|
ГЛАВА ПЯТАЯ. КАК СТАТЬ ЦЕЛОМУДРЕННЫМ?
Позвольте мне предложить пять советов молодым людям. Эти советы могут пригодиться им в том, чтобы сделаться целомудренными.
1. Примите здравые принципы.
2. Пища для размышления: закон и Евангелие.
3. Выбирайте свою компанию.
4. Выбирайте свое чтение.
5. Будьте прилежными.
Примите здравые принципы.
Придерживайтесь здравых принципов, потому что люди таковы, каковы их принципы. В принципах избегайте крайностей, а в менее значимых вопросах закона держитесь середины, чтобы вы могли сберечь свое усердие для великих Божьих дел, для вещей, которые принадлежат вашему вечному миру. Опасайтесь, с одной стороны, фанатизма, в частности, религии, и, с другой стороны, равнодушия и безразличности в ее основных элементах.
Закрепите в себе эти и подобные им принципы ссылкой на самое главное: что Божье благоволение лучше жизни и Его недовольство хуже смерти; что грех — это величайшее зло; что главное в человеке — его душа, и для нас самое лучшее то, что является самым лучшим для нашей души; что Иисус Христос — это все во всем для нас, и мы погибнем без Него; что это настолько же наша мудрость, насколько и наша обязанность — быть благочестивыми; что в этом мире нет того, что сделало бы нас истинно счастливыми; что время и временные вещи — ничто по сравнению с вечностью и вечными вещами.
Эти и подобные им принципы принадлежат вечной жизни, и наша твердая вера в них и приверженность к ним принесет нам вечную пользу. По отношению ко всем другим вещам пусть вашим принципом будет: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10:34-35). И поэтому у нас должно быть так: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим, 14:17-18).
С помощью таких принципов придерживайтесь сдержанности и целомудрия в вашем исповедании веры, и это будет сильно способствовать продвижению во всем остальном.
Пища для размышления: закон и Евангелие.
Размышляйте много о том, что сделает вас целомудренными. Часто задумывайтесь о серьезных вещах, великом учении закона и Евангелия, и не позвольте себе смотреть на это, как на что-то неприсущее вам. То, как вы думаете в вашем сердце, таковы и вы сами. Если мысли вашего сердца пустые и развращенные, если взор ваш злой, то и весь человек соответственно такой же. Но если человек серьезный, то привязанности и цели будут здравыми также.
Вы можете допустить внешнему течению мыслей быть развлекательным в определенной мере, но внутренние мысли должны быть сбережены для того, что поучает. Больше думайте о взгляде Божьем, который всегда направлен на вас, чтобы вы были осторожны и желали получить Его одобрение во всем. Больше думайте о славе Божьей, на которую постоянно должен быть направлен ваш взгляд, чтобы вы смогли соответствовать цели вашего существования. Больше думайте о тех многих грехах, которые вы совершили против Бога, чтобы вы смогли приложить старание к тому, чтобы освятиться и очиститься от них. Больше думайте о тех многих милостях, которые вы получили от Бога, чтобы вы могли обдумать, как бы вы могли Ему воздать за Его благоволение. Больше думайте о возможностях, которыми вы наслаждаетесь, чтобы вы могли заняться их лучшим использованием. Больше думайте о духовных врагах, которыми вы окружены, чтобы вы могли быть трезвы и бдительны, охраняя себя от них.
Четыре заключающие нашу историю вещи: смерть и суд, небо и ад — обычно рекомендуются как хорошие темы для размышления, чтобы сделать свой ум серьезным. Потому что близок всему конец, и этот конец является началом бесконечного состояния. Будьте благоразумны и останавливайте суету этими размышлениями.
Как-то я читал об одном человеке, который был выдающимся государственным деятелем и видным лицом при дворе во времена королевы Елизаветы, по-моему, это был секретарь Уолсингем. Состарившись, он после отставки удалился в частное владение в провинции, куда пришли посетить его некоторые из его близких друзей. Они сказали ему, что он выглядит унылым, но он ответил:
«Нет, я просто серьезен. И мне подобает быть таким, потому что все вокруг меня серьезны. Почему бы тогда мне и вам не быть серьезными?».
Бог серьезен в наблюдении за нами; Христос серьезен в ходатайстве о нас; Святой Дух серьезен в усилиях для нас; истины Божьи — это серьезные истины; Его законы, Его обетования, Его угрозы — все это серьезно; ангелы серьезны в своем служении нам; наши духовные враги серьезны в своих действиях против нас; прославленные святые серьезны в объятиях божественной любви; бедные проклятые грешники не могут не быть серьезными под излиянием Божьего гнева, — и мы все вскоре сами будем серьезными.
Выбирайте свою компанию.
Выбирайте здравую компанию. Ничто не имеет большего влияния на молодых людей, чем та компания, с которой они водятся. Потому что мы незаметно становимся такими, как те люди, с которыми мы общаемся, и особенно, с которыми мы наслаждаемся общением. У многих, которые считались склонными к рассудительности, их добрые наклонности повернулись в противоположную сторону. Вызвано это тем, что они общались в пустой и распущенной компании, в которой, возможно, не видели вначале ничего опасного и думали, что их общение было достаточно безобидным. Хотя, возможно, иногда больше винят дурные компании, чем тех, кто на самом деле этого заслуживает. Многие пытаются оправдать себя, перекладывая обвинения на своих товарищей. Тем не менее, бесспорно то, что дурные компании имеют самые пагубные последствия для многих, которые хорошо начинают.
