Сделай Сам Свою Работу на 5

Своеобразие развития российских социальных институтов





Своеобразие российских социальных институтов определяется формой и развитием экономики, а также типом политического властвования, принятым как в годы самодержавия, так и в советское время (и сохранившийся во многом до сих пор). Это неуважение к личности, ее правам со стороны власти; неразвитость гражданского общества, способности и готовности социальных слоев граждан заявить и отстоять свои права; ориентация на государственный контроль за экономикой и т.д. Анализ истории социальных институтов приоткрывает завесу тайны...
Анализируя влияние экономики на социальные институты в России можно отметить следующее. Развитие промышленности, особенно в годы правления Петра I осуществлялось преимущественно не за счет свободного рыночного товарооборота, купли-продажи, наема свободных работников, а сверху. Это был по сути не городской, а вотчинно-феодальный тип промышленности с приписанными крепостными: казенная промышленность, опекаемая государством, живущая на государственный заказ, без конкуренции на рынке труда и капитала. Формировалась безынициативность, боязнь политической самостоятельности.
Н.М. Милюков отмечал, что русский город не был естественным продуктом внутреннего экономического развития страны. Город нужен был государству. Это было место, "огороженное", укрепленное, военный оборонительный пункт. Яркой чертой средневекового западноевропейского города является самоуправление, готовность отстоять с вои интересы в борьбе с удельными баронами, феодалами, королями. Российское городское сословие фактически было выпестовано, создано государством, а значит и всецело зависело от него.
Византийский император считался господином государства, но (в отличие от восточных деспотий) не собственником государства, светская и духовная власть во многом были слиты, когда император имел право смещать и назначать иерархов Церкви. В Византии феодалы не обладали юридически закрепленными привилегиями - они определялись на основе личной верности и службы императору. Однако если византийский император вынужден был служить народу и прислушиваться к требованиям церкви, то в России установилась ничем не ограниченная, никакими законами не регулируемая власть самодержца (Иван Грозный). Формирование восточно-деспотического варианта власти во многом определил развитие социальных институтов.
Мощь и сила государства направляется не на эффективную организацию людей по определенным правилам, а на их принуждение к поведению, желательному для государя, власти. Личность и ее права мало что значили как для государства, так и для самой личности. Социальные институты как гаранты предсказуемости и стабильности общества на протяжении столетий имели в России примитивные, элементарные формы.
Особое место в России занимает бюрократия или чиновничество. Бюрократия (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть) - форма осуществления властных функций, элемент механизма социального у правления; социальный слой или класс ("номенклатура"), содержанием профессиональной деятельности которого является управление. Воплощение бюрократии - государственный аппарат управления. Создателем классической теории бюрократии считается М. Вебер. Задача бюрократии состоит в четком и безошибочном функционировании, направленном на максимальную эффективность. Бюрократия являет собой высшую точку длительного исторического пути, хотя первые чиновники появились уже в Древнем Китае. Однако там существовала сословная система и была затруднена вертикальная мобильность. Апогея бюрократия достигает в "идеальном типе" западноевропейского капитализма, где привилегии были заменены компетентностью, поклонение и преданность личности правителя - служебной дисциплиной и корпоративным духом. Должностные лица в бюрократической организации не выбираются, а назначаются, поэтому они зависят от вышестоящих, а не от нижестоящих. Бюрократия - сложное и рациональное устройство, однако в чистом виде рациональная бюрократия как иерархическая организация высококвалифицированных экспертов, нигде в реальности может и не существовать.
Социализм в гораздо большей степени, чем рыночный капитализм, требует бюрократии (централизованное политическое руководство, плановая экономика и т.д.). Государство (партия) как основной поставщик бюрократии пронизывает сначала институт собственности (огосударствление собственности), а затем производство и социальную жизнь. В таких условиях бюрократия из института рационального управления, технического инструмента эффективного руководства превращается в господствующую силу - "монократическую бюрократию". Как только бюрократия замыкается в собственном кругу, во главу угла ставится не эффективность, а лояльность. Прослойка чиновников начинает деградировать и превращается в закрытую систему, происходит деградация элитных групп, что ведет общество в тупик.
С Перестройкой, инициированной М. Горбачевым, начали бурно развиваться неформальные объединения граждан, а с принятием новой конституции получили развитие и новые политические институты, которые еще не окрепли.







