Тематика курсовых работ и рефератов
1. К вопросу о методологических аспектах изучения курса «История образования и педагогической мысли».
2. Роль опыта, конфессиональных идей и научного знания в становлении воспитания и образования человека.
3. Культура Древней Греции и Рима как основа первых моделей социализации и воспитания человека.
4. Первые учебно-воспитательные системы Древнего Востока и Античного мира и их роль в современном педагогическом знании.
5. Педагогические системы ХII-ХVI веков и их роль в развитии современного педагогического опыта.
6. Гуманизм эпохи Возрождения в современных дидактических и воспитательных моделях.
8. Педагогическая система Я.А. Коменского и современная школа.
9. Педагогика филантропизма в современном педагогическом знании и опыте.
10 Педагогика “нового воспитания” и современная школа.
11 Идеалы “трудовой школы”, “гражданского воспитания”, “педагогики реакции” в современном педагогическом знании и опыте.
12 Теория “естественного образования” в современной школе.
13Экспериментальная педагогика в современных системах социализации и воспитания.
14. Тенденции развития образовательных систем современного общества.
15 Особенности развития современной системы образования в одной из зарубежных стран.
16.Культура и знания древних славян как основа их подготовки к жизнедеятельности.
17- 22. Анализ педагогических идей представителей Отечественной:
• нормативной педагогики;
• либерально-демократической педагогики;
• буржуазно-демократической педагогики;
• революционно-демократической педагогики;
• пролетарской педагогики.
23. Школа и педагогика Пензенского края (с др. времён до 1917 г.).
24. Реформаторские идеи в Отечественной педагогике (к. ХIХ - нач. ХХ вв.).
25. Антропологические основы развития Отечественной педагогической мысли.
26. Проблемы духовности в Отечественной педагогике конца ХIХ - начала ХХ вв.
27. Развитие теории свободного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике.
28.Влияние антропологической концепции К. Д. Ушинского на развитие современной отечественной педагогики и школы.
29.Особенности обучения и воспитания в Яснополянской школе Л.Н. Толстого.
30. Труд – как основа воспитания в педагогической теории и практике А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.
31. Значение труда и трудового воспитания в развитии личности (на примере педагогических трудов Ж.Ж. Руссо, Дж. Локка, И.Г. Песталоцци).
32. Принцип природосообразности обучения и воспитания в педагогических трудах Я.А. Коменского. А.В.Дистервега.
33. Становление и развитие начальной школы в Пензенской губернии в XIX – нач. XX вв.
34. Становление и развитие гимназического образования в Пензенской губернии в XIX – нач. XX вв.
35. Становление и развитие земской школы в Пензенской губернии в XIX – нач. XX вв.
36. Становление и развитие профессионального образования в Пензенской губернии в XIX – нач. XX вв.
37. Вальдорфская педагогика в педагогическом процессе современной школы.
38. Дидактические материалы М.Монтессори в современных образовательных системах.
39. Педагогический опыт воспитательной системы В.А. Караковского.
40.Идеи «педагогики сотрудничества» в практике современной школы.
41. Воспитание, школа и философско-педагогическая мысль в странах Древнего Востока (на примере одной из стран).
42. Воспитательные идеалы в народной педагогике древних славян.
43. Литературно-педагогические памятники Древней Руси.
44. Школьное и домашнее образование в Киевской Руси.
45. Зарождение и развитие университетского образования в Западной Европе.
46. Воспитание средневековых рыцарей.
47. Развитие идеи трудового воспитания в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
48. Идеи воспитывающего и развивающего обучения в истории педагогики (на примере нескольких педагогов).
49. Просветительская деятельность М.В.Ломоносова.
50. Развитие военного образования в России.
51. Воспитание русского дворянина.
52.Развитие женского образования в России.
53.Развитие лицейского образования в России.
54.Проблема нравственного воспитания в трудах К.Д.Ушинского и Л.Н.Толстого.
