Лекция 1. Социальное образование.
1. Образование как многомерное педагогическое явление, онтологизированное на объектном и субъектном уровнях бытия в четырех ипостасях (как социальный институт, как система, как процесс, как результат)» которые сформировались в результате трансформации онтогенеза образования в его сущностные качества;
2. Соотношение категории «образование» с другими категориями педагогики;
3. Основные противоречия образования как синергийной системы: противоречие функционирования, обусловливающее развитие (между объективированным характером образования и его субъектной реализацией); противоречие развития, обусловливающее управление развитием (между объективным характером развития образования и его субъективной интерпретацией);
4. Сущность социального образования как особой разновидности профильного образования в системном аспекте определяется как подсистема образования, включающая преемственно взаимосвязанные компоненты содержания общего образования, специальности и направления подготовки разных уровней профессионального образования; реализующие их учебные заведения и органы управления, структурно и функционально сориентированные на потребности социальной сферы;
5. Основные социологические и антропологические детерминанты, а также специфические системообразующие» социальная и антропологическая функции, обусловливающие феноменологизацию социального образования;
- выстроена когнитивная структура социального образования как целостного педагогического феномена, обусловленная социоантропологическими детерминантами;
- на основе прогнозного анализа социального образования выявлены противоречия его функционирования, обусловливающие определяющие тенденции его развития на содержательном, организационном и управленческом уровнях; выделены и обоснованы общесистемные и внутрисистемные принципы функционирования и управления развитием социального образования;
- построена прогностическая модель социального образования, которая обобщенно представляет прогноз развития социального образования, основанный на выявленных тенденциях его развития и принципах функционирования и управления развитием.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Образование представляет собой многомерное педагогическое явление, онгологизированное на объектном и субъектном уровнях бытия в четырех ипостасях (как социальный институт, как система, как процесс, как результат), которые сформировались в результате трансформации онтогенеза образования в его сущностные качества..
Социальное образование представляет собой разновидность профильного образования и в системном аспекте определяется как подсистема образования, включающая преемственно взаимосвязанные компоненты содержания общего образования; специальности и направления подготовки разных уровней профессионального образования; реализующие их учебные заведения и органы управления, структурно и функционально сориентированные на потребности социальной сферы.
Феноменологизация социального образования обусловлена объективно существующими детерминантами, среди которых можно выделить:
- социологические детерминанты - необходимость профессионализации сферы социальной защиты населения и других видов деятельности, выполняющих функцию регулирования социальных отношений в обществе (актуальная детерминанта); необходимость развития социальной сферы в соответствии с требованиями построения социального и правового государства (ближайшая перспективная детерминанта); необходимость радикального преобразования социальной сферы в интересах человека в соответствии с требованиями гуманизации жизни общества (стратегическая перспективная детерминанта), свидетельствующие о потребности государства и общества в расширяющемся перспективном развитии социального образования;
- антропологические детерминанты - необходимость социального обучения и воспитания детей на регулярной всеобщей основе; необходимость целенаправленной ицелесообразно организованной педагогической и социальной помощи детям и взрослым с разными индивидуальными проблемами социального развития, свидетельствующие о потребности общества в его субъектной субстанциональности в непрерывном и дифференцированном социальном образовании.
4. Целостность социального образования как педагогического феномена обусловливают следующие функции:
- системообразующие - обеспечение условий для подготовки и переподготовки профессиональных кадров, системно ориентированной на потребности социальной сферы и гибко реагирующей на их изменение; обеспечение устойчивой обратной связи социального образования с социальной сферой;
- социальная - обеспечение условий для эффективного функционирования, оптимального развития и гуманистически ориентированного преобразования сферы социального воспроизводства, регулирования социальных отношений и связей между субъектами и социальными структурами;
- антропологическая - обеспечение условий для успешного социального развития каждого человека в его индивидуальной социальной ситуации.
5. Когнитивная структура социального образования, обусловленная социоантрополагическими детерминантами, включает:
- научно-теоретическую составляющую, которая пронизывает все уровни социального образования, выполняя на уровне общего образования функцию подготовки к социальному функционированию, на уровне профессионального образования - функцию общетеоретического базиса;
- праксиологическую составляющую, которая в соответствии со спецификой профессиональной социальной деятельности имеет две разновидности - социальная педагогика и социальная работа - и состоит из теоретического и эмпирического блоков.
6. Развитие социального образования характеризуется следующими тенденциями, обусловленными противоречиями его функционирования:
на содержательном уровне - развитие общего социального образования в соответствии с потребностями социальной сферы в его субъектной субстанциональности; структурное формирование эмпирической составляющей содержания профессионального социального образования, ориентированной на основе устойчивой обратной связи на потребности социальной сферы; выработка концептуального единства содержания социального образования в понимании соотношения и разграничения социальной педагогики и социальной работы, основанного на потребностях общества, а не научного знания;
на организапионном уровне - ориентация подготовки специалистов социального профиля высшей квалификации в соответствии с направленностью реализуемой образовательной программы (наукоориентированная или профессионально ориентированная); приведение содержания социального образования в части компонента, устанавливаемого образовательным учреждением (специализации) в соответствие с профилем образовательного учреждения;
на управленческом уровне - развитие коллегиальных форм межведомственного взаимодействия и межвузовского согласования но вопросам социального образования; осуществление мониторинга потребностей социальной сферы и в кадрах, и в содержании их подготовки с целью использования результатов мониторинга в социальном образовании.
7, В основу функционирования и управления развитием социального образования должны быть положены общесистемные (опоры на тенденции развития образования; ограничения субъектной интерпретации системными параметрами образования; консолидации субъектов управления развитием образования) и внутрисистемные (изоморфизма структур содержания социального образования и социальной сферы; гибкого реагирования социального образования на изменение потребностей социальной сферы; опережающего развитая социального образования; устойчивой обратной связи социального образования и социальной сферы) принципы.
8. Прогностическая модель социального образования, включающая три взаимосвязанные компонента - содержательный, организационный и управленческий, обобщенно представляет прогноз развития социального образования, основанный на выявленных тенденциях erо развитая и принципах функционирования и управления развитием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|