Тема 2. Социальная сфера современного общества

Социализация и ее этапы

Социализация - это процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Она возможна только в обществе и представляет собой процесс превращения человека из индивида в гражданина и личность, когда происходит усвоение ценностей, смысла и значения поступков. Это процесс становления человека полноценным членом общества. Социализация включает в себя:

  • адаптацию (приспособление),
  • воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида),
  • обучение (приобретение новых знаний) и
  • взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Между тем адаптация (и др. названные понятия) - это ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям, в то время как социализация может продолжаться всю жизнь. Возможны ускоренные обучение и взросление, но не социализация.
Процесс социализации можно рассматривать исторически и биографически (экзистенциально, личностно). Эти два разных вида, тем не менее, тесно связаны, ибо в процессе социализации происходит присвоение социальных норм и ценностей определенной эпохи в качестве мотивов индивидуально-личностного поведения. Социализация происходит путем внутреннего освоения (интернализации) общепринятых норм на основе идентификации индивида со значимыми фигурами (отца, лидера, героя) (Т. Парсонс).
В историческом плане социализация зависит от типа культуры, к которой принадлежит индивид. В каждом историческом типе общества существуют свои особые механизмы, регулирующие процессы вхождения индивида в определенный коллектив. В древних племенах - это обряд инициации, символизировавший наступление для подростка социального взросления и ответственности. Важнейшим механизмом социализации были религиозные ритуалы. Социализация всецело зависела от социального положения индивида (классового, сословного и т.д.). В современном обществе возникают мобильные механизмы социализации, специальные ее институты, важнейшим из которых является образование.
Социальные группы также обеспечивают вхождение индивида в общественную систему. Социализация индивидуального сознания начинается в первичной группе (семья, соседская община), где есть непосредственный психологический контакт. В ней индивидуальное сознание развивается от инстинктивного самоощущения Я до социальных чувствлюбви, солидарности, уважения. Социальные чувства являются основой социальной организации и контроля.
Социализация имеет различные этапы: начальный (ранний: процесс воспитания и обучения, детство и юность) и продолженный, наступающий в результате обретения вначалеполитической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу и самообеспечение) и социальной (женитьба и создание собственной семьи) самостоятельности. Затем наступает зрелая социализация. Этапы социализации, таким образом, можно сопоставить с жизненными циклами: детство, юность, зрелость и старость. Социализация начинается в детстве, когда на 70% формируется человеческая личность, закладывается ее фундамент. Вместе с тем это самый незащищенный ее этап. Только успешное решение задачи каждого жизненного этапа создает возможность дальнейшего развития индивида. В противном случае ему грозит кризис, способный нарушить весь дальнейший процесс социализации.
Выделяют агентов и институты социализации. Агенты социализации - это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Институты социализации - социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. К агентам первичной социализации относят родителей, родственников, друзей и сверстников, учителей и врачей. Ко вторичным - должностных лица вуза, предприятия, армии, церкви, журналистов и т.д. Первичная социализация - сфера межличностных отношений, вторичная - социальных. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы и универсальны, вторичной - невзаимозаменяемы и специализированы. Политическая социализация, например, означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
Наряду с социализацией возможна и десоциализация - утрата или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм, социальных ролей (совершение преступления, психическое заболевание). Восстановление утраченных ценностей и ролей, переобучение, возвращение к нормальному образу жизни называется ресоциализацией (такова цель наказания как исправления) - изменение и пересмотр представлений, сформированных ранее. Потребность в ресоциализации бывает у целых поколений, если общество интенсивно изменяется.
Важнейшую роль в социализации индивида играет образование и изучение общества. В этом случае важна роль обществознания. Государство и общество должны всемерно заботиться о социализации своих граждан.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.