Становление и развитие образования в Пензенском крае.
1.Становление и развитие образования в Пензенской губернии ( 19- н.20вв.).
2.Развитие образования в Пензенском крае с 1917г. до настоящего времени.
3.Система образовательных учреждений в Пензе в настоящее время.
Задания:
1.Изучите деятельность известных пензенских педагогов и покажите их вклад в развитие образования в крае.
2.Изучите историю становления и развития высшего профессионального образования в Пензе.
Дополнительная литература:
1. Вишневский К.Д., Инюшкин Н.М. Наследие.- Пенза, 1994.
2. Власов В.А. Школа и общество. Поиски путей обновления образования. Вторая половина 19 - первая треть 20 вв. - Пенза, 1998.
3. Горланов Г.Е. Очерки истории культуры Пензенского края.- Пенза, 1994.
4. Гошуляк В.В. История Пензенского края.- Пенза, 1995.
5. Гошуляк Л.Д. Народная школа Пензенского края во второй половине 19 – начале 20 вв. – М, 2000
6. Гошуляк Л.Д. Губернский образовательный комплекс России второй половины 19 – начала 20 в. – М, 2001
7. Гошуляк Л. Д. Социальный заказ на образование в формировании губернского образовательного комплекса России второй половины XIX – начала ХХ веков. – Пенза, 2002.
8. Губернский город Пенза на рубеже 19 – 20 веков. /Под ред. С.И. Щукина. –Пенза, 2001.
9. Костюкова О.А. Становление и развитие гимназического образования в российской губернии в 19-н.20 вв.( на примере гимназий Пензенской губернии).-Пенза., 2007.
10. Мясников Г.В. Город-крепость Пенза .-Саратов-Пенза, 1984
11. Очерки истории народного образования Пензенского края. /Под редакцией В.И. Никулина. - Пенза, 1997 г.
12. Пензенский край /Под ред. В.И. Лебедева.-Саратов-Пенза, 1980-82 гг.
13. Очерки истории образования и педагогической мысли в Мордовском крае (сер. 16-нач. 20 вв.) / Под ред. Е.Г. Осовского. –Саранск, 2001.
14. Пензенская энциклопедия. –М., 2001.
15. ПолубояровБ.В. На пути к демократической школе.- М., 1991.
16. СохрановВ.В, Очерк о развитии образования в Пензенском крае. - Пенза, 1996.
17. Феоктистов В.А. Единая трудовая школа Пензенской губернии 1918-1929 гг. –Пенза, 2000.
Семинар № 15-16.
Образование в России на современном этапе.
1.Закон РФ « Об образовании». Принципы государственной политики в области образования.
2.Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
3.Анализ современных педагогических концепций:
-концепция развивающего обучения;
-концепция «Русская школа»;
-концепция «диалога культур» В.С.Библера;
-концепция воспитания как возрождения человека культуры и нравственности Е.В.Бондаревской.
4.Развитие высшего профессионального образования в России.
5.Болонский процесс.
Задания:
1.Изучите Закон РФ об образовании и проанализируйте принципы государственной политики в области образования.
2.Назовите основные направления развития отечественного образования на современном этапе.
3.Раскройте сущность современных педагогических концепций…
4.Какие идеи гуманистического воспитания предлагают современные отечественные педагоги?
5.Назовите современные тенденции в развитии высшего профессионального образования в России.
Дополнительная литература:
1.Закон РФ «Об образовании»1992.(с изменениями и дополнениями).
2.»Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000г.
3. Совместная Декларация европейских министров образования (Болонья, 19 июня 1999года).
4.Байденко В.И. Болонский процесс: популярные лекции.-М., 2004.
4. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры.-М., 1991.
5.Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании»./Под ред В.И.Шкатуллы.-М., 2001.
6. О программе модернизации педагогического образования. –М., 2003.
7. Сырых В.М. Введение в теорию образовательного права.-М., 2002.
8. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии.-М., 2002.
8. Документы международного права по вопросам образования./Под ред.Г.А.Лукичева, В.М.Сырых.-М., 2003.
9.Шукшунов В.Е.Реформы российской системы образования: за и против.-М., 2000.
10. Ягофарова Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования. Правовое регулирование системы образования.-М., 2008.
Семинар № 17-18.
Занятия проводятся в виде теоретической конференции. Возможные темы сообщений:
§ Закон об образовании (1992г., 1996 г.) и современная школа.
§ Доктрина развития образования в России (2000 г.)
§ Авторские и альтернативные модели и концепции обучения, воспитания и социализации учащихся.
§ Проблема развивающего обучения учащихся в современной школе.
§ Личностно-ориентированное обучение и воспитание в современной школе.
§ Технологии обучения, воспитания и социализации учащихся в различных типах образовательных и внешкольных учреждений.
§ Становление и развитие образовательных учреждений в Пензенской губернии в XIX- начале XX вв. до 1917 года.
§ Развитие системы образования в Пензенском крае в 20 в. до настоящего времени.
§ Перспективы развития отечественного высшего профессионального образования в рамках Болонского процесса.
Примерный перечень вопросов для зачетного занятия
1. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Методология изучения и ключевые понятия предмета.
2. Основные концепции происхождения воспитания человека.
3. Особенности социализации и воспитания в первобытном обществе.
4. Особенности воспитания и обучения в Древнем Египте.
