|
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ «КОММУНИКАЦИЯ» И «ОБЩЕНИЕ». СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ. МЕХАНИЗМЫ ПЕРЦЕПЦИИ
Для понимания особенностей личностных коммуникаций необходимо знать, что такое общение, каковы его основные стороны и функции, что такое истинное, диалогическое, а не поверхностное общение, каковы факторы эффективной межличностной коммуникации.
Содержание понятий «общение» и «коммуникация» близки, но не тождественны. Существуют три точки зрения о соотношении этих понятий. 1. Они тождественны, на чем настаивают лингвисты при рассмотрении этимологии слов «общение» и «коммуникация» и их значений в разных языках. 2. Общение шире социальной коммуникации, что утверждают многие психологи и культурологи. Основная категория отечественной социальной психологии – «общение», понимаемое в единстве с деятельностью. Б.Д. Парыгин выделил следующие параметры процесса общения: а) психический контакт, возникающий между индивидами и реализующийся в процессе их взаимного восприятия друг друга; б) обмен информацией посредством вербального и невербального общения; в) взаимодействие и взаимовлияние друг на друга (Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории. М., 1971. С. 221). По мнению философа и культуролога М.С. Кагана, общение имеет и практический, материальный, и духовный, информационный характер, тогда как коммуникация – это чисто информационный процесс, т.е. передача сообщений. Подлинное общение – это именно субъект-субъектная связь, при которой «нет отправителя и получателя сообщений, а есть собеседники, соучастники общего дела». Процесс общения, в отличие от коммуникации, носит двунаправленный характер. Коммуникация – монологична, общение – диалогично. Подлинное общение – это Я + Ты = Мы; недаром этимология русского слова «общение» раскрывается через термин «ОБЩЪ» – вместе, совместно (Каган М.С.Мир общения. М., 1998. С. 143-146). 3. Понятие «коммуникация» шире общения: наряду с массовыми и персонифицированными формами оно включает и технические аспекты, и обмен информацией в обществе в целом и в его подсистемах. Особой является позиция А.В.Соколова, который считает общение формой коммуникативной деятельности (Основы теории коммуникации/под ред. М.А. Василика. М., 2003. С. 24-27).
Общение– это форма взаимодействия субъектов, которая изначально мотивируется их стремлением выявить психологические качества друг друга. Это процесс связи людей в различных формах их совместной деятельности: общается всегда «деятельный человек». Общение – сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, деятельностью. Это переживаемая реальность, персонификация общественных отношений. Без коммуникации (общения) не может быть личного опыта. Общение – это и условие появления человека, и решающий фактор возникновения языка и речи, и источник информации, и фактор детерминации человеческого поведения. Общение выступает также средством передачи форм культуры и общественного опыта.
Понятие «общение» является одним из основных в психологии. Оно было объектом исследования в рамках различных школ и направлений психологического знания задолго до возникновения самостоятельной науки о коммуникациях – теории коммуникации (коммуникологии). Понятие «межличностная коммуникация» появилось в научном дискурсе в 1950-х гг. XX в. для обозначения интеракционного процесса между двумя людьми, в котором происходит обмен информацией, возникают отношения, происходит взаимный поиск значений (Яковлев И.П.Ключи к общению. СПб., 2006. С. 88). Рассматривая межличностную коммуникацию, можно говорить о межличностном общении, которое имеет коммуникативную, информационную, когнитивную, эмотивную, конативную, креативную и другие функции.
По мнению ведущих российских социальных психологов, структура общениявключает три взаимосвязанные функции: 1) коммуникативную – обмен информацией между общающимися); 2)интерактивную – обмен не только знаниями и идеями, но и действиями; поведенческий компонент общения; 3) перцептивную (от лат. perceptio – восприятие) – процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания (Андреева Г.М.Социальная психология: учебник. 5-е изд. М., 2002. С. 81 и др.). Коммуникативная, интерактивная и перцептивная функции общения неотделимы друг от друга. Коммуникативная функция раскрывается в вербальном и невербальном языке, включает «тезаурус» субъектов общения, кодирование и декодирование сообщения. Интерактивная – это статусы и роли, стили поведения, мотивы поведения, формы конфликтного поведения и выхода из конфликта. Перцептивная функция общения включает такие механизмы межличностного восприятия, как рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, стереотипизация.
