Постановление, предписание и официальное предупреждение как акты прокурорского надзора.
Официальное предупреждение: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения официального предупреждения.
Офиц.предупреждение - акт прПН-ра о недопустимости повторного совершения должн.лицом, иным гр-ном правонарушений, влекущих за собой отв-ть, устан. законод.актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должн.лицу, иному гр-ну в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Офиц.предупреждение, выносимое прокурором, направляется должн.лицу, иному гр-ну, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.
При несогласии с офиц.предупреждением должн.лицо, иной гр-нин, в отнош. кот. оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
33.Предписание прокурора: основания и порядок вынесения. Правовые последствия вынесения предписания.
Предписание - акт ПН-ра об устранении нарушений зак-ва, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения зак-ва, кот. носит явный характер и может причинить существенный вред правам и зак.интересам гр-н, в т.ч. ИП, и организаций, общ. и гос.интересам, если оно не будет немедленно устранено.
Предписание направляется гос.органу, иной орг-ции, должн.лицу или ИП, допустившим нарушение зак-ва, либо вышестоящему гос.органу, иной организации (вышестоящему должн.лицу), правомочным устранить такое нарушение.
Предписание должно содержать указание на акт зак-ва, кот. нарушен, характер правонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.
Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору.
Гос.орган, иная организация, должн.лицо или ИП могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
26. Понятие и содержание прокурорских проверок исполнения законодательства. Методика проведения прокурорами проверок законности издаваемых правовых актов.
Прокурорские проверки исполнения нормативных правовых актов – это основное правовое средство выявления и пресечения правонарушений и установления обстоятельств, им способствующих. Проверки – разновидность расследования.
В соответствии со статьей 27 Закона о прокуратуре проверки проводятся только при наличии данных о нарушении закона.
При отсутствии данных о нарушении законов проводятся проверки: законности содержания административно задержанных в камере (комнатах) временного содержания, в медицинских вытрезвителях, в центрах социальной реабилитации, в приемниках – распределителях; законности содержания на гауптвахтах военнослужащих, арестованных в дисциплинарном порядке.
^ Цель проверки – установить, соответствует ли действительности полученные сведения о нарушении закона.
Классификация прокурорских проверок исполнения законодательства:
Целевые проверки – проверки исполнения конкретного закона или группы законов, регулирующих определенные общественные отношения (например, в сфере приватизации государственных предприятий).
Комплексные проверки - проверки исполнения нескольких законов, регулирующих разнородные общественные отношения (например, в социальной, банковской, экономической и других сферах).
Сквозные проверки – проверки исполнения конкретного закона во всех или многих органах данной отрасли, министерства, службы.
Совместные проверки – прокурорские проверки , проводимые совместно с органами контроля и другими, в основном, вышестоящими органами, проверки исполнения закона.
Одновременные проверки - проверки, когда прокурор проверяет исполнение закона в одном органе, а, например, налоговая инспекция – в другом.
Контрольные проверки – проверки, проводимые с целью определения качества, в основном, полноты проверки, ранее проведенной другим прокурорским работником.
Повторные проверки – проверки, проводимые с целью установления, какое влияние оказали предпринятые прокурором меры на состояние исполнения законов. Показательные проверки - проверки, проводимые с целью распространения положительного опыта работы, повышения профессионального мастерства прокуроров.
Проверки результативности актов прокурорского надзора или фактического устранения нарушений закона – проверки, проводимые с целью определения эффективности акта или нескольких актов прокурорского надзора (достаточности принятых прокурором мер реагирования).
Различают также первичные и вторичные прокурорские проверки.
Проверки должны быть полными. ^ Полнота прокурорской проверки определяется объемом и глубиной проверки. Объем проверки – границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намеченный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Глубина проверки – степень изучения тех вопросов, которые подлежат выяснению (доказыванию).
Полнота проверки достигается с помощью применения прокурором различных проверочных действий: ознакомление с актами проверок, расследований, ревизий, инвентаризаций, приказами и другими правовыми актами, статистическим отчетами и многим другим документами; осмотр документов и предметов; назначение ревизий и экспертиз; получение заключений специалистов; беседы с должностными лицами и сотрудниками (работниками); получение устных и письменных объяснений; направление запросов и отдельных поручений; снятие копий с документов; составление разног рода справок.