5. Особенности воспитания и обучения в Древней Индии.
6. Особенности воспитания и обучения в Древнем Китае.
7. Особенности воспитания и обучения в Древней Греции (афинская модель).
8. Особенности воспитания и обучения в Древней Греции: (спартанская модель).
9. Развитие школы и воспитания в Древнем Риме.
10. Особенности воспитания у ранних христиан.
11. Особенности воспитания у восточных славян.
12. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья (светские и церковные модели).
13. Особенности развития Византийской культуры и просвещения.
14. Анализ идей отдельных представителей педагогической мысли Древнего Мира.
15. Гуманизм эпохи Возрождения.
16. Западно-европейская школа в эпоху Реформации и Контрреформации.
17. Особенности развития школы и воспитания в Северной Америке (сер. 17- к. 18 вв.).
18. Особенности воспитания и обучения в Киевской Руси и Русском государстве (с 9 - по 17 век).
19. Развитие школы и педагогической мысли в России в 18 веке.
20. Школьные реформы и контрреформы в России в 19 веке.
21. Становление и развитие советской школы и педагогики с 1917 -1945 гг.
22. Особенности развития отечественной школы с 1945 – 1985 гг.
23. Современная отечественная система образования и особенности ее развития.
24. Тенденции развития современных образовательных систем за рубежом.
25. Педагогические идеи философов Древней Греции и Древнего Рима.
26. Педагогическая система Я. А. Коменского как основа становления систематизированного педагогического знания.
27. Теоретические основы педагогики в работах И.Ф.Гербарта.
28. Педагогическая система И.Г. Песталоцци.
29. Педагогическая система Ф.А.В.Дистервега.
30. Теория естественного воспитания Ж.Ж.Руссо.
31. Педагогическая теория Дж.Локка.
32. Анализ одного из направлений реформаторских педагогических течений (ХIХ в. - первая треть ХХ в.).
33. Особенности организации педагогического процесса в Вальдорфских школах.
34. Педагогические идеи М.Монтессори.
35. Теория гражданского воспитания Г.Кершенштейнера.
36. Деятельность М.В.Ломоносова в развитии отечественной школы и педагогики.
37. Развитие педагогической мысли в России в 18 веке.
38. Антропологическое направление в отечественной педагогике (19- н. 20 века).
39. Педагогические идеи К.Д. Ушинского.
40. Педагогическая система Л.Н.Толстого.
41. Развитие революционно-демократической педагогической теории (В.Г.Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А, Добролюбов)
42. Экспериментальное направление в зарубежной и отечественной педагогике.
43. Педагогическая теория А.С. Макаренко.
44. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
45. Идеи «педагогики сотрудничества».
46. Анализ одного из научных педагогических направлений ХХ в. (с 30-х годов по н.в.).
47. Основные тенденции развития современных моделей обучения, воспитания и социализации учащихся.
48. Особенности развития системы образования одной из зарубежных стран.
49. Реформаторские идеи в Отечественной педагогике (к. ХIХ в. - нач. ХХ в.-до 1917 г.).
50. Особенности развития образовательного комплекса Пензенского края. (с древн. времён до 1917 г.).
Требования к выполнению курсовых работ и рефератов
Курсовые работы и рефераты по курсу «Истории образования и педагогической мысли» выполняются на основе конспектирования текстов первоисточников, изучения рекомендованной научной литературы, архивных документов.
Выбор темы курсовой работы и реферата осуществляется по имеющейся в данном пособии тематике, которая может быть расширена с учетом специфики факультета или согласно научным интересам преподавателей и студентов.
Основной задачей самостоятельной работы студентов при написании курсовых работ и рефератов является не воспроизведение изученной научной литературы и первоисточников, а целенаправленное осмысление и анализ фундаментальных педагогических идей как базиса, на котором строятся современные образовательные системы.
В процессе написания работы студенту необходимо научиться раскрывать и анализировать суть важнейших историко-педагогических и социокультурных явлений в процессе развития человеческой цивилизации с точки зрения системного подхода и современных концептуальных подходов к истории отечественной и зарубежной школы.
Важно научиться анализировать и сопоставлять цели, содержание, методы и формы педагогического процесса в отечественной и зарубежной школе в различные исторические эпохи, обобщать педагогическую практику, показывать зависимость уровня развития образовательных систем от степени развитости государственных и общественных институтов, от содержания государственного и общественного социального заказа и социального опыта деятелей педагогической науки.
Написание работы может идти по следующему примерному плану:
- предварительный просмотр литературы, составление библиографии по избранной теме (не менее 15 источников);
- составление плана работы, согласование его с преподавателем;
- конспектирование необходимых источников и литературы, выписка цитат с обязательным указанием источника и страниц;
- творческое, самостоятельное изложение основных положений темы в соответствии с принятым планом работы; в тексте работы каждый пункт плана выделяется заголовком.
Работу предваряет введение, раскрывающее актуальность и значимость избранной темы, определение задач исследования (1-2 стр.), а завершает заключение, содержащее общие выводы по творческой работе (2-3 стр.).
Библиография должна быть оформлена в соответствии с принятыми стандартами. На каждый использованный в работе источник следует давать сноски в конце страницы или по общему списку литературы.
Объем курсовой работы - в пределах 40-50 страниц печатного текста (реферата — до 25 страниц).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|