Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый.
После того, как Аллах упомянул возражения и обвинения невежественными лицемерами в адрес посланника Аллаха по поводу раздела милостыни, Аллах разъяснил, что это Он разделил милостыни, возглавил это дело, вынес решение по её поводу и не дал никому решать её раздел кроме Себя. Он разделил её на вышеупомянутые социальные группы.
Учёные имеют разногласия по поводу того, следует ли давать закят всем этим социальным группам одновременно, или же достаточно выплатить одной группе из них?
Первое мнение, что следует выплатить закят представителям всех этих групп одновременно, и это мнение аш-Шафии и группы учёных.
Другое мнение, что достаточно выплатить одному из этих социальных групп, и это мнение группы из первых и поздних учёных, таких как: Ибн Аббас, Абу аль-Алия, Саида ибн Джубайра, Маймуна ибн Махрана. И как сказал ибн Джарир, это мнение большинства учёных.
Здесь эти группы упомянуты для ознакомления, а не для обязательства выплаты всем сразу. Нищий (فقير) в аяте приводится первым, т.к. он нуждается больше других. Абу Ханифа считает, что бедный более нуждается, чем нищий. Однако большинство учёных, таких как: ибн Аббас, Муджахид, аль-Хасан аль-Басри, ибн Зайд считают обратное. Ибн Джарир и другие считают, что нищий (فقير) это тот, кто стесняется и не попрошайничает, а бедный (مسكين) это тот, кто попрошайничает среди людей. Катада считает, что нищий (فقير) это бедный инвалид, а бедный (مسكين) это человек здоровый физически. Ас-Саури передает от Мансура ибн Ибрахима, что имеются в виду бедные мухаджиры, т.е. бедуинам ничего давать не положено, как передает ас-Саури. Сейчас мы приведём хадисы по поводу всего этого.
Ибн Умар передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)сказал:
«لَا تَحِلُّ الصَّدَقَةُ لِغَنِيَ وَلَا لِذِي مِرَّةٍ سَوِي» «Закят не даётся богатому или здоровому человеку».[6]
Абу Харайра передаёт, что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)сказал:
«لَيْسَ الْمِسْكِينُ بِهَذَا الطَّوَّافِ الَّذِي يَطُوفُ عَلَى النَّاسِ فَتَرُدُّهُ اللُّقْمَةُ وَاللُّقْمَتَانِ، وَالتَّمْرَةُ وَالتَّمْرَتَان»
«Бедный не тот, кто ходит по людям и попрошайничает, а они дают ему кусок или два куска еды, или финик или два финика». Егопросили: «Кто же тогда бедный, о, посланник Аллаха?» Он (да благословит его Аллах и приветствует)ответил:
«الَّذِي لَا يَجِدُ غِنًى يُغْنِيهِ، وَلَا يُفْطَنُ لَهُ فَيُتَصَدَّقَ عَلَيْهِ، وَلَا يَسْأَلُ النَّاسَ شَيْئًا»
«Это тот, кто не находит достаточных средств, чтобы покрыть свою нужду, и не просит у людей, чтобы они дали ему закят, и люди не знают о его нужде»[7].
﴿ وَالْعَـمِلِينَ عَلَيْهَا ﴾ «Для тех, кто занимается их сбором » – т.е. сборщики закята, им даётся доля из него. Сборщиками не могут быть родственники пророка (да благословит его Аллах и приветствует), т.к. закят запрещен для людей из Дома пророка.
Как приводится в хадисе из Сахиха Муслима от Раби’а ибн аль-Хариса, что он и аль-Фадль ибн аль-Аббас отправились спросить у посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы он устроил их сборщиками заката, на что он сказал:
«إِنَّ الصَّدَقَةَ لَا تَحِلُّ لِمُحَمَّدٍ وَلَا لِآلِ مُحَمَّدٍ، إِنَّمَا هِيَ أَوْسَاخُ النَّاس» «Закят запрещён Мухаммаду и Дому Мухаммада, ибо это грязь людей».
﴿ وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ ﴾ «И для скрепления сердец их» – это доля для того, чтобы люди приняли Ислам. Так посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) дал долю трофеев от Хунайна, Сафвану ибн Умайе, который присутствовал при сражении будучи многобожником. Он рассказывал: «Посланник Аллаха продолжал давать мне (долю), пока не стал самым любимым человеком для меня, хотя до этого он был самым ненавистным человеком для меня». Как передаёт имам Ахмад ( 6\465).
Саид ибн аль-Мусайиб передаёт, что Сафван ибн Умайа рассказывал: «Посланник Аллаха дал мне из трофеев в день Хунайна, тогда ещё он был самым ненавистным человеком для меня, и он продолжал давать мне из трофеев, пока не стал самым любимым человеком». (Рассказал Муслим 2313, и ат-Тирмизи 666).
