Сделай Сам Свою Работу на 5

ВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ: ГОВОРЕНИЕ, СЛУШАНИЕ, ПИСЬМО, ЧТЕНИЕ





Вербальная,или речевая (verbalis – устный), коммуникация – это общение с помощью слов. Речевая (вербальная) коммуникация – это не только устная речь, говорение, как часто неверно отвечают на этот вопрос студенты. Видами речевой деятельности являются говорение (отправление речевых акустических речевых, несущих информацию; порождение устной речи), слушание,или аудирование (восприятие речи, речевых акустических сигналов и их понимание), письмо (процесс порождения текста, зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов) ичтение (процесс восприятия текста, расшифровка графических знаков и понимание их значений). Соотношение устной и письменной форм речевой коммуникации представлено на рис. 3.1 (Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. 5-е изд./З.С. Смелкова, Л.В. Ассуирова, М.Р. Савова, О.А. Сальникова. М., 2007. С. 60).

 

 

Основная цель речевого общения (коммуникации) – обмен информацией, восприятие смысла высказывания. Простейшая модель речевой коммуникации: отправитель – сообщение – получатель, кодирование и декодирование информации.

Швейцарский лингвист Фердинанд де Соссюр различал речь (parole) и язык (language). Речь материальна (мы ее слышим или воспринимаем визуально – письменная речь), линейна (горизонтальная последовательность слов), отнесена к объектам действительности (может быть истинной или ложной), конкретна, вариативна, отражает опыт индивида, субъективна и произвольна, ситуативно обусловлена, динамична (развертывается во времени и пространстве). Речь – это результат использования языка при индивидуальном говорении. Язык абстрактен, имеет уровневую организацию, независим от обстановки, отражает опыт коллектика. Язык – это прежде всего система знаков, он социален и конвенционален (Введенская Л.А., Червинский П.П.Теория и практика русской речи. Трудные темы. 2-е изд. СПб., 2005. С. 37, 38). Основными функциями речи являются следующие: информационная – передача информации, сообщения;агитационная – побуждение, призыв, просьба; эмотивная – выражение чувств, эмоций. Кроме основных, существуют такие функции речи, как обобщение (мышление осуществляется через речь), поэтическая, или эстетическая (реализуется в художественной литературе), номонативная (наименование понятий), коммуникативная (передача информации, общение).





Сегодня в рекламных кампаниях активно используется технология создания образов посредством слов: например, в весьма успешной рекламной кампании сигарет Marlboro на безупречных по качеству фотографиях мужественного ковбоя, укрощающего Дикий Запад, на фоне живописных, величественных пейзажей была надпись: думай о Marlboro (Маркони Д. PR: полное руководство. М., 2006. С. 85).

Для успешной речевой коммуникации, без которой невозможно представить квалифицированного специалиста по общественным связям, необходимо исключить из лексики (словарного состава) не только слова-инвективы (оскорбления), но и слова-паразиты (например, как бы), историзмы и архаизмы (слова, вышедшие из активного употребления: городничий вместо полицейский, отрок вместо юноша), неологизмы (судьбоносный), варваризмы (неуместное использование иностранных слов: анонс вместо объявления). Культура речи предполагает ее ясность, логичность, доступность, чистоту, выразительность, правильность (произношение, ударение, грамматика), точность высказывания, разнообразие средств выражения, эстетичность, уместность.

По количеству участников речевая коммуникация подразделяется на монолог (речь одного человека), диалог (диалоговую коммуникацию) (актуальное взаимодействие, речь двух людей, когда оба партнеры равны, реплика сменяется ответной фразой и происходит постоянная смена ролей) и полилог (речь нескольких людей). Монологичность – это в большей степени качество письменной речи. В диалоге важна открытая коммуникативная позиция – это высказывание вслух и явно демонстрируемые в поведении цели коммуникатора. Стратегия ведения позитивного диалога зависит от желания реципиента говорить на заданную тему с данным коммуникатором, от понимания интересов, состояний и целей реципиента, от используемых аргументов и фактов, от нацеленности на принятие совместного решения. В отличие от более эффективного подготовленного диалога неподготовленный диалог носит вероятностный, случайный характер, при котором достижение цели зависит от многих случайных переменных (Снетков В.М.Психология коммуникации в организациях: учеб. пособие. СПб., 2000. С. 23, 61, 78, 80).



Выделяют также информационный диалог (между партнерами существует разрыв знаний: мы говорим «интересный собеседник», когда кто-то знает больше, и мы узнаем новую информацию) и интерпретационный диалог (знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию).

