Жанрово-стилистические и языковые особенности
Научного функционального стиля
Научный стиль используется в сфере науки и техники. Главная задача научного стиля – сообщение и логическое доказательство истинности сообщаемого (информационно-аргументированная функция). В рамках научного стиля речи сформировались следующие подстили:
1) собственно научный (академический);
2) научно-учебный;
3) научно-технический;
4) научно-популярный.
Академический подстиль является ядром научного функционального стиля. Ему присущи такие черты, как точность, ответственность, обобщенность, логичность. Этот подстиль используется для написания научных монографий, статей, диссертаций.
Научно-технический подстиль употребляется в производственной сфере. Для него в меньшей степени свойственна отвлеченность, в силу необходимости конкретного описания производственных процессов. В данном отношении научно-производственный подстиль сближается с языком документов, официально-деловым стилем.
В научно-учебном и научно-популярном подстилях допускается использование экспрессивно окрашенных и образных языковых средств. Научно-учебный подстиль вместе с тем отличается большей системностью изложения, что связано с его основной задачей – научить основам определенной дисциплины.
Задача же научно-популярного стиля заключается в том, чтобы заинтересовать массового читателя, побудить его к повышению своего культурного уровня. В числе жанров научного стиля следует назвать статью, монографию, рецензию, отзыв, резюме, реферат, аннотацию, учебник, учебно-методическое пособие, методические указания и др.
В научном стиле преобладают слова нейтральные и слова с отвлеченным и обобщенным значением. Почти каждое слово выступает в научном тексте как обозначение отвлеченного понятия или абстрактного предмета – скорость, время, предел, количество, закономерность, развитие. Часто подобные слова употребляются во множественном числе, что для других стилей не характерно: величины, частный, силы, длины, широты, пустоты, скорости. В научном стиле активно используется специальная терминология и общенаучная лексика (функция, элемент, система и пр.). Своей спецификой отличается в научном стиле использование грамматических категорий и форм. Существительное здесь преобладает над глаголом, безличные формы над личным, значительное распространение получает так называемое настоящее вневременное (например: Углерод составляет самую важную часть растения; Сумма квадратов катетов равняется квадрату гипотенузы.). Неупотребительны в научном стиле формы 1-го и 2-го лица единственного числа глаголов и личных местоимений. Прилагательные в научной речи употребляют не так часто, как в других стилях. Как правило, они входят в состав терминов, имеют точное и узкоспециальное значение (отсюда – преобладание в научной речи относительных прилагательных над качественными).
Научная речь отличается подчеркнутой логичностью и книжностью. Логичность необходимо присутствует на всех языковых уровнях: в словосочетании, предложении, между двумя рядом стоящими предложениями, в абзаце и между абзацами, в целом тексте. Логичность обеспечивается применением следующих средств:
1) связь предложений при помощи повторяющихся существительных, часто в сочетании с указательными местоимениями (тот, этот и пр.);
2) употребление наречий, указывающих на последовательность течения мысли (сначала, прежде всего, далее, потом);
3) использование вводных слов, выражающих отношение между частями высказывания (следовательно, во-вторых, наконец, итак, таким образом);
4) употребление пояснительных союзов (так как, потому что, чтобы);
5) использование конструкций и оборотов связи (теперь остановимся на свойствах…; перейдем к рассмотрению вопроса…; далее отметим… и пр.)
Требования строгой логичности научного текста обуславливает преобладание в нем сложных предложений с союзной связью, особенно сложноподчиненных.
Служебная документация
Согласно определению понятия «документ», данному Федеральным законом от 27 ноября 1994 г. «О библиотечном деле», документ – это «материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования».
Как правило, документ оформляется на бланке в соответствии с требованиями принятого стандарта. Бланк можно определить как лист бумаги с вопроизведенными на нем типографским способом постоянными реквизитами или их частями (реквизиты – это обязательные признаки, установленные законом или официальными положениями для отдельных видов документации). Существуют бланки двух видов: 1) для писем; 2) для организационно-распорядительных и иных документов. По ГОСТ 9327 должны использоваться бланки двух форматов А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм), на первом имеет место угловое расположение реквизитов (приложение А2), а на втором – продольное (приложение А3). Бланки документов должны иметь поля: с левой стороны – 20 мм, с правой стороны и снизу – не менее 8 мм, сверху – не менее 10 мм.
В зависимости от того, каким нуждам организации (внутренним или внешним) отвечает служебная документация, различают две категории: документы для внутреннего пользования и документы для внешнего пользования.
Большинство реквизитов на документах для внутреннего и внешнего пользования одинаковы, но есть и определенные различия.
Документы для внутреннего пользования
Реквизиты
Документы для внутреннего пользования называются обычно управленческими или организационно-распорядительными (ОРД). ГОСТ 6.38-90, введенный с 1 января 1991 г., установил 31 реквизит. Ниже приведен образец расположения реквизитов на документе внутреннего пользования и комментарий к ним (рис. 1, рис. 2).
