Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность, задачи и предмет надзора за исполнением законов о несовершеннолетних. Организация работы органов прокуратуры по указанному надзору.





Объектом деятельности является надзор за исполнением всех НПА, имеющих отношение к несовершеннолетним, регламентирующих различные формы воспитательной работы с детьми и подростками, трудовые, жилищные и другие правовые отношения. Предметом надзора являются:

1)акты, принимаемые органами государственного управления, организациями, д.л. по вопросам, касающимся несовершеннолетних

2)действия или бездействия д.л. и граждан по вопросам, касающихся несовершеннолетних

При осуществлении надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних прокуроры не должны подменять другие органы ненадлежащее выполняющие требования закона:

1)осуществлять непосредственное наблюдение за поведением трудных подростков

2)изымать с улиц детей и подростков, находящихся там в позднее время суток

3)возвращать в школу подростков, прекративших учебу

4)устраивать несовершеннолетних на работу

Прокурорские работники должны проверять как эти обязанности исполняют органы и д.л., на которых они возложены законодательством. Прокурор обязан средствами прокурорского надзора обеспечить выполнение требований законодательства. Прокурорские работники при осуществлении надзора пользуются полномочиями, предоставленными им в каждой отрасли прокурорского надзора.



Задачи надзора вытекают из общих задач, сформулированных в ст. 4 закона О прокуратуре. В соответствии с приказом Генерального прокурора Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи, основными задачами являются:

1)повышения уровня и эффективности прокурорского надзора за исполнением законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

2)совершенствование и оптимизация прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних и молодежи

3)разработка и осуществление совместно с другими государственными органами и общественными объединениями согласованных мер по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи и охране их прав.

Прокурорский надзор за исполнением законодательств о



несовершеннолетних самостоятельной отраслью надзора не является.

Однако необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних

обусловлен, прежде всего, их физической и умственной незрелостью и

вытекающей из этого потребностью в особой охране и заботе, о их правах и

законных интересах, обеспечении условий для нормального развития и

образования. Прокуратуре осуществляется надзор за исполнением

законодательства о несовершеннолетних по всем направлениям прокурорской

деятельности, предусмотренным п.1 ст. 4 законе «О прокуратуре Республики

Беларусь» Этот надзор является участком деятельности прокуратуры по

соблюдению законодательства о несовершеннолетних. Вместе с тем

значительная работы органов прокуратуры осуществляется по линии надзора

за исполнением законодательства.

Надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних

распространяется на значительную область исполнения законов, иных

нормативных правовых актов в деятельности учреждения образования,

медицины, культуры, жилищный органов, в сфере трудовых отношений,

комиссии и инстанции по делам несовершеннолетних, воспитательных

учреждений и других органов организаций.

Основные положения о правах несовершеннолетних закреплены в

Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от

19 ноября 1993г. «О правах ребѐнка». Кроме того, права несовершеннолетних

в сфере гражданских, семейных, трудовых отношений урегулированы

специальными нормами соответственно гражданского, семейного и трудового

права. Особую значимость имеют нормы административного и уголовного



законодательства.

К конституционным правам несовершеннолетних относятся: право на

гражданство (ст. 10 Конституции), право на достойный уровень жизни, включая

достаточное питание, одежду, жильѐ (ст.21), равенство перед законом (ст.22),

право на жизнь (ст.24), право на свободу и неприкосновенность (ст.25), презумпция невиновности (никто не может быть признан виновным в

преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке

доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ст.26)),

право на отказ от самообвинения (никто не должен принуждаться к даче

показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких

родственников (ст. 27)), право на защиту от незаконного вмешательства в

личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну его корреспонденции,

телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28),

неприкосновенность жилища (ст.29), свободу передвижения (ст. 30), свободу

вероисповедания (ст. 31), право на свободу мнений, убеждений и их

свободное выражение (ст.33), свободу собраний, митингов, шествий (ст.35),

право на свободу объединений (ст.36), право на труд (ст. 42), право на отдых

(ст.43), на охрану здоровья (ст.45), право на жилище (ст.48), на образование

(ст.49).