55Развитие идеи свободного воспитания в отечественной педагогике.
56История детских общественных организаций России.
57Современный взгляд на педагогическое наследие А.С.Макаренко.
58.Нравственно-эстетическое воспитание в педагогической системе В.А.Сухомлинского.
Тестовые задания
Указание: выберите из представленных ответов один, на Ваш взгляд, наиболее верный.
1. В школах Древнего Востока обучались только:
а) мальчики,
б) девочки,
в) мальчики и девочки совместно,
г) мальчики и девочки раздельно.
2. Цель образования в древнем Риме:
а) гармоническое развитие, сочетание физического, умственного, нравственного воспитания;
б) воспитание воина, умеющего воевать и побеждать;
в) обеспечение карьеры в военном деле или политике;
г) обеспечение карьеры в военном деле.
3.В Афинах в период античности дети обучались последовательно в школах:
а) грамматиста, палестре, эфебии, гимнасии, кифариста;
б) кифариста, грамматиста, эфебии, палестре, гимнасии;
в) грамматиста, кифариста, эфебии, гимнасии, палестре;
г) грамматиста, кифариста, палестре, гимнасии, эфебии.
4. В Месопотамии писали на:
а) бересте,
б) бумаге,
в) глиняных табличках,
г) папирусе.
5. В арийский период воспитание в Древней Индии имело:
а) кастовый характер;
б) государственный характер;
в) семейный характер;
г) государственно- семейный характер.
6. В число «шести искусств», которым в древности обучали китайцев, не входила:
а) музыка,
б) литература,
в) стрельба из лука,
г) этика.
7.Основная цель конфуцианских школ в Древнем Китае:
а) подготовка жрецов;
б) подготовка государственных служащих;
в) подготовка воинов;
г) подготовка правителей.
8. Эфебия - это:
а) ходьба зимой босиком,
б) охота на сбежавших рабов,
в) избиение розгами перед алтарем Артемиды,
г) завершающий этап афинского воспитания.
9.Идею необходимости государственного дошкольного воспитания впервые высказал:
а) Сократ;
б) Платон;
в) Аристотель;
г) Демокрит.
10. Теорию воспитания оратора обосновал:
а) Квинтилиан,
б) Варрон,
в) Сенека,
г) Цицерон.
11. В число «семи свободных искусств» не входила:
а) астрономия,
б) история,
в) музыка,
г) риторика.
12.В Древнем Египте чтение, история, право и военные дисциплины преподавались в :
а) школах писцов;
б) дворцовых школах;
в) школах жрецов;
г) эддубах.
13.Воспитание у восточных славян имело:
а) государственно-общественный характер;
б) государственный характер;
в) семейно-сословный характер;
г) общественный характер.
14. Теоретическое обоснование модели воспитания рыцаря дал:
а) Винсент из Бове,
б) Франсуа Рабле,
в) Томас Мюнцер,
г) Пьер Абеляр.
15. В первых средневековых университетах не существовало факультета:
а) богословского,
б) медицинского,
в) философского,
г) юридического.
16. К числу первых университетов не принадлежал:
а) Парижский,
б) Болонский,
в) Берлинский,
г) Оксфордский.
17. В средневековых школах Западной Европы обучение велось на:
а) английском языке,
б) немецком языке,
в) греческом языке,
г) латинском языке.
18. Школу «Дом радости» в эпоху Возрождения создал:
а) П.Верджерио,
б) П. Абеляр,
в) М. Монтень,
г) В. де Фельтре.
19. В грамматических школах Византии программа «семи свободных искусств» дополнялась:
а) историей,
б) поэтикой,
в) литературой,
г) астрономией.
20. В школе математических и навигацких наук изучали математику по учебнику:
а) Даниила Заточника,
б) Леонтия Магницкого,
в) Кирика Новгородца,
г) Ярослава Мудрого.
21. Греко-славянское училище в Новгороде основали:
а) Антоний Римлянин,
б) архиепископ Геннадий,
в) братья И. и С. Лихуды,
г) Ярослав Мудрый.