Результаты проверок оформляются справками и докладными записками. В них отражаются объем и глубина проверки и выявленные нарушения законов.
^ Методика проведения прокурором проверок законности издаваемых правовых актов. В содержание проверок исполнения законов входят и проверки законности правовых актов, изданных соответствующими руководителями органов в процессе исполнения этих законов.
Руководители любых органов в основном исполняют законы в форме применения законов, выражающейся в издании (принятии) правовых актов как письменных, так и устных, и совершении других юридически значимых действий (например, заключение договоров).
Нередко руководители допускают нарушения применяемых законов, выражающиеся в превышении своих полномочий.
Последствия издания (принятия) правовых актов, противоречащих действующему законодательству: нарушение прав и свобод многих или всех граждан, проживающих в регионе, законных интересов юридических лиц; отрицательное влияние на состояние законности; снижение авторитета органов и их руководителей; ослабление управляемости в регионах; дестабилизация обстановки.
Задачи органов прокуратуры при проверке законности издаваемых правовых актов:
предупреждение издания незаконных правовых актов; охрана прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, государства в целом; повышение правовых знаний должностных лиц, депутатов, издающих (принимающих) правовые акты, разрабатывающих проекты этих актов.
Основаниями проведения проверок законности издаваемых правовых актов являются: сведения об издании незаконных устных актов, устанавливающих разного рода запрещения, ограничения, обязанности, не предусмотренные законом.
Проверки законности издаваемых правовых актов проводятся периодически в плановом порядке. В связи с сигналами об издании незаконных актов проверки проводятся в первую очередь.
Виды проверок законности издаваемых правовых актов:
Сплошная проверка – проверка законности актов, изданных (принятых) органом за определенный период времени (квартал, полугодие, год).
Целевая проверка – проверка актов, изданных (принятых) по конкретному вопросу за определенный период времени (например, по вопросу приватизации собственности).
Комплексная проверка – проверка, когда наряду с проверкой законности изданных правовых актов проводится и проверка исполнения конкретного закона или нескольких законов.
Проверки законности изданных правовых актов проводятся:
в органах прокуратуры по копиям актов;
по месту их принятия – путем изучения изданного правового акта, материалов, послуживших основанием к его принятию, бесед с лицами, которыми акт разрабатывался.
Подготовка к проведению проверок законности изданных правовых актов включает: оповещение руководителя органа, где будет проводиться проверка;
встречу прокурора с руководителем органа;
знакомство руководителя органа с характером и объемом проверки;
требование прокурора о выделении ему специалиста для оказания помощи;
требование прокурора предоставить ему необходимые акты, материалы, послужившие к изданию незаконных актов, утвержденную номенклатуру дел, сами дела, журналы, книги, где могут содержаться или регистрироваться правовые акты.
Вопросы, выясняемые в процессе проверки законности изданных правовых актов:
правомочен ли орган издавать акт по данному вопросу, не вышел ли он за пределы законной компетенции; не допущено ли в акте нарушение материального права по существу, т. е. тех законов, которые применены при издании акта; не ограничивает ли акт права и свободы граждан, законные интересы юридических лиц; не устанавливаются ли актом обязанности граждан, не предусмотренные Конституцией и законами Беларуси;
не содержит ли акт разрешения запрещенных законом действий; не содержатся ли в акте сведения о совершении преступлений и других правонарушений; соответствует ли содержание акта фактическим обстоятельствам (жизненной ситуации); содержат ли акты, в особенности изданные представительными и исполнительными органами и органами местного самоуправления, указания на финансовые, материально – технические и организационные средства, необходимые для обеспечения их выполнения; не противоречит ли акт ранее принятым тем же органом актам; соблюден ли порядок принятия или издания акта, закрепленный в регламенте органа; содержит ли акт необходимые реквизиты; каковы причины издания незаконных актов и условия, способствующие этому.
Прокурор может выяснять и другие вопросы. Например, применительно к актам, принятым представительными органами власти, следует выяснить, соблюден ли кворум, необходимый для их принятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|