Рис. 1. Угловое расположение реквизитов
Рис. 2. Продольное расположение реквизитов
1. Государственный герб (для бланков государственных предприятий). Его изображение помещается на верхнем поле управленческих документов в соответствии с Положением о Государственном гербе Российской Федерации.
2. Эмблема организации. Ее изображение помещается также на верхнем поле документа, но ниже государственного герба.
3. Изображение наград. Хотя этот реквизит не отменен до сих пор, но в настоящее время его почти не используют.
4. Код организации по ОКПО – Общероссийскому классификатору предприятий и организаций. Изображается в виде цифр в правой верхней части документа.
5. Код документа по ОКУД – общероссийскому классификатору управленческой документации. Изображается в виде цифр в правой верхней части документа.
6. Наименование министерства или ведомства. Помещается только на бланках государственных предприятий, имеющих ведомственное подчинение.
7. Наименование организации (где составлен документ). Указывается в соответствии с Положением об этой организации.
8. Наименование структурного подразделения. Указывается, если соответствующее подразделение имеет право на издание документов рассматриваемого типа. Помещается ниже наименования организации.
9. Индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, номер телетайпа, телефона, телефакса, номер счета в банке; к этому следует добавить адрес электронной почты (E-mail), страницу в Интернет (Web-site). Эти данные помещаются ниже наименования организации.
10. Название вида документа. Оно должно быть в соответствии с содержанием документа. Указывается заглавными буквами.
11. Дата. Отмечается арабскими цифрами в день подписания или издания документа, его отправления или получения. Например:
22.06.98 (возможный обратный вариант – 98.06.22). В финансовых документах допускается использование словесно-цифровой передачи дат: 22 июня 1998 года.
12. Индекс. Состоит из порядкового номера, обновляющегося с начала календарного года. Этот номер может быть дополнен индексом по номенклатуре дел и индексом применяемого классификатора (вопросов деятельности корреспондентов). В случае составления документа несколькими организациями их регистрационные индексы проставляются через косую черту в порядке представления авторов на документе.
13. Ссылка на индекс и дату входящего документа. Обязательно дается в ответном письме.
14. Место составления или издания документа. Указывается на всех документах, кроме служебного письма: г. Санкт-Петербург или Ленинградская область, г. Луга.
15. Гриф ограничения доступа к документу. Указывается в правой стороне верхней части документа. При наличии такого грифа на документе им можно пользоваться только на работе. Гриф «Секретно» дает право на ознакомление с ним только узкому кругу работников, имеющих специальный допуск.
16. Адресат. Документ может адресоваться в организацию или конкретному должностному лицу. В первом случае должностное лицо не упоминается, а наименование предприятия пишется в именительном падеже. Например:
Министерство общего и профессионального
образования Российской Федерации
Управление по работе с иностранными учащимися
Если документ адресуется не только в определенную организацию, но и конкретному лицу, то название организации ставится в именительном падеже, а название должности и фамилия адресата — в дательном:
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Управление по работе с иностранными учащимися Начальнику управления Н.П. Голубеву
Если документ адресуется лицу с указанием статуса, то наименование организации входит в состав наименования должности, а название организации отдельно не указывается:
Начальнику Управления по работе с иностранными учащимися
Министерства общего и профессионального образования
Российской Федерации
Если документ направляется одновременно в несколько организаций, то их названия указываются обобщенно:
Начальникам управлений Министерства
общего и профессионального образования Российской Федерации
Каждый экземпляр такого документа подписывается. Слово «копия» на втором, третьем и четвертом экземплярах не ставится.
При направлении документа разовым корреспондентам указывается их полный почтовый адрес:
1138Л ГСП, Москва, М-93, ул. Люсиновская, д. 51, Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
Если документ рассылается более чем четырем адресатам, то должен быть составлен список на рассылку; на каждом экземпляре указывается только один адресат.
Если документ адресуется частному лицу, то вначале указывается почтовый адрес, затем фамилия и инициалы получателя:
194156, г. Санкт-Петербург, Большой Самсониевский пр.,
д. 81, кв. 35 Шевякову В.П.
17. Гриф утверждения документа. Помещается в правой верхней части титульного листа и включает в себя слово «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности утверждающего лица, его личную подпись с расшифровкой и дату:
УТВЕРЖДАЮ
Начальник Управления по делам
иностранных учащихся Н.П. Голубев
Подпись
«__» _________ 199 _ г.
При утверждении документа постановлением, решением, протоколом гриф утверждения включает в себя слово «УТВЕРЖДЕНО», название документа в творительном падеже, дату и номер:
УТВЕРЖДЕНО
Приказом ректора
Санкт-Петербургского государственного университета
10.06.99 № 538
УТВЕРЖДЕНО
Протоколом собрания акционеров АООТ «Вымпел»
28.07.99 № 59
18. Резолюция. Должна содержать указание по исполнению приказа, постановления и т.д., заключенного в документе. В состав резолюции должны входить: фамилия исполнителя, содержание распоряжения, срок исполнения, подпись, дата. В простейшем случае ставятся фамилия исполнителя, подпись автора резолюции и дата.
