Сделай Сам Свою Работу на 5

Педагогическая мысль России XIX – начала XX веков.





1. Развитие теории народной школы (К.Д. Ушинский, С.А.Рачинский. Н.А. Корф, П.Ф.Каптерев, В.П.Вахтеров, Н.Б. Бунаков и др.).

2. Развитие революционно-демократической педагогической теории (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов).

3.Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого.

Задания:

1. Оцените значение деятельности Н.А.Корфа по созданию земских школ в России.

2. Выпишите и проанализируйте идеи развития способностей детей в трудах П.Ф.Каптерева.

3. Назовите принципы и методы обучения в начальной школе по трудам В.П.Вахтерова и К.Д.Ушинского. Определите роль звукового метода обучения чтению.

4. Проанализируйте обоснование основ « новой педагогики» и научного изучения развития ребенка в трудах В.П.Вахтерова.

5. Обоснуйте значение педагогических трудов К.Д.Ушинского и В.П.Вахтерова в развитии методики начальной школы.

6. Раскройте сущность и задачи образовательного процесса в понимании П.Ф. Каптерева.

7. Изучите цели и задачи воспитания по педагогическим трудам представителей революционно-демократического направления в России XIX – н. XX века.

8.Изучите дидактические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого по развитию народной школы.



9.Проанализируйте специфику организации обучения в Яснополянской школе.

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли России (первая половина XIX в.). / Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987.

2. Бим – Бад Б.М. Педагогические течения XX века. – М., 1994.

3. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987.

4. Винокурова М.М., Чепилкин М.А. Эпоха реформ 1860-х годов в России. – М., 1993.

5. Гагаев П.А. Философия школы России: Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений XVIII - XX вв. – Пенза, 1998.

6. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

7. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров.-М., 2002.

8. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

9. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1867 – 1917). – М., 1982.

10. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики. XIX век. – М., 1963.(с.201 - 233)

11. Сучков И.В. Учительство в России в конце XIX – начале XX в. – М., 1994.



12. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.

13. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989.

14. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. – М., 1974.

15. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1 – 6. – М., 1990.

16. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. / Под ред. Е.П. Белозерцева. – М.,1994.

17. Шаталов А.А. Проблемы народной школы в педагогике Л.Н. Толстого. – М., 1995.

Семинар № 9 .Развитие основ педагогики и теории подготовки учителей в педагогической мысли России 19-нач.20 вв.

1.Система педагогических воззрений К.Д. Ушинского:

а) мировоззренческая позиция, общественно-педагогическая деятель­ность;

б) о воспитании и его компонентах; о значении труда в воспитании;

в) антропологический принцип;

г) принцип народности;

д) о личности учителя, о значении педагогической литературы.

2.Педагогическая деятельность Д.И.Менделеева.

3.Развитие основ педагогики и истории педагогики в трудах М. И.Демкова.

 

Задания:

1.Выпишите требования к личности учителя , изложенные в педагогических трудах К.Д.Ушинского.

2.Раскройте сущность антропологического принципа Ушинского и его значение для развития концепции подготовки учителей.

3.Раскройте критическое отношение К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева к теориям формального и материального обучения.

4.Как Ушинский обосновывал значение педагогической литературы для учителей, родителей и учеников?

5.Выпишите и проанализируйте идеи Д.И.Менделеева о направлении русского просвещения и необходимости подготовки учителей.

6.Изучите и проанализируйте педагогические правила и законы М.И.Демкова.



7. Оцените вклад К.Д.Ушинского , М.И,Демкова, Д.И.Менделеева, П.Ф.Каптерева в развитие отечественной педагогики и педагогического образования .

Дополнительная литература:

1.Антология педагогической мысли России (второй половины XIX – начала XX в.). – М., 1990.

2.Антология педагогической мысли России (первая половина XIX в.). / Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987.

3.Гагаев П.А. Философия школы России: Идея человека в русской культурно-исторической традиции. История русских философско-педагогических учений XVIII - XX вв. – Пенза, 1998.

4.Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

5.Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.

