Сделай Сам Свою Работу на 5

Управление рисками в коммерческой деятельности





Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска в целях нейтрализации рисков и уменьшения их последствий. Методы снижения и направления весьма многообразны, поскольку зависят от профиля деятельности торгового предприятия, внешних и внутренних факторов и личностных качеств тех, кто принимает решение.

Уклонение от риска

Наиболее простое и приемлемое направление нейтрализации рисков заключается в том, что коммерческая организацияможет отказаться в процессе ведения хозяйственной деятельности от совершения финансовых операций, связанных с высоким риском, т.е.уклониться от риска. В таких случаях не всегда получают те результаты, которые могли быть достигнуты, но зато это позволяет полностью избежать потенциальных потерь. Но, к сожалению, это не всегда возможно.

Решения об уклонении от определенных рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и в дальнейшем. Но чаще всего это происходит все-таки на предварительной стадии, так как отказ от продолжения коммерческой деятельности может привести к большим финансовым и другим потерям. Поэтому уклонение от риска используют при следующих условиях:



§ если уклонение от одного вида риска не влечет за собой возникновение других видов рисков;

§ если уровень риска намного выше уровня возможных доходов коммерческой сделки;

§ если финансовые потери по данному виду риска торговое предприятие не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств из-за больших размеров.

Однако не от всех видов коммерческих рисков торговое предприятие может уклониться, в большей части оно сознательно идет на риск и занимается коммерческой деятельностью. Одни виды рисков принимаются как неизбежные, другие риски принимаются потому, что несут в себе возможность прибыли.

Методы снижения коммерческого риска

Основными направлениями политики риска являются:

§ политика избежания риска;

§ политика принятия риска;

§ политика снижения степени риска.

Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.



Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.

Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

§ страхование (внутреннее и внешнее);

§ диверсификация;

§ лимитирование.

Страхование

Наиболее опасные по своим последствиям коммерческие риски подлежат нейтрализации путемстрахования. В настоящее время рынок страхования насчитывает около 3000 страховых компаний.

Прибегая к страхованию, коммерческая организация должна четко определить те виды рисков, по которым необходимо обеспечить страховую защиту. При выборе страховой компании следует учитывать определенные критерии, а именно — наличие лицензии, размер уставного капитала и собственных средств, размер тарифов, используемых страховой компанией, финансовая устойчивость страховой компании и др.



Взаимоотношения торгового предприятия и страховой компании основываются на договоре страхования — соглашения между страхователем и страховщиком, регламентирующего их взаимные права и обязанности по условиям страхования отдельных коммерческих рисков.

Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Согласно российскому законодательству страховать можно следующие события:

§ сокращение объема товарооборота в результате оговоренных в договоре событий;

§ признание банкротства торгового предприятия;

§ непредвиденные расходы;

§ неисполнение (ненадлежащее исполнение) договорных обязательств контрагентом застрахованного лица, являющегося кредитором по сделке;

§ понесенные застрахованным субъектом судебные расходы;

§ иные события.

Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и другие виды страхования.

Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия. Оно проводится путем создания специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль. Страхование распространяется лишь на часть имущества торгового предприятия. Такое страхование торговому предприятию выгоднее, нежели привлечение для этой цели страховой компании.

Диверсификация

Одним из методов снижения коммерческих рисков является диверсификация.

Диверсификация (лат. — изменение, разнообразие, «диверсис» — разный, «фацио» — делаю; расширение ассортимента товаров, сфер деятельности) представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить риск, так как трудно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех объектах.

Различают несколько форм диверсификации:

§ Диверсификация видов хозяйственной деятельности предполагает использование различных возможностей для получения дохода и прибыли, т.е. вложение средстводновременно в несколько разных предприятии, создание филиалов в различных регионах и т.п.

§ Диверсификация поставщиков предусматривает изобилие источников поступления товаров.

 

§ Диверсификация ассортимента предполагает включение в ассортимент предприятиятоваров с противоположной направленностью спроса (например, прохладительные напитки и горячий чай в кафе). Это позволяет снижать экономический риск в период временного уменьшения спроса на отдельные товары.

§ Диверсификация покупателей товаров позволяет расширить границы рынка на другие территории и сегментырынка и увеличить товарооборот.

§ Диверсификация так называемого депозитного портфеля предполагает размещениевременно свободных денежных средств в различных банках, что снижает риск их потери при банкротстве банка.

Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки. Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.

Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска. При внешнем страховании платой за снижение риска будет величина страховых взносов; при внутреннем страховании — это затраты на создание резервных фондов. Использование диверсификации, как правило, ведет к снижению прибыли от каждого источника дохода. Аналогичное явление наблюдается и при лимитировании. Следовательно, выбирая способ снижения риска, необходимо учитывать его стоимость и целесообразность.

