Сделай Сам Свою Работу на 5

Школа и педагогика в России до XIX века.





ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар № 1.

Педагогические идеи философов Античности.

1.Педагогические идеи Сократа.

2.Спартанская и афинская модели воспитания.

3.Теоретическое обоснование афинской модели образования в работах Платона и Аристотеля.

4.Демокрит о роли труда и воспитания в развитии личности.

5.Образование в Древнем Риме.

4.Марк Фабий Квинтилиан о воспитании оратора.

 

Задания для самостоятельной работы.

1. Изучите и проанализируйте взгляды античных философов на цели воспитания.

2. Проанализируйте возрастную периодизацию Аристотеля.

3. Составьте по работе Платона «Протагор» модель афинского образования: Цель……Содержание образования……..Методы обучения.

4. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ моделей образования в государствах Древней Греции и Рима.

5. Выпишите из работы Квинтилиана «О воспитании оратора» аргументы в пользу домашнего и школьного образования; методы обучения; требования к личности учителя.

 

  Общая цель образования Задачи воспитания и обучения по школам (этапам) Содержание образования в школах (на этапах) Методы обучении и воспитания
Спартанская модель        
Афинская модель        
Римская модель        

Дополнительная литература:



1. Аристотель. Этика; Политика; Поэтика //Собрание сочинений: В 4-х т.-М., 1984.-Т. 4.

2. Безрогов В.Г., Мошкова Л.В., Огородникова И.И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе. // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепция, модели, историография. – М., 1996.

3. Богомолов А.С. Античная философия. – М., 1985.

4. Ботвинник М.Н. и др. Жизнеописания знаменитых греков и римлян. – М., 1988.

5. Боннар А. Греческая цивилизация. – М., 1993.

6. Гердер И. Идеи и философии истории человечества. – М., 1977.

7. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

8. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963

9. Замаровский В. Боги и герои античных сказаний. – М.,1984.

10. История греческой литературы. / Под ред. С.П. Соболевской и др. – М., 1955 – 1960.

11. История римской литературы / Под ред. С.П. Соболевской и др. – М., 1959 – 1969.



12. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон, Аристотель. – М.,1993.

13. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1988. – Ч. 1. – Гл. 6.

14. Платон. Государство //Сочинения: В 3-х т. - М., 1972. - Т. 3. - Ч. 1.

15. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.

16. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1981.

17. Цицерон. Философские трактаты. – М., 1985. МГУ.

18. Цицерон. О старости, о дружбе, об обязанностях. - М., 1974.

19. Юммель Ш. Аристотель //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.

 

 

Семинар № 2.

Идеи педагогики гуманизма в эпоху Возрождения.

1.Влияние идей образовательных систем Древней Греции и Рима на развитие культуры и образования в странах Западной Европы. Педагогика гуманизма.

2.Педагогические идеи Ф. Рабле о цели, содержании и методах обучения и воспитания.

3. Педагогические идеи Т. Мора и Т.Кампанеллы о всеобщем и разностороннем образовании.

4.Педагогические взгляды М. Монтеня.

5.Эразм Роттердамский о правилах поведения детей.

 

Задания для самостоятельной работы.

 

1.Выпишите цель, содержание образования и методы обучения по роману Ф. Рабле « Гаргантюа и Пантагрюэль».

2.Найдите в тексте романа Ф. Рабле идеи наглядности, сознательности и связи обучения с жизнью.

3.Выпишите методы обучения и воспитания, направленные на развитие самодеятельности и творческого мышления ребенка из «Опыты» М.Монтеня.

4. Проанализируйте требования к личности учителя, изложенные в трудах Квинтилиана и Монтеня.

5.Выпишите из «Хрестоматии по истории зарубежной педагогики» обоснование идей всеобщего обучения, всестороннего (умственного, физического, нравственного, эстетического) развития детей, а также методы и средства обучения в трудах Т.Мора и Т.Кампанеллы.



 

Дополнительная литература:

 

1. Безрогов В.Г., Мошкова Л.В., Огородникова И.И. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе. // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепция, модели, историография. – М., 1996.

2.Гердер И. Идеи и философии истории человечества. – М., 1977.

3.Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998.

4.Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования.-Ростов н/Д., 2000.

5.Меньшиков В.М. Педагогика Э.Роттердамского: открытие мира детства.М., 1995.

6.Монтень М. О воспитании детей. //Опыты: В3-х кн. Кн.1 и 2. – М., 1979. – С.135 – 166.

7. Мор Т. Утопия. - М., 1953.

8. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Кн. 1. – Л., 1938.

9. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.

10. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения / XV век /. – М., 1985.

11. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. – М., 1991

12. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Составитель А.И.Пискунов.-М., 1971.

Семинар № 3.

Педагогические идеи Нового Времени.

Педагогическая система Я.А. Коменского.

1. Педагогические идеи Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Ратке.

2. Принцип природосообразности воспитания и обучения Я.А.Коменского.

