Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие конституционного процесса в России





Традиции государственности - это укорененные в культуре народа представления о том, как должна осуществляться государственная власть, какие модели поведения свойственны тем, кто эту власть осуществляет, как должен вести себя простой человек по отношению к государственной власти. Традиции государственности проявляются в преемственности исторических событий, в повторяемости реакций людей на однотипные действия властей. В каждом обществе складываются свои традиции государственности, потому что каждый народ проходит уникальный исторический путь развития и создает государство на определенной территории, в рамках самобытной культуры, под влиянием конкретных событий.
По ряду причин вплоть до XVIII в. российская государственность развивалась в условиях относительной изоляции от очагов западной цивилизации. Это было связано и с территориальной изоляцией Киевской Руси и Московского государства, межконфессиональными противоречиями внутри христианства. Если в основе объединения западноевропейских государств лежали экономические интересы, в России решающее значение имела военная сила, ибо она вынуждена была противостоять многим завоевателям. В силу этого государство стало пониматься не как союз народов, управляемый верховной властью, а как государево хозяйство, где все остальные были его слугами, над которыми он имел абсолютную власть. Так сформировалась главная идея российской государственности - самодержавие, идея божественного происхождения монархии (Иван Грозный). Отечественная государственность вплоть до XX в. была самодержавной. Если в прежние века монархия имела свое оправдание, то к XIX в. ее абсолютистские формы исчерпали себя. Самодержавие сохраняло и культивировало традиции, препятствующие развитию гражданского общества, проявлению творчества и инициативы, обновлению.
С конца XVII столетия и до февраля 1917 г. в России существовала абсолютная монархия (от лат. absolutos - "неограниченный"), когда власть безраздельно принадлежала государю. В России синонимом абсолютизма стало понятие "самодержавие". Периоды абсолютизма переживали многие европейские страны в XVI-XVII вв., но они переходили от средневекового монархического государства к буржуазному обществу, где права и обязанности всех граждан равны перед законом. Но даже в средневековой Европе власть монарха была не безусловной, ибо всякое сословие имело закрепленные законом особые привилегии и обязанности.
В России возник деспотизм, довольно редко встречающийся в истории. Если византийский император добровольно подчинялся своим собственным законам, не считал себя тираном и полагал, что властвует над свободными людьми, то московский царь хотел властвовать над рабами и не чувствовал себя связанным законом. Что касается восточных деспотов, не ограниченных законом, то они были тесно связанными религиозной традицией. В Москве Иван IV и впоследствии Петр I показали, как мало традиция ограничивает самовластие московского царя. Церковь, которая больше всего содействовала росту и успехам царской власти, первая за это поплатилась. "Все сословия были прикреплены к государству службой или тяглом. Человек свободной профессии был явлением немыслимым в Москве - если не считать разбойников... Весь процесс исторического развития Руси стал обратным западноевропейскому: это было развитие от свободы к рабству. Рабство диктовалось не капризом властителей, а новым национальным заданием: создания Империи на скудном экономическом базисе. Только крайним и всеобщим напряжением, железной дисциплиной, страшными жертвами могло существовать это нищее, варварское, бесконечно разрастающееся государство... Сознательно или бессознательно народ сделал свой выбор между национальным могуществом и свободой. Поэтому он несет ответственность за свою судьбу... одним нечеловеческим трудом, выдержкой, более потом, чем кровью, создал москвитянин свою чудовищную Империю"1.
Чертами российского самодержавия стали: подчинение церкви государству; полное закабаление крестьянства; наличие постоянной армии и полиции; установление обязательных для всего общества и государства правил. Народ не принимал никакого участия в государственных делах. Попытки же вмешательства в политику самодержавия отдельных лиц или либерально настроенных групп общества немедленно пресекались. "Крепостничество вызывалось государственными нуждами... Народ мог только переменить царя, но не ограничить его. Больше того, он не пожелал воспользоваться самоуправлением, которое предлагал ему царь, и испытывал как лишнее бремя участие в земских соборах..."2.