22. Программа «семи свободных искусств» не применилась в :
а) грамматических школах Византии,
б) школах Древнего Рима,
в) кафедральных школах Средневековья,
г) средневековых школах рыцарей.
23. Теоретическое обоснование классно-урочной системы обучения сделал:
а) Д. Дьюи,
б) Я.А.Коменский,
в) И.Г.Песталоцци,
г) В.Ратке.
24. Автор иллюстрированного учебника «Мир чувственных вещей в картинках»:
а) Л.Н. Толстой;
б) Я.А. Коменский;
в) Ж.Ж. Руссо
г) К.Д. Ушинский.
25. Иезуитскую систему воспитания обосновал:
а) М.Вольтер,
б) М. Лютер,
в) Р.Декарт,
г) И. Лойола.
26.Золотое правило дидактики: «Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами» сформулировал:
а) Дистервег;
б) Коменский;
в) Песталоцци;
г) Локк.
27. Ступени обучения в системе И.Ф.Гербарта располагаются в следующем порядке:
а) ассоциация, метод, система, ясность,
б) ассоциация, ясность, система, метод,
в) метод, ассоциация, система, ясность,
г) ясность, ассоциация, система, метод.
28.Термин «воспитывающее обучение» ввел:
а) И.Ф. Гербарт,
б) Ж.Ж. Руссо,
в) И.Г. Песталоцци,
г) Дж. Локк.
29.Концепцию естественного воспитания обосновал:
а) Ж.Ж. Руссо;
б) Д.Локк;
в) К. Гельвеций
г) Д.Дидро.
30. По мнению Дж.Локка, джентльмена нужно воспитывать:
а) дома,
б) в школе,
в) на природе,
г) в специальном закрытом заведении.
31. Принцип свободы и метод естественных последствий является основным в педагогической теории:
а) Дж.Локка,
б) Я.А.Коменского,
в) И.Г.Песталоцци,
г) Ж.Ж.Руссо.
31. Обоснование необходимости соответствия процесса обучения принципам природосообразности и культуросообразности привел:
а) Я. А. Коменский;
б) В.А. Гербарт;
в) И.Г. Песталоцци.
г) В.А. Дистервег.
32. Не является представителем американского Просвещения:
а) Б. Франклин,
б) Т. Джеферсон,
в) Дж. Локк,
г) Т. Пейн.
33. К числу проектов реформирования образования во Франции в период Великой французской революции (1789-1794 гг.) не относится:
а) план Кондорсе,
б) план Лепелетье,
в) план Фалу,
г) план Беллерса.
34. Горнозаводские школы на Урале были созданы:
а) М.В.Ломоносовым,
б) Л.Ф.Магницким,
в) Ф.Прокоповичем,
г) В.Н.Татищевым.
35. В открытом в 1755 году Московском университете не было факультета:
а) богословского,
б) медицинского,
в) юридического,
г) философского.
36. Классно-урочная система стала основной формой обучения в России после реформы:
а) 1864 г.,
б) 1786 г.,
в) 1804 г.,
г) после просветительских реформ Петра I.
37. Какие учебные заведения в России не были предусмотрены Уставом 1804г.:
а) гимназии,
б) лицеи,
в) приходские училища,
г) уездные училища.
38. По уставу 1804 года в российских гимназиях не изучался предмет:
а) латинский язык,
б) закон Божий,
в) эстетика,
г) логика.
39. Девушки духовного звания в России XVIII века обучались в:
а) архиерейских училищах,
б) епархиальных училищах,
в) пансионах,
г) духовных семинариях.
40.Развитием образовательных учреждений в России во времена правления Екатерины II занимался:
а) Н.И. Новиков:
б) И.И. Бецкой;
в) М.В. Ломоносов
г) А. Н. Радищев.
41. Идею воспитания «новой породы людей» выдвинул:
а) Ф.И. Янкович,
б) Н.И. Новиков,
в) И.И. Бецкой,
г) А.И. Радищев.
