Сделай Сам Свою Работу на 5

КЛАССИФИКАЦИЯ И ФУНКЦИИ РОЗНИЧНЫХ ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ





Розничная торговая сеть —это совокупность розничных предприятий торговли и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.

Розничная торговля осуществляет ряд функций1:

- исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;

- определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;

- осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной тор­говли;

- проводит отбор товаров, их сортировку при составлении тре­буемого ассортимента;

- осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;

- проводит операции по приему, хранению, маркировке и реа­лизации товаров, устанавливает на них цены;

- оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспеди­ционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.

Основными показателями качества розничной торговой сети выступают:

- соотношение количества предприятий по торговле продоволь­ственными и непродовольственными товарами;

- удельный вес специализированных магазинов в общем коли­честве торговых предприятий;

- используемые формы продажи и методы обслуживания;



- соотношение торговых и неторговых площадей магазина, ис­пользуемых для реализации отдельных групп товаров;

- продолжительность использования торговой площади в течение дня (режим работы);

- соотношение торговой площади предприятий, расположен­ных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

ф удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным обору­дованием, в том числе предприятий, торгующих скоропортя­щимися товарами;

- средняя торговая площадь одного магазина;

- плотность торговой сети — число торговых единиц, приходя­щихся на 10000 жителей;

- обеспеченность населения розничной торговой сетью — торго­вая площадь, приходящаяся на 1000 жителей;

- общее число предприятий торговли.

Классификация предприятий розничной торговли является одним из важнейших направлений управления торговой сетью. Необходимость классификации магазинов вызывается широтой и разнообразием ассортимента товаров, постоянным его усложнением.

Предприятия розничной торговли в соответствии с введенным с 2002г. ГОСТ Р 51773—2001 классифицируют по видам и типам.



В зависимости от ассортимента реализуемых товаров выде­ляют магазины:

- специализированные — предприятия розничной торговли, реализующие одну группу товаров, например хлебобулочные изделия, молочные продукты, обувь, одежду и т.п.;

- неспециализированные — магазины с комбинированным ас­сортиментом товаров, реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности покупателей (магазины «Продукты», «Промтовары», «Все для дома», «Товары для женщин» и др.), а также мага­зины со смешанным ассортиментом — предприятия рознич­ной торговли, реализующее отдельные виды продовольствен­ных и непродовольственных товаров;

- универсальные — предприятия розничной торговли, реализующие универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров («Универмаг», «Универсам» и т.д.).

Каждый вид магазина (за исключением неспециализи­рованных магазинов со смешанным ассортиментом товаров) классифицируют в зависимости от торговой площади и приме­няемых форм торгового обслуживания:

- гипермаркет — реализует продовольственные и непродоволь­ственные товары универсального ассортимента преимущест­венно по форме самообслуживания. Торговая площадь от 5000 кв. м;

- универмаг — реализует непродовольственные товары универ­сального ассортимента, используя различные формы торгово­го обслуживания покупателей. Торговая площадь в городской торговле не менее 3500 кв. м, в сельской торговле — не менее 650 кв. м;

- универмаг «Детский мир» — реализует непродовольственные товары универсального ассортимента для детей, используя раз­личные формы торгового обслуживания покупателей. Торго­вая площадь от 2500 кв. м;



- магазин-склад — реализует продовольственные и (или) непродо­вольственные товары универсального ассортимента, используя форму самообслуживания преимущественно из транспортной тары (ящики, контейнеры и др.), населению, а также предпри­ятиям (индивидуальным предпринимателям) для последующей перепродажи, использования в мелком производстве или оказа­ния услуг населению. Торговая площадь от 650 кв. м;

- универсам (супермаркет) — реализует продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные това­ры частого спроса, используя преимущественно форму самооб­служивания. Торговая площадь от 400 кв. м;

- гастроном — реализует продовольственные товары универсаль­ного ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с инди­видуальным обслуживанием покупателей через прилавок. Тор­говая площадь от 400 кв. м;

- магазин товаров повседневного спроса - реализует продоволь­ственные и непродовольственные товары частого спроса, ис­пользуя преимущественно форму самообслуживания. Торговая площадь от 100 кв. м;

- магазин «Продукты» (минимаркет) — реализует продовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых хлебобу­лочные изделия, кондитерские товары, гастрономия, винно-во­дочные изделия, пиво, безалкогольные напитки; форма обслуживания — индивидуальное через прилавок. Торговая площадь от 18 кв. м;

- дом торговли — реализует товарные комплексы предметов туа­лета и гардероба для мужчин и женщин, использует различные формы торгового обслуживания покупателей. Торговая площадь от 1000 кв. м;

- магазин «Промтовары» — реализует непродовольственные то­вары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия. Торговая площадь от 18 кв. м;

- комиссионный магазин - осуществляет продажу товаров, принятых от организаций или отдельных лиц на комиссионных началах.

