Устная и письменная формы речи
Б.Г. Бобылев
КУЛЬТУРА РЕЧИ И СТИЛИСТИКА
Рекомендовано Ученым советом ОрелГТУ
В качестве учебного пособия
ОРЕЛ 2003
УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)
ББК 81.411.2-7я7
Б72
Рецензенты:
Зав. каф. иностранных языков ОрелГТУ,
профессор
Ю.Г. Коротких
Зав. каф. методики преподавания
русского языка и литературы ОИУУ,
доктор филологических наук,
профессор
Л.Д. Беднарская
Б72Бобылев Б.Г. Культура речи и стилистика:
Учебное пособие/Б.Г. Бобылев. – Орел: ОрелГТУ, 2003. – 132 с.
Пособие составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта «Русский язык и культура речи» для нефилологических специальностей с учетом рабочей программы курса «Культура речи и стилистика», отражающей региональную специфику и особенности организации учебного процесса в ОрелГТУ.
Содержит необходимые сведения по культуре речи, стилистике, документоведению, орфографии и пунктуации, изложенные в доступной форме, а также образцы деловой документации. Пособие окажет помощь в выполнении контрольных работ по культуре речи и стилистике. Предназначено для студентов дистанционного факультета Орловского государственного технического университета, однако может быть использовано и студентами других факультетов и вузов.
Работа выполнена в рамках федеральной целевой программы «Русский язык».
УДК 811.161.1’271+811.161.1’38](07)
ББК 81.411.2-7я7
©Орел ГТУ, 2003
© Бобылев Б.Г., 2003
Содержание
Стр.
Введение........................................................................................................... 4
Часть I. Культура речи как раздел лингвистики
и учебная дисциплина................................................................. 6
1.1. Устная и письменная формы речи......................................................... 8
1.2. Диалог и монолог................................................................................... 13
1.3. Функционально-смысловые типы речи.............................................. 17
1.4. Коммуникативные качества речи......................................................... 19
1.5. Работа над орфограммами.................................................................... 35
1.6. Работа над пунктограммами................................................................. 40
Часть II. Нормы современного
русского литературного языка............................................... 44
2.1. Нормы русского ударения.................................................................... 44
2.2. Морфологические нормы..................................................................... 50
2.3. Синтаксические нормы.......................................................................... 69
2.4. Лексические нормы................................................................................ 76
2.5. Фразеологические нормы...................................................................... 81
Часть III. Стили и жанры современного
русского литературного языка............................................. 82
3.1. Функциональные стили современного82
русского литературного языка............................................................. 82
3.2. Жанрово-стилистические и языковые
особенности научного функционального стиля............................... 87
3.3. Служебная документация..................................................................... 89
Литература................................................................................................... 120
Приложение А. Образцы служебной документации........................ 122
ВВЕДЕНИЕ
Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение курса «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих специалистов. Особенностью данной дисциплины по сравнению с другими гуманитарными курсами является то, что она обеспечивает развитие изначальных человеческих способностей говорения и понимания, выступающих предпосылками любой интеллектуальной и речевой деятельности. Совершенствование речевых и мыслительных навыков человека создает условия для развития его способности ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве. В силу этого, сфера применения знаний и умений, приобретаемых студентами в ходе изучения курса «Культура речи и стилистика», носит универсальный характер.
Целью данного учебного курса является повышение уровня практического владения современным русским литературным языком, развитие коммуникативных навыков студентов в разных сферах употребления русского языка, письменной и устной его разновидностях. При этом следует учитывать многоаспектность понятия культуры речи, представляющей собой такой набор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Овладение новыми навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся способствует углублению понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации, а также расширению общегуманитарного кругозора и развитию личности.
Задачи курса, обеспечивающие достижение его целей, состоят в следующем:
– качественное повышение уровня речевой культуры;
– формирование коммуникативной компетенции, под которой подразумевается умение человека организовать свою речевую деятельность языковыми средствами, соответствующими ситуациям общения;
– совершенствование навыков грамотного письма и говорения;
– развитие умения быстро и точно воспринимать и понимать речь во всех её разновидностях, стилях, жанрах;
– создание связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;
– участие в диалогических и политологических ситуациях общения, установление речевого контакта, обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями;
– расширение культурного уровня, обогащение представлений о языке как важнейшей составляющей духовного богатства народа;
– формирование умений оценивать речевое поведение и речевые произведения в разных сферах общения.
Настоящее учебное пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Культура речи и стилистика» для факультета дистанционного обучения ОрелГТУ, а также в соответствии с заданиями контрольных работ по указанной дисциплине.
Пособие состоит из трех частей и приложения. Первая часть посвящена теоретическим основам курса. Здесь дается характеристика таких понятий, как «литературный язык», «языковая норма», «разновидности речи», приводится описание основных приемов работы над орфограммами и пунктограммами и др. Во второй части пособия рассматриваются акцентологические, морфологические, синтаксические и лексические нормы современного русского литературного языка, дается характеристика речевых ошибок и путей их исправления. В третьей части приводится материал, дающий представление о жанрово-стилевых и языковых особенностях функциональных стилей современного русского литературного языка, а также образцы деловой документации. В приложении приводятся образцы документов.
ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ
КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ
И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств речи, то есть тех качеств, которые способствуют незатрудненному и целесообразному использованию языка для общения людей друг с другом. К числу основных коммуникативных качеств относятся точность, логичность, чистота, уместность, выразительность и богатство речи. Понятие «культура речи» включает в себя владение нормами литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями, условиями и содержанием речи. Термин «культура речи» используется, с одной стороны, для обозначения конкретного явления социальной и языковой действительности, а с другой – для обозначения науки и учебной дисциплины, которая изучает данное явление. Культура речи тесно связана со стилистикой – наукой о выразительных средствах и функциональных стилях литературного языка.
Литературный язык представляет собой высшую, обработанную форму общенародного (национального) языка. Литературный язык сначала выступает как книжный язык, пользующийся особым (часто священным) авторитетом, является предметом школьного обучения, получает отражение в грамматиках, словарях и справочниках, т.е. кодифицируется. Литературный язык противопоставляется некодифицированным разновидностям общенародного языка: городскому просторечию, территориальным и социальным диалектам. Эти разновидности языка имеют ограниченные сферы использования, не регулируются нормами и связаны, преимущественно, с устной формой речи.
Языковая норма – центральное понятие культуры речи. Норму кратко можно определить как общепринятое и узаконенное (кодифицированное) употребление языковых средств в речи. Норма – явление историческое. Она немыслима вне традиции, но абсолютизация традиции ведет к окостенению литературного языка, отрыву его от живого употребления. Изменение литературных норм обусловлено развитием языка. Изменению норм предшествует появление их вариантов. Допустимый вариант может стать основным, а затем и окончательно вытеснить первоначальный вариант из употребления. Пример: произношение слов «закусочная», «игрушечный», где «орфографическое» произношение сочетания [чн] полностью вытеснило первоначальное [шн].
Нормы могут быть строгими и нестрогими. При строгой норме варианты не допускаются, при нестрогой норме допускается использование различных вариантов, разговорных и устаревших форм. Выделяются орфоэпические (произношение), акцентологические (логическое ударение), лексические (словарные), фразеологические, грамматические и стилистические нормы.
Основанием классификации разновидностей речи могут быть различные факторы, которые дают возможность выделять устную и письменную формы существования речи, диалогическую и монологическую речь, функциональные стили и функционально-смысловые типы речи.
Общение между людьми может происходить в разных формах. В зависимости от формы обмена информацией (с помощью звуков или с помощью письменных знаков) выделяют две формы речи – устную и письменную. По количеству активных участников акта коммуникации речь может быть представлена в виде монолога (то есть развернутого высказывания одного лица) или диалога (разговора двух или нескольких лиц).
По функционированию речи в той или иной социально значимой сфере общественной практики выделяют функциональные стили, под которыми подразумеваются исторически сложившиеся в данное время в данном языковом коллективе разновидности единого литературного языка, представляющие собой относительно замкнутые речевые системы, регулярно функционирующие в различных сферах общественной деятельности.
В современном русском литературном языке выделяется четыре функциональных стиля: разговорный, научный, официально-деловой и публицистический.
Каждый из этих стилей может быть представлен как в устной, так и в письменной форме речи. Вместе с тем, разговорный стиль преимущественно связан с устной формой речи, остальные стили – с письменной.
Язык художественной литературы не входит в систему функциональных стилей современного русского литературного языка и представляет собой, по определению профессора Л.Ю. Максимова, проекцию национального языка под эстетическим углом зрения на особую плоскость художественной литературы.
В языке художественной литературы обрабатываются, проходят «переплавку» все средства общенародного языка, многие из которых впоследствии получают права «литературного гражданства».
Устная и письменная формы речи
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|