Сделай Сам Свою Работу на 5

Список источников и литературы





1. Бахрушин С. В. Иван Грозный. М., 1945.

2. Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1961.

3. Волегов Ф. А. Историко-статистические таблицы на Пермские имения господ Строгановых с 1558 по 1850 г. // Памятная книжка и адрес-календарь Пермской губернии на 1889 г. Пермь, 1888. С. 5-49.

4. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф. Строгановские городки, острожки, села. Пермь, 2005.

5. Грамота Аникию Строганову, о причислении к опричнине построенных им в Перми городков Канкара и Керкедана // Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 172.

6. Егорова Е. И. 500 лет рода Строгановых, меценатов искусств // Строгановы и Пермский край. Пермь, 1992.

7. Жалованная грамота Григорью Строганову, о построении на реке Орле городка и изъятии его с людьми и крестьянами от суда пермских наместников // Дополнения к актам историческим. Т. 1. СПб., 1846. С. 168-171.

8. Жалованная грамота именитому человеку Григорию Дмитриевичу Строганову 7200 (1692) года июля 25 // Устрялов Н. Г. Именитые люди Строгановы. СПб., 1842. С. 29-120.

9. Жалованная грамота царя Иоанна Васильевича Якову и Григорию Аникеевым Строгановым на места за Югорским камнем на Тахчеях, Тоболе и Иртыше // Миллер Г. Ф. История Сибири. Т. 1. Л., 1937. С. 339-341.



10. Жалованная грамота Якову Строганову, о владении прибавочными землями по реке Чусовой, о построении на них городка и слобод и заведении соляных варниц, и об изъятии его с людьми на десять лет от податей, земских повинностей, наместничьего суда и проч.// Дополнения к актам историческим. Т.1. СПб., 1846. С. 172-175.

11. Из деловых подлинных бумаг Федота Алексеевича Волегова // Пермская летопись с 1263-1881 гг. / Сост. Шишонко В. Н. Пермь, 1881-1889. Период 5. Часть 1. С. 432-433.

12. Коровин В. К. Краткий исторический очерк дома Строгановых, приобретение ими прав и последовательность их на обладание людьми и землями // ПГВ. 1862. 22 июня № 25, 29 июня № 26; 6 июля № 27.

13. Миронов Б. Н. Хлебные цены в России за два столетия (XVIII—XIX вв.). Л., 1985.

14. Оборин В. А. Заселение и освоение Урала в конце XI-начале XVII века. Иркутск, 1990.

15. Пермская летопись с 1263-1881 гг. / Сост. Шишонко В. Н. Пермь, 1881-1889.

16. Скрынников Р. Г. Русь IX-XVII века. СПб., 1999.

17. Тимохин А. Б. Горнозаводское население Северного Прикамья в XIX веке (Хозяйственно-бытовые, социальные и культурные параметры): дис. … канд. ист. наук. Киров, 2010.



18. Устюгов Н. В. Солеваренная промышленности Соли Камской в XVII веке: К вопросу о генезисе капиталистических отношений в русской промышленности. М., 1967.

19. Флетчер Дж. О государстве Русском // Проезжая по Московии (Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов). М., 1991.

20. Царская грамота Двинскому воеводе Федору Апраксину, о свободном пропуске в Москву иноземцев, нанятых именитым человеком Григорьем Строгановым для строения кораблей // Дополнения к актам историческим. Т. 12. СПб., 1872. С. 60-61.

 

 

Колычева Т.Н., исторический факультет

Научный руководитель: д.и.н., профессор А.М.Белавин

Деятельность социально- культурных учреждений

Села Покчи к. XIX – н. XX вв.

Cело Покча находится на севере Пермского края, в Чердынском районе. Это одно из самых древних сел на Урале. Впервые Покча упоминается в летописях, повествующих о присоединении Перми Великой к Москве. После этого важного события городку Покче в 1472 и до 1535 года суждено было стать столицей Перми Великой (Чагин, 1988).

В XVII–XIX веках село – важный центр баржестроения в Верхнем Прикамье, где строились суда для перевозки соликамской соли – пермянки. В конце XIX - начале XX века в Покче функционировали частное пароходство купца С.В. Черных и иконописное заведение А.В. Федосеева. Произведения покчинских мастеров – резчиков и иконописцев – расходились далеко за пределами Чердынского уезда.

Социо – культурные учреждения – это учреждения (организации), осуществляющие социально – культурные и иные функции, не связанные с материальным производством (школы, театры, приюты, богадельни и т.п.). Учреждения имеют определенную структуру, штат служащих, имущественную базу и находятся соответственно на союзном и ли местном бюджете либо финансируются за счет средств общественной организации. (Юридический энциклопедический словарь, 1984)



Изучение состояния русского общества конца XIX - начала XX веков представляется актуальным и в настоящее время, поскольку оно позволит выявить роль и значение духовно-нравственной сферы во взаимодействии общества с социально – культурными учреждениями.