Рациональное размещение магазинов на территории населенного пункта является важным условием эффективности функционирования розничной торговой сети.

При размещении магазинов в городах учитывают следу­ющие факторы:

- градостроительные — площадь города, форма плана (компактная, расчлененная и др.), функциональное зонирование терри­тории (селитебная, промышленная, коммунально-складская, транспортная и др.), плотность населения, размещение административных и культурных центров, спортивных комплексов, мест приложения труда; о транспортные — направление и интенсивность основных потоков движения, развитие средств общественного и индивидуального - транспорта, размещение остановок наземного транспорта, станций метро.

Розничная торговая сеть - торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на:

- стационарную (магазины);

- полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски);

- передвижную (развозная и разносная).

По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на:

- смешанную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);

- специализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);

- универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров).

Анализ особенностей каждого вида розничной торговли показал, что современные тенденции развития розничной торговли должны опираться прежде всего, на соотношение магазинных и внемагазинных форм продажи товаров.

В последние годы такое соотношение утратило позитивную динамику. Более половины розничного товарооборота реализуется сегодня на основе внемагазинных форм продаж. Данное обстоятельство имеет вполне определенные негативные последствия – уменьшение розничного товарооборота.

Для того чтобы активно конкурировать с внемагазинной продажей, общими принципами работы розничной торговой сети должны стать:

- универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса;

- развитие специализированных и узкоспециализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

- формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

- организация в центральных торговых зонах жилых массивов предприятий с высоким уровнем торгового обслуживания;

- формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

- выделение специальных зон для уличных ярмарок и базаров;

- формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

- восстановление розничной торговли через автоматы.

Инфраструктура розничной торговли любой региональной модели торгового обслуживания должна обеспечить разнообразие структурно-функциональных параметров торговых объектов и всегда быть ориентированной на конкретные зоны торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их структурно-функциональных параметров должно обеспечиваться на базе формирования и развития:

- независимых розничных торговых предприятий;

- розничных торговых предприятий, принадлежавших товаропроизводителям;

- розничных торговых предприятий, принадлежавших оптовым торговым организациям;

- муниципальных розничных торговых предприятий.

Все это исходит из того, что формирование системы предприятий розничной торговли товаропроизводителями, оптовыми организациями, а так же муниципальными органами является вполне закономерным процессом и нацелено на создание полноценной социально-ориентированной рыночной среды.

В этой среде независимым розничным торговым предприятием является предприятие, не входящее ни в какие объединения. Магазин, принадлежащий товаропроизводителю или оптовой организации, всегда функционирует в составе соответствующей компании и поэтому является зависимым. Муниципальный торговый объект – это, как правило, социально ориентированное розничное торговое предприятие, дополняющее сложившуюся в рамках муниципального образования систему торгового обслуживания.

Разнообразие розничных торговых предприятий с позиции их ориентации на конкретную зону торгового обслуживания должно предусматривать выделение в любой системе торгового обслуживания:

- магазинов местного значения;

- магазинов общесистемного значения;

- магазинов в составе торговых центров;

- магазинов (палаток, киосков, павильонов, вдоль автомагистралей).

Магазины местного значения должны располагаться в пределах пешеходной доступности и торговать универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

Типовой состав магазинов общесистемного значения более разнообразен, поэтому в их числе должны быть специализированные и универсальные магазины, магазины с комбинированным ассортиментом товаров.

Особое место в классификации рыночных структур занимает торговый центр, который представляет собой совокупность торговых предприятий, спланированных, построенных и управляемых как единым территориальным комплексом с обширной автостоянкой, поэтому особую группу розничных торговых предприятий должны составлять предприятия в составе торговых центров. Торговый центр всегда предлагает универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. Торговые центры необходимо формировать на пересечении крупных автомагистралей с тенденцией смещения за пределы интенсивной городской застройки.