Поэтому, если вы хотите быть мудрыми и хорошими, то выбирайте себе в приятели и самые близкие друзья тех, которые бы дали вам хороший совет и были бы для вас хорошим примером. Тот, кто ходит с мудрыми, мудр или может стать мудрым. Компаньон же глупцов обманут и будет погублен. Удаляйтесь от развращенной и дурной компании, потому что кто может играть с грязью и не замараться? Кто может близко общаться с испорченными и нечестивыми и не подхватить вину, горе, или же всё вместе?
Если вы решите, как решил псалмопевец, исполнять заповеди вашего Бога, вы должны сказать тем беззаконникам так же, как он сказал: «Удалитесь от меня» (Пс. 118:115) и быть таким, как он был, общаясь со всеми теми, кто боится Бога (см. Пс. 118:63). Находите наслаждение в общении с самими лучшими на земле, благоразумными, целомудренными!
Выбирайте свое чтение.
Читайте здравые книги. Те, которые увлекаются чтением, находятся настолько же под влиянием книг, которые они читают, насколько и людей, с которыми они общаются. Поэтому вам надо быть очень осторожными и спрашивать совета в выборе книг. Ничто не вызывает больше суеты, особенно среди утонченных кругов общества, чем роман и пьесы, а также вольная поэзия. Поэтому даже одиночество и уединение, которые могут содействовать тому, чтобы люди были более серьезными, потеряны для этой цели и делают людей еще более суетными при чтении таких книг.
Давайте же будем применять тот же метод к книгам, как и к друзьям, чтобы стать благоразумными. Будем общаться с теми книгами, которые существенны и рассудительны, из которых мы можем научиться мудрости. Книга Божья дана нам с целью умудрить нас к спасению. Так ознакомьтесь же с ней и позвольте ей обильно пребывать в вас. Пусть она ведет вас, и пусть она говорит к вам, а вы следуйте ей и общайтесь с ней (см. Прит. 6:22). У нас также есть много других хороших книг, которые предназначены для того, чтобы помочь нам понимать и применять Священное Писание. Не ищите веселые книги, песни и шутки, но серьезные книги, которые помогут вам настроиться на серьезный лад и пребывать в этом состоянии.
Будьте прилежными.
Постоянно пребывайте в здравом деле. Привычки приобретаются через частые поступки. Поэтому, если хотите быть целомудренными, то занимайтесь размышлениями и молитвами, а также другими благоговейными и святыми занятиями. Пусть в этом будут тверды ваши сердца. И пусть все, что в вас есть, будет употреблено для этой цели. Погружайтесь в личное общение с Богом, а также постоянно и усердно посещайте общие собрания. Те, которые пренебрегают этим, теряют свою серьезность.
Следите за тем, чтобы вы были серьезны, когда делаете серьезную работу. Наблюдайте за тем, чтобы вы не осквернили святые вещи. В молодых людях, как и в других, я смотрю на серьезность и благоговение в поклонении Богу как на показатель серьезного ума и надежное предзнаменование серьезной жизни. У других противоположные действия указывают на то, что суета разума у них разгорается и крепнет, что даже невозможно удержать ее от непристойности. Действительно распущен тот, кто впадает «во всякое зло среди собрания и общества» (Прит. 5:14).
Величие Бога, с Которым вы имеете дело, и важность вашего дела, с которым вы приходите к Нему, когда поклоняетесь Ему, должно привести вас в благоговение и сделать серьезными.
Имейте это в виду во всех ваших религиозных занятиях, чтобы через них вы стали еще более серьезными. Для того чтобы впечатления от других святых занятий были глубже и укрепились быстрей, позвольте мне посоветовать целомудренным молодым людям своевременно принимать участие в Вечере Господней.
Позвольте мне настоять на этом не только как на обязанности, которую они должны Христу, но и как на том, что принесет большую пользу им самим, укрепляя сердца в верности Господу. Те, которые избегают участия в преломлении хлеба (причастии), делают это либо потому, что они знают, что они не целомудренны, либо потому, что они не настроены оставаться таковыми. Но ни один из таковых не признает ни одну из этих причин своей. Так не медлите же более, чтобы соединиться с Господом посредством этой самой святой и значимой связи в вечном завете, который никогда не будет забыт.
Нравится ли вам это здравое и серьезное дело, о котором вы читали в этом поучении? Находились вы в это время, как в своей стихии, или же — как рыба, выброшенная на сушу? Приняли ли вы слова этого увещевания и приветствовали ли вы их? Оставлю ли я теперь вас, как принявших решение в силе благодати Божьей о том, что сейчас, в дни вашей молодости, вы будете целомудренными? Если это так, то пусть Господь хранит это всегда в вашем сердце и через начертание в нем закона целомудрия да устроит ваш путь перед Ним!
[1] Употребляемое в Синодальном переводе Библии слово «целомудрие» в русском языке имеет два значения: 1) девственность; 2) строгая нравственность, чистота. Греческое слово «софрон» означает не только «целомудренный» в смысле «сохраняющий себя в девственной чистоте», но также «благоразумный», «рассудительный», «сдержанный», «скромный».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|