Рассматривая, вопрос о возникновении и функционировании церкви, приюта, богадельни в селе Покча, можно отметить, что они были носителями духовных традиций, служили очагами просвещения и воспитания, высоконравственной жизни, где особое место занимало старчество. По нашему мнению, церковь оказала большое влияние на формирование социокультурной среды в селе.

С Благовещенской церковью была связана вся жизнь покчинцев, в церковной школе обучали детей грамоте. Священники читали проповеди, ходили по домам в Пасху, в Троицу, в другие церковные праздники. В каждом доме готовились к их приходу, так как очень уважали. С церковью была связана вся жизнь человека – от рождения до смерти. Сейчас в селе действующей церкви нет, но жители на собственные пожертвования при содействии местной администрации восстановили часовню, в которой в настоящее время ведется служба (Приходская летопись Покчинской Благовещенской церкви Чердынского уезда,1887).

Исследуя влияние церкви на социокультурную жизнь села, нужно подчеркнуть, что она «создавала основы единого культурного пространства, в том числе и образовательного». Церковь была как «универсальная социокультурная сила», которая способствовала успешному развитию системы народного просвещения в селе.

Другие социо-культурные учреждения села Покчи приют и богадельня создавались в конце XIX - начале XX вв.

Образование Покчинской богадельни, приюта связано с общей тенденцией открытия социально – культурных учреждений в стране. Особенно быстрый рост детских приютов и богаделен в России наблюдается в конце XIX – начале XX вв. Данное обстоятельство было вызвано улучшением общей экономической ситуации в стране и повышением интереса общества к положению нуждающихся его членов. Перед обществом остро стал вопрос попечения о детях и пожилых людях. По всей стране стали создаваться общества, пытающиеся с помощью частных пожертвований создать систему Попечительства для престарелых людей и детей. Необходимо было дать пожилым, сиротам и детям из обнищавших слоев населения не только кров и пропитание, но и медицинскую помощь нуждающимся старикам и детям, обучение детям, в первую очередь, трудовым навыкам. Это в дальнейшем должно было помочь им самим зарабатывать на жизнь.

Покчинская богадельня была открыта 26 марта 1897 года. Ей было дано название «богадельня имени И.В. Черных», так как средства богадельни состояли из завещанных купцом И.В. Черных капиталов 20 тысяч рублей на постройку здания богадельни и 20 тысяч рублей на содержание богадельни, призреваемых в ней и на другие необходимые расходы (Журналы чердынского Уездного Земского Собрания за 1905).

Немного позднее создается Покчинский детский приют, который был открыт 19 июля 1904 года в наемном доме, а с 23 октября 1905 года в том же доме, но приобретенном и пожертвованным в собственность приюта крестьянином Михаилом Васильевичем Черных (ЧКМ № 2906, оп.21, дело 25 за 1904).

Надо отметить, что все годы своего существования богадельня и приют неизменно пользовались поддержкой со стороны семьи Черных. Забота о пожилых людях и детях, оставшихся без родительского попечения, всегда, с принятия христианства на Руси, была в России добрым и богоугодным делом. Благодаря семье Черных, Покчинский приют, церковь, богадельня развивались и стабильно существовали на протяжении долгих лет, сумели стать частью истории села Покчи.

Проанализировав расходы и доходы Покчинского детского приюта и богадельни, можно сделать вывод, что основные расходы были на питание пожилых людей и детей, починку одежды, жалование смотрительнице. Денежные средства уходили также на наем сторожа и кухарки. Пожертвования в основном были деньгами и вещами, в меньшей степени припасами.

Повседневная же жизнь Покчинской богадельни и приюта была размеренной, строго соблюдался режим дня, в который входило в приюте: посещение учебных занятий, подготовка домашнего задания, помощь по хозяйству, рукоделие, шитье. В богадельне: призреваемые без дозволения смотрителя не должны были отлучаться из заведения. Призреваемым дозволялось заниматься приличными рукоделиями, не причиняющими другим беспокойства. Вырученные деньги составляли собственность заработавшего лица.

На примере села Покчи было рассмотрено, как развивались социально – культурные учреждения в конце XIX - начале XX вв. У развития социально – культурных учреждений в Покче были свои особенные черты, связанные с давней историей села, традицией меценатства. Однако общие тенденции, характерные для страны в целом, все же превалировали.

На сегодняшний день необходимо определиться, на что должна ориентироваться современная социальная работа: на западный опыт или на собственные дореволюционные традиции благотворительности? На мой взгляд успешность функционирования социальной работы будет напрямую зависеть от того на сколько нам удастся восстановить оптимальные черты российских традиций благотворительности. Примером таких традиций и является функционирование социо-культурных учреждений в с. Покча в конце XIX – начале XX.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.