Специализация и типизация магазинов являются одним из основных направлений упорядочения розничной торговой сети. Они позволяют эффективнее использовать материально-техническую базу торговли, рационально организовать товароснабжение, повысить качество обслуживания населения.

Специализация розничных торговых предприятий предусматривает их разделение по ряду признаков, основным из которых является ассортимент реализуемых товаров.

По этому признаку все магазины можно разделить на три группы:

1) продовольственные;

2) непродовольственные;

3) смешанные.

В свою очередь продовольственные и непродовольственные магазины в зависимости от степени ограничения ассортимента товаров и его полноты можно подразделить на следующие группы:

- универсальные;

- комбинированные;

- специализированные с широким ассортиментом;

- специализированные с узким ассортиментом.

Товарный ассортимент универсальных магазинов включает большое число различных групп продовольственных или непродовольственных товаров.

Комбинированные магазины реализуют товары различных групп, объединенных по потребительским комплексам (товары для детей, женщин, мужчин) или по однородности спроса (диетические продукты, детское питание). К комбинированным магазинам можно отнести и те, которые осуществляютторговлю товарами нескольких (двух-трех) родственных групп (овощи – фрукты, мясо – рыба).

Специализированные магазины с широким ассортиментом предлагают покупателям товары какой-либо одной товарной группы (ткани, одежда).

В специализированных магазинах с узким ассортиментом представлена часть какой-либо товарной группы (мужские сорочки, хлопчатобумажные ткани).

На распространение специализации оказывает влияние и периодичность покупок продовольственных и непродовольственных товаров. Так, большинство продовольственных товаров относятся к товарам повседневного спроса. Посещая продовольственные магазины, покупатели часто совершают комплексную покупку (хлеб, молоко, мясо, овощи и др.). Поэтому важно, чтобы такие магазины размещались в непосредственной близости от потребителей, и в них были представлены все группы товаров частого спроса. Специализация же магазинов приводит к их удаленности от потребителей, создает не- удобства для покупателей из-за необходимости посещать несколько магазинов для совершения комплексной покупки.

Со специализацией розничной торговой сети тесно связана ее типизация, цель которой состоит в устранении излишнего многообразия типов магазинов.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор рациональных типов магазинов, которые являются экономически эффективными и обеспечивают высокое качество обслуживания населения. При этом наряду с отбором из числа уже действующих типов магазинов ведется разработка новых технически совершенных типов. Применение типизации снижает затраты и сокращает сроки строительства и реконструкции магазинов за счет использования типовых проектов. Она также способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью, поскольку позволяет применять типовые решения по организации товароснабжения, формированию ассортимента, подбору торгово-технологического оборудования, рациональной организации труда.

При определении типа предприятия учитываются следующие признаки:

- ассортимент реализуемых товаров;

- размер торговой площади;

- применяемые методы продажи товаров;

- месторасположение.

Наиболее распространенными типами розничных торговых предприятий в настоящее время являются следующие:

- универсам (супермаркет) – магазин, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента и непродовольственные товары частого спроса преимущественно методом самообслуживания, торговой площадью от 400 м2;

- гастроном – магазин с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, реализующий продовольственные товары универсального ассортимента (с преобладанием гастрономии), торговой площадью от 400 м2;

- магазин "Продукты" (минимаркет) – предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары узкого ассортимента (хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки), с индивидуальным обслуживанием через прилавок, торговой площадью от 18 м2;

- универмаг – магазин, имеющий торговую площадь при размещении в городах от 3500 м2 (в сельской местности – от 650 м2), предлагающий универсальный ассортимент непродовольственных товаров и использующий различные методы торгового обслуживания покупателей (самообслуживание, по образцам, по каталогам, через прилавок обслуживания и др.).

- универмаг "Детский мир" – предприятие розничной торговли, осуществляющее реализацию непродовольственных товаров универсального ассортимента для детей и применяющее различные методы торгового обслуживания покупателей, с торговой площадью от 2500 м2;

- торговый дом – предприятие розничной торговли, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для женщин и мужчин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия), использующее различные методы торгового обслуживания покупателей, торговой площадью от 1000 м2;

- магазин "Промтовары" – предприятие розничной торговли, реализующее непродовольственные товары узкого ассортимента, основные из которых швейные и трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия, торговой площадью от 18 м2.