6.Лордкипанидзе Д.О., Днепров Э.Д. Педагогическое наследие К.Д. Ушинского. // Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. – М., 1974. – Т.2.

7.Педагогическое наследие К.Д. Ушинского и современная школа. Межрегиональный сборник научных трудов /Под ред. В.В. Сохранова.- Пенза, 1999.

8.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. – М., 1974.

9.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. Т. 1 – 6. – М., 1990.

10.Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы //Собрание со­чинений: В И т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

11.Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

12.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //Собрание сочинений: В IIт. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. -Т.2.13.Ушинский К.Д. Родное слово //Собрание сочинений: В 11 т. - М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948-1950. - Т. 2.

13.К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. / Под ред. Е.П. Белозерцева. – М., 1994.

14. История педагогики в России: Хрестоматия./Сост. С.Ф.Егоров.-М., 2002.

 

Семинар № 10-11.

Зарубежная реформаторская педагогика: конец XIX – первая половина XX века.

1. Социально – экономические, политические, философские и научные предпосылки становления и развития реформаторской педагогики.

2. «Школа действия» Вильгельма Августа Лая.

3. Теория гражданского воспитания Георга Кершенштейнера.

4. Прагматическая педагогика Джона Дьюи.

5. Педагогические идеи М. Монтессори.

6. Вальдорфская педагогика.

Задания

1. Выявить общее и особенное в идеях различных зарубежных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв.

2. Изложите основные идеи В.А.Лая о необходимости формирования в процессе обучения правильной последовательности действий: восприятие, умственная переработка, внешнее выражение сложившихся представлений.

3. Покажите утилитарный характер воспитания, идеи создания «инструментальной» педагогики и создания воспитывающей и обучающей среды в школе в «прагматической педагогике» Дж.Дьюи.

4. Сравните понимание принципа полезности у Дж. Дьюи и Дж. Локка.

5. Обоснуйте выписками из трудов Г.Кершенштейнера базовые идеи , объединяющие концепции трудовой школы и гражданского воспитания.

6. Проанализируйте основные задачи и содержание трудового и гражданского воспитания по Кершенштейнеру.

7. Заполните таблицу:

 

Педагогические направления Представители Основные идеи
   

 

 

8.Изучите педагогические принципы и методы воспитания детей в трудах М. Монтессори.

9.Проанализируйте дидактические материалы М.Монтессори и обоснуйте их роль в сенсорном воспитании детей.

10. Сравните идеи естесственного воспитания Ж.-Ж.Руссо и концептуальные положения теории свободного воспитания М.Монтессори.

11. Назовите особенности организации обучения в вальдорфских школах.

12.Выпишите и проанализируйте цель, содержание и методы обучения. Составьте профессиограмму учителя вальдорфской школы.

 

Литература

1. Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике /Под ред. М.Н.Певзнера и С.А.Расчетиной. - Новгород, 1984. - Ч. 1,2.

2. Вестбрук Р.Б. Джон Дьюи //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (85-86). -Т. 1.

3. Гончарова Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. – М., 1972. – Гл. 2.

4. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. Воспитание детей младшего возраста. – М., 1992.

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. - Раздел VI.- Гл. 2.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. – Гл. 2.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д.История зарубежной педагогики и философия образования.-Ростов н/Д..2000.

8. Кант И. О педагогике. // Кант И. Трактаты и письма. – М., 1980.

9. Краних Э.М .Свободные вальдорфские школы.-М.,1993.

10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. – Ч. 2 – Гл. 2 – 5.

11. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – XX в. – М., 1976. – Гл. 3 – 4.

12. Певзнер М.Н. Реформаторское движение в педагогике Западной Ев­ропы конца XIX - начала. XX вв. - Новгород, 1996.

13. Пряников В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995. (с. 53 - 56).

14. Рерс Г. Георг Кершенштейнер //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. -№ 1-2 (87-88). -Т. 2.

15. Рерс Г. Мария Монтессори //Перспективы: вопросы образования. -1983.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост.А.И.Пискунов. – М., 1981.

17. Штейнер. Общее учение о человеке как основа педагогики. – М., 1996.

Семинар № 12-13.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.