В зависимости от целей и контекста диалог бывает бытовой (разговор друзей), профессиональный (научные дебаты) и деловой (собеседование, интервью, переговоры, деловая беседа) (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация: учебник. М., 2001. С. 7, 8, 13, 14, 27-29, 35-38, 131, 135; Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Л., 1990. С. 105).

По мнению Поля Сопера, главное условие успешной публичной речи – это общение; она должна обладать качествами хорошего собеседования, т.е. учитывать особенности аудитории, иметь обратную связь с ней (вопросы, записки оратору). Красноречие требует тщательной подготовки, которая начинается с выбора темы, подбора материала, составления конспекта и его тезисов, плана речи, продумывания убедительных доводов (Сапер П.Основы искусства речи. 2-е изд. М., 1992. С. 9–11). Оратор должен помнить о своем внешнем облике и невербалике (вокалике, кинесике, проксемике), заботиться о технических средствах, включая микрофон, который иногда искажает речь, что пугает начинающего оратора. Даже очень опытный оратор на одну минуту речи затрачивает почти двадцать минут ее подготовки. Цели публичной речи могут быть разные: информационная, развлекательная, воодушевляющая, убеждающая, учебная, биографическая, агитационная (призывающая к действию), речь-инструкция. Речь должна иметь вступление, связь с предыдущей темой, план, основную часть, логичность, цельность и связность, грамматическую правильность, образность, аргументы, сравнения, примеры, статистические данные, наглядные пособия, технические средства, уместные ссылки на авторитеты, оригинальные идеи, обобщения, выводы, удачную концовку. В публичной речи необходимо учитывать регламент – установленное количество времени. Чтобы избежать волнение, начинающий оратор обязательно должен иметь тезисы конспекта своей речи.

Важную роль для эффективных повседневных и деловых коммуникаций играет слушание. По мнению И. Атватера, есть критическое слушание – критическое осмысление получаемой информации (иногда предвзятое), эмпатическое слушание – в чувствование в психологическое состояние говорящего, слушание-сопереживание, нерефлексивное слушание – умение слушать партнера, не перебивая его (полезно с начальником и с партнером, которому трудно высказаться, который нуждается в одобрении, который хочет «выговориться»; рефлексивное слушание (от лат. reflexio – отражение: размышление, самоанализ) – использование словесных форм, подтверждающих понимание партнера: перефразирования, резюмирования, подтверждения,расспрашивания) (Атватер И.«Я вас слушаю». М., 1984). «Слышать» (обладать слуховой способностью) и «слушать» (процесс осознанного понимания) – разные понятия. Существуют принципы эффективного слушания, главными из которых являются внимательность, способность к пониманию и запоминанию, интерес, мотивация, эмоциональное состояние слушателей, умение анализировать содержание речи, а не манеры ее изложения, умение концентрироваться и находить интерес в предмете беседы, отсутствие предубеждения к говорящему и др. (Гойхман О.Я., Надеина Т.М.Речевая коммуникация. М., 2001. С. 80–85).

Чтение– рецептивный вид речевой деятельности, связанный со зрительным восприятием речевых сообщений. Средний темп, скорость чтения – 250 слов в минуту. Скорость чтения у студентов первого курса – очень медленная, она составляет 50–120 слов в минуту.

Основными способами чтения являются следующие: изучающее, аналитическое, или углубленное (анализ и оценка текста и его деталей, полное и адекватное понимание информации);просмотровое, или ознакомительное (общее знакомство с содержанием текста); чтение-просмотр (читаются оглавление и предисловие книги); сканирование (быстрый просмотр и поиск фамилии, факта, термина), быстрое (оно требует специальной подготовки, отличается высокой скоростью чтения – 450–650 слов в минуту и высоким качеством усвоения прочитанного). Самостоятельным подвидом аналитического чтения можно считать поисковое чтение – чтение с нахождением конкретной, нужной в данный момент информации. Студентам и аспирантам при выборе книги в библиотеке, при сомнении в целесообразности ее покупки полезно знать «алгоритм» чтения, который включает: наименование источника (Н); автора (А); выходные данные: год издания, издательство, номер периодического издания, дату опубликования (В); основное содержание, главные идеи м проблемы (О); фактографические данные: факты, имена собственные, даты (Ф); критическую оценку новизны материала (К); возможность использования на практике (П) (Там же. С. 41, 46, 48, 57; Смелкова З.С., Ассуирова Л.В., Савова М.Р., Сальникова О.А.Риторические основы журналистики. М., 2007. С. 76).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.