которой Византийская империя фактически была расколота надвое, между Восточной – монофиситской частью и Западной – православной. В этой ситуации, религиозная политика Юстиниан строилась на попытке найти компромисс между монофиситским и православным течениями.
Оказывала ли императрица Феодора существенное влияние на эти процессы? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим основные утверждения сторонников ее активной позиции.
1. Придерживалась ли Феодора монофиситских взглядов?
Если верить Прокопию, Феодора родилась в Константинополе в семье, принадлежащей цирковой партии прасинов. В юности она пребывала в Египте в качестве любовницы наместника Пентаполя. Затем, вследствие конфликта, ей пришлось покинуть Александрию и преодолеть путь домой в Константинополь, пройдя весь Восток (Прокопий Кесарийский, 1993, с. 347).
На основе событий описанных Прокопием, французский историк Шарль Диль выдвинул теорию, согласно которой Феодора, находясь в Александрии познакомилась, как минимум, с двумя патриархами Тимофеем Александрийским и Севером Антиохийским и прониклась их монофиситскими взглядами (Диль, 1994. с. 46-61). С данным предположением сложно согласиться, поскольку в источниках ничего не говорится о знакомстве Феодоры с патриархами в Египте. Если возвращаться ко второй составляющей вопроса, а именно принадлежности ее семьи к цирковой партии прасинов, то многие исследователи, в особенности начала XX века, ошибочно приписывали их к монофиситам и, основываясь на этих данных, делали вывод о том, что Феодора с детства была неортодоксальных взглядов. Отечественный исследователь Грацианский видит ошибочность данных заключений, поскольку давно установлено, что цирковые партии не делились по религиозному принципу. Однако это не исключает того, что отдельные лица вполне могли придерживаться их взглядов. Поэтому вопрос о религиозных взглядах Феодоры, по-прежнему, остается открытым.
2. Феодора вела свою церковную политику в независимости от Юстиниана (Успенский, 1996, с. 360).
С приходом к власти, Юстиниан продолжил политику гонения на монофиситов в Сирии, начатую его дядей Юстином. Успенский пишет, что в то время, как гонимые православными монофиситы массами покидали Сирию и искали приюта в Персии и Египте, до 500 монофизитствующих монахов пришли в столицу, где императрица Феодора дала им покровительство и приют(Успенский, 1996, с. 360). Здесь стоит отметить, что никакого общего проклятия монофиситскому движению в VI веке еще не имело места. Это обуславливалось рядом обстоятельств. Главным из них было то, что монофиситы никогда не выступали в качестве единого движения. Поэтому анафемы затрагивали лишь отдельных духовных лиц, при этом всегда существовала возможность вести переговоры с другими приверженцами этого движения (Грацианский, 2006, с. 67). Например, одним из беженцев-монофиситов был Зоаре, который в последствии построил храм при монастыре в Константинополе, и был одним из шести монофиситов представленных на богословском съезде 532 года (Давыденков, 2001, с. 66). Примеры того, что один гонимый монофисит построил храм, другие – «имели наглость писать письма императору» (Геростергиос, 2010, с. 156), а император лично посещал дворец Гормизды, где нашли обитель беженцы, говорят нам не о том, что Юстиниан был неискренним, как считает Успенский (Успенский, 1996, с. 360), а показывают, что политическая инициатива исходила от самого Юстиниана. Если аргументировать, что монофиситы напрямую обращались к Феодоре, то в этом случаи они воспользовались ею лишь в качестве посредницы. Это является аргументом в пользу того, что столичные монофиситы, в конечном счете, зависели от императора, а не столько от императрицы (Грацианский, 2006. с. 60).
3. Влияние Феодоры на выборы патриарха Константинополя.
Следующая тема связана с низложением патриарха Константинополя Анфима. Согласно Хроникону Виктора Тонненского еретик Анфим захватил трон патриарха Константинополя благодаря интригам Феодоры (Виктор Тоненнский, 2009). Начиная с Кнехта, большинство исследователей придерживаются данных источника, добавляя, что была заключена уния между Анфимом и Севиром Антиохийским с Феодосием Александрийским. Есть и другая точка зрения, согласно которой Юстиниан, желая продолжить диалог с монофиситами, настаивал на том, чтобы преемником Епифания стал человек, которому бы доверяли севириане. Таким человеком был Анфим митрополит Трапезунда. Он принимал участие в съезде 532 года и был известен своей терпимостью и пониманием последователей монофиситов (Геростергиос, 2010, с. 159). Однако, после того как его отношение с монофиситами стали слишком дружественными, и Анфим отказался от прямого осуждения монофиситов, события приняли характер, прямо противоположный тому на который рассчитывал Юстиниан. По решению собора 536 года Анфим, Севир Антиохийский, Феодосий Александрийский и Петр подверглись анафеме, Юстиниан был вынужден отправить их в ссылку. Если верить мнению Грацианского находясь под защитой Феодоры, Анфим, вплоть до смерти последней скрывался в её дворце, и действовал как бы из подполья. Тем не менее, он, по всей видимости, оказывал большое влияние на проведение отдельных мероприятий, находясь при этом в постоянном контакте как с императором, так и с императрицей (Грацианский, 2007, с. 9).
Подведем итоги. Во-первых, несмотря на то, что никакой самостоятельной религиозной политики Феодоры в пользу монофиситов быть не могло, мы не исключаем возможную приверженность Феодоры неортодоксальному течению. Во-вторых, Юстиниан был сторонником постановлений Халкидонского собора, но при этом из-за интересов империи на Востоке, пытался вернуть монофиситов в лоно официальной церкви, и Феодора была посредником в отношениях с монофиситами. Низложенный патриарх Анфим согласно новым исследованиям был инициатором отдельных мероприятий по сближению монофиситов с официальной церковью, несмотря на то, что был предан анафеме.
В заключении хочется отметить, что многих исследователей романтический образ Феодоры, явно ослепляет, тем самым они приписывают ей то, что никогда бы не приписали ни одной византийской женщине. Рисуется явно противоречивая картина, при которой супруга одного из величайших византийских императоров выступает против его религиозной политики, в то время как этот император смиренно терпит такое положение вещей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|