Предпосылки абсолютной монархии в России появились в обстановке острейшей политической борьбы второй половины XVI в. в правление Ивана Васильевича IV (Грозного), который говорил, "жаловать есмя своих холопов вольны, а и казнить вольны же". Многие историки считают, что неограниченная власть монарха более других форм правления соответствовала политическим и экономическим условиям того времени. Иван IV впервые в истории России венчался на царство, сделав звание "царя всея Руси" официальным титулом главы государства. Саму историю он использовал как инструмент в борьбе за единовластие. Произвол московского царя в отношении его подданных не был ограничен ничем. В середине XVII в. Алексей Михайлович Романов ограничил сословно-представительные органы: все реже стали созываться земские соборы (совещательный орган при царе, который появился в XVI в., угасла и роль Боярской думы (аристократического совета при царе), она стала полностью зависимой. Решающий вклад в развитие абсолютизма внес Петр I. В 1721 г. Сенат присвоил ему титул императора, и Россия стала именоваться империей. Он сосредоточил в своих руках всю полноту власти, отстранив от участия в государственных делах церковь и думу. Московскую вотчинную монархию он преобразовал в чиновническую.
На Западе в это время получил развитие конституционный процесс. Конституции бывают буржуазные, социалистические и переходного или промежуточного типа. Первые конституции за рубежом: штат Виргиния - 1776, США - 1787, Франция и Польша - 1791. Они закрепляли соотношения социальных сил в основополагающих юридических нормах. Этот процесс начинается в эпоху буржуазных революций, когда и появляются первые юридические (писанные) конституции. Они были призваны закрепить победу буржуазно-демократических революций и достижению их главных целей: отмену сословных привилегий, провозглашение свободы частнопредпринимательской деятельности и формального равноправия граждан, установление демократического политического режима.
Российское общество, будучи творцом и носителем самобытных демократических традиций (древние Псков и Новгород), долгое время не имело закона, который назывался бы Конституцией. Карамзин писал, что "России не нужна Конституция, ей нужны 25 честных губернаторов", а Бердяев отмечал, "Взятка - вот главная конституция нашей жизни". Первым периодом в развитии российского конституционализма был XVIII в. (граф Панин), второй связан с идеями просветителей. Однако отсутствие парламентаризма перевело конституционный процесс под опеку государства - возник придворно-бюрократический конституционализм. Первые попытки создать демократическую конституцию в России принадлежат декабристам П.Пестелю и Н.Муравьеву. Однако крепостная Россия не была еще готова для перехода к власти права и закона. Об этом свидетельствует один трагикомический факт, когда солдаты, вышедшие на Сенатскую площадь в 1825 г. кричали: "Да здравствует Константин и его жена Конституция!", полагая, что она являлась супругой великого князя Константина, который должен был сменить на троне своего брата - умершего императора Александра I.
С середины XIX в. в России было положено начало вызревания конституционной монархии. Император Александр II (1855-1881) своей властью был намерен даровать стране выборный парламент, однако он был убит террористами. Реформы Александра II остановленные народовольческим террором, открыли полосу контрреформ 80-90 гг. Его престолонаследник, Александр III свел на нет все начинания отца. XIX в. Тем не менее, время правления Александра II названо "временем великих реформ". Именно тогда было отменено крепостное право, осуществлена земская реформа (сложилось автономное муниципальное самоуправление), а в результате судебной реформы возникла бессословная, относительно независимая судебная реформа.
Последние Романовы не хотели допустить превращения России в конституционную монархию. Однако революция 1905 г. вынудила императора даровать своим подданным Манифест 17 октября (Манифест свобод: "Об усовершенствовании государственного порядка"). Манифестом были дарованы политические права и свободы, а также провозглашалось создание нового законодательного органа - Государственной думы, без согласия которой не мог войти в силу ни один закон. Манифест фактически принято считать первой русской конституцией, а Думу - первым российским парламентом. Но спад революции привел к отказу монарха от данных обещаний и разгону думы. Накопившиеся противоречия привели к тому, что Февральская революция смела российский абсолютизм с исторической сцены. 2 марта 1917 г. Николай II, а следом и его брат Михаил Александрович отреклись от престола. Важным этапом в переходе России к цивилизованным формам конституционной государственности явился акт Временного правительства от 1 сентября 1917 года, которым Россия объявлялась республикой. 7 ноября (25 октября по старому стилю) состоялось взятие Зимнего Дворца, в результате которого пришли к власти большевики.
