Сделай Сам Свою Работу на 5

Составление учетной политики организации





Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/2008.

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РК в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

Стандарты предусматривают основные общие для всех предприятий правила, методы и принципы ведения бухучета, а учетная политика
конкретного предприятия описывает индивидуальные методики и правила, раскрывает деятельность предприятия, его особенности.
Согласитесь, хозяйственные операции в торговом центре отличаются от хозяйственных операций в парикмахерской, и бухгалтерский учет
в пекарне не такой, как в фирме, оказывающей транспортные услуги или услуги аренды, строительства.



В Казахстане действует метод начисления при определении суммы доходов и суммы затрат. Тем не менее, у каждого субъекта могут быть свои принципы признания доходов и затрат, свои статьи расходов: существуют отраслевые особенности, которые обрабатываются различными специальными
документами. Например, в транспортных предприятиях активно используются путевые листы и товарно-транспортные накладные, в строительных – сметы расходов, акты приема-передачи строительных объектов и акты поэтапного завершения строительных работ, на других – производственные листы, наряды и т.д.



Вопрос: Кем разрабатывается учетная политика?
Руководитель предприятия совместно с бухгалтером и другими специалистами, или предприниматель самостоятельно разрабатывают и принимают учетную политику. Услуги по составлению учетной политики могут оказать аудиторские и консалтинговые фирмы. Но никто, кроме руководителя и предпринимателя не знает всех технологических тонкостей данного предприятия. Если УП разрабатывается
посторонним лицом, предприниматель должен понимать каждую строку и активно участвовать в разработке.

Какие основные позиции рассматривает учетная политика?

Начинается учетная политика с описания статуса компании, органов управления, данных регистрационных документов, видов
деятельности. Затем расписываются:

а) форма и метод ведения бухгалтерского учета (МСФО), способ учета (вручную на бумажных бланках и в учетных книгах
или с помощью компьютера и программного обеспечения), принципы;

б) лицо, которое будет вести учет: предприниматель самостоятельно, наемный бухгалтер, бухгалтерская фирма;

в) режим налогообложения (общеустановленный, упрощенная декларация, или другой);

д) состав отчетности (финансовая, налоговая, статистическая), периодичность отчетности;

г) основная часть УП раскрывает принципы признания доходов и расходов, методы, допускающие альтернативу в учете основных средств,
товарно-материальных запасов, отраслевые особенности и специальные документы, положения по заработной плате наемных работников и
так далее.

Приложением к учетной политике является рабочий план счетов.
В течении какого времени действует учетная политика? Что необходимо предпринять, если какие либо изменения произошли в
деятельности компании, которые не были отражены в учетной политике ранее?



Учетная политика действует на протяжении всего существования предприятия, поэтому, разрабатывая ее, необходимо учесть мельчайшие
детали, предусмотреть будущие планы (например, расширение бизнеса, появление новых видов деятельности). Тем не менее, если
возникают обоснованные причины, допускаются изменения и дополнения к учетной политике, которые могут быть вызваны также
изменениями в законодательстве.

Обязательно ли индивидуальному предпринимателю в городе иметь учетную политику?

Закон не исключает формирование учетной политики для субъектов малого бизнеса. В учетной политике предприниматель определяет для
себя и для исполнителей некоторые правила и требования.
Следует заметить, наличие грамотно составленной учетной политики будет только помогать предпринимателю вести бухгалтерский и
налоговый учет. Если вы не владеете всеми тонкостями бухгалтерского учета, пусть вам поможет составить учетную политику
консультант. На нашем сайте Вы можете оставить заявку для составления учетной политики и мы предложим Вам свои услуги.
Если вы примите на работу бухгалтера, он обязан работать по учетной политике, подчиняться определенной системе, вашим требованиям,
руководствуясь нормативно-правовыми актами. Если бухгалтер поменяется, новый бухгалтер будет также продолжать работу по учетной
политике и не выдумывать собственные правила, отменяя тем самым то, что вы организовали, то, что вас устраивало. Но новый,
инициативный бухгалтер может принести новые, хорошие идеи. Их стоит рассмотреть, просчитать варианты, а возможно применять в
будущем, дополнив учетную политику или внеся коррективы. Рассматривая учет, допускающий альтернативу, следует останавливаться на
тех вариантах, с помощью которых можно минимизировать налоги, соблюдая Налоговый кодекс РК. Раздел УП, касающийся взаимоотношений
с наемными работниками, оплаты труда не должен идти вразрез с Трудовым кодексом.

Учетная политика может учитывать потребности предпринимателя в той или иной аналитической информации. Обеспечить себя информацией
вы можете, путем разработки собственных специальных таблиц и отчетов для внутреннего пользования, позволяющих анализировать различные экономические показатели. Бухучет будет предоставлять информацию, для принятия управленческих решений, способствовать организации эффективного бизнеса, увеличению объема продаж и размера прибыли.

Чем подробнее составлена учетная политика, тем легче в будущем вести диалог с Налоговым комитетом, другими контролирующими
органами, потому что, составляя учетную политику, вы обдумываете все по шагам, учитываете различные ситуации, возникающие в вашем
бизнесе, до мелочей, обоснованно подтверждаете свою позицию. Например, если вы работаете по общеустановленному режиму налогообложения, часто приходится доказывать представителям Налогового комитета что расходы, которые вы понесли, связаны с получением дохода.

Например, расходы на обучение специалиста, на выдачу спецпитания определенным категориям работников, хозяйственные (санитарные) нужды, аренду личного транспорта. Такие расходы должны бать нормируемыми, подтверждаться расчетами, сметами, калькуляционными картами, путевыми листами. Если вы возмещаете работнику стоимость проезда, когда его работа носит разъездной характер, следует оформлять маршрутный лист. Заранее подготовленный документ выглядит всегда убедительнее, чем
сиюминутные слова объяснения, которые часто воспринимаются как оправдание.

Учет кассовых операций

 

Организации могут иметь в своей кассе наличные деньги в пре­делах лимита остатка наличных денег в кассе. Такие лимиты уста­навливаются банками по согласованию с руководителями этих ор­ганизаций. Всю денежную наличность сверх лимита организации обязаны сдавать в банк. Исключение составляют денежные средст­ва, взятые в банке для выплаты заработной платы, пособий по со­циальному страхованию и стипендий, которые могут храниться в кассе только во время выплаты в течение трех рабочих дней (в рай­онах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — не свы­ше пяти рабочих дней), включая день получения денег в банке.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать из кассы наличную выручку и страховые премии на за­работную плату и другие выплаты работникам; командировочные расходы, оплату товаров (кроме ценных бумаг, работ и услуг), сти­пендии и др.

Наличные деньги принимают в кассы организаций по приход­ным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, уполномоченным на это письменным распоряжением ру­ководителя организации. Приходный кассовый ордер состоит из собственно ордера и отрывной квитанции, которая выдается лицу, внесшему деньги в кассу, и заверяется подписями главного бух­галтера и кассира, печатью (штампом) кассира или оттиском кас­сового аппарата. Ордер остается в кассе и записывается в кассо­вую книгу.

Наличные деньги выдают из кассы по расходным кассовым орде­рам или по надлежаще оформленным другим документам (платеж­ным ведомостям, заявлениям на выдачу денег, счетам и проч.) с по­следующим наложением на эти документы по их закрытии штампа (заменяющего расходный кассовый ордер) с реквизитами расход­ного кассового ордера. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером организации. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым орде­рам документах (заявлениях, счетах и др.) имеется разрешительная подпись руководителя, на расходном кассовом ордере она не обя­зательна.

Учет денежных средств в кассе национальной валюте

Денежные средства предприятия являются составной частью оборотных активов. Они необходимы предприятию для осуществления расчетов с поставщиками и подрядчиками, для осуществления платежей в бюджет, расчетов с кредитными учреждениями, для выдачи работникам зарплаты, премий и для осуществления других видов выплат.

Денежные средства поступают на предприятие от покупателей и заказчиков за проданные товары и оказанные услуги, от банков в виде ссуд, от учреждений и организаций в порядке временной помощи и др.

Базой денежных средств предприятия являются хозяйственные взаимоотношения предприятия с различными организациями и учреждениями и хозяйственные взаимоотношения, связанные с реализацией работ, услуг и осуществлением других хозяйственных операций.

Денежные средства предприятия находятся в кассе в виде наличных денег, денежных документов, на счетах в банках, в выставленных аккредитивах, открытых особых счетах и др.

В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, предприятие должно постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения прибыли (депозиты банков, ценные бумаги и др.).

Денежные средства предприятия представляют собой самые ликвидные активы. Ликвидность обеспечивается тем, что они способны выполнить обязательства любого вида, т.е. для погашения обязательств не требуется длительного времени. Наличие денежных средств позволяет своевременно выполнить свои обязательства перед кредиторами, бюджетом, персоналом.

При умножении денежных средств их правильное использование и контроль за сохранностью является одной из важнейших задач бухгалтерии предприятия и бухгалтерского учета. От успешности решения этой задачи зависит платежеспособность предприятия, своевременность расчетов с поставщиками и подрядчиками, своевременность платежей в бюджет и др.

Бухгалтерский учет кассовых операций имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования в народном хозяйстве. Также учет кассовых операций имеет значение в укреплении платежной дисциплины и в эффективном использовании финансовых ресурсов предприятия. Поэтому очень важен контроль за соблюдением кассовой дисциплины, правильностью и эффективностью.

Исходя из этого, основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются:

проверка правильности оформления, законности документов,

своевременное и полное отражение операций в учете.

обеспечение своевременности, полноты и правильности расчетов по всем видам платежей;

своевременное проведение инвентаризации наличных денежных средств и отражение ее результатов в учете;

обеспечение сохранности денежных средств, денежных документов в кассе предприятия и других местах хранения;

изыскание возможностей наиболее рационального вложения свободных денежных средств как источника финансовых инвестиций, приносящих доход.

Кассовые операции - прием, хранение и выдача наличных денег. Указанные процедуры урегулированы нормами финансового права и представляют специальный правовой институт.

Учет денежных средств производится по Типовому плану счетов бухгалтерского учета от 23 мая 2007 года №185, в котором для учета предназначен подраздел 1000 "Денежные средства", который включает следующие счета:

1010 "Денежные средства в кассе"

1020 "Денежные средства в пути"

1030 "Денежные средства на текущих банковских счетах"

1040 "Денежные средства на карт-счетах"

1050 "Денежные средства на сберегательных счетах"

1060 "Прочие денежные средства"

Счет 1010 "Денежные средства в кассе" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денег в национальной и иностранных валютах в кассе организации.

Таким образом, грамотный и своевременный учет денежных средств в кассе заключается в обеспечении сохранности денежных средств в кассе в соответствии с нормативно-законодательными актами; полном и своевременном документировании всех кассовых операций; соблюдении расчетной и финансовой дисциплины; своевременном и достоверном ведении аналитического учета.

Инвентаризация кассы проводится с полным полистным пересчетом всех денежных купюр, ценных бумаг, денежных документов, бланков строгой отчетности по видам с указанием в акте названия, номера, серии и номинальной цены и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги (акции, облигации, чеки, векселя и другие документы, выпускаемые в соответствии с законодательством в качестве ценных бумаг).

Денежная наличность включается в акт по купюрам и сумме. Заявления кассира о наличии в кассе денежных средств и других ценностей, не принадлежащих данному субъекту, не принимаются.

В акте инвентаризации наличия денежных средств остатки находящихся в кассе денежных средств сверяются с данными учета на день инвентаризации, и определяется результат. При обнаружении инвентаризацией недостачи или излишков в акте указывается сумма.

Для проведения инвентаризации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя организации.

При инвентаризации кассы кассир, прежде всего, составляет на момент инвентаризации кассовый отчет и выводит по кассовой книге остаток денежных средств. Ревизор получает от кассира расписку о том, что все приходные и расходные документы включены в отчет и что не оприходованных и несписанных сумм в кассе нет. После этого дважды производится пересчет денег, сначала кассиром, затем - членом комиссии. После пересчета денег составляется акт инвентаризации.

Результаты инвентаризации денежных средств бухгалтерия предприятия регулирует в следующем порядке:

недостачу денежных средств независимо от причин возникновения недостачи списывают с подотчета материально ответственных лиц; на сумму недостачи денежных средств и их эквивалентов дебетуют счет 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность" и кредитуют счета подраздела 1010 "Денежные средств в кассе ";

списание недостачи, если определены конкретные виновные лица, осуществляется за счет виновных лиц проводкой: дебет 1250 "Краткосрочная дебиторская задолженность работников по возмещению материального ущерба" кредит 1280 "Прочая краткосрочная дебиторская задолженность".

Таким образом, инвентаризация денежных средств на предприятии должна проводится в соответствии с законодательством Республики Казахстан и учетной политикой, разработанной на предприятии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.