Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧЕМУ ПОСВЯЩЕНЫ ФИЛОСОФСКИЕ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ, СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ?





Философские и культурологические теории внутриличностной и межличностной коммуникациирассматривают глубинные проблемы общения, смысла жизни, «самости», творчества, картины мира, души, духовности, субъекта, архетипов, «Другого», «Я – не-Я», самопознания, телесности, судьбы, жертвенности, диалога, «услышанности», ценностных ориентации личности и др. (Исупов К.Г.Я//Культурология: энциклопедия. Т. 2./ред. и автор проекта С.Я. Левит. М., 2007. С. 1049, 1050; Мартынов В.Ф. Культурология: теория культуры: учеб. пособие. Минск, 2008; Культурология: учеб. пособие/под ред. А.С. Неверова. 4-е изд. Минск, 2008). Духовная структура личности может рассматриваться в системе следующих оппозиций: душа – тело, разум – сердце, вера – сомнение, любовь к ближнему (милосердие) – эгоизм, надежда – отчаяние, свобода – ответственность, общение – обособление, гордость – смирение, грех (вина) – покаяние, бессилие – всевластие, мужское – женское, наивность – мудрость и т.д. (Ксенофонтов В.И.Философия человека, учеб. пособие. СПб., 2008. С. 33, 75) В человеческом обществе коммуникация предполагает «услышанность» и отвесность, т.е. диалогические отношения. Философскую модель диалогической коммуникации рассматривал Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975), в которой человек ведет нескончаемый диалог с другими людьми, с самим собой и с «Третьим», понимающим, «высшим нададресатом» – Богом, абсолютной истиной, совестью, народом, судомистории (Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества/сост. С.Г. Бочаров. 2-е изд. М.,1986. С. 320-325).



Среди философских теорий, объясняющих личностные коммуникации, следует назвать философию персонализма. В персоналистической коммуникации личность – это не объект, не социальные роли и не функции индивида (как отправителя и (или) получателя сообщений). Основной идеей персонализма является идея существования свободной творческой персоны(личности) как безоговорочной ценности. Личность (персону) в различных версиях персонализма характеризуют следующие взаимосвязанные взаимодействия: экстериоризация(самоосуществление вовне); интериоризация (внутренняя сосредоточенность, духовный мир индивида); трансценденция (этот тип взаимодействия нацелен на высшие, божественные Ценности – истину, красоту, благо).



Констатируя духовный, нравственный и ценностный кризис общества массового потребления, а также развитие идеи «раздробленности» человека в постмодернистской философии, культурологи и философы сегодня с тревогой пишут о невероятных трансформациях культурного бытия человека и прогнозируют появление нового «антропологического персонажа». Сценарий первый: нескончаемое удовлетворение полового инстинкта человека как самого сексуального создания на земле, чему способствуют рекламные кампании фармацевтических средств, не только «разводит» функции полового наслаждения и продления биологического вида, но и может уничтожить культуру. Культура – продукт сублимационных процессов.

Сценарий второй: радио и телевидение могут преобразовать психический мир человека и его природу до такой степени, что люди, живущие фантомными переживаниями в мире фантазий и виртуальных телевизионных образов и персонажей, утратят способность отличить подлинное бытие от вымысла.

Сценарий третий: превращение человека в киборга, перспектива замены важнейших органов человеческого тела на «биомеханические» (Гуревич П.С.Феномен деантропологизации человека//Вопросы философии. 2009. № 3. С. 23-25). Все эти печальные сценарии «деантропологизации человека» так или иначе связаны с новыми коммуникационными и медийными технологиями.

Социологические концепции личности рассматривают личность прежде всего как социальное существо. Они исследуют совокупность социально значимых типических свойств и качеств личности, благодаря которым она включена в систему общественных отношений, деятельности и общения: роли и статусы, принадлежность к социальным группам и общностям, формы социальной активности, одобряемое и девиантное (отклоняющееся от признанных в обществе норм) поведение, социальные факторы и условия социализации личности, потребности, интересы, ценности, нравственные убеждения, социальные нормы и т.д.



В социологии наиболее известны модели структуры ценностей, разработанные М. Рокичем и Ш. Шварцем. Рокич противопоставлял ценности-цели и ценности-средства и выделял терминальные и инструментальные ценности (Смирнов П.И.Социология личности: учеб. пособие. СПб., 2001. С. 52). Ш. Шварц выявил три основные оси измерения ценностей культуры: автономия (интеллектуальная и аффективная) – включенность; равенство – иерархия; гармония – овладение (Карандашев В.Н.Концепция ценностей культуры Ш. Шварца//Вопросы психологии. 2009. № 1. С. 84, 85).

В социологии в традиции немецкого социолога Георга Зиммеля (1858–1918) различают направленность социального действия личности: действие «для себя», «для другого», «с другим» или «против другого». Важным для понимания факторов, механизмов и эффективности внутриличностной и межличностной коммуникации является структура личности, разработанная ведущими российскими социологами Ю.А. Левадой, В.А. Ядовым, Г.В. Осиповым. Структура личности состоит из внутреннего среза – ее сознания (памяти, потребностей, интересов, целей, мотивов, ожиданий, ценностных ориентации, установок, убеждений) и внешнего среза – деятельности, или поведения в различных сферах (трудовой, познавательной, образовательной, бытовой, семейной, общественно-политической, рекреативной и свободного времени, во взаимодействии и общении), что в совокупности дает возможность понять образ жизни личности. Таким образом, структура личности – это две ее подсистемы: внутренний мир – мир сознания – и внешний мир – мир поведения, деятельности, взаимодействия, интеракций, межличностных коммуникаций (Зборовский Г.Е., Орлов Г.П.Социология: учебник. М., 1995. С. 285, 294).

