Сделай Сам Свою Работу на 5

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ.





ОГЛАВЛЕНИЕ

Несколько вступительных слов. 7

Введение. 8

Глава 1. Общие положения. 9

§ 1. История становления и развития прокуратуры. 9

§2. Место прокуратуры среди других органов. государственной власти и управления. концепция развития прокуратуры в современный период. 11

§ 3.Функции (основные направления деятельности) прокуратуры российской федерации. 16

§ 4. Принципы организации и деятельности прокуратуры.. 18

Вопросы и задания: 20

Глава 2. Система и организация прокуратуры.. 21

§ 1. Система органов прокуратуры.. 21

§ 2. Разграничение компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур. 26

§ 3. Служба в органах и учреждениях прокуратуры.. 31

3.1. Полномочия прокуроров по привлечению к дисциплинарной ответственности подчиненных 35

3.2. Социальная защита, материально-бытовое обеспечение работников прокуратуры.. 36

§ 4. Сравнительное правовое положение прокуратуры в россии и зарубежных странах. 41

Вопросы и задания: 46

Глава 3. Прокурорский надзор за соблюдением конституции российской федерации и исполнеием законов 47

§ 1. Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов. 47



1.1. Полномочия прокурора. 47

1.2. Организация работы, контроль исполнения. порядок проведения прокурорской проверки 49

1.3 Организация контроля исполнения. 50

1.4. Акты прокурорского реагирования. 52

§ 2. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. 56

§ 3. Надзор за соблюдением законов об ответственности за административные правонарушения 62

§ 4. Надзор за исполнением налогового законодательства. 65

§ 5. Надзор за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.. 66

§ 6. Надзор за исполением законодательства о судебных приставах. 69

§ 7. Прокурорский надзор за соблюдением законов о несовершеннолетних и молодежи. 74

Вопросы и задания: 82

Глава 4. Прокурорский надзор за законностью в деятельности органов, осуществляющих предварительное расследование и оперативно-розыскную деятельность. 83

§ 1. Прокурорский надзор за законностью разрешения заявлений, сообщений о преступлениях 83



§ 2. Надзор за органами предварительного расследования. 89

§ 3. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 97

3.1. Организация прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.. 108

3.2. Наиболее типичные ошибки, выявляемые при надзоре за оперативно-розыскной деятельностью 108

Вопросы и задания: 113

Глава 5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. 114

§ 1. Предмет надзора. 114

§ 2 Проверка законности содержания осужденных в исправительных учреждениях: 118

§ 3 Средства прокурорского реагирования. 123

Вопросы и задания: 125

Глава 6. Участие прокуратуры в рассмотрении дел судами. 126

§ 1. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами. 126

§ 2. Участие прокурора в гражданском процессе. 134

§ 3. Реализация прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве. 145

§ 4. Участие прокуратуры в работе конституционного суда рф.. 149

Вопросы и задания: 151

Глава 7. Иные вопросы организации и деятельности прокуратуры рф.. 152

§ 1. Координация прокурором деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью 152

§ 2. Международное сотрудничество. 156

§ 3. Экстрадиция и рассмотрение ходатайств иностранных государств об оказании правовой помощи 160

§ 4. Порядок рассмотрения и разрешения обращений и приема граждан в органах и учреждениях прокуратуры российской федерации. 171

Вопросы и задания: 190

Нормативно-правовые акты.. 191



Учебная литература. 192

Дополнительная литература. 192

Приказы и указания генерального прокурора российской федерации. 203


НЕСКОЛЬКО ВСТУПИТЕЛЬНЫХ СЛОВ.

Учебное пособие "Прокурорский надзор в Российской Федерации" написано одним из ведущих преподавателей кафедры уголовного процесса Юридического института КрасГУ А.М. Щербаковым.

А.М. Щербаков долгие годы проработал в органах прокуратуры России, ушёл в отставку с должности военного прокурора Красноярского военного гарнизона. Полковник юстиции. Всё годы практической работы он сочетал с преподаванием прокурорского надзора, правоохранительных органов, уголовного процесса в юридических ВУЗах Красноярска. В настоящее время А.М. Щербаков является адвокатом Адвокатской палаты Красноярского края, экспертом-консультантом Юридической клиники КрасГУ.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным стандартом по дисциплине «Прокурорский надзор в Российской Федерации» для студентов юридических вузов России». При подготовке пособия использованы работы авторов, специализирующихся по прокурорскому надзору, федеральные законы с учётом последних изменений в Законе РФ "О прокуратуре Российской Федерации", а также действующие приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ, разъяснения Верховного Суда РФ по актуальным вопросам судебной практики и иные нормативные акты.

В работе приводится научно-практический комментарий основных положений теории и практики прокурорской деятельности. Значительный раздел в работе посвящён истории становления прокуратуры, а также анализу концептуальных положений развития прокуратуры в современный период. Автор не оставляет без внимания и сравнительное положение прокуратуры в России и зарубежных странах.