В сельской местности получили распространение магазины "Товары повседневного спроса", в которых покупатели могут приобрести все необходимые на каждый день продовольственные товары, а также непродовольственные товары повседневного и частого спроса.

Типы торговых предприятий постоянно изменяются и совершенствуются под влиянием процессов,происходящих в экономике страны, научно-технического прогресса, социальных и других факторов.

Так, широкое распространение за рубежом и в крупных городах России получили гипермаркеты. Они представляют собой магазины самообслуживания с очень большой торговой площадью (не менее 5000 м2). В них представлено до нескольких тысяч наименований как продовольственных, так и непродовольственных товаров.

Кроме того, в зарубежной торговле существует развитая сеть магазинов-дискаунтов, основная задача которых – продажа товаров по более низким ценам за счет уменьшения расходов, связанных с обслуживанием товаров (их хранением, подготовкой к продаже и т.п.). Этому способствует:

- сокращение числа посредников;

- преобладание в ассортименте товаров с высокой оборачиваемостью;

- применение самообслуживания;

- использование специальных стеллажей, позволяющих выкладывать товары в открытой транспортной таре.


 

4.РОЛЬ И МЕСТО КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ. ФОРМЫ ТОВАРОДВИЖЕНИЯ.

1. Основы построения процесса товародвижения. Товародвижение можно рассматривать как процесс физического перемещения товара от производителя в места продажи или потребления. Однако при этом следует учитывать, что это сложный с организационной и технологической точки зрения процесс. Ведь на каждом его этапе применяются многочисленные средства и орудия труда (торговые здания, сооружения, торгово-технологическое оборудование, транспортные средства и т. д.), в его осуществлении участвуют многие миллионы людей. Кроме того, следует иметь в виду, что основным предметом труда здесь являются товары, ассортимент которых представлен тысячами видов и разновидностей.

Таким образом, товародвижение - это торгово-технологический процесс доведения товаров из сферы материального производства в сферу материального потребления через предприятия оптовой и розничной торговли.

Основу организационно-хозяйственной стороны процесса Товародвижения составляет коммерческая деятельность, осуществляемая участвующими в нем звеньями - оптовыми и Розничными торговыми предприятиями. Она включает в себя изучение спроса потребителей, определение ассортимента и количества закупаемых товаров, исследование рынка товаров и выявление наиболее выгодных поставщиков, установление с ними хозяйственных связей, осуществление рекламной деятельности и другие операции, не связанные с физическим воздействием на товары.

Наибольшие затраты живого и овеществленного труда приходятся на материальную, или технологическую, сторону процесса товародвижения. Ее основу составляют технологические операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относят транспортировку товаров от производства до складов оптовой торговли, их внутрискладское перемещение, приемку и хранение, товароснабжение розничной торговой сети, внутримагазинные операции, отпуск товаров покупателям и оказание им дополнительных услуг.

Процесс товародвижения осуществляется под воздействием производственных, транспортных, социально-экономических и торговых факторов.

Из производственных факторов наибольшее влияние на организацию процесса товародвижения оказывают следующие: размещение производства, специализация производственных предприятий, сезонность производства отдельных товаров.

Так, чрезмерное приближение производственных предприятий к источникам сырья может привести к неравномерному распределению их на территории страны, к удалению от районов потребления. Все это вызывает необходимость перевозки товаров на большие расстояния, требует участия оптового звена торговли, что приводит к замедлению и усложнению процесса товародвижения.

Большое влияние на организацию процесса товародвижения оказывает специализация производственных предприятий на выпуске сравнительно узкого ассортимента товаров. Особенно это касается товаров со сложным ассортиментом, которые не могут поступать в небольшие магазины предварительной подсортировки на складах оптовых предприятий.

Отдельные виды продовольственных товаров (овощи, фрукты, сахар и др.) могут быть заготовлены или произведены только в определенное время года. Торговый ассортимент многих товаров (обувь, одежда и т. д.) существенно изменяется в зависимости от сезона года, что также вызывает ярко выраженный сезонный характер их производства. Поэтому в организацию процесса товародвижения постоянно должны вноситься соответствующие коррективы, связанные с необходимостью длительного хранения товаров.

К числу главных транспортных факторов следует отнести состояние транспортных путей сообщения и виды транспорта, используемые для перевозки товаров. Иными словами, для того, чтобы обеспечить бесперебойное и экономичное функционирование процесса товародвижения, необходимо наличие хорошо развитой транспортной сети, а также оптимальной структуры парка транспортных средств (наличие определенного количества специализированного транспорта, транспортных средств различной грузоподъемности и т. д.).