Эффективность любой коммерческой деятельности характеризуется результативностью коммерческих операций и определяется как сумма доходов или прибыли, которые соотносятся с объемом привлеченных ресурсов либо затрат. Но в работе компании зачастую сложно выделить эффективность коммерческих операций, именно поэтому целесообразно оценивать их по ряду определенных, специфических показателей, которые наиболее полно отражают успехи в коммерческой деятельности, чем общие показатели. Экономическая эффективность, в свою очередь, это получение максимально возможных благ от существующих и имеющихся в распоряжении ресурсов. Проблема экономической эффективности — это чаще всего проблема выбора, касающегося того, что, как и каким образом производить, как распределять ресурсы, капитал и прибыль. От уровня экономической эффективности во многом зависит решение ряда социально-экономических задач, таких как повышение уровня жизни населения, быстрый рост экономики, совершенствование условий труда и отдыха, снижение уровня инфляции. Понятие эффективность (от латинского «effectus» — действие, исполнение) изначально относилось к технике и технологиям, при этом чаще всего под ним подразумевали меру исполненной работы в сравнении с затраченной энергией, то есть это соотношение фактических и потенциальных результатов любого процесса, не обязательно связанных с экономикой. Только позднее понятие эффективности стали применять по отношению к экономической деятельности, а именно эффективность производственного цикла, как отношение выпущенной продукции к затратам на ресурсы.