Однако, всё же основной акцент в работе посвящён рассмотрению функций, направлений деятельности современной прокуратуры России (автор сторонник многофункциональности российской прокуратуры), принципам её организации и деятельности, системе органов прокуратуры, отраслям и участникам прокурорского надзора.

Учебное пособие незаменимо для студентов юридического ВУЗа всех специализаций, особенно при подготовке к экзамену по данной дисциплине. Тем более, что автор приводит большой список научной литературы для глубокого и всестороннего изучения предмета.

Учебное пособие – полезное издание для студентов, аспирантов, преподавателей юридических учебных заведений, а также для практических юристов.

Все материалы даются по состоянию на 1 октября 2005 года.

Кандидат юридических наук, доцент

кафедры уголовного процесса КрасГУ А.Д. Назаров

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В условиях пересмотра сложившихся в обществе ориентиров неизбежно появляются новые государственные и частные институты, использующие в своей деятельности новые методы функционирования, и новые направления развития общества. Так, современное нам общество являет собой классический пример появления таких установлений: образуются новые государственные органы (администрация, мэрия, целый ряд комитетов и комиссий, деятельность которых в советское время и не предполагалась), кардинальным образом реформируются старые (суд, таможня, милиция и т.д.), появляется совершенно новый пласт отношений частной собственности и предпринимательства, деятельность субъектов которых вообще ранее не имела аналогов.

Естественно, не все из перечисленного функционирует надлежащим образом, как это заложено в содержании новых институтов, ибо эффективная, системная их деятельность налаживается лишь по истечении некоторого времени. При таких обстоятельствах необходим орган, который бы следил за правильным ходом деятельности новых и реформированных органов и институтов. И лишь по мере того, как развиваются понятия о новом государственном механизме и постепенно совершенствуются условия общественной жизни, такой всюду проникающий надзор становится излишним. На сегодняшний момент именно таким всеобъемлющим государственным органом, осуществляющим вневедомственный и надведомственный надзор, мыслится прокуратура; именно в таком общем надзоре и заключается интерес государства на переходном этапе, обеспечивать который призвана прокуратура.

В Послании Президента России В. Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. отмечается, что только в свободном и справедливом обществе каждый законопослушный гражданин вправе требовать для себя надежных правовых гарантий и государственной защиты, а необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы.

В таких условиях именно на прокуратуру возложена важная задача – противостояние деформации новых государственных и социальных институтов, формирование предпосылок по настоящему уважительного отношения граждан, должностных лиц и органов публичной власти к закону.

 


 


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОКУРАТУРЫ.

 

Российская прокуратура обязана своим образованием Петру I, указом которого 2 марта 1711 г. была учреждена должность обер-фискала. Задачей прокуроров, должности которых были введены указом от 12 января 1722 г. (эта дата и считается днем образования прокуратуры), стал надзор за деятельностью всех присутственных мест вообще и даже «самого Сената» с целью охранения в них порядка, а также для ограждения населения от посягательств чиновников на его права. Кроме того, прокурорам поручалось привлекать к ответственности виновных в противозаконных действиях и поступках и в несоблюдении законов и царских указов.

Необходимость появления особой, ранее не известной функции надзора за соблюдением законов была вызвана их «новизной», непониманием и в силу этого, массовым невыполнением. По замыслу Петра I прокурорский надзор был сформулирован как институт контроля за деятельностью государственного аппарата. По определению его создателя, прокуратура должна была стать «оком нашим и стряпчим о делах государственных». Эта емкая фраза и является истоком возникновения теории общего надзора.

Революционные изменения в уголовном судопроизводстве, изменившие не только функции прокуратуры, но и тип процесса, были внесены судебной реформой 1864 г.

По Уставу Уголовного Судопроизводства 1864 г. на прокуратуру возлагались полномочия только в сфере уголовно-процессуальной деятельности (надзор за предварительным расследованием, уголовное преследование в суде). Причем процессуальная функция прокурора на предварительном расследовании и в суде не была сведена к односторонне обвинительной. По замыслу авторов Устава, конечной целью деятельности прокурора должно быть не обвинение, а исключительно раскрытие истины. Действуя таким образом, прокурор обязан вызвать на предварительное следствие и в суд всех свидетелей, показания которых могут служить к раскрытию истины, а не только тех, свидетельством которых подкрепляется обвинение. Такая позиция прокурора дала основание А.Ф. Кони назвать прокурора «говорящим публично судьей».

Однако утрата прокуратурой по УУС 1864 г. ряда общенадзорных полномочий подвергалась частой и весьма обоснованной критике многих известных ученых того времени.

В дальнейшем институт прокуратуры был упразднен декретом СНК РСФСР «О суде» от 24 ноября 1917 г. («Декрет о суде № 1»). Однако 26-28 мая 1922 г. на сессии ВЦИК было утверждено Положение о прокурорском надзоре в РСФСР. Уже в нем прокуратура наделялась полномочиями, традиционными для прокурорского надзора в СССР, которые в дальнейшем получили наименование «отрасли прокурорского надзора».

17 декабря 1933 