Сделай Сам Свою Работу на 5

Социальная стратификация и мобильность





Общество можно представить как иерархизированную, сложно организованную самовозобновляющуюся систему и структуру статусно-ролевых позиций. Структура в переводе с латинского означает "строение, расположение, порядок". Она представляет собой внутреннюю организацию системы, то неизменное, что делает ее устойчивой и целостной. Система (общество) сохраняется в данном виде до тех пор, пока ее элементы соподчиняются, соотносятся определенным образом (социальная структура). Социальная структура общества - это система наиболее устойчивых, независимых связей и взаимоотношений, невидимый, аналитически вычленяемый фундамент общества. Социальная структура отражает специфический для данного общества характер разделения труда, взаимоотношения между социальными группами, способ функционирования социальных институтов, формы социальных организаций и социальных действий.
Если социальные группы, объединив по горизонтали, различать по вертикали, в соответствии со статусным положением в обществе, то получатся слои или страты, а вся структура определяется как социальная стратификация того или иного общества. На протяжении своей истории общество имело различную структуру. Вначале существовали касты, пожизненно закреплявшие индивида за своей стратой. Классический образец - варновая система древнеиндийского общества. Сословия характерны для феодализма, средневекового общества. Это социальные группы, обладающие закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации общества, включающей обычно несколько сословий, характерна иерархия, которая выражается в неравенстве их положения и привилегий. Например, во Франции с XIV-XV вв. существовали высшие сословия (духовенство и дворянство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне), которое платило налоги и выполняло различные повинности в пользу первых двух сословий, государства и церкви. В России во второй половине XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещан. В 1917 г. они были официально упразднены (Дополнительный иллюстративный материал рис. 1, рис. 2, рис.3, рис. 4).
Для индустриального общества характерны классы, о существовании которых впервые заговорил А. Смит (1723-1790). Он выделял три класса в современном ему буржуазном обществе: капиталистов, землевладельцев и рабочих. Затем французские мыслители стали рассматривать историю с точки зрения борьбы классов. Эту идею позаимствовал и развил К. Маркс. Он полагал, что классы возникают на определенном этапе исторического развития общества, и в будущем коммунистическом обществе должны исчезнуть. Классы возникают в результате общественного разделения труда и возникновения частной собственности. Основным классообразующим признаком является отношение к средствам производства, откуда в марксизме вырастает теория эксплуатации. Движущей силой общественного развития является классовая борьба, которая должна в конечном итоге привести к диктатуре пролетариата, уничтожить эксплуатацию одного класса другим. Это учение было названо историческим (классы возникли не сразу и они не вечны) материализмом(классовое деление общества определяется его экономической структурой). Помимо основных классов (в СССР это колхозное крестьянство и рабочие) выделялись еще и неосновные, "прослойки", как, например, интеллигенция. При коммунизме, утопическом обществе всеобщего равенства, классов не будет.
Страта в переводе с латинского означает слой (stratum). Разрабатывал данную теорию Питирим Александрович Сорокин (1889-1968), работа которого "Социальная стратификация и мобильность" является классической по данной теме. Он определял страту как общественный слой, объединенный каким-либо общим признаком. Чаще всего это социально-экономический статус людей, их имущественное положение, власть и престиж. М. Вебер также разработал ряд критериев принадлежности к страте: экономический критерий (уровень доходов), в этом случае страту можно назвать классом, политический критерий (принадлежность к определенной партии), социальный в узком смысле (статус и престиж).Маргиналы - это люди, выпавшие из общей социально-классовой структуры. Они утратили свой прежний социальный статус и не способны исполнить роли, соответствующие новому статусу, находятся в "безвоздушном социальном пространстве". Ими являются Бомжи, безработные, беженцы, члены преступных группировок и т.д. Рост числа маргиналов дестабилизирует общество.
Страты отличаются от классов тем, что они не настроены антагонистически друг против друга. Каждая страта занимает свое необходимое место в обществе, выполняет свои специфические функции. Страты - не столь большие группы, как классы, они могут выделяться по множеству признаков, количество страт может быть большим. Если классовое деление более подходит для ушедших эпох, то стратификационное - для современного общества. Социальная стратификация является постоянной характеристикой любого организованного общества. Нестратифицированное общество, с последовательно проведенным принципом равенства его членов (эгалитаризм), П. Сорокин считал мифом, никогда не реализованным на практике.