Закон «О правах ребенка» определяет права и обязанности ребенка. При этом

дополнительными гарантиями пользуются дети с определенными

особенностями развития, а также оказавшиеся в неблагоприятных ситуациях.

Действие закона распространяется на лиц моложе 18 лет.

Законодательные акты Республики Беларусь, прежде всего УК, УПК, ГК,

КоБС, ТК, специально выделяют разделы и статьи, регламентирующие особое

положение детей и несовершеннолетних, специальную защиту их прав и

интересов как при расследовании и судебном рассмотрении дел с их участием

или затрагивающих их интересы, так и при рассмотрении семейных,

наследственных, жилищных и трудовых вопросов.

Задачи органов прокуратуры состоят в том, чтобы, используя положения по

осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов,

обеспечить гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних,

улучшить работу по борьбе с преступностью и правонарушениями среди

несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, им

способствующие, добиваться возращения к честной, трудовой жизни каждого

оступившегося подростка.

Генеральным прокурором Республики Беларусь с учѐтом возможности

этого направления прокурорской деятельности 22 сентября 2010г. издан

приказ №52 «Об организации прокурорского надзора за исполнением

законодательства о несовершеннолетних и молодѐжи»

В органах прокуратуры для осуществления поставленных задач и

осуществления данного надзора созданы специальные отделы, группы, в

низовых звеньях прокуратуры выделяются работники, на которых возлагается

осуществление надзора в этом направлении. В основном это должна быть

работа по надзору за выполнением требований законов органами и

должностными лицами, включая контролирующие органы местных

администраций. Вместе с тем это работа по координации различных отраслей

прокурорского надзора и правоохранительных органов, которые обязаны

осуществлять контроль за соблюдением законодательства о

несовершеннолетних, защите их прав.

Генеральный прокурор Республики Беларусь обязывает обращать

внимание на эти вопросы в деятельности всех отраслей прокурорского

надзора: при надзоре за следствием, при участии в рассмотрении дел судами

и надзоре за законностью судебных постановлений; при надзоре за

соблюдением законности в местах лишения свободы и в учреждениях,

исполняющих наказание, не связанное с лишением свободы, и особенно при 4'

осуществлении надзора в ходе проведения проверок исполнения законов о

несовершеннолетних.

Генеральный прокурор Республики Беларусь требует постоянно

совершенствовать надзор за исполнением:

- законодательства о профилактике правонарушений среди

несовершеннолетних, обращая особое внимание на эффективность мер по

предупреждению тяжких и особо тяжких, групповых и повторных

преступлений;

законодательства, направленного на предупреждение

безнадзорности несовершеннолетних;

- о порядке помещения и пребывания несовершеннолетних в

специальные учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных

учреждениях, защиты их прав и законных интересов;

- о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, отбывающих

наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

- об административной ответственности не совершеннолетних, их

родителей, опекунов, попечителей;

- о социальной защите несовершеннолетних, в том числе проживающих в

малообеспеченных и многодетных семьях;

- об образовании и реализации прав детей и молодѐжи не образование в

соответствии с законом, а также о деятельности учреждений образования

(кроме учреждений, представляющих возможности получения высшего

послевузовского образования);

- о реализации и защите жилищных и имущественных прав детей (в т.ч.

детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, молодѐжи из их числа,

детей, находящихся в социально-опасном положении или проживающих в

неблагополучных семьях;

- о защите трудовых прав несовершеннолетних и учащиеся молодѐжи, об

обеспечении условий для реализации их праве на труд ( трудоустройство, в

т.ч. и в свободное от учѐбы время), их трудовой занятости, профориентация,

трудовое обучение;

- о мерах государственной защите прав законных интересов детей,

находящихся в социально опасном положении или проживающих в

неблагополучных семьях;

- о защите детей, оказавшихся в экстремальных условий, в т.ч. не

имеющих постоянного места жительства (регистрации), пострадавших от

экономической и иной эксплуатации , насилия о преступлений;

- о защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, реализации их прав на усыновление (удочерение),

устройство на воспитание в замещающие семьи, а также об обеспечении

дополнительных правовых гарантий их социальной защиты;

