Сделай Сам Свою Работу на 5

Учет товарно-материальных запасов

 

Товарно–материальные запасы – это активы в виде:

а) запасов сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива, тары и тарных материалов, запасных частей и прочих материалов, предназначенных для использования в производстве или при выполнении работ и услуг;

б) незавершенного производства;

в) готовой продукции, товаров, предназначенных для продажи ходе деятельности субъекта.

Перед учетом товарно–материальных ценностей стоят следующие задачи: контроль за своевременным и полным оприходованием ценностей, за сохранностью в местах их хранения, своевременное и полное документирование всех операций по движению ценностей, своевременное и правильное определение транспортно – заготовительных расходов и фактической себестоимости заготовленных ценностей, контроль за равномерным и правильным списанием ТЗР на издержки производства; контроль за состоянием складских запасов, выявление и реализация ненужных предприятию материальных ценностей с целью мобилизации внутренних ресурсов, получение точных сведений об остатках и движении ценностей в местах их хранения.

По функциональной роли и назначению в процессе производства все материальные ценности подразделяются на основные и вспомогательные.

Основные – это материалы, которые вещественно входят в изготовляемую продукцию, образуя ее материальную основу (мука при выпечке хлеба)

Вспомогательные – это материалы, которые входят в состав вырабатываемой продукции, но в отличии от основных материалов не создают вещественной основы производимой продукции. Эти материалы применяют в качестве компонентов к основным материалам для придания продукции необходимых качеств (краска, лак, клей)

Себестоимость товарно–материальных запасов состоит из:

1)затрат по приобретению товарно–материальных запасов, включая стоимость покупки, таможенные пошлины на ввоз и другие налоги, стоимость фрахта, прочие расходы, непосредственно связанные с приобретением;

2) затрат по переработке, затрат связанных с производством готовой продукции, включая: затраты на оплату труда и отчисления с фонда оплаты труда рабочих, занятых на станках и оборудовании при переработке сырья и материалов в готовую продукцию.



В стандартах бухгалтерского учета рекомендовано применять следующие методы оценки материальных запасов:

* по средневзвешенной себестоимости;

* по себестоимости первых во времени закупок (ФИФО);

* по себестоимости последних во времени закупок (ЛИФО);

* по специфической (сплошной) идентификации.

Смысл этих методов можно проиллюстрировать на примере:

Исходные данные за отчетный период.

 

Показатели Количество, кг Себестоимость, тенге
Единицы запасов Всего запасов
Остаток на начало месяца
Поступило всего, в т.ч. по дням: -
Отпущено в производство, всего    
Остаток на конец месяца    


При учете с помощью метода средневзвешенной стоимости предполагается, что стоимость материальных запасов – это средняя стоимость имеющихся в наличии материалов на начало месяца плюс поступивших в течении этого месяца. В моем примере, средняя себестоимость единицы материала составит 1274 тенге (599000: 470); отпущенных на производство запасов на 305980 (599000-293020). Этот метод имеет тот недостаток, что при его применении надо чаще чем при других методах, проводить подсчеты.

Сущность способа ФИФО основана на допущении, что запасы используются в той же последовательности, в какой они закупаются предприятием, т.е. те запасы, которые первыми поступают в производство должны быть оценены по себестоимости первых по времени закупок. При этом определяется оценка запасов на конец отчетного периода по фактической себестоимости последних закупок, а в себестоимости реализованной продукции учитывается стоимость ранних закупок. Разность отражает возможную прибыль. В моем примере, остаток запасов на конец месяца в количестве 240 кг будет оценен на сумму 324000 тенге (110*1250+40*1400+90*1450). Расход материалов в количестве 230 кг будет оценен на сумму 275000 тенге (100*1200+60*1100+30*1300+40*1250).