Стратификационная структура традиционных обществ представляла собой пирамиду, в которой обездоленные слои населения, низы, представляют подавляющее большинство, средний слой - небольшую прослойку, количество верхнего класса - минимально. Такое общество неустойчиво, конфликтно, основывается обычно на насилии. Структура современного общества представляет собой ромб, так как в нем середина, средний класс, составляет около 2/3 населения. Такое общество более стабильно, оно успешно развивается. Основополагающая задача, стоящая перед Россией - создание обширного среднего класса, без которого невозможна ни демократия, ни гражданское общество, ни правовое государство.
В современном развитом обществе средний класс является социально-экономической основой демократии, хотя о его необходимости говорил уже Аристотель. Однако сложно привести единый критерий принадлежности к среднему классу, так как он весьма неоднороден. Среди таких критериев можно назвать и уровень доходов, и уровень образования. К среднему классу можно отнести как мелких предпринимателей, так и квалифицированных рабочих, как административный персонал, так и специалистов сферы обслуживания, а также интеллигенцию, фермеров и т.д. Средний класс является искомым для низшего класса и источником обновления для высшего.
В современном обществе бывает невозможно однозначно и совершенно определенно "прикрепить" человека к определенной страте. Так, видный политик, крупный бизнесмен, известный деятель культуры занимают достаточно высокое место в общественной иерархии, хотя критерии их принадлежности к определенному слою различны. Одни человек может одновременно принадлежать к нескольким стратам, так как реальная социальная стратификация многомерна.
Социальная мобильность является естественным состоянием общества; она подразумевает не только перемещение индивидов, групп, но и социальных объектов (ценности) и всего того, что создано и модифицировано в процессе человеческой деятельности. Мобильность может быть межпоколенной (статус детей в обществе меняется по отношению к родителям) и внутрипоколенной (представитель одного поколения за свою жизнь несколько раз меняет социальные позиции), индивидуальной и групповой, организованной и стихийной, структурной, горизонтальной и вертикальной.
Горизонтальная мобильность - передвижение в обществе в одной плоскости, предполагает переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне общественной иерархии, т.е. без смены статуса (например, штукатур стал каменщиком). Под вертикальной мобильностью (иерархический срез) подразумевается перемещение индивида с одного уровня на другой, т.е. когда происходит смена статуса (рабочий, получив образование, стал инженером). В зависимости от направления этого перемещения вертикальная мобильность бывает восходящей (социальный подъем) и нисходящей (социальный спуск). Вертикальную мобильность можно рассматривать также в трех аспектах, соответствующих трем формам социальной стратификации: профессиональном (или межпрофессиональном), политическом и экономическом. В открытом(демократическом) обществе вертикальная мобильность юридически должна быть гарантирована и практически возможна, в закрытом (кастовом, тоталитарном) она невозможна. В феодальном обществе она возможна частично (церковь). Каналами вертикальной мобильности, своеобразным социальным лифтом, в основном являются образование и собственность, а кроме них - политика, брак, наследование и др.
Основным препятствием для осуществления социальной мобильности является наличие специфических "сит" (разнообразные социальные институты), которые производят "отбор" претендентов на повышение статуса. Мобильность также отличается в нормальные и аномальные периоды развития, в последнем случае контролируемый характер вертикальной мобильности может нарушаться. Введение социальных барьеров, ограничение доступа в другую страту или замыкание социальной группы на самой себе называютсоциальным закрытием или социальной клоузулой (social closure).







Социальные институты

Упорядоченные социальные связи становятся институциональными, когда нерегулярные отношения укореняются и приобретают способность самовоспроизводиться. Общество представляет собой сложную многоярусную систему взаимосвязанных социальных институтов. "Институт" в переводе с латинского означает установление. Институционализация - это закрепление определенных общественных отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка. Социальные институты - это исторически сложившиеся и закрепленные, устойчивые виды социальных взаимодействий, призванные удовлетворять те или иные человеческие потребности (Дополнительный иллюстративный материал). Они представляют собой систему упорядоченных статусов и ролей, обеспечивающих возобновляемость принятого или ожидаемого процесса удовлетворения потребностей людей. М.Вебер называл институтами "сообщества, где одним из определяющих поведение факторов служит наличие рациональных установок и аппарата принуждения"4.
В силу их значимости социальные институты называют фабрикой социального. Для них характерно разделение труда и профессионализация, четкое распределение функций, прав и обязанностей участников институциализированного взаимодействия, особый тип регламентации и обязывающий характер механизмов регуляции. Социальный институт представляет собой устойчивую систему, комплекс взаимосвязанных норм и правил; наличием учреждений, в рамках которых организуется деятельность того или иного института, осуществляется управление, контроль за его деятельностью. Каждый социальный институт должен обладать также необходимыми средствами и ресурсами (особенно такие как здравоохранение, армия и т.д.). Любой институт характеризуется как внешней (учреждения, организации, должностные лица), так и внутренней (ценности, нормы, стандарты поведения) стороной. Каждый социальный институт характеризуется определенной функцией, целью деятельности, специфическими средствами, набором статусов и присущих ему ролей.
В любой общности происходят стихийные процессы групповой самоорганизации. В итоге внутри и вне групповые взаимодействия приводят к возникновению социальной организации, под которой понимают социальную группу, созданную искусственно и имеющую определенную цель деятельности, реализующую определенную социальную функцию. Социальная организация характеризуется определенной структурой, коллективной тождественностью (идентичностью, когда ее название и цели признается всеми ее членами), программой деятельности и т.д. В качестве примеров социальной организации можно привести государство, партию, преступную группу, правительственное учреждение, инструментальный ансамбль, футбольную команду и т.д. К социальным организациям не относятся расы, этнические группы и социальные классы, так как у них нет программы, списка членов и их выборности. Социальные организации, как и группы, могут быть формальными (служебными) и неформальными (дружескими). В формальных организациях все статусы точно определены как должности. Наиболее полное совпадение формальных и неформальных структур присуще коллективу. Институциализированные социальные связи также могут быть формальными (оформленными, т.е. регулируемыми законами, инструкциями и т.д.) и неформальными (дружба, соседство). У дружбы есть свои ресурсы - доверие, симпатия, длительность знакомства и т.д. Она имеет четкое отграничение от любви, взаимоотношений в коллективе и др., но не имеет четкого профессионального закрепления статуса, прав и обязанностей партнеров. Институты могут быть главными и неглавными (среди политических - адвокатура, присяжные, судебный контроль за арестами и т.д.),основными и неосновными (институт представителей Президента России), удовлетворяющими нефундаментальную потребность.
Социальные институты различаются по функциям, которые они осуществляют:
Экономические - представлены устойчивыми регламентированными связями в сфере хозяйственной деятельности. Среди них выделяют: макроинституты занимающиеся производством и распределением благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, финансы, торговля...) и институционально-нормативные комплексы (собственность, ценообразование, конкуренция...).
Политические - государство, полиция, суд, партии...
Институты социализации и культуры - семья, образование, наука, искусство, религия.
Хотя общество представляет собой целостную систему взаимосвязанных институтов, каждый из них обладает автономией, относительной независимостью. Одна и та же личность может быть включена в различные институты - семью, партию, коллектив предприятия. Вместе с тем один социальный институт может выполнять множество функций, и несколько институтов - одну. Функции многих институтов пересекаются. Например, обучающие функции выполняют школа, семья и религия.
Функции социального института могут быть явными, если они официально заявлены, всеми осознаются и очевидны, и латентными (скрытыми, неявными).
Изменения социальных институтов необходимы для общественного прогресса. Однако эти процессы таят в себе риск разлада социальной машины, дезорганизованности с непредсказуемыми последствиями. Основная направленность эволюции социальных институтов выражается в следующих этапах: от институтов общинного типа и механической солидарности традиционного общества с присущей им малой дифференцированностью - к современным универсалистским и дифференцированным. В этой связи выделяют два основных типа социальных институтов: традиционные (ориентация на другого и слабая специализированность) и модерные (М. Вебер и Т. Парсонс). Институты - постоянно развивающиеся системы. Институт семьи прошел такие этапы, как групповой брак (промискуитет как беспорядочные половые отношения), полигамия и моногамия. На смену расширенной семьи пришла нуклеарная, в которой всего два поколения: родители и дети. Исторически изменялись роли жены и мужа, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое. Дифференциация и специализация социальных институтов, увеличивающееся их количество являются важнейшими признаками развития общества.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.