Основными социально-экономическими факторами являются: расселение населения и его состав, уровень денежных доходов. С учетом влияния этих факторов по-разному подходят к организации торгового обслуживания жителей городов и сельского населения. От них во многом зависит интенсивность процесса товародвижения.

Существенное влияние на процесс товародвижения оказывают следующие основные торговые факторы: типы, размеры и размещение предприятий торговли, степень сложности ассортимента реализуемых товаров, их физико-химические и биологические свойства, уровень организации товароснабжения розничной торговой сети, квалификация торговых работников, применяемые методы продажи товаров и т. д.

На характер процесса товародвижения большое влияние оказывают его форма и звенность.

Форма товародвижения - это организационный прием представляющий собой разновидность способов продвижения товаров от производителя к потребителю. Различают транзитную и складскую формы товародвижения.

При транзитной форме товародвижения товары завозят в розничную торговую сеть непосредственно с производственных предприятий, минуя склады посредников, при складской - через одно или несколько складских звеньев посредников.

Применение той или иной формы товародвижения зависит от сложности ассортимента товаров, условий и сроков их хранения, частоты приобретения. Так, транзитная форма товародвижения применяется преимущественно для товаров повседневного спроса, скоропортящихся, с простым ассортиментом. Использование складской формы необходимо для сложного ассортимента товаров, требующих предварительной подсортировки в условиях складского звена, товаров сезонного производства или потребления.

При складском товародвижении товары могут проходить через один или несколько складов предприятий оптовой торговли (складских звеньев). Количество складских звеньев, через которые проходит товар при его продвижении от производителя к потребителю, называется звенностъю товародвижения. Рациональная организация процесса товародвижения подразумевает прохождение товара через как можно меньшее количество звеньев.

Для того чтобы обеспечить рациональную организацию процесса товародвижения, необходимо соблюдать следующие основные принципы:

• применять кратчайшие пути продвижения товаров;

• сокращать звенность;

• широко использовать централизованную, т. е. осуществляемую силами и средствами поставщика, доставку товаров в розничную торговую сеть;

• выбирать рациональные транспортные средства (в зависимости от количества и свойств перевозимого груза, расстояния перевозки) и эффективно (с учетом грузоподъемности) их использовать;

• развивать применение тары-оборудования и средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, внутрискладского и внутримагазинного перемещения грузов;

• постоянно совершенствовать и оптимизировать технологическую цепь товародвижения, широко используя в торговле достижения научно-технического прогресса.

2. Основные этапы коммерческой деятельности.

Коммерческую деятельность, осуществляемую организациями торговли, можно условно разделить на несколько этапов. Такими этапами являются:

• сбор и анализ информации о конъюнктуре рынка;

• определение потребности в товарах;

• выбор поставщиков товаров;

• установление хозяйственных связей с поставщиками;

• коммерческая деятельность по оптовой продаже товаров;

• коммерческая деятельность по розничной продаже товаров;

• формирование ассортимента товаров;

• управление товарными запасами;

• рекламно-информационная деятельность;

• оказание торговых услуг.

На каждом из перечисленных этапов выполняются определенные коммерческие операции. При этом следует иметь в виду, что содержание операций может отличаться в зависимости от того, в оптовой или Розничной торговле они осуществляются. Таким образом, характер и содержание выполняемых операций при осуществлении коммерческой деятельности будут зависеть от избранной формы продвижения товара и той стадии процесса товародвижения, на которой этот товар находится.

Более подробная характеристика основных элементов коммерческой деятельности приводится ниже.

Эффективное проведение коммерческой работы возможно лишь при наличии полной и достоверной информации о конъюнктуре рынка, т. е. социально-экономических, торгово-организационных и других условиях реализации товаров, сложившихся в определенный период времени и в конкретном месте. Для получения такой информации необходим сбор сведений, как о самом товаре, так и его производителях.

Важно также владеть информацией о социальных, экономических, демографических и прочих факторах, определяющих спрос на товары, и о покупательной способности населения. Наряду с этим необходимо иметь достоверную информацию о возможностях предполагаемых конкурентов, что позволит принять верные коммерческие решения и занять собственную нишу на рынке.