3. Основы легкости обучения («Великая дидактика», гл. XVII).

4. Основы прочности учения ( «Великая дидактика».гл. XVIII).

5. Организационные основы классно – урочной системы обучения.

Задания для самостоятельной работы.

1. Обоснуйте влияние философских взглядов Ф.Бэкона на определение положений о цели и логике обучения, принципов и методов обучения.

2. Назовите основные педагогические положения Р.Декарта.

3. Проанализируйте педагогические идеи и дидактические принципы, сформулированные В.Ратке.

4. Обоснуйте суть и актуальность принципа природосообразности Я.А.Коменского для современной школы. Выпишите примеры трактовки этого принципа из текста «Великой дидактики».

5. Выпишите принципы обучения из «Великой дидактики», найдите соответствующие принципы обучения современной дидактики и проанализируйте их.

6. Дайте характеристику системы школ и возрастной периодизации Я.А.Коменского по «Великой дидактике»:

 

Возрастной период Тип школы, цель Кто обучается Содержание образования
До 6 лет    
С 6 до 12 лет      
С 12 до 18 лет      
С 18 до 24 лет      

4.Проанализируйте перспективы развития общества и образования в мире, обоснованные Я.А.Коменским в работе «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих».

Дополнительная литература:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика. Гл. XVII – XVIII.

2. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках. – М., 1957.

3. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.- В 2-х томах. - М., 1982

4. Коменский Я.А.Правила поведения.- М., 1982.

5. Красновский А.А. Я.А. Коменский. – М., 1953.

6. Лордкипанидзе Д.О. Я.А. Коменский. – М., 1982.

7. Пиаже Ж. Ян Амос Коменский //Перспективы: вопросы образования.
Мыслители образования. -1994. - № 1-2 (85-86). - Т. 1.

8. Педагогическое наследие. Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. – М., 1989.

9. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И.Пискунов.-М., 1971.

Семинар № 4-5.

Идеалы саморазвития личности в европейской педагогике XVII – XIX веков.

1. Проблемы воспитания в педагогической теории Дж. Локка.

2. Концепция естественного воспитания Ж. – Ж. Руссо.

3. Система развивающего и воспитывающего обучения И.Г. Песталоцци.

4. Идеи развивающего обучения и классификация принципов обучения Ф.А.В. Дистервега.

5. Теоретические основы педагогики в трудах И.Ф. Гербарта.

6. Р.Оуэн о воспитании личности.

7. Педагогические идеи марксизма.

Задания.

1.Изучите «Мысли о воспитании» Дж. Локка и выпишите в таблицу задачи , содержание и методы воспитания:

 

Цель воспитания джентльмена:
Физическое воспитание Нравственное воспитание Умственное воспитание Трудовое воспитание

 

2.Изложите суть теории «чистой доски» Дж. Локка и принципа утилитаризма в формировании содержания образования джентельмена.

3.Обоснуйте суть теории естественного воспитания Ж.Ж.Руссо. Какое состояние для человека Руссо считает естесственным?

4.Охарактеризуйте возрастную периодизацию Ж.Ж.Руссо, задачи, методы и средства воспитания, привлекая выдержки из текста «Эмиль или о воспитании».

5.Проанализируйте ситуации реализации метода естесственных последствий и стимулирования познавательного интереса в работе Ж.Ж.Руссо « Эмиль или о воспитании».

6.Проанализируйте систему элементарного образования И.Г.Песталоцци (цель, задачи воспитания, содержание и принципы обучения, средства и методы воспитания).

7.Выпишите ситуации педагогического общения с учащимися и их родителями из трудов Песталоцци и проанализируйте их.

8.Проанализируйте примеры воспитывающего обучения и дифференциации в обучении детей в школе И.Г.Песталоцци.

9.Выделите и сравните особенности трактовки принципа природосообразности обучения у Я.А.Коменского, Ж.Ж.Руссо и Ф.А.В. Дистервега.

10.Выпишите из текста «Руководство к образованию немецких учителей» Ф.А.В. Дистервега классификацию принципов обучения. Сравните с трактовкой соответствующих принципов у Коменского.

11.Изложите суть принципа культуросообразности по Дистервегу.

12.Проанализируйте рекомендации Дистервега по возрастным периодам обучения и развития ребенка.

13.Сравните требования к личности учителя в трудах Квинтилиана, Демокрита, Монтеня и Дистервега.

14.Выпишите и проанализируйте обоснование педагогики как науки и как искусства в трудах И.Гербарта.

15.Изучите педагогическую теорию И. Гербарта и заполните таблицу:

 

Цель воспитания
Задачи воспитания
Управление Обучение Нравственное воспитание
Задача/методы Ступени Методы Задача/методы
       

16.Сравните высказывания о роли труда в развитии личности в

педагогических трудах Ж.Ж.Руссо, Дж. Локка, И.Г.Песталоцци.

17.Назовите основные педагогические идеи представителей марксизма.