19. Заголовок к тексту. Указывает на содержание документа с предлогом о без кавычек: Об утверждении графика погашения задолженности. Не следует употреблять в этом случае слова «касательно» (кас.), «касается». На документах формата А5 заголовок к тексту может отсутствовать.
20. Отметка о контроле. Если срок исполнения документа не указан в резолюции, то он определяется в один месяц, или как отмечено в документе.
21. Текст. Это содержание письма, которое может оформляться в виде таблицы, анкеты или свободного (комбинированного) изложения сути вопроса. При увеличении длины текста и включении в него нескольких вопросов, решений или выводов в нем целесообразно выделять разделы, подразделы, пункты; нумеровать их следует арабскими цифрами. Обычно текст состоит из введения с объяснением причин, побудивших составление письма, и основной части с изложением сути дела (обращения).
В организационно-распорядительных документах содержание текста обычно излагается от первого лица единственного числа (постановляю, предлагаю, прошу). Если документ исходит от коллегиальных органов, то принята форма изложения от третьего лица единственного числа (постановляет, решил). В протоколах текст принято излагать от третьего лица множественного числа (слушали, выступили, постановили). Содержание письма излагается от первого лица единственного числа (считаю необходимым, прошу выделить) или множественного (просим рассмотреть), а также от третьего лица единственного числа (администрация согласна принять, не возражает против направления, профком считает возможным).
22. Отметка о наличии приложении. При наличии их в документе делается запись в форме:
Приложение: на 5 л. в 2 экз.
23. Подпись. Этот реквизит включает: наименование должности лица, подписывающего документ, и личную подпись с расшифровкой:
Ректор Санкт-Петербургской технической академии
Подпись А.Н. Ковалев
Если документ подписывается двумя должностными лицами, то подписи располагаются одна под другой в соответствии с занимаемой должностью:
Директор АОЗТ «Златоуст» Подпись С.Н. Голубев
Главный бухгалтер Подпись А.Ф. Белкин
Если документ подписывается лицами, занимающими равные должности, то их подписи располагаются на одном уровне:
Начальник отдела снабжения Начальник отдела торговли
Подпись Б.Д. Малышев Подпись В.Н. Гришечкин
24. Гриф согласования. Включает: слово «СОГЛАСОВАНО», наименование должности лица, с кем согласовывается документ, личную подпись с расшифровкой и дату:
СОГЛАСОВАНО
Заместитель министра обороны РФ Министерства обороны РФ ______________ Б.В. Яковлев
Подпись
17.12.98
Грифы согласования располагаются ниже реквизита «Подпись». В реквизитах 17, 23, 24 следует указывать фактическую должность лица, ставящего подпись. Нельзя ставить предлог «за» или косую черту перед наименованием должности.
25. Визы. При визировании документа необходимо ставить не только личную подпись с ее расшифровкой, но и дату;
а) _______ Д.А. Федоров б) Директор издательства «Нева»
Подпись _________ Р.О. Бугаев
18.12.99 Подпись
30.03.99
26. Печать. В ряде специальных документов, связанных с расходованием денежных средств и материальных ценностей, а также иных, предусмотренных действующим законодательством, подпись ответственного лица должна быть заверена печатью (гербовой, круглой).
27. Отметка о заверении копии документа. Отметка «Верно» указывается ниже реквизита «Подпись» и заверяется соответствующим должностным лицом, в подтверждение чего ставятся его личная подпись с расшифровкой и дата заверения:
Верно
Начальник отдела кадров ______ B.C. Шкаликов
Подпись
19.04.99
В необходимых случаях (при выдаче копии документа на руки или пересылке ее в другие организации) на заверительной подписи ставится печать.
28. Фамилия исполнителя (составителя) и номер его телефона. Указывается на лицевой или оборотной стороне последнего листа документа в левом нижнем углу:
Григорьев 247-59-95
29. Отметка об исполнении документа и направлении его в дело. В ее состав входят: краткие сведения об исполнении; слова «В дело» и номер дела, в котором будет храниться документ.
30. Отметка о переносе данных на машинный носитель. Состоит из записи «Информация перенесена на машинный носитель», подписанной ответственным за перенос лицом, и даты переноса.
31. Отметка о поступлении документа. Помещается в его нижней части и состоит из сокращенного наименования организации — получателя документа, даты поступления документа и его индекса.
Совокупность рассмотренных реквизитов, которые могут быть в том или ином документе, называется формуляром.
Текст документа на бланках формата А4 рекомендуется печатать через полтора межстрочных интервала, а на бланках А5 – через один межстрочный интервал. Все остальные реквизиты рекомендуется печатать, как правило, через один межстрочный интервал.
Сами реквизиты отделяются друг от друга 2-3 межстрочными интервалами.
Название вида документа следует печатать прописными буквами, точку после заголовка не ставить.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|