Полученная информация позволяет определить возможный объем реализации товаров на рынке, обосновать ассортимент Необходимых товаров, т. е. рассчитать потребность в них.

Кроме того, информация о состоянии рынка способствует Установлению рациональных хозяйственных связей. Для этого необходимо изучить потенциальных поставщиков и выбрать тех из них, которые окажутся наиболее выгодными в сложившихся условиях. При этом следует обращать внимание на размещение поставщиков, ассортимент и качество предлагаемых ими товаров, условия поставок, цены и т. д.

На данном этапе коммерческой деятельности заключаются договоры с поставщиками товаров. Очень важно согласовать все условия будущего договора: хорошо составленный договор позволит не только учесть интересы партнеров, но и избежать в будущем разногласий, связанных с недостаточной проработкой отдельных его положений.

После подписания договор становится обязательным для сторон. Поэтому торговые предприятия и организации должны осуществлять постоянный и действенный контроль над исполнением условий договора.

Вслед за операциями по оптовым закупкам товаров совершается целый ряд технологических операций, связанных с поступлением товаров, разгрузкой транспортных средств, приемкой товаров по количеству и качеству, их хранением, фасовкой и т. д. Перечисленные операции выполняются как в оптовом, так и в розничном звеньях торговли. Наряду с технологическими, в этих звеньях продолжается осуществление коммерческих операций.

Коммерческая деятельность на предприятиях оптовой торговли в качестве следующих этапов включает в себя:

• формирование ассортимента товаров;

• управление товарными запасами;

• рекламно-информационную работу;

• коммерческую деятельность по оптовой продаже товаров;

• оказание услуг оптовым покупателям.

Формирование ассортимента товаров подразумевает создание такого ассортимента, который максимально соответствовал бы спросу оптовых покупателей. С учетом их требований следует постоянно обновлять ассортимент товаров, находящихся на складах. Для решения этой задачи коммерческие службы оптовых торговых предприятий должны активно участвовать в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей.

Управление товарными запасами в оптовой торговле заключается в их нормировании, оперативном учете и контроле над их состоянием. Поддержание товарных запасов на минимально необходимом уровне способствует бесперебойному снабжению товарами оптовых покупателей и ускоряет оборачиваемость товаров, позволяя снизить затраты на их хранение.

На этапе оптовой продажи товаров важную роль играет рекламная работа. Хорошо организованная, основанная на достоверной информации и своевременно проведенная рекламная кампания способствует увеличению спроса на те или иные товары, положительно влияет на их реализацию.

Одним из ключевых этапов коммерческой деятельности является оптовая продажа товаров. На этом этапе происходит поиск покупателей товаров, в роли которых, как правило, выступают магазины, мелкорозничные торговые предприятия и др. Затем следует работа по согласованию условий и заключению договора, в соответствии с которым будет осуществляться продажа товаров. Эффективная работа оптового предприятия на данном этапе невозможна без организации контроля над выполнением условий договора.

Важное место в коммерческой деятельности оптового звена занимают операции по оказанию услуг. Оптовые торговые предприятия предлагают своим партнерам услуги, выполнение которых в розничной торговле невозможно или затруднено.

Роль торговых услуг особенно велика при наличии конкуренции: оптовые покупатели заинтересованы в обращении к тому продавцу, который наряду с качественными товарами способен предложить и набор услуг, в наибольшей степени отвечающих их требованиям.

Как уже отмечалось, коммерческие операции на предприятиях розничной торговли имеют свою специфику. В первую очередь это связано с тем, что потребителем товаров и услуг здесь является население.

Именно требования и запросы населения становятся решающими при формировании ассортимента на предприятиях розничной торговли. Из услуг, которые может оказать торговое предприятие, отбирают только пользующиеся спросом покупателей. Интересы покупателей учитывают и при выборе методов продажи товаров.

Следует отметить, что, осуществляя коммерческую деятельность, предприятия розничной торговли могут в определенной степени формировать потребности населения. С этой целью покупателям предлагаются новые товары и те из них, которые встретят одобрение потребителей, включаются в ассортимент розничного предприятия.

При управлении товарными запасами исходят в первую очередь из того, что на розничных торговых предприятиях они хранятся в значительно меньших объемах и менее продолжительные сроки.

Свои особенности, связанные, прежде всего, с выбором видов и средств рекламы, имеет и проводимая в розничной торговой сети рекламная работа.


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.