Оценка запасов способом ЛИФО – поступающие в производство (продажу) запасы оцениваются по себестоимости последних по времени закупок, а себестоимость запасов на конец отчетного периода рассчитывается исходя из себестоимости ранних закупок. В моем примере, остаток на конец месяца в количестве 240 кг будет оценен на сумму 287500 тенге (50*1250+30*1300+60*1100+100*1200). Расход материалов за месяц 311500 тенге (90*1450+40*1400+100*1250).

Метод специфической (сплошной) идентификации применяется в тех случаях, если есть возможность четко организовать партионный учет запасов.

Ни один из перечисленных методов не является универсальным, поэтому при выборе того или иного метода надо смотреть, чтобы он максимально точно отражал прибыль в конкретной экономической ситуации.

2.2 Документация по учету движения материальных запасов

Учет товарно–материальных запасов в хозяйствующих субъектах организуется в соответствии с МСФО №2 определяет бухгалтерский подход к учету запасов по методу исторической стоимости. Основным вопросом в учете затрат является определение величины затрат, подлежащих признанию в качестве актива и переносу в следующие периоды до продажи запасов и признания соответствующей выручки. МСФО дает практические рекомендации по определению затрат в качестве расходов. Он также дает способы определения и расчета себестоимости запасов. Основными задачами учета запасов являются:

1) классификация и оценка ТМЗ;

2) учет затрат, связанных с производством и образующих производственную себестоимость ТМЗ;

3) группировка затрат на производство продукции в соответствии с их экономическим содержанием, разграничение затрат, не включаемых в производственную себестоимость продукции;

4) методы учета затрат и способы оценки себестоимости ТМЗ.

Достижение этих задач требует:

1) определения стоимости (себестоимости, цены), по которой ТМЗ отражаются в текущем учете;

2) определение стоимости, по которой ТМЗ должны отражаться в активе баланса на дату его составления;

3) определение стоимости, по которой ТМЗ должны быть списаны на затраты в результате их использования, потребления или продажи.

Любая хозяйственная деятельность требует систематического приобретения и реализации ТМЗ. Все операции, связанные с поступлением, перемещением и отпуском ТМЗ, должны оформляться первичными документами. Первичные документы на получение и отпуск ТМЗ должны быть надлежащим образом оформлены и иметь соответствующие подписи. Список лиц, имеющих право подписи на выдачу особо дефицитных и дорогостоящих ТМЗ, и перечень таких ТМЗ устанавливаются руководителем организации (обычно по предъявлению начальника снабжения и главного бухгалтера).

ТМЗ, поступившие от поставщиков на склады хозяйствующего субъекта, тщательно проверяются; устанавливается соответствие их качества, количество и ассортимента условиям поставок и сопроводительных документов.

По характеру приемку различают приемку по :

1) количеству;

2) качеству и комплектности.

Приемка по количеству – это приемка ТМЗ в условные сроки:

1) по массе нетто и количеству товарных единиц, поставляемых без тары или в открытой таре;

2) по массе брутто и числу мест продукции, поставляемой в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества товарных единиц в каждом месте.

Если количественные и качественные расхождения с документами поставщика не обнаружены, материалы приходуются на соответствующих складах.

 

 

Раздел 3

Финансовый менеджмент

3.1. Долгосрочное финансовое планирование

 