Рефлексия(от лат. reflexio – отражение, обращение назад) – механизм самопознания в процессе общения, способность человека представить, как он воспринимается другими. Рефлексию изучали Ч.Х. Кули, Т. Ньюкомб и др.
Идентификация(от лат. identificare – отождествлять) – это способ познания другого, при котором осуществляется сравнение и сопоставление внутренних состояний партнеров, попытка поставить себя на место партнера по общению. Механизмы идентификации открыли Э. Эриксон и 3. Фрейд. Эмпатия(от греч. empatheia – сопереживание) – эмоциональное вчувствование или сопереживание другому; через эмпатию люди познают внутреннее состояние других. Механизмы эмпатии изучали психологи Э. Титченер, Э. Клиффорд, Т. Липпс и др. Различаютэмоциональную эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания, когнитивную эмпатию, базирующуюся на интеллектуальных процессах аналогии, сравнения, и предикативнуюэмпатию, проявляющуюся как способность предсказать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях. Аттракция(от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – форма познания другого, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В этом случае возникают симпатия, привязанность, дружеские или более глубокие интимно-личностные отношения. Аттракцию изучали представители бихевиоризма и когнитивной психологии. Уровни аттракции, диапазон привлекательности включает такие отношения, как: люблю – очень нравится – нравится – нейтральное отношение – не нравится – очень не нравится – ненавижу. Каузальная атрибуция(от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – механизм интерпретации мотивов и причин поступков другого человека, который заключается в стремлении понять именно причины его поведения. Этот механизм восприятия изучал Ф. Хайдер.
На восприятие в процессе общения большое внимание оказывает стереотипизация. Стереотип (от греч. stereos – твердый и typos – отпечаток) – это относительно устойчивый упрошенный образ социального объекта, складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе (Шевачдрин И.И.Социальная психология в образовании: учеб. пособие. Ч. 1. М., 1995. С. 116, 117; Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях: учеб. пособие. СПб., 2003. С. 85; Психология: словарь/под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990. С. 30, 31, 130, 340, 384, 463).
Феномен стереотипа как упрощенного, заранее принятого представления, навязываемого СМК и СМИ, описал в 1922 г. американский журналист Уолтер Липпман (1889–1974). Не имея специального образования, он изучал стереотипы как средства формирования общественного мнения посредством пропаганды, консультировал имиджмейкеров двенадцати будущих президентов США (Lippmann W.Public Opinion. N. Y., 1922. Ch. 1). По его мнению, «журналисты создают картинку в голове», используя стереотипы как код, упрощающий действительность. Если формирование имиджа предполагает целенаправленное «выстраивание» и «создание» особенностей предмета или субъекта, которые ему не присущи, то стереотипизация нивелирует эти особенности и сводит объект к готовым, известным, упрощенным, клишированным формам. Для человека, усвоившего стереотипы своей группы, в том числе этнической, в межкультурной и этнокультурной коммуникациях стереотипы выполняют функцию упрощения и «сокращения» процесса восприятия другого человека. Стереотипы используются при оценке групповой национальной, субкультурной или профессиональной принадлежности человека. Наиболее болезненными стереотипами являются негативные гетеростереотипы – этнические стереотипы о других этносах, например: «все русские пьют».
Таким образом, универсальные психологические механизмы перцепции обеспечивают процесс познания и понимания людьми друг друга (идентификация, эмпатия, аттракция), познание самого себя в общении (рефлексия) и позволяют прогнозировать поведение партнера по общению (каузальная атрибуция). Экспериментальные исследования в социальной психологии выявили проблему эффектов межличностного восприятия: эффект первого впечатления (установки), при котором воспринимается прежде всего рост, цвет глаз, цвет волос, мимика, нос, особенности телосложения, эффект ореола, эффект первичности и новизны, эффект последовательности восприятия, селективность (избирательность) восприятия, эффект стереотипизации (Андреева Г.М.Социальная психология. М., 2002. С. 125–128; Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003. С. 246–257).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|