Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ объемов производства и реализации продукции





 

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия явля­ется наиболее полное обеспечение спроса населения высококачествен­ной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

■ оценка динамики основных показателей объема, структуры и качест­ва продукции;

■ определение влияния факторов на изменение величины этих показа­телей;

выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резер­
вов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Ос­ новными показателями объема производства являются валовая и товар­ная продукция. Валовая продукцияэто стоимость всей произведен­ной продукции и выполненных работ, включая незавершенное произ­водство и внутрихозяйственный оборот. Товарная продукцияотлича­ется от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и выражается в действую­щих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В на­стоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.



Кроме показателей валовой и товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фон­доотдачи и других показателей эффективности производства применя­ются показатели чистой (условно чистой) и нормативночистой про­дукции. Величина норматива чистой продукции определяется путем ис­ ключения из отпускной цены материальных затрат, включая амортиза­ционные отчисления. Норматив может быть также рассчитан как сумма затрат на заработную плату со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чис­той и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повы­ шением материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объемреализации продукциивключает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определя­ется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условнонатуральные, как и стоимостные, показатели при­меняются для обобщенной характеристики объемов производства про­дукции.



Объектами анализа являются:

- объем производства и реализации продукции как в целом, так и по ассортименту;

- качество товарной продукции;

структура товарной продукции;

ритмичность производства и реализации продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики ва­ловой (товарной) продукции на основе расчета базисных и цепных тем­пов роста и прироста. Для изучения динамики объема производства ис­пользуют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

 

Номенклатура перечень наименований изделий с указанием кодов, установленных для соответствующих видов продукции в действующем на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также шифров или порядковых номеров изделий по плану.

Ассортимент перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.



Анализ выполнения плана по ассортименту осуществляется либо по методу наименьшего процента, либо среднего процента. При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.

Процент выполнения плана по ассортименту составляет: по способу наименьшего процента 82,5%; по среднему проценту 2299,9:2374,3 * 100 = 96,9%.

Далее определяют причины недовыполнения плана по ассорти­менту. Они могут быть внешними:конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции и т. д. и внутренними:простои оборудования, низкая культура производства, недостатки в системе управления производством.

Анализ структуры продукции. Структура продукции это соот­ношение удельных весов отдельных изделий в общем объеме ее выпус­ка. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом вы­пуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Невыполнение плана по номенклатуре и ассортименту изделий приво­дит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре, в свою очередь, оказывают влияние на величину производительности тру­ да, себестоимости и прибыли продукции. Для расчета влияния струк­турных сдвигов на экономические показатели используются различные методы: метод прямого счета, метод средних цен, метод цепных под­становок. Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска каждого изделия на средний процент выполнения плана по выпуску продукции или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

Анализ ритмичности производства. Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Ритмичность означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффици ент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) (ВПф) к плановому выпуску (удельному весу) (ВПпл):

где ВПплi плановый выпуск продукции за iпериоды; ВПнi недо выполнение плана по выпуску продукции в iм периоде.

Коэффициент вариации (Квар.) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесяч ному, среднеквартальному ) плановому выпуску продукции:

Отрицательные последствия влекут за собой не только недовы полнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому целесообразно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется числа аритмичности (в долях единицы) путем суммирования положительных и отрицательных откло нений от планового выпуска продукции

 

Общее число аритмичности рано 0,2927. Чем менее ритмично ра ботает предприятие, тем больше сумма чисел аритмичности. В заключе ние анализа ритмичности целесообразно определить упущенную воз можность путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество суток в анализируемом периоде, при этом из фактического выпуска про дукции исключают продукцию, выработанную за сверхурочное время.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.