Часть этой категории выдаётся из трофеев людям, чтобы закрепить их Ислам и веру, как он давал группе помилованных многобожников в день Хунайна со словами:
«إِنِّي لَأُعْطِي الرَّجُلَ وَغَيْرُهُ أَحَبُّ إِلَيَّ مِنْهُ خَشْيَةَ أَنْ يُكِبَّهُ اللهُ عَلَى وَجْهِهِ فِي نَارِ جَهَنَّم» «Мне милее дать человеку (из трофеев), чем то, что Аллах бросит его лицом в Ад».(Бухари 27, Муслим 150)
В двух Сахихах приводится хадис от Саида, что Али (да будет доволен им Аллах) послал из Йемена посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) золотой самородок, неочищенный от земли, а тот разделил его между четырьмя людьми: аль-Акра’ом ибн Хабиса, Уйайной ибн Бадра, Алькамой ибн Алляса, и Зайдом аль-Хайром со словами:«أَتَأَلَّفُهُم» «Я склоняю их сердца (к Исламу)». (Бурахи 3344, Муслим 1064)
Или же, чтобы привлечь к Исламу подобных им людей, или же, чтобы уберечь страны мусульман от вреда. Подробности на эту тему можно найти в специальных книгах. Даётся ли эта категория закята и после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то тут есть разногласия. Умар, Амир, аш-Ша’би и группа учёных считает, что этой категория не выплачивается закят, т.к. Аллах возвысил Ислам и его приверженцев, и склонил шеи людей перед ними. Другая группа считает, что этой категории до сих пор выплачивается закят, т.к. пророк выплачивал её после взятия Мекки и победой над Хавазином.
﴿ وَفِى الرِّقَابِ ﴾ « для выкупа рабов»–Хасан аль-Басри, Мукатиль ибн Хаййан, Умар ибн Абдуль-Азиз, Саид ибн Джубайр, ан-Нахаи, аз-Зухри и ибн Зайд считали, что это рабы, выкупающие себя из рабства. Абу Муса аль-Аш’ари, считал также. Это же мнение имама аш-Шафии и аль-Лейса. Ибн Аббас и аль-Хасан считали, что можно расходовать средства закята на выкуп раба, такое же мнение имама Ахмада и Малика, и Исхака.
Т.е. слово ﴿ الرِّقَابِ ﴾ имеет более широкий смысл, чем помочь выкупить рабу самого себя. Это также выкуп рабов и их освобождение. Приводится много хадисов по поводу награды за освобождение рабов. Выкуп органа за органом, даже выкуп половых органов будет иметь адекватное воздаяние: ﴿وَمَا تُجْزَوْنَ إِلاَّ مَا كُنتُمْ تَعْمَلُونَ ﴾ И получите воздаяние только за то, что вы совершали. (37:39)
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
"ثلاثة حق على الله عونهم الغازي في سبيل الله والمكاتب الذي يريد الأداء والناكح الذي يريد العفاف"
«Аллах обязался помочь трём людям: воину на пути Аллаха, рабу, выкупающему себя из рабства, и человеку, намерившемуся жениться, с целью уберечь себя от блуда». (Рассказал имам Ахмад 2/251)
В Муснаде приводится хадис от аль-Бара ибн Азиба, что один человек попросил пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Укажи мне на дело, которое приблизит меня к раю и удалит меня от ада». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أَعْتِقِ النَّسَمَةَ وَفُكَّ الرَّقَبَة»«Освободи угнетённого, выкупи раба». Тот спросил: «Разве это не одно, и тоже, о, посланник Аллаха?» пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил:
«لَا، عِتْقُ النَّسَمَةِ أَنْ تُفْرِدَ بِعِتْقِهَا، وَفَكُّ الرَّقَبَةِ أَنْ تُعِينَ فِي ثَمَنِهَا» «Нет освободить угнетённого - это просто освободить раба, а выкупить раба это ещё и помочь ему выкупить самого себя».(Муснад имама Ахмада 4/299)
﴿ وَالْغَـرِمِينَ ﴾«для должников»– включает в себя тех,кто не может выплатить штраф или выкуп, тех, кто взял ссуду и его капитал не покрывает его долгов, или тех, кто потратился на греховные дела, а затем раскаялся. Таким выплачиваетсядоля закята.