42. Учебные округа в России были сформированы согласно Уставу…:
а) 1786 года,
б) 1804 года,
в) 1828 года,
г) 1864 года.
43. Не является представителем общественно-педагогического движения российского зарубежья (20-50 гг. 20 века):
а) С.И.Гессен,
б) В.В.Зеньковский,
в) П.Ф. Каптерев,
г) Н.О.Лосский.
44. «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец…» - писал А. С. Пушкин о:
а) Петре I,
б) Н. Татищеве,
в) Л. Магницком,
г) М. Ломоносове.
45. Не относится к представителям теории свободного воспитания:
а) К. Вентцель,
б) А. Нечаев,
в) Л. Толстой,
г) Э. Кей.
46. Самым лучшим средством нравственного воспитания К.Д.Ушинский считал:
а) литературу нравственного содержания,
б) личный пример педагога,
в) нравственные наставления,
г) поощрение и наказание.
47. Принцип утилитаризма является одним из основных в педагогике:
а) Дж.Дьюи,
б) М.Монтессори,
в) А.Нейлла,
г) Р.Штайнера.
48. Дидактические материалы М.Монтессори предназначены для:
а) изучения родного языка,
б) изучения математики,
в) развития речи,
г) упражнения внешних чувств.
49. Не является характерной особенностью вальдорфской школы:
а) изучение основных предметов «эпохами»,
б) преподавание эвритмии,
в) проведение учебных занятий в разновозрастных группах,
г) отсутствие директора.
50.Открытие образовательных учреждений, совмещающих обучение и труд на промышленном предприятии, впервые предложил:
а) Э.Белл;
б) Д.Локк;
в) Д.Беллерс.
г) Д.Дидро.
51. Школа, по статье «Воспитание и образование» Л.Н.Толстого, должна:
а) воспитывать и обучать детей,
б) заниматься только воспитанием,
в) заниматься только обучением тому, что интересует детей,
г) не обучать и не воспитывать, а быть местом для игр и общения.
52.Первый в России съезд по вопросам семейного воспитания в 1913году организовал:
а) К. Вентцель;
б) С. Шацкий;
в) В. Бехтерев
г) П. Каптерев.
53. «Декларацию прав ребенка» (1918 г.) написал:
а) К.Н.Вентцель,
б) И.И.Горбунов-Посадов,
в) А.У.Зеленко,
г) С.Т.Шацкий.
54. Педологический институт в России (1907 года) был создан:
а) В.М.Бехтеревым,
б) П.П.Блонским,
в) Л.С.Выготским,
г) П.Ф.Лесгафтом.
55 .Впервые в России задачи по улучшению заботы о матери и ребенке были поставлены в :
а) 1917 г;
б) 1933г;
в) 1958г;
г) 1971г.
56. Академия, состоящая из трех школ (латинской, грамматической, математической) была открыта в Филадельфии в 1751 году по проекту:
а) Б.Франклина;
б) Т. Джефферсона;
в) Т. Пейна;
г ) Д.Локка.
57. Согластно « Уставу учебных заведений подведомственных университетам 1804 г» в гимназиях был установлен курс обучения в
а) 4 года;
б) 7 лет;
в) 8 лет.
г) 3 года.
58 .Методику коллективных творческих дел разработал и внедрил:
а) Ш.А.Амонашвили,
б) И.П.Волков,
в) И.П.Иванов,
г) В.Ф.Шаталов.
59. Противоречит идеям педагогики сотрудничества:
а) идея самоанализа своей и коллективной деятельности,
б) идея тесного взаимодействия с родителями,
в) идея усредненного подхода в обучении,
г) идея учения без принуждения.
60. Методику обучения с использованием опорных сигналов разработал:
а) И.П.Волков,
б) Ш.А.Амонашвили,
в) В.А. Сухомлинский,
г) В.Ф.Шаталов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|