Но традиции государственности, сложившиеся в годы абсолютизма, решительно повлияли на выбор нового типа государства после 1917 г. Советская демократия в превращенной форме воспроизвела:
- подданническую культуру в виде слепого преклонения масс перед властью и авторитетом коммунистических вождей;
- этатизм в виде тотального вмешательства государства во все сферы жизни общества;
- партикуляризм в виде номенклатурной системы;
- правовой нигилизм в виде пренебрежительного отношения к закону, правам и свободам личности.
В новых условиях культивировалась слепая готовность масс подчиняться решениям КПСС - узурпировавшей всю полноту политической власти в стране Коммунистической партии Советского Союза. Правда этой "готовности" предшествовали массовые репрессии. Люди ждали от государства не законов и правовых актов, а решения конкретных вопросов текущего дня. Поэтому государственное регулирование в России всегда носило патерналистский характер, т.е. заключалось главным образом в раздаче льгот и привилегий, а не в создании нормативно-правовой базы для развития рыночных отношений. Государство было крупнейшим собственником и все больше разрастался его аппарат, кадры подбирались по принципу личного доверия под видом идеологической преданности партии. Деловым качествам и способностям отводилась второстепенная роль.
Диктатура пролетариата явилась началом тоталитаризма, выродилась в механизм репрессий. Возник режим сталинской деспотии, основанный на монополизации политической власти в одних руках. Так диктатура пролетариата переродилась в диктатуру личной власти, опиравшейся на бюрократию, не знавшую контроля со стороны народа. Произошла бюрократизация аппарата власти и становление командно-административной системы управления экономикой и обществом в целом. Конституция 1936 г. закрепляла самые демократические для того времени принципы, которые полностью противоречили практике. Насильственная функция государства в отношении эксплуататоров была заменена репрессиями. Сформировалась новая управленческая номенклатура - партийно-государственная бюрократия.
В ходе раскулачивания (коллективизации) 1929-1933 гг. под видом кулаческих было ликвидировано около 3 млн. крестьянских хозяйств (пострадало не менее 15 млн. человек), и не менее миллиона трудоспособных крестьян были арестованы. Эти потери крестьянство так и не смогло восполнить до сих пор.
Самоуправление было лишь на бумаге, его практики не существовало, была аннулирована политическая роль в обществе Советов как органов власти. В Конституции было закреплено антидемократическое положение о руководящей роли в обществе одной партии - КПСС. Были четыре советских конституции - 1918, 1924, 1936 и 1977 гг. Однако это отнюдь не свидетельствовало о расцвете права в советской России. Эти конституции выполняли лишь идеологические функции, что помогало скрывать реальное ущемление прав граждан. Последняя конституция распавшегося СССР была нацелена на фиктивное развитие социалистической демократии.
12 июня 1990 г. была принята "Декларация о государственном суверенитете РФ". Единственным носителем полной власти объявлялся народ. Потерпела поражение попытка заключить новый Союзный договор между суверенными республиками в силу неудавшейся попытки государственного переворота 19-21 августа 1991 г., что запугало и оттолкнуло республики от России. Лишь после неудачи путча начались коренные преобразования. Однако в октябре 1993 г. возник конституционный кризис: конфликт между законодательной властью и президентом РФ. Возникла неправовая ситуация, когда прежняя Конституция перестала соответствовать общественным устремлениям.
12 декабря 1993 г. была принята Конституция Российской Федерации - первая действительно демократическая Конституция в истории России. Она провозглашает, что "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В ней провозглашается отказ от политического и идеологического монополизма, осуществляется ориентация на общедемократические ценности: разделение властей, плюрализм в экономической, политической и духовной сферах. Принятая всенародным голосованием Конституция РФ придала легитимный характер изменению государственного строя России. Республика Советов была заменена республикой смешанного типа (президентско-парламентской). Государство становится социальным - его целью провозглашено достижение социальной справедливости, создание условий для свободного развития человека.
О наличии в России полупрезидентской республики говорит то, что Президента имеет право в определенных случаях распускать парламент, право формирования и отставки правительства, право назначения или представления кандидатур судей, назначение выборов и референдумов. Однако в политической системе России наличествует и парламентское представительство, которое также избирается народом. Но объем полномочий президента превышает объем полномочий парламента: Президенту легче распустить парламент, чем парламенту - отрешить его от должности.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.