Сделай Сам Свою Работу на 5

Раздел 1. ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИКИ





 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1.1

ДВИЖЕНИЕ С ПОСТОЯННЫМ УСКОРЕНИЕМ

(«Механика», «Свободное падение тел»)

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:

· Знакомство с применением физической модели МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА (МТ).

· Исследование движения МТ с постоянным ускорением.

* Экспериментальное определение ускорения свободного падения на поверхность Земли.

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ:

МАТЕРИАЛЬНАЯ ТОЧКА это абстрактный объект (модель), не имеющий размеров, но обладающий другими характеристиками реального тела.

ПОЛОЖЕНИЕ МТ это координата, которую имеет МТ в данный момент времени. Математическое описание положения МТ - ее радиус-вектор .

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ есть изменение положения тела в пространстве со временем. Закон движения - это функция .

СКОРОСТЬ есть векторная кинематическая характеристика движения, показывающая быстроту и направление движения. Математически .

УСКОРЕНИЕ есть векторная кинематическая характеристика движения, показывающая быстроту и направление изменения скорости. Математически .

ТРАЕКТОРИЯ есть геометрическое место точек, которые проходит МТ при ее движении. В каждой точке вектор скорости направлен по касательной к траектории.



Для движения с постоянным ускорением закон движения

, где - начальное положение и - начальная скорость МТ. Закон скорости: .

При свободном движении тела вблизи поверхности Земли - ускорению свободного падения.

ТАНГЕНЦИАЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ – показывает, как быстро меняется величина скорости ; оно направлено по касательной к траектории.

НОРМАЛЬНОЕ УСКОРЕНИЕ – показывает, как быстро меняется направление вектора скорости (R – радиус кривизны траектории). Оно перпендикулярно касательной.

Полное ускорение определяется по теореме Пифагора: .

ЗАДАНИЕ: Выведите формулу для ymax максимальной высоты подъема тела (в черновике).

УКАЗАНИЯ: Для верхней точки траектории вертикальная проекция скорости равна нулю. Из уравнения , выразите tДВ и подставьте в формулу для y(t).

МЕТОДИКА и ПОРЯДОК ИЗМЕРЕНИЙ:

\

 

Если “Стробоскоп” включен, выключите его, установив маркер мыши на квадрат с меткой и нажав (коротко) на левую кнопку мыши.

Нажмите мышью кнопку «СТАРТ». Внимательно рассмотрите картинку в средней части монитора. Найдите регуляторы с движками, задающие высоту h, начальную скорость V0 и угол бросания a. Подведите маркер мыши к движку регулятора высоты, нажмите и удерживая левую кнопку мыши, двигайте мышь вправо. Движок регулятора будет двигаться за маркером мыши. Доведите его до положения, соответствующего высоте h, указанной в табл.1 для вашей бригады. Тем же методом «зацепив мышью и двигая движок регулятора» или щелкая мышью по стрелке на движке, установите значения угла бросания, указанные в табл.1 (см. ниже) для вашей бригады.



На мониторе щелкните мышью кнопку « ê» в верхнем ряду кнопок. Нажмите клавишу пробела на клавиатуре компьютера.

Нажимайте мышью несколько раз кнопку « » вверху окна и, когда МТ будет в верхней точке траектории (вертикальная компонента скорости Vy должна быть очень мала), запишите в таблицу 2 значение высоты, показанное в табличке на экране.

Приступайте к измерениям на первой траектории.

1. На мониторе щелкните мышью кнопку « ê» в верхнем ряду кнопок. Нажмите клавишу пробела на клавиатуре компьютера.

Нажимайте мышью несколько раз кнопку « ç» вверху окна и, когда МТ будет в верхней точке траектории (вертикальная компонента скорости vy должна быть очень мала), запишите результаты измерений координаты ymax в таблицу 2, образец которой приведен ниже. Нажмите кнопку « ».

2. Установите начальную скорость движения для следующей траектории, которая указана в таблицах 1 и 2.

3. Проведите измерения ymax по пунктам 1 и 2.

4. Повторите действия по пунктам 3 и 4.

 



Таблица 1. Начальные параметры траекторий)

 

Номер бригады Начальная высота h,(м) Начальный угол a,(град) Номер бригады Начальная высота h,(м) Начальный угол a,(град)

Таблица 2. Результаты измерений

Номер измерения Траектор. 1 vo = 15 (м/с) Траектор. 2 vo = 17 (м/с) Траектор. 3 vo = 19 (м/с) Траектор. 4 vo = 22 (м/с) Траектор. 5 vo = 25 (м/с)
  ymax Dymax ymax Dymax ymax Dymax ymax Dymax ymax Dymax
                   
                   
                   
                   
                   
<ymax>          
dy          

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ОФОРМЛЕНИЕ ОТЧЕТА:

Вычислите и запишите в таблицу средние значения вертикальной координаты точки максимального подъема <ymax> и отклонения Dymax измеренного значения от среднего.

Постройте график зависимости средних значений вертикальной координаты точки максимального подъема <ymax> от квадрата начальной скорости.

Определите по графику значение ускорения свободного падения g , используя формулу .

Вычислите ошибку среднего значения g .

Запишите ответ и проанализируйте ответ и график.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Дайте определение материальной точки.

2. Как определяется положение материальной точки?

3. Дайте определение системы отсчета.

4. Что такое декартова система координат?

5. Дайте определение механического движения.

6. Что такое скорость материальной точки?

7. Как математически записывается быстрота изменения какой либо переменной величины?

8. Дайте определение ускорения МТ?

9. Что такое траектория движения МТ?

10. Что такое закон движения?

11. Запишите закон движения для движения МТ с постоянным ускорением.

12. Запишите закон изменения скорости для движения МТ с постоянным ускорением.

13. Дайте определение пути при произвольном движении МТ.

14. Напишите формулу для вычисления пути при произвольном движении МТ.

15. Дайте определение средней скорости. Напишите формулу для ее вычисления.

16. Дайте определение тангенциального ускорения.

17. Дайте определение нормального ускорения.

18. Напишите формулу для вычисления величины полного ускорения по известным тангенциальному и нормальному ускорениям.

19. Как движется МТ, если ускорение остается все время направленным вдоль скорости?

20. Как движется МТ, если ускорение все время направлено против скорости?

21. Как движется МТ, если ускорение все время остается направленным перпендикулярно скорости?

22. Как движется МТ, если скорость все время направлена вдоль радиус-вектора?

23. Как движется МТ, если скорость все время направлена против радиус-вектора?

24. Как движется МТ, если скорость все время направлена перпендикулярно радиус-вектору?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высшая школа, 2001, Гл.1,§1-3.

2. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. М.: Высшая школа, 2000, Гл.1,§1-3.

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1.2

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.