- о защите прав и законных интересов детей-инвалидов и детей с

особенностями психологического развития, в т.ч. воспитывающихся в

специализированных интернатных учреждениях, реализации их прав на

образование, доступность различных видов медицинской помощи и

реабилитации;

- о реализации прав детей и учащейся молодѐжи на оздоровление и

отдых;

- о защите детей и молодѐжи от информации, наносящей вред здоровью,

нравственному и духовному развитию;

- о реализации прав детей и молодѐжи на участие в детских и

молодѐжных объединениях;- о реализации прав детей и молодѐжи в сфере культуры, спорте и

досуге.

На органы прокуратуры возлагается надзор за исполнением Закона

Республики Беларусь от 31 мая 2003г. «Об основах системы профилактики

безнадзорности и право нарушений несовершеннолетних».

На органы прокуратуры возложен надзор за соблюдением законов в

деятельности инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-

распределителей и специальных учебно-воспитательных учреждений для

педагогически запущенных подростков.

Важная роль в предупреждении нарушений закона и в борьбе с

безнадзорностью несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам

несовершеннолетних. Надзор за законностью решений комиссий,

деятельностью приемников-распределителей возлагается на прокуроров.

При реализации и осуществлении надзора прокурорам необходимо в

совершенстве знать требования нормативных правовых актов в сфере

регулирования защиты прав детей и подростков, а также отраслевых

приказов, распоряжений и указаний Генерального прокурора Республики

Беларусь:

- регулярно истребовать в соответствии с Законом о прокуратуре в пределах

своей компетенции от руководителей соответствующих организаций и

учреждений необходимые информационно-аналитические материалы,

касающиеся основных направлений надзора за исполнением

законодательства о несовершеннолетних, регулярно проводить их анализ и

обобщение;

- использовать материалы прокурорских проверок, обращений граждан,

информацию в печати и других средствах массовой информации, материалы

гражданских и уголовных дел; постоянно изучать методические рекомендации,

положительный опыт организации работы в других регионах республики,

недостатки и просчеты своих коллег;

- с учетом сведений о состоянии дел в этой сфере, накопленного материала

планировать работу по надзору за исполнением законодательства о

несовершеннолетних. Это позволит максимально определить задачи и

правильно организовать проверку. При планировании организации

осуществления надзора следует не подменять ведомственные

контролирующие органы, а сотрудничать и взаимодействовать с ними;

- при проведении проверок прокурорам необходимо поддерживать свою

работу со специалистами контролирующих и иных органов, обеспечивать

полноту и качество проводимых проверок, устранения выявленных

нарушений, по результатам проверок реализовывать принцип гласности

(выступление с информацией, доклады и др.). Прокурорам необходимо

систематически анализировать состояние преступности и иных

правонарушений несовершеннолетних. Совместно с государственными

органами и общественными объединениями регулярно планировать и

осуществлять мероприятия, направленные на нейтрализацию причин

правонарушений и условий, им способствующих. Обеспечить должный

прокурорский надзор за законностью в деятельности:

- министерств и иных республиканских органов государственного управления;

- органов местного управления и самоуправления по предупреждению

правонарушений несовершеннолетних и защите их прав и законных

интересов. Оказывать им правовую помощь, информировать о состоянии

правонарушений в подростковой среде, предлагать конкретные меры по

совершенствованию в этой сфере;4'

- комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних, добиваясь, чтобы

комиссии в полной мере осуществляли возложенные на них координационные

и контрольные функции. Обеспечить участие прокуроров в заседаниях

комиссий при рассмотрении вопросов общей профилактики и при обсуждении

ходатайств о направлении несовершеннолетних в специальные

воспитательные учреждения. Проверять состояние законности при постановке

несовершеннолетних на учет в органах внутренних дел и проведении с ними

профилактической работы, а также при применении мер административного

воздействия;

приемников-распределителей для несовершеннолетних, пресекая

факты необоснованного водворения в них подростков;

- специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.

Принципиально реагировать на выявленные нарушения законности в

деятельности должностных лиц названных органов и учреждений по обеспечению прав несовершеннолетних.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.