Сделай Сам Свою Работу на 5

ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Франчайзинг (дословно — «льготное предпринимательство») — это форма партнерских связей и делового сотрудничества.

Франчайзинг — это форма продолжительною делового сотрудничества нескольких фирм, при котором компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи).

Суть этой формы в том, что головная, чаще всего крупная, авторитетная и достаточно известная потребителям компания заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании.

Франчайзер — это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы.

Франчайзи — это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера.

Для малых предприятий (только возникающих) эта форма удобна, так как у головной компании есть авторитет (имидж наработан), потребитель уже привык к торговой марке и на рекламу не нужно тратить денег.

Отношения франчайзинга

Франчайзер (головная компания) заключает договоры не с одним, а с несколькими малыми предприятиями (операторами) и таким образом создает разветвленную сеть торговых и промышленных предприятий, которые находятся в зависимости от него. Эта зависимость определена договором, по которому необходимо соблюдать все правила торговли или производства, вплоть до мелочей (униформа).

Но и франчайзер обязуется оказывать комплекс услуг — поставка оборудования, сырья, передача технологии, обучение персонала, услуги по бухучету.

Одновременно франчайзи получает и права на использование торговой марки, стандартов обслуживания, фирменного дизайна и деловой репутации.



Франшиза — это полная бизнес система, которую франчайзер продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчайзи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчайзи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзер сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчайзи. Франчайзер предоставляет необходимую поддержку, с тем чтобы франчайзи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

При этой форме предприятие-организатор обеспечивает своим партнерам (в основном малым предприятиям) лицензию на самостоятельное ведение хозяйственной деятельности, но под маркой предприятия-организатора.

Последний предоставляет свой опыт и технологию и берет на себя осуществление рекламы, поставок и контроля (например, предприятие быстрого обслуживания «Макдональдс»). При этом лицензиат франшизы (пользователь), оставаясь самостоятельным предпринимателем, за пользование франшизой платит лицензиару определенные договором сборы.

Помимо торговой марки, технологии, рекламы лицензиар франшизы в соответствии с договором может предоставлятьфинансовые ресурсы (как кредит), оборудование (в основном на условиях лизинга) и оказывать другие услуги (подготовка персонала, повышение его квалификации, консультирование и т.д.).

В самом общем смысле под франчайзингом понимают способ сбыта товаров и услуг, развитие и завоевание рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств малого и крупного бизнеса.

Различают следующие виды франчайзинга:

§ франчайзинг услуг - многие иностранные фирмы создают в крупных городах РФ центры, через которые финансируют приобретение или аренду помещений, обучают персонал, поставляют оборудование и осуществляют контроль («Макдональдс»);

§ франчайзинг товаров — создают широкие сети сбыта и обслуживания. Все сбытовые фирмы пользуются фирменными знаками. Головные фирмы обеспечивают инструментами, запчастями, ноу- хау, финансируют рекламу.

Франшиза в России получила распространение в виде выдачи лицензии отечественным предпринимателям (лицензиатам) иностранными фирмами («Макдональдс», « Баски н-Робби не» и др.). Это одна из форм привлечения иностранных инвестиций в Россию и метод формирования надежного партнера и предпринимателя. Использование франшизы выгодно для стабилизации и развития экономики, ибо франшиза дает тройной эффект:

§ лицензиат может воспользоваться проверенными экономическими методами лицензиара;

§ лицензиар закладывает прочный фундамент для работы своей компании;

§ покупатели без перебоев получают товары и услуги гарантированного качества («Монарх», «Эконика» — торговля обувыо).

Однако франшиза не лишена недостатков: лицензиары стараются ограничить самостоятельность лицензиатов, так как договор франшизы составляет ее продавец, и он прописывает благоприятные для себя условия соглашения (выбор поставщиков регламентирует продавец франшизы, ограничивается сфера распространения услуг по франшизе и т.д.).

Основные черты и особенности франчайзинга

По своей сущности франчайзинг представляет собой систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию на рынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частному предпринимателю) своихсредств индивидуализации производимых товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг(товарного знака обслуживания, фирменного стиля), технологии ведения бизнеса и другой коммерческой информации использование которой другой стороной будет содействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этом передающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса, обеспечивать техническую и консультационную помощь.

Источники доходов франчайзера

Источниками доходов франчайзера становятся:

§ вступительные взносы новых франчайзи,

§ роялти (фиксированные платежи или платежи как процент от выручки или прибыли франчайзи),

§ наценка на поставленные товары (материалы),

§ скидки оптовых поставщиков,

§ премия за подбор помещений и оборудования для франчайзи,

§ сдача в аренду франчайзи зданий и оборудования,

§ процент за кредит, предоставляемый участникам франчайзинговой системы,

§ плата за управленческие, консультационные услуги,

§ маркетинговые взносы франчайзи,

§ собственные торговые точки (предприятия) франчайзера.

Иногда, в целях повышения привлекательности франчайзи, франчайзер сам организует торговую точку, убеждается в ее доходности и предлагает ее франчайзи.

Финансовая аренда (или лизинг) представляет собой одну из разновидностей арендных правоот-ношений. Так в Гражданском Кодексе РФ Финансовая аренда определяется следующим образом:

При осуществлении финансовой аренды по договору, лизингодатель обязуется приобрести указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату для временного владения и применения для целей предпринимательства. Лизингодатель в данной ситуации не берет на себя ответственность за выбор предмета, на который распространяется финансовая аренда, и за продавца. Договор, по которому осуществляется финансовая аренда, также может предусматривать, что лизинговая компания, предоставляющая финансовую аренду, берет на себя выбор продавца и приобретаемого имущества.

Определение Европейской федерации национальных ассоциаций по лизингу говорит: аренда финансовая представляет собой соглашение между владельцем имущества и арендатором. Согласно этому соглашению собственник передает право пользования имущества арендатору на оговоренный заранее срок в обмен на периодические денежные выплаты. Согласно международному определению Конвенции УНИДРУА, финансовая аренда представляет из себя некий подвид арендных отношений, характеризующийся следующими критериями:

· Получатель финансовой аренды не приобретает права собственности на объект, на который финансовая аренда распространяется

· Риски и выгоды от пользования объектом финансовой аренды лежат на лице, получающем аренду

· Выплаты производятся в рассрочку и в полном объеме покрывают стоимость объекта, предоставляемого в финансовую аренду.

Разумеется, следует учесть, что аренда финансовая очень сложный кредитно-инвестиционный инструмент, и приведенные понятия несколько ограничены и не включают в себя всех проявлений этого процесса



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.