Экономическая эффективность — это получение максимально возможных благ от имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов. Для этого компании необходимо постоянно соотносить выгоды и издержки, то есть вести рациональную деятельность — максимизировать выгоды и, соответственно, минимизировать затраты. Если обратиться к границе производственных возможностей, представленных на рисунке 1, то мы видим, что при максимально эффективной деятельности, точки А, Б, С, которые отражают возможные варианты производства, должны лежать на поверхности одной кривой, то есть на пределе производственных возможностей. Но если, одна из точек отклоняется вправо, от указанной ранее кривой (точка Д), это означает, что превышены производственные возможности страны, то есть производство благ в таких объемах невозможно. Если точка отклоняется влево (точка Е) — предприятие неэффективно либо неполно использует производственные возможности. Здесь экономическая эффективность проявляется тогда, когда общество не имеет возможности увеличить производство одного блага, не снижая при этом производство другого, эффективная экономика должна лежать на границе производственных возможностей. Можно сказать, что представленный выше вывод вытекает из трактовки экономической эффективности, которую предложил итальянский экономист Вильфредо Парето. При исследовании условий предельного экономического благосостояния для обществ при ограниченных ресурсах, Вильфредо Парето пришел к следующему выводу: благосостояние общества максимально, если никто не может улучшить свое положение, не ухудшая положения другого. Существуют три важнейших условия достижения такого состояния: - наиболее оптимальное размещение и использование ресурсов между производителями разного рода благ; - каждый потребитель максимально удовлетворяет свои потребности, в рамках своей платежеспособности; - наиболее полное использование производственных ресурсов при производстве продукции. Рис. 1. Кривая производственных возможностей Существует несколько недостатков трактовки экономической эффективности Парето: - распределение ресурсов между людьми не принимается во внимание (нобелевский лауреат по экономике Амартия Сен писал, что состояние общества может находиться в оптимальном состоянии по Парето, но одни слои населения могут находиться в крайней бедности, в то время как другие — купаться в роскоши, так как бедность одних не может быть смягчена, без снижения уровня богатства других); Похожая статья: Повышение экономической эффективности деятельности образовательного учреждения - достижение эффективности происходит стихийно, государство не вмешивается в этот процесс, что не всегда соответствует действительности (принцип английских экономистов Хикса и Калдора гласит, что все экономические изменения должны рассматриваться, как повышающие эффективность, при этом если получатели выгоды компенсируют потери оставшихся в проигрыше, и все равно остаются в выигрыше достигается оптимум Парето, а если не компенсируют — ситуация квазиоптиума то есть наилучшего среди неоптимальных. В данном случае оптимум Парето может быть достигнут при вмешательстве государства, и компенсацией им убытков проигравших). Главная цель оценки эффективности деятельности компании — выявление возможностей развития предприятия, которое определяется по результатам полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, который проводится с использованием системы разного рода показателей и коэффициентов, способных наиболее полно отразить состояние и перспективы развития коммерческой организации. Каждый элемент деятельности торгового предприятия соответствует окружающей действительности, следовательно, действия по анализу должны быть согласованными, взаимодополняемыми, должно существовать единство и совместимость принципов. Для того, чтобы получить оценку экономической эффективности коммерческой деятельности компании, предполагается использование комплексного подхода к оценке деятельности с точки зрения и позиций различных заинтересованных лиц. Заинтересованными лицами в оценке эффективности коммерческой деятельности выступают: владельцы компании, руководство компании, коммерческие партнеры, поставщики и кредиторы, органы государственного контроля и надзора, потребители. Существует абсолютная и относительная экономическая эффективность, краткая характеристика которых представлена на рисунке 2. Эффективность характеризуется соотношением между достигнутым результатом (или эффектом) и затратами (или ресурсами). Чем больше результаты, достигнутые за счет одинаковых затрат, или чем меньше затраты, произведенные для достижения одних и тех же результатов, тем выше эффективность. Главная цель оценки эффективности деятельности компании — выявление возможностей развития предприятия, которое определяется по результатам полного анализа финансово-хозяйственной деятельности, который проводится с использованием показателей, способных отразить состояние и перспективы развития коммерческой организации. Рис. 2. Абсолютная и относительная экономическая эффективность Так же существует деление показателей эффективности на обобщающие и частные. Обобщающие показатели отражают эффективность использования совокупности ресурсов или хозяйственной деятельности предприятия в целом, а частные — характеризуют эффективность отдельных сторон хозяйственной деятельности предприятия или степень использования отдельных видов ресурсов. Группа обобщающих показателей эффективности представлена в таблице 1. Таблица 1 Обобщающие показатели эффективности деятельности предприятия Наименование показателя Порядок расчета Что характеризует Рентабельность продаж Доходность реализуемой продукции Рентабельность затрат Эффективность текущих затрат на производство Рентабельность активов Эффективность использования всего капитала активов Рентабельность производственных фондов Эффективность использования основных фондов и производственных запасов Рентабельность капитала Отдачу на вложенный учредителями капитал Коэффициент оборачиваемости активов Отдачу средств вложенных в активы Затраты на один рубль продукции Затраты на один рубль объема проданной продукции К частным показателям эффективности использования ресурсов на предприятии относят: Похожая статья: Анализ эффективности экономической деятельности предприятия ОАО «Химпром» - показатели эффективности использования трудовых ресурсов; - показатели эффективности использования основных фондов; - показатели эффективности использования материальных ресурсов; - показатели эффективности использования оборотных средств. К показателям эффективности использования трудовых ресурсов относятся следующие: - показатель производительности труда или средняя выработка одного работника — характеризует объем продукции, произведенный в среднем на одного человека; - показатель средней трудоемкости продукции, который характеризует затраты труда на единицу стоимости продукции; - относительное высвобождение (-), дополнительное привлечение (+) трудовых ресурсов; Показатели эффективности использования основных фондов представлены в таблице 2. Таблица 2 Показатели эффективности использования основных фондов Показатель Порядок расчета Экономическое содержание Коэффициент фондоотдачи (Кф) Отражает объем продукции на единицу стоимости основных производственных фондов Относительная экономия (-), перерасход (+) капитальных вложений в основные фонды (Экв) Характеризует относительную экономию (перерасход) в результате роста (снижения) фондоотдачи Коэффициент фондоемкости продукции (К) Отражает стоимость основных производственных фондов на единицу продукции К показателям эффективности использования материальных ресурсов относятся: - коэффициент материалоотдачи, характеризующий объем продукции на единицу стоимости материальных затрат; - коэффициент материалоемкости продукции, показывает стоимость материальных затрат на единицу объема продукции; - относительная экономия (-), перерасход (+) материальных затрат, характеризует относительную экономию материальных затрат (при росте метериалоотдачи), или относительный перерасход (при снижении материалоотдачи. Для получения системной оцени эффективности деятельности предприятия, необходимо производить расчет интегральных показателей, потому, что именно они дают возможность проследить изменения эффективности деятельности предприятия в динамике. К таим показателям относятся: интегральный показатель оценки финансового состояния, эффективность использования торгового потенциала, интегральный показатель общего уровня развития предприятия, показатель уровня экономического развития предприятия, уровень экономической эффективности хозяйственной деятельности, показатель интенсификации коммерческой деятельности, показатель уровня качества торгового обслуживания, интегральный показатель эффективности финансовой деятельности, показатель долевого участия интенсивного направления и использования ресурсов. Использование представленных выше показателей при анализе эффективности коммерческой деятельности компании позволяет, не только, углубить исследование, но и выявить наибольшее количество резервов для повышение эффективности и конкурентного развития коммерческой организации. Также для анализа эффективности деятельности используются внутренний и внешний анализ. Внешний анализ строится на доступных отчетных данных и именно поэтому содержит ограниченную информацию о деятельности фирмы. Цель внешнего анализа — определение уровня рентабельности предприятия, а также эффективности использования капитала. Недостатком данного анализа является — частичная укрупненность анализируемых данных, и как следствие — сглаживание негативных явлений и последствий для деятельности коммерческой организации. Внутренний анализ несет наибольшее значение при исследовании результатов деятельности компании, а так же при определении мер по повышению рентабельности и увеличению прибыльности предприятия. Внутренний анализ основан на применении всей необходимой экономической информации, бухгалтерской, статистической и аналитической отчетности. Такой вид анализа играет важнейшую роль в разработке вопросов конкурентной политики компании, постановке стратегических задач и разработки программ развития предприятия на перспективу. Комплексный подход к изучению конечных результатов деятельности коммерческого предприятия позволяет не только наиболее полно оценить результаты деятельности коммерческого предприятия в целом, но и оценить эффективность деятельности, а также помогают принять грамотное, адекватное и необходимое для предприятия в данный момент, управленческое решение.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.