Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление оборотными активами и краткосрочными обязательствами





 

Оборотные активы – активы, характеризующие совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих операционную деятельность и полностью потребляемых или реализуемых в течение одного операционного цикла (если операционный цикл меньше года, то полностью потребляемых или реализуемых в течение 12 месяцев с отчетной даты). К оборотным активам относятся дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев, запасы, незавершенное производство, денежные средства на счетах и краткосрочные финансовые вложения.

Управление оборотными активами включает в себя управление товарно-материальными запасами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями (ценными бумагами).

Задачи управления оборотными активами предприятия сводятся:

- к превращению финансово-эксплуатационных потребностей предприятия в отрицательную величину;

- к ускорению оборачиваемости оборотных средств предприятия;

- к выбору наиболее подходящего для предприятия типа политики комплексного оперативного управления оборотными активами или «управления работающим капиталом»



Политика управления оборотными активами представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающейся в формировании необходимого объема и состава оборотных активов, рационализации и оптимизации структуры источников их финансирования.

Политика управления оборотными активами предприятия разрабатывается по следующим основным этапам

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде.

Результаты анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами и выявить основные направления его совершенствования в предстоящем периоде.

2. Определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов предприятия.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия: консервативный, умеренный и агрессивный.

Консервативный подход предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех видах оборотных активов для реализации хозяйственной деятельности, но и создание увеличенных резервов в случае сложностей с обеспечением сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства и т.п. Такой подход гарантирует минимизацию операционных и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов – оборачиваемости и уровне рентабельности.



Умеренный подход направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов, создание нормальных страховых резервов в случае типичных сбоев в деятельности предприятия. При таком подходе достигается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнями риска и эффективности использования финансовых ресурсов.

Краткосрочные (не более года) обязательства – обязательства, которые покрываются оборотными активами или погашаются в результате образования новых краткосрочных обязательств. Делятся на краткосрочную задолженность и текущие обязательства. Сюда относятся: счета и векселя к оплате, долговые свидетельства о получении компанией краткосрочного займа, задолженность по налогам и отсроченные налоги, задолженность по заработной плате, различные полученные авансы, часть долгосрочных обязательств, подлежащая выплате в текущем периоде.

Финансовые решения в отношении источников средств принимаются не только в рамках стратегического управления, но и в ходе осуществления текущей деятельности. Финансовые потоки в этом случае описывают трансформацию вложений в те или иные оборотные средства, а их структура и динамика в немалой степени определяется особенностями технологического процесса. Важнейшим элементом этой трансформации выступает финансирование текущей деятельности, которое, по сути, сводится к финансированию оборотных средств и осуществляется за счет собственных и привлеченных источников, прямым и косвенным способами.



Прямое финансирование текущей деятельности осуществляется путем привлечения различного рода краткосрочных банковских кредитов, косвенное финансирование осуществляется за счет кредиторской задолженности, называемой иногда коммерческим кредитом.

Банковское кредитование может осуществляться в различных формах: срочный кредит, контокоррентный кредит, онкольный кредит, вексельный кредит и др.

Суть срочного кредита заключается в перечислении банком оговоренной суммы на расчетный счет заемщика. По истечении срока кредит погашается.

Контокоррентный кредит предусматривает ведение банком текущего счета клиента с оплатой поступивших расчетных документов и зачислением выручки. Если средств клиента оказывается недостаточно для погашения обязательств, банк кредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т. е. контокоррент может иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо.

Онкольный кредит является разновидностью контокоррента и выдается, как правило, под залог ТМЦ или ценных бумаг; оплата счетов клиента осуществляется в пределах обеспечения кредита. Онкольный кредит должен быть погашен по требованию банка.

Вексельный кредит предоставляется банком «векселедержателю» путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Способы погашения основной суммы долга и процентов по нему устанавливаются в кредитном договоре.

Кредиторская задолженность представляет собой один из основных источников финансирования текущей деятельности. Суть ее состоит в том, что у предприятия в силу различных обстоятельств оказались средства, за которые оно должно уплатить определенную сумму денег, или сделаны начисления, предполагающие в будущем выплату денежных сумм – например, полученное, но не оплаченное сырье, начисленная заработная плата и др. Таким образом, до тех пор пока не будут сделаны перечисления денежных средств или другие операции погасительного характера, предприятие пользуется чужими финансовыми ресурсами

Финансирование текущей деятельности заключается, по сути, в оптимизации обеспечения оборотных средств источниками финансирования в надлежащих объеме и структуре. Таковыми источниками являются: собственные оборотные средства, краткосрочные банковские кредиты и займы, кредиторская задолженность.

Схематично соотношение между оборотными активами и источниками их финансирования представлено в таблице 1.

 

Таблица 4 – Статическое представление баланса

Актив Пассив
Внеоборотные активы Долгосрочные обязательства
Оборотные активы Собственный капитал
Краткосрочные источники  

 

Из таблицы видно, что стоимость материально-технической базы ТОО «Алматы-Бетон» за анализируемый период имело тенденцию снижения на 271тыс.тенге. в 20013 году в сравнении с 20014 годом и возросла на 44 тыс.т. в сравнении с 20015 году. Значительные средства были отправлены на оплату дополнительного оборудования 273 тыс. тенге в связи с износом старого на сумму 255 тыс. тенге (рост общей стоимости на сумму 18 тыс. тенге.). Значительное выбытие производственного и хозяйственного инвентаря на сумму 16 тыс. тенге привело к снижению их количества на 25 единиц.

Маркетинговой и технической службами завода отслеживается внедрение современных, менее энергоемких технологий производства продукции на предприятиях подобного класса, находящихся как внутри республики, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Маркетинговая политика предприятия включает в себя четыре основных составляющих: продукция, продвижение, распределение и цена.

Продукция - включает в себя всю номенклатуру выпускаемых изделий и оказываемых услуг предприятием.

Для более эффективного выбора стратегии сбыта продукции используются следующие методы продвижения на рынок:

- периодические печатные издания (газеты, журналы, бюллетени и т.д.)

- рекламные объявления

- цветные проспекты и буклеты

- рекламные ролики (телевидение, радио, CD-диски)

- письма, факсы, обращения (в организации и гос. структуры)

- прямые контакты с потенциальными потребителями

- участие в выставках, сборах и т.д.

- презентация потенциальным заказчикам

- участие в тендерах

- представление образцов в опытную эксплуатацию

Прежде чем приступить к производству определенной продукции маркетинговой службой завода проводится предварительный опрос и анализ мнений потенциальных покупателей, изучается рынок сбыта и качество аналогичной продукции, представленной в Казахстане.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.