Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка перспектив развития Российской экономики в условиях глобальной экономической нестабильности и международных финансовых санкций





 

 

Внешние финансовые условия, как ожидается, будут оставаться сдерживающими. В результате введенных в отношении России финансовых санкций доступ компаний и банков на мировые рынки капитала будет существенно ограничен. Кроме того, в ближайшие годы все больше центральных банков развитых стран будут переходить к нормализации денежно-кредитной политики, что будет способствовать росту процентных ставок на внешних рынках и росту стоимости заимствований для развивающихся стран. Наиболее сильным сдерживающее влияние внешних финансовых условий будет в 2015 г., в дальнейшем ожидается постепенное улучшение ситуации по мере диверсификации источников привлечения финансовых средств с международных рынков.

Следует отметить, что действие ограничений для роста российской экономики со стороны мировых рынков капитала будет более продолжительным по сравнению с кризисом 2008 – 2009 гг., когда снижение степени неприятия риска международными инвесторами обусловили восстановление притока портфельных инвестиций на российский финансовый рыноки возможности по наращиванию совокупного внешнего долга уже во второй половине 2009 года.



Опосредованное влияние ухудшения условий торговли в совокупности с повышенной внешнеэкономической неопределенностью и в значительной степени закрытыми мировыми рынками капитала отразится в сохранении негативных настроений экономических агентов в течение продолжительного времени, что будет ограничивать инвестиционную и потребительскую активность. Сдерживать рост экономики также будут необходимость погашения внешнего долга и ужесточение внутренних ценовых и неценовых условий кредитования (годовые темпы прироста объема кредитования экономики в 2015-2016 гг. составят 2-9%)[13, с.26].

Данные факторы будут оказывать негативное воздействие на темпы роста экономики в течение продолжительного периода времени, в результате чего ВВП снизится на 3,5-4,0% в 2015 г. и на 1,0-1,6% в 2016 году. Ожидается, что их сдерживающее влияние начнет ослабевать уже во второй половине 2016 года. Одновременно рост цен на нефть до уровней, обусловленных фундаментальным соотношением спроса и предложения на мировых товарных рынках, развитие процессов импортозамещения, увеличение объемов экспорта (в том числе ненефтегазового), выход на азиатские рынки капитала и постепенное смягчение внутренних условий заимствования (ожидается повышение годовых темпов прироста кредитных агрегатов и денежной массы до 20 – 25%) обеспечат восстановительный рост экономики в 2017 году.



По оценкам, темп прироста ВВП в 2017 г. может достичь 5,5 – 6,3%.

Таким образом, как ожидается, период отрицательных темпов роста станет более затяжным, чем в кризис 2008 – 2009 гг., а восстановление более быстрым и будет в первую очередь обусловлено внутренними факторами [7, с.29].

Бюджетная политика, по оценкам Банка России, будет оказывать поддержку экономическому росту. В 2015 – 2016 гг. ожидается положительное влияние на совокупный спрос со стороны сектора государственного управления даже с учетом возможной корректировки бюджетных расходов на региональном уровне в 2015 г., в частности благодаря предполагаемому дополнительному эффекту инвестирования части средств Фонда национального благосостояния.

В 2015 г. основной отрицательный вклад в темпы роста ВВП будет вносить валовое накопление (за счет сокращения как инвестиций в основной капитал, так и запасов материальных оборотных средств). Масштабы падения валового накопления будут сопоставимы с предыдущим кризисным периодом. Наряду с указанными выше факторами, ограничивающими экономическую активность, рост инвестиций будет сдерживать остановка ряда инвестиционных проектов, зависящих от зарубежных технологий. В положительную область темпы роста инвестиций в основной капитал выйдут в 2017 году.



Ожидаемое сохранение цен на нефть в течение продолжительного периода времени на более низком уровне по сравнению с наблюдавшимся в предыдущие годы и длительная инвестиционная пауза создают предпосылки для постепенного снижения темпов потенциального роста российской экономики с уровня около 2% до значений, близких к нулю, в 2015 г. и начале 2016 года. В дальнейшем прогнозируется их восстановление до уровня около 1%.

Влияние введенных в отношении России финансовых санкций сохранится на протяжении большей части рассматриваемого периода и будет по прежнему оказывать сильное влияние на динамику иностранных активов и обязательств банков и прочих секторов. Затрудненный доступ к внешним источникам кредитования приведет к тому, что в отличие от прошлых лет компании не смогут рефинансировать значительную долю внешней задолженности, подлежащей погашению в 2015 – 2017 годах.