 

Дополнительная литература:

1. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1940.

2. Гончарова Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны.-М., 1972.

3. Гюнтер К.-Х. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994.- № 1-2 (85-86). -Т.1.

4. Дистервег В.А. Руководство к образованию немецких учителей /см. Хрестоматия, с.385

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. – М., 1998. - Раздел VI.- Гл. 2.

6. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1992. – Гл. 2.

7. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1980.

8. Зайченко Г.А. Дж. Локк . – М., 1988.

9. Кларин М.В. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики.// Педагогика.-1996-№1.

10. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989. – Ч. 2 – Гл. 2 – 5.

11. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. – М., 1981.

12. Песталоцци И.Г. Линград и Гертруда / см. Хрестоматия, с. 385 – 446 .

13. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей //Избр. пед. соч. - М.,1981.-Т. 1.

14. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XVIII – XX в. – М., 1976. – Гл. 3 – 4.

15. Пискунов А.И. Очерки истории немецкой педагогики конца 18-нач.20в.-М., 1960.

16. Хильгенхегер Н. Иоганн Фридрих Гербарт //Перспективы: вопросы образования. Мыслители образования. -1994. - № 1-2 (87-88). - Т. 2.

17. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И.Пискунов.-М., 1971.

 

 

Семинар № 6-7.

Школа и педагогика в России до XIX века.

1. Особенности воспитания у восточных славян. Средства народной педагогики.

2. Влияние православия на развитие просвещения в Русском государстве.

3. Становление педагогического знания на Руси до XVII века («Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», Устав Львовской братской школы, «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкий).

4. Просветительские реформы российского образования начала 18 века. Светские учебные заведения.

5. Развитие основ обучения и воспитания в отечественной школе (Л.Ф. Магницкий, И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович, Г.С. Сковорода, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).

6. Научная и педагогическая деятельность М.В. Ломоносова по развитию отечественного образования.

Задания:

1. Покажите роль средств народной педагогики на формирование традиций воспитания в Славянском государстве.

2.Проанализируйте памятники педагогики православия, такие как: «Поучение» Владимира Мономаха, «Домострой», «Гражданство обычаев детских» Е. Славинецкого и охарактеризуйте задачи и методы воспитания детей в православной педагогике; правила поведения и обязанности детей.

3.Сравните правила поведения для детей в трудах Э.Роттердамского и Е.Славинецкого.

4.Выпишите цель, содержание и методы обучения из «Устава Львовской братской школы» 1586 года.

4.Найдите общее и особенное в требованиях к личности учителя в «Уставе..» и в трудах Квинтилиана, Монтеня, Дистервега .

5. Изучите «Устав Львовской братской школы» и заполните таблицу:

 

Требования к личности учителя
Признаки классно-урочной системы обучения  
Права и обязанности участников образовательного процесса  

6.Назовите светские учебные заведения, открытые в период петровских реформ, выделите цель и содержание образования в них.

7.Проанализируте проект И.И.Бецкого о воспитании «новой породы людей». Выпишите цель, содержание и методы обучения и воспитания.

8.Изучите «Устав народным училищам Российской империи» (1786) и выделите цели, содержание образования и характерные черты организации обучения по классно-урочной системе в малых и главных училищах.

9.Изучите педагогические взгляды и деятельность М.В. Ломоносова по развитию отечественного образования. Назовите основные педагогические труды и учебники.

10.Проанализируйте «Регламенты» для учителей и учеников гимназий М.В.Ломоносова. Выпишите цель, содержание образования и рекомендации по методам обучения.

11.Выделите и проанализируйте структуру университета, изложенную в письме И.И.Шувалову.

Дополнительная литература:

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. – М., 1995.

2. Антология педагогической мысли России (с древнейших времен до XVII в.). /Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987.

3. Антология педагогической мысли России (с древнейших времен до XVIII). /Составитель П.А. Лебедев. – М., 1987.

4. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства (XIV - XVIII вв.) / Составитель П.А. Лебедев. – М., 1986.

5. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. – М.: Педагогика.

6. Домострой. - СПб., 1992.

7. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. – М., 1978.

8. Н.М. Карамзин об истории государства Российского. / Составитель А.И. Уткин. – М., 1990.

9. История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф.Егоров.-М..2002.

10. Костомаров Н.И. Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. – М., 1993.

11. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X- начало XX в.). – М., 1998.

12. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании.– М., 1991.

13. Медушевский А.Н. История русской социологии. – М., 1993.

14. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (с древнейших времен до конца XVIII в.). – М., 1989.

15. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР XVIII в. – первая половина XIX в. - М., 1973.

16. Сычев – Михайлов В.К. Из истории русской школы и педагогики XVIII в. – М., 1960.

17. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Составитель и автор вводных очерков С.Ф. Егоров. 2 изд. – М., 1986.

18. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Под редакцией Ш.И. Ганелина. Составитель С.Ф. Егоров. – М.,2002.

Семинар № 8.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.