Долгосрочное финансовое планирование - это средство прогнозирования на будущее и предвидения предстоящих проблем с целью их избежания. Финансовое планирование формулирует пути и способы достижения финансовых целей предприятия. В целом, финансовый план представляет собой программу того, что должно быть сделано в будущем. Цели финансового планирования предприятия зависят от выбранных критериев принятия финансовых решений, к которым относятся: максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании. Главной целью является максимизация будущей выгоды владельцев компании. Финансовое планирование решает следующие задачи: Проверяет согласованность поставленных целей и их осуществимость; Обеспечивает взаимодействие различных подразделений предприятия; Анализирует различные сценарии развития предприятия и соответственно – объемы инвестиций и способы их финансирования; Определяет программу мероприятий и поведения в случае наступления неблагоприятных событий; Осуществляет контроль за финансовым состоянием предприятия. Выделяют четыре этапа процесса финансового планирования: Анализ инвестиционных возможностей и возможностей финансирования, которыми располагает предприятие. Прогнозирование последствий текущих решений, чтобы избежать неожиданностей и понять связь между текущими и будущими решениями. Обоснование выбранного варианта из ряда возможных решений (этот вариант и будет представлен в окончательной редакции плана). Оценка результатов, достигнутых предприятием, в сравнении с целями, установленными в финансовом плане. В практике финансового планирования применяются следующие методы: - экономического анализа; - коэффициентный; - нормативный; - балансовый; - дисконтированных денежных потоков; - многовариантности (сценариев); - экономико-математическое моделирование. Финансовые планы классифицируются по срокам действия: Стратегическое планирование. Перспективное финансовое планирование. Бизнес-планирование. Текущее финансовое планирование (бюджетирование). Оперативное финансовое планирование. Стратегическое планирование связано с принятием основополагающих финансовых решений, например, реорганизации бизнеса (приобретение еще одного предприятия, закрытие предприятия и т.д.) и инвестиционных решений. Степень детализации в таких планах довольно невысока. Количество, содержание этапов составления и форма стратегического плана могут существенно отличаться и зависят от многих факторов, например формы собственности, отраслевой принадлежности и размеров. Этапы долгосрочного (стратегического) финансового планирования: Формулирование миссии предприятия. Выбор видов и масштабов деятельности. Разработка задач деятельности предприятия. Выбор стратегии предприятия. Разработка оперативного плана (на 5 лет по годам). Планирование будущих объемов продаж. Расчет финансового плана. В процессе перспективного финансового планирования установки, сделанные в стратегическом планировании, получают экономическое обоснование и уточнение. Перспективный финансовый план (составляется на три года и более) определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, он связан с постановкой целей и задач предприятия, а также с поддержанием взаимоотношений с внешним окружением. Перспективный финансовый план содержит прогнозную отчетность (проформы, Pro forma): - прогнозный баланс, - план прибылей и убытков, - план движения денежных средств. Прогнозная отчетность является удобным способом обобщения различных хозяйственных событий, возникновение которых ожидается в будущем. Она служит необходимым минимумом информации для принятия управленческих решений и базой для разработки более детализированных планов (бюджетов) предприятия. Бизнес-планирование объединяет в единую систему перспективное и текущее планирование. Бизнес-план – это документ, представляющий собой результат исследования основных сторон деятельности предприятия и позволяющий его руководству определить целесообразность дальнейшего развития бизнеса. Бизнес-план можно трактовать как: инструмент стратегического планирования (формирования концепции развития бизнеса), отдельный элемент инвестиционного проекта предприятия, инструмент оперативного управления бизнесом. Бизнес-план имеет четко очерченный горизонт планирования - временной интервал, в пределах которого должны быть решены определенные задачи бизнес-плана. Как правило, бизнес-план (как инструмент формирования концепции развития бизнеса) составляется на период от 3 до 5 лет, с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды. Текущее финансовое планирование (бюджетирование) осуществляется на основе показателей долгосрочного плана. В бюджетировании применяются более точные по сравнению с перспективным финансовым планированием методы расчетов. В бюджетах определяются конкретные цифровые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия, последовательности и сроки совершения операций на бюджетный период (как правило, год). Основными бюджетами являются: - прогноз баланса, - бюджет доходов и расходов, - бюджет движения денежных средств. Оперативное финансовое планирование заключается: в разработке и доведения до исполнителей бюджетов, платежного календаря и других форм оперативных плановых заданий по всем основным вопросам финансовой деятельности, в умении эффективного управления оборотным капиталом (денежными средствами, ликвидными ценными бумагами, дебиторской задолженностью) и кредиторской задолженностью.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.