По оценкам, объем платежей частного сектора по внешнему долгу с учетом процентных выплат в 2015 г. составит порядка 120 млрд долл. США, на банковский сектор приходится 35%, остальное – на платежи нефинансового сектора. Учитывая, что часть долга, вероятно, будет успешно рефинансирована на внешних рынках, а некоторая доля приходится на долги резидентов перед нерезидентами, входящими в одну группу компаний (внутригрупповые кредиты и займы), задолженность, подлежащая погашению, может составить в 2015 г. порядка 65 млрд долл. США. В 2016 – 2017 гг. объем погашения будет постепенно сокращаться по мере снижения общего объема задолженности и нахождения альтернативных источников финансирования, однако останется значительным[42].

Вынужденное сокращение внешнего долга (традиционно резиденты склонны наращивать нетто-объем внешних обязательств) станет в 2015 – 2017 гг. основным компонентом оттока капитала. Погашения могут быть произведены резидентами как за счет буфера из накопленных ликвидных валютных активов и текущих поступлений от внешнеторговой деятельности, так и за счет операций Банка России по предоставлению банкам валютной ликвидности, которые будут носить возвратный характер.

Кроме того, в условиях сохранения санкций и прогнозируемого снижения темпов экономического роста спрос нерезидентов на прямые и портфельные инвестиции в российскую экономику будет невысок, прогноз притока средств по этим статьям в 2015 г. составляет менее трети от уровней 2014 года. В то же время ухудшение финансового состояния российских компаний приведет к снижению оттока капитала в виде инвестиций в зарубежные активы, прежде всего в форме прямых инвестиций за рубеж, что частично компенсирует сокращение инвестиций нерезидентов в российские активы. В результате чистый отток капитала прогнозируется на уровне порядка 110 млрд долл. США в 2015 г. и по 80 – 90 млрд долл. США в 2016 – 2017 годах.

В 2015 году опережающими темпами продолжат расти цены на продовольственные товары, при этом основной рост будет приходиться на первое полугодие. В структуре товарооборота доля импорта остается высокой, особенно в межсезонный период до начала нового сельскохозяйственного года. Также на удорожание продуктов будут влиять цены на экспортно ориентированные сельскохозяйственные товары, ориентированные на мировые цены. В связи с этим товарные рынки будут находиться в состоянии разбалансированности, в том числе из-за регулярных изменений ценовых пропорций между отдельными товарными группами.

Данные факторы будут влиять на удорожание продуктов, прежде всего социально значимых, низко эластичных к спросу, в связи с чем динамика цен будет опережать инфляцию. Вместе с тем в первом полугодии ежемесячная динамика продовольственной инфляции начнет замедляться в связи усилением спросовых ограничений при снижении покупательной способности населения. Во втором полугодии рост цен на продукты существенно замедлится, особенно с началом массированного поступления продукции нового урожая и увеличения предложения более дешевой отечественной продукции вследствие импортозамещения. На непродовольственные товары в начале года рост цен также будет высоким вследствие влияния предшествующего ослабления курса рубля, учитывая значительные временные лаги, в том числе из-за специфики сезонности потребления в связи с высокой импортозависимостью. Однако за 2015 год рост цен в данной группе товаров будет ниже, чем на продукты под сильным давлением снижения платежеспособности населения. При этом в течение года произойдет изменение структуры импорта в пользу дешевых товаров эконом класса.

На рыночные услуги, оказываемые населению, рост цен в 2015 году будет отставать от инфляции вследствие снижения платежеспособности населения и наиболее сильной реакции данного сектора на эти ограничения. Влияние курсовой динамики на темпы роста цен в данном секторе потребительского рынка существенно слабее, чем на товары.

Предельные параметры роста регулируемых тарифов, оказываемые для населения и для остальных категорий потребителей организациями инфраструктурного сектора, устанавливаемых на федеральном уровне (газ, электроэнергия, тепловая энергия, водоснабжение и водоотведение), сохраняются в размерах, определенных в сентябре бюджетным вариантом прогноза на 2015 год. На регулируемые тарифы организаций ЖКХ в этих условиях рост будет ниже потребительской инфляции.

Сохранение параметров роста тарифов организаций инфраструктурного сектора на 2015 год, индексация которых определялась исходя из прогнозируемого в сентябре уровня инфляции на 2014 год (7,5 %), ниже фактической инфляции (11,4 процента). В текущих условиях индексация ниже предшествующей высокой инфляции, в основном из-за удорожания продуктов, будет снижать нагрузку на затраты потребителей и благоприятно влиять на экономическую динамику. Инфляция издержек в 2015 году, также как и в последние три года, и особенно в 2014 году, прогнозируется более низкой, чем на потребительском рынке. В промышленности инфляция в 2015 году будет ниже потребительской (в 2014 году – в 1,9 раза) вследствие спросовых ограничений, особенно на товары для инвестиционного сектора. На сырьевые товары, торгуемые на внешних рынках (металлы и другие товары первого передела), рост внутренних цен будет по-прежнему отставать от динамики ценравнодоходности с поставками на экспорт в силу высоких ограничений платежеспособности потребителей. В сильно импортозависимых производствах, особенно пищевых продуктов, рост цен будет выше вследствие значительного удорожания сырья, при этом прибыль будет снижаться [42].

Дефлятор инвестиций в основной капитал в 2015 году будет выше (8,9%) чем в 2014 году (4,8 % по оценке), что обусловлено ростом стоимости импортного оборудования из-за падения курса рубля, при этом доля импорта будет значительно сокращена. Отставание ценовой динамики в данном секторе от промышленности сохранится при низкой инвестиционной активности, однако оно будет меньше, чем в условиях отсутствия антикризисных мер [42].

.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Исходя из результатов проведенного исследования, коротко инфляцию можно определить как превышение номинальных (денежных) показателей над реальными вследствие снижения покупательной способности денег, вызванного стремлением экономических агентов к перераспределению общественного дохода в свою пользу.

В мировой экономической литературе обычно выделяются следующие общие для всех стран причины инфляции: рост государственного сектора и вмешательства государства в экономику; появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов, с другой; экономика становится все более сервисно ориентированной; широкое распространение получили механизмы индексирования доходов; рост открытости национальных экономик и расширение мирохозяйственных связей увеличивает опасность «импортируемой» инфляции, т.е. той, которая является следствием роста цен на зарубежные ресурсы и колебаний курсов валют; отсутствие должного контроля за денежной массой и неоправданная эмиссия бумажных денег; нерациональная структура экономики.

Инфляция ведет к нарушению процесса воспроизводства во всех звеньях - как в сфере производства, так и в сфере обращения. Вместе с тем инфляция не только подрывает экономический рост внутри страны, но и отрицательно воздействует на международные валютные отношения.

Во-первых, рост цен означает внутреннее обесценение валют, падение их покупательной способности. Обесценение валют порождает валютный демпинг, бросовый экспорт по ценам ниже мировых.

Во-вторых, инфляция повышает уровень мировых цен. Под воздействием инфляции цены на мировом рынке по темпам роста не только сравнялись с темпами роста внутренних цен, но и превзошли их, что эксперты МВФ связывают с ростом экспортных цен на нефть.

В-третьих, рост цен ослабляет конкурентоспособность экспортной продукции. Подрывая конкурентоспособность национального производства, инфляция тем самым усиливает рост внешнеторгового дефицита, затрудняет уравновешивание платежных балансов.

В-четвертых, неравномерность падения покупательной способности валют усиливает неэквивалентность валютных курсов, вызывает несоответствие между официальными и рыночными курсами валют, что чрезвычайно затрудняет стабилизацию валютных курсов, делает необходимым пересмотры курсовых соотношений. Однако каждое такое изменение (девальвация или ревальвация) не только не устраняло причин неустойчивости валютных курсов, но наоборот, еще больше углубляло и обостряло их, порождая множество новых противоречий.

Рассмотрев особенности инфляционных процессов в РФ, мы сделали вывод, что инфляция по-прежнему остается одной из самых острых экономических проблем современной России, которая требует тщательного изучения и анализа.

В результате введенных в отношении России финансовых санкций доступ компаний и банков на мировые рынки капитала будет существенно ограничен. Кроме того, в ближайшие годы все больше центральных банков развитых стран будут переходить к нормализации денежно-кредитной политики, что будет способствовать росту процентных ставок на внешних рынках и росту стоимости заимствований для развивающихся стран. Наиболее сильным сдерживающее влияние внешних финансовых условий будет в 2015 г., в дальнейшем ожидается постепенное улучшение ситуации по мере диверсификации источников привлечения финансовых средств с международных рынков.

От того, насколько быстрыми, качественными и эффективными окажутся меры государственной политики в данной области, зависит дальнейшее процветание нашей страны, а также ее конкурентоспособность на мировом уровне. Таким образом, для снижения уровня инфляции в стране до показателей ведущих мировых держав необходима грамотная денежно-кредитная и антиинфляционная политика государства.

В ближайшие годы перед Банком России стоит задача по постепенному снижению темпов роста потребительских цен. Целевые ориентиры для темпов роста индекса потребительских цен установлены на уровне 4,5% в 2015 году и 4,0% в 2016 году и определены с точностью до 0,5 процентного пункта. В рамках процесса перехода к режиму инфляционного таргетирования Банк России продолжит работу по повышению действенности процентного канала трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики – основного канала воздействия Банка России на экономику. Режим таргетирования также обеспечит подотчетность, информационную открытость и прозрачность деятельности Центрального Банка, что, в свою очередь, приведет к ценовой стабильности. В долгосрочном периоде возможен переход к полноценному таргетированию инфляции в условиях свободно плавающего обменного курса рубля.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.