Основа в этом вопросе хадис от Кабиса ибн Мухарика аль-Хиляли: «Я не смог выплатить долг по обязательству, и пришёл к посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросить помощи выплатить долг. Он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«أَقِمْ حَتَّى تَأْتِيَنَا الصَّدَقَةُ فَنَأْمُرَ لَكَ بِهَا»«Потерпи, пока нам принесут закят, и мы прикажем выдать тебе долю». Затем он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«يَا قَبِيصَةُ إِنَّ الْمَسْأَلَةَ لَا تَحِلُّ إِلَّا لِأَحَدِ ثَلَاثَةٍ: رَجُلٍ تَحَمَّلَ حَمَالَةً فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ حَتَّى يُصِيبَهَا ثُمَّ يُمْسِكَ، وَرَجُلٍ أَصَابَتْهُ جَائِحَةٌ اجْتَاحَتْ مَالَهُ فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ حَتَّى يُصِيبَ قِوَامًا مِنْ عَيْشٍ أَوْ قَالَ: سِدَادًا مِنْ عَيْشٍ وَرَجُلٍ أَصَابَتْهُ فَاقَةٌ حَتَّى يَقُومَ ثَلَاثَةٌ مِنْ ذَوِي الْحِجَا مِنْ قَرَابَةِ قَوْمِهِ فَيَقُولُونَ: لَقَدْ أَصَابَتْ فُلَانًا فَاقَةٌ فَحَلَّتْ لَهُ الْمَسْأَلَةُ، حَتَّى يُصِيبَ قِوَامًا مِنْ عَيْشٍ أَوْ قَالَ: سِدَادًا مِنْ عَيْشٍ فَمَا سِوَاهُنَّ مِنَ الْمَسْأَلَةِ سُحْتٌ يَأْكُلُهَا صَاحِبُهَا سُحْتًا»
«О, Кабиса, попрошайничать разрешается только трём людям: человек, который не может выплатить долг по обязательствам, ему можно просить, пока не покроет долг, а затем он должен прекратить просить. Человек, имущество которого было уничтожено в результате бедствия, ему можно просить, до тех пор, пока он не сможет устроить свою жизнь (по минимуму)или покрывать повседневные расходы. И человек, которого постигла нищета, тогда трое почтенных из его родственников должны объявить, что такого-то постигла нищета. Тогда ему можно просить, пока он не сможет устроить свою жизнь (по минимуму)или покрывать повседневные расходы. А всё остальное из попрошайничества это запретное имущество, поедаемое человеком».(Рассказал Муслим 1044).
Абу Саид рассказывал, что во время посланника Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует)один человек впал в долги из-за купленных им фруктов. Посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:«تَصَدَّقُوا عَلَيْه» «Давайте ему милостыню». Тогда люди собрали сумму, которая всё равно не покрывала его долгов. Тогда он(да благословит его Аллах и приветствует)сказал его кредиторам:«خُذُوا مَا وَجَدْتُمْ وَلَيْسَ لَكُمْ إِلَّا ذَلِك»«Возьмите из того, что собранно, и больше для вас ничего нет».(Передал Муслим 1556).
﴿ وَفِى سَبِيلِ اللَّهِ ﴾ «на пути Аллаха» – здесь подразумеваются воины, которым не выделяются деньги из Дивана (мусульманской казны). Имам Ахмад, аль-Хасан и Исхак считали, что Хадж также путь Аллаха.
﴿ وَابْنِ السَّبِيلِ ﴾«и для сына пути» – это путник, выехавший из своей страны, не имеющий средств. Ему даётся доля закята в достаточном для продолжения его пути размере, даже если у него есть деньги. Если человек пребывает в пути, и не имеет с собой денег, то ему выделяется закят в достаточном для его путешествия и возвращения размере. Доказательством на такое решение служит данный аят, а также хадисы имама Абу Дауда (1635), и ибн Маджах (1841) от Ма’мара, от Зайда ибн Аслама, от Ата ибн Ясара, от Абу Саида аль-Худри (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха(да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«لَا تَحِلُّ الصَّدَقَةُ لِغَنِيَ إِلَّا لِخَمْسَةٍ: لِعَامِلٍ عَلَيْهَا، أَوْ رَجُلٍ اشْتَرَاهَا بِمَالِهِ، أَوْ غَارِمٍ، أَوْ غَازٍ فِي سَبِيلِ اللهِ، أَوْ مِسْكِينٍ تُصُدِّقَ عَلَيْهِ مِنْهَا فَأَهْدَى لِغَنِي»
«Не дозволяется милостыня богатым, кроме пяти: сборщику закята, тому, кто купил что-то из закята на свои деньги, должнику, воину на пути Аллаха, или же средства, которые были даны бедняку, но он подарил их богатому».
Слова Аллаха: ﴿فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ﴾ Таково предписание Аллаха –т.е. решение, в котором Аллах определил размер закята, обязал его, и разделил. ﴿وَاللَّهُ عَلِيمٌ ﴾ И Аллах Знающий,– знает явные и сокрытые стороны дел, и интересы Своих Рабов; ﴿حَكِيمٌ﴾Мудрый– в том, что говорит, делает, узаконивает, и решает. Нет божества кроме Него, и нет другого Господа.
Аллах сказал далее:
وَمِنْهُمُ الَّذِينَ يُؤْذُونَ النَّبِىَّ وَيَقُولُونَ هُوَ أُذُنٌ قُلْ أُذُنُ خَيْرٍ لَّكُمْ
يُؤْمِنُ بِاللَّهِ وَيُؤْمِنُ لِلْمُؤْمِنِينَ وَرَحْمَةٌ لِّلَّذِينَ ءَامَنُواْ مِنكُمْ وَالَّذِينَ يُؤْذُونَ رَسُولَ اللَّهِ لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ
(61) Среди них есть такие, которые обижают Пророка и говорят: «Он есть ухо».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|