Проблемы внутри-и межличностных коммуникаций человека как «существа коммуницирующего», феноменология общения рассматривались как в истории психологии, так и в теориях социализации личности. Рациональное Я разработал швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) на основе изучения этапов развития когнитивных способностей ребенка. Моральное Яисследовал американский психолог Лоренц Колберг, по мнению которого в развитии личности можно выделить стадию понимания (способность к познанию) и стадию переживания добра и зла, связанную со способностью к переживанию чувств другого, с нравственным сознанием, собственным этическим чувством. Механизмы идентификации и понятие идентичности, важные для понимания Я-концепции личности, исследовали 3. Фрейд и Э. Эриксон (Свенцицкий А.Л.Социальная психология: учебник. М., 2003. С. 101–105).Я-концепция личности свидетельствует о том, насколько реально отношение человека к собственной персоне определяет ее поведение. В самом общем виде принято выделять две формы Я-концепции: реальную и идеальную. Реальная Я-концепция – это не значит реалистичная: главное здесь – представление личности о себе, о том, какой я есть. Идеальная же Я-концепция – это представление о себе в соответствии с желаниями (каким бы я хотел быть) (Реан А.А.Психология личности. Социализация. Поведение. Общение. М., 2007. С. 56).

Теорию «зеркального Я» разработал социолог и социальный психолог Ч.Х. Кули, согласно которой образ «Я» формируется только в результате социального взаимодействия с другими, в процессе которого человек как в зеркале видит то, как его видят другие, и «присваивает» себе «представления о себе других». Актуальными теориями, объясняющими процессы межличностных коммуникаций и формирование именно социального в личности, являются теории интеракционизма и символического интеракционизма (см. главу 7).

Психологические теории личностных коммуникаций акцентируют внимание на сознательных и бессознательных компонентах психики, на психических процессах, детерминирующих процессы общения: ощущениях, чувствах, эмоциях, процессах мышления и памяти, типах характера, волевых качествах, темпераменте, способностях, переживаниях стыда и вины, самореализации, агрессии, механизмах восприятия себя и партнера в общении и др.

Неосознаваемое Я открыл австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939). В структуре личности он выделял Ид (Оно) – сферу бессознательного, главными регуляторами и принципами которого являются удовольствие и страх, Я (Эго) – рациональный, сознательный компонент Я, и Сверх-Я, или Суперэго,– социальная сфера одобряемых обществом, родителями норм, традиций, культуры, поведения, внутренним цензором которого является совесть. Впечатления раннего детства, полученные в семье, оказывают решающее влияние на формирование характера человека.

Фрейд и его дочь Анна Фрейд (1895–1982), специалист по детской сексуальности, предложили механизмы психологической защиты, «способы, которыми душа защищает себя от внутренних и внешних напряжений», помогающие человеку справиться с волнением в повседневном общении. Репрессия(подавление) – «удаление чего-то из сознания и удержание на расстоянии от сознания». Репрессия удаляет потенциально вызывающие тревожность события, идею из сознания. Этот механизм защиты также называют вытеснением,или мотивированным забыванием, сублимацией – замещением цели, переводом психической энергии (libido) в иные сферы деятельности – творчество, спорт и т.п. Рационализация –поиск удобных причин, объяснение своих поступков чувством собственного достоинства. Проекция– наделение других собственными чувствами, приписывание другому человеку качеств, чувств или намерений, которые исходят от самого приписывающего, нахождение приемлемых причин или оснований для неприемлемых мыслей или действий, оправдание нашего поведения, когда в действительности наши действия неправильны; иногда – возложение вины на другого. Это механизм защиты, посредством которого аспекты личности перемещаются изнутри индивидуума на внешнее окружение. Регрессия– это возвращение на более ранний уровень развития или к более простому способу выражения, который более всего свойствен детям. Это возвращение к детским формам защиты – плачу, жалобам и т.д. При этом тревожность ослабляется посредством ухода от реалистического мышления в поведение, которое в более ранние годы уменьшало тревожность. Отрицание,обособление – попытка не принимать в качестве реальности событие, которое беспокоит Эго, отказ от проблемы, нежелание думать о возможных ее последствиях. Изоляция– это отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Реактивные образования– этот механизм подменяет поведение или чувствование таким, которое диаметрально противоположно действительному желанию (Фрейд 3.Психология бессознательного. М., 1989; Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992; Фрейд А. Это и механизмы зашиты. М., 2003; Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия. Самара, 2008. С. 89-94). Таким образом, по Фрейду, «защита избегает реальности (репрессия), исключает реальность (отрицание), переопределяет реальность (рационализация) или обращает реальность (реактивные образования). Защита помещает внутреннее чувство во внешний мир (проекция), разделяет реальность (изоляция) или уходит от реальности (регрессия). В каждом случае либидозная энергия, необходимая для поддержания защиты, существенно ограничивает подвижность и силу Эго» (Психология личности. Т. 1. Зарубежная психология. Хрестоматия. Самара, 2008. С. 94).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.