Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальное неравенство, конфликты и партнерство





Неравенство вытекает из иерархической организации общества. В любой иерархически построенной системе социальные отношения существуют в рамках навязанных индивидам социальных ролей, которые могут восприниматься как принуждение. Всякая норма, правило, традиция предполагают исполнителя и того, кто следит за их исполнением. Стратификационное деление общества можно определить, как сложившийся в нем способ организации неравенства Его сущность заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социально значимым благам, дефицитным ресурсам и ликвидным ценностям. Оно является внутренней характеристикой любой социальной группы и общества в целом, обуславливает их развитие; есть следствие неравномерного распределения дефицитных ресурсов общества - денег, собственности, власти, образования и престижа между различными слоями населения. Основным измерителем неравенства является наличие ликвидных ценностей, т.е. денег.
Неравенство может быть многоразличным, но его нельзя отождествлять с эксплуатацией. В современном обществе оно не хаотично, а организованно вполне определенным образом и постоянно возобновляется. Если населению понятны принципы иерархического деления общества, оно воспроизводит их в своих действиях.
В основе политической стратификации, например, лежит неравенство статусных позиций в системе политических властеотношений. Духовное неравенство связано с различным уровнем морального развития людей. По критерию дохода граждане разделяются на бедных, зажиточных и богатых. Экономическое неравенство заключается в том, что меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. У них - самые высокие доходы. Однако в развитых странах большинство имеет не низкие, а средние доходы. Получается не конусный (пирамидальный), как в России, а ромбический вид стратификации и неравенства.
Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только части населения. Но нарастание неравенства может приводить к бедности как такому экономическому и социокультурному состоянию людей, когда они имеют минимальное количество материальных ценностей, ограниченный доступ к социальным благам и находятся у черты или порога бедности (прожиточного минимума). Порог бедности - это, часто официально установленная минимальная сумма денег, благодаря которой индивид или семья в состоянии приобрести продукты питания, одежду, оплачивать коммунальные услуги. Бедность создает особую субкультуру, ибо минимальный доход вынуждает людей вести определенный образ жизни, вырабатывать свои стереотипы восприятия действительности, поведения и психологии. Масштабом бедности социологи называют долю населения страны (обычно выраженную в процентах), проживающего у черты, или порога бедности.
Бедность может быть абсолютной (нищета), при которой человек на свой доход неспособен удовлетворить даже базисные потребности в пище, одежде и тепле и находится на уровне биологической выживаемости (это ниже порога бедности) и относительной, которая говорит о его низких доходах по отношению к другим индивидам и принятому в данном обществе стандарту жизни. Сейчас к бедным можно отнести тех, кто не может позволить купить себе японский телевизор, компьютер или, даже, машину. Абсолютная бедность может быть ликвидирована в обществе, но относительная - никогда. Абсолютная бедность может приводить и к абсолютной аморальности. Достоевский в этой связи утверждал, что бедность - не порок, а вот нищета - порок. И виновно в этом, прежде всего, общество. Немецкий философ XIX в. Людвиг Фейербах утверждал, что в нищете умолкает и Дельфийский оракул, и категорический моральный императив Канта.





Самый распространенный способ измерения неравенства - сравнение величин самого низкого и самого высокого уровня доходов в стране (П.Сорокин). Другой способ - анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. При этом обнаруживается, что богатые платят за продовольствие всего 5-7%, а в бедных семьях на питание тратится от 30% и выше. Границы бедности носят исторический характер. В античности за ними находилось более 90% населения, в Англии в эпоху Возрождения - 60%. В XIX в. масштаб бедности сократился до 50% и менее (в развитых странах). В СССР бедных было меньшинство, однако после шоковой терапии 1992 г. и кризиса 1998 г. их стало большинство. В России сегодня наименьшие доходы получает большинство, средние - небольшая группа (в США их 80%), наивысшие - меньшинство (в России 3%, а в США - 6%). За чертой бедности проживает до четверти населения (в США - 14%).
Ранее считалось, что главными причинами аморальности и преступности являются бедность и невежество. Однако анализ статистических данных, по крайней мере, по отношению к современному обществу, опровергает это мнение. В современном мире рост благосостояния сопровождается эпидемией убийств и самоубийств. Современные социологи видят рост преступности в противоречии между культурой и социальной структурой общества, между целями и идеалами и невозможностью их реализовать правовыми методами. В традиционном обществе, где была более жесткая структура, и не было общей идеологии процветания, такого явления не возникало. Идеал равенства, распространившийся на все общество, приводит к аномии. Рост преступности связан не с благосостоянием как таковым, а с изменением в мотивации. С этой точки зрения одинаково нуждающимися оказываются и богач, и бедняк. Сейчас воруют не хлеб, а автомашины и драгоценности, уклоняются от налогов. Если биологические потребности имеют естественные ограничения, то социальные - нет. Значит, рост благосостояния ведет не к снижению преступности, а к изменению ее форм. Если XIX в. был веком преступности бедных ("синих воротничков"), то XX в. связан с невиданным ростом "беловоротничковой" преступности высших классов. В России в результате дезорганизации общества произошла деморализация и дезориентация личности. Социальное неравенство, особенно если оно носит высокий, то есть эксплуататорский характер, является постоянным источником социальных конфликтов.
Любая регуляция общественных отношений, основанная на законе, норме, правиле, включает элемент принуждения и может вызвать конфликт (нарушение моральных или правовых норм, например). Он может рассматриваться как форма проявления свободы, возникающая из отношений неравенства. Теорию классовых конфликтов развивал К.Маркс. Между тем в обществе нет ни абсолютного противостояния, ни абсолютного согласия, в обществе есть конфликт. Социальная справедливость заключается не в уравнивании всех по доходам, а в достижении разумной и обоснованной меры общественного неравенства, ликвидирующего эксплуатацию и нищету.
В родовом обществе конфликт носил половозрастной, а не социальный характер. Значение классового конфликта с конца XX в. снижается. Конфликт между предпринимателем и рабочим приобретает локальный характер, он не распространяется на все сферы жизни общества; четко отработаны формы урегулирования конфликтов в экономической, политической, трудовой и других сферах.
Однако социальный конфликт вездесущ и непреходящ, меняются только его формы, становясь все более разнообразными. Конфликт надо выявлять, осознавать, делать предметом общественного внимания и стремиться разрешать цивилизованным и ненасильственным методом, учитывая интересы конфликтующих сторон. Необходимо достигать консенсуса (согласия) на основе толерантности (терпимости, взаимоуважения). Таково, например, отношение к оппозиции и меньшинству в демократическом обществе.
Важнейшим механизмом социальной стабильности и эффективного решения самых острых социальных проблем является социальное партнерство. Это специфическая форма взаимодействия субъектов, представляющих социальные интересы основных социальных групп общества, направленная на согласование и защиту интересов всех сторон ("организованный плюрализм интересов"). Поиск путей поддержания социального консенсуса составляет основу функционирования демократического общества, приверженного идеям социального мира.



Социальное государство

В доиндустриальных обществах заботу о престарелых и детях брали на себя общины, большие семьи. По мере разрушения традиционных основ общества наиболее слабые и беззащитные слои оказывались практически без средств к существованию, что вело к обострению социальных конфликтов. В этой ситуации государству необходимо брать на себя функцию защиты наиболее обездоленных людей, а также создавать равные условия всем гражданам в решении проблем получения образования, здравоохранения, обеспечении права на труд и т.д. Так сформировалась идея социального государства. Понятие "социальное государство" было введено в середине XIX в. немецким юристом Лоренцем фон Штейном (1815-1890). Он считал, что государство должно "осуществлять прогресс всех его членов, так как развитие одного является условием и следствием развития другого, и в этом смысле мы говорим об общественном, или социальном государстве". В реальной практике его черты стали складываться только в ХХ в., а в полной мере оно возникает лишь во второй половине XX в.
Главная задача социального государства - достижение общественного прогресса на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности. Социальная деятельность государства осуществляется за счет перераспределения социального дохода в пользу малообеспеченных слоев. В его бюджете закладываются средства на образование, здравоохранение, развитие культуры, на социальную защиту и обеспечение занятости населения.
В Конституции РФ устанавливается, что Россия - социальное государство, определяются важнейшие социальные права граждан, которые должны быть гарантированы. К ним относятся: право на свободный труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены без какой-либо дискриминации; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; право на жилище; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина экологическим правонарушением; на образование. Государство гарантирует охрану материнства и детства, а также социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей.
Социальная политика России должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную материальную жизнь и свободное развитие человека. Она должна охватывать все решения, затрагивающие те или иные стороны жизни населения страны. Это также означает обязанность государства создать такой уровень жизни, который соответствовал бы стандартам современной цивилизации. В целом социальная политика выполняет следующие функции:

  • перераспределения расходов для реализации принципа социальной справедливости и экономической эффективности;
  • стабилизационную, создающую условия для устойчивого развития путем повышения доходов и занятости населения;
  • интеграционную, обеспечивающую единство общества на принципах социального партнерства и социальной справедливости.

Можно назвать четыре модели социальной политики:
1) либеральная, основана на доминировании рыночных механизмов, когда государство берет на себя реализацию минимальных потребностей граждан (США и Великобритания, рыночная модель справедливости);
2) консервативная (континентальная), действующая в центрально-европейских государствах, построена на взаимных страховых обязательствах между работодателями и работниками;
3) социал-демократическая (скандинавская), когда все граждане независимо от трудового вклада имеют право на бюджетное социальное обеспечение;
4) социалистическая, идеологически стремившаяся обеспечить высокий уровень жизни и соцзащищенность для всего населения, на деле привела, с одной стороны, к уравнительному распределению (эгалитарная модель справедливости), с другой, скрытому номенклатурному перераспределению доходов в пользу партийно-бюрократической номенклатуры. Обещанный уровень жизни был недостижим в силу неэффективности командно-административной экономики и ликвидации прав человека.
В реальности ни рыночные, ни эгалитарные модели справедливости не решают проблем социального мира и экономической эффективности, поэтому формирование современной социальной политики невозможно без достижения определенного баланса между ними. В целом социальная политика зависит от экономической системы, утвердившейся в обществе, а также соответствующей политической и идеологической доктриной. Социальная политика требует постоянной корректировки в силу роста затрат на качественное медицинское обслуживание и образование, рост числа пенсионеров. Однако рост расходов на социальную политику может приводить к отрицательным экономическим последствиям (оттоку капиталов, сокращению рабочих мест и др.). При этом социальное государство не означает социалистическое. Трудоспособный человек должен обеспечивать себя сам, а государство призвано создать для этого благоприятные правовые и организационные возможности.
Социальная политика в России должна способствовать активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовывать те преимущества, которые дают новые социально-экономические условия, сохранять и повышать инновационный потенциал общества, расширять социальную базу реформ. Построение социального государства - это императив современности и объективная необходимость. Вопрос о выборе модели социальной политики в России пока окончательно не решен, но при этом уже произошел отказ от патернализма, осуществляется формирование рынка социальных услуг, социальное страхование и др., активно обсуждается вопрос о социальной ответственности российского бизнеса. Сформировалась трехуровневая система социальной политики: социальные вопросы являются предметом совместного веления РФ, ее субъектов, а также органов местного самоуправления. Участвуют в ней также внебюджетные социальные фонды (Пенсионный, Фонд социального страхования, Фонд занятости и др.). Субъектами социальной политики могут также выступать профсоюзы и партии, неправительственные некоммерческие организации и др. В России сейчас существуют следующие формы социальной защиты населения:

  • государственные социальные гарантии и льготы (на основе общего налогообложения и бюджетного финансирования больниц, школ, вузов и т.д., инвалидов и ветеранов...);
  • социальная помощь - предоставление благ и услуг социально уязвимым слоям населения;
  • социальное страхование - форма защиты экономически активного населения от различных рисков (пенсии, пособия, услуги и др.), бывает обязательное и добровольное.

Государственная система социальной поддержки включает пенсионные пособия, пособия по безработице, многодетным семьям, по болезни и т.д. Однако данная система пока не обеспечивает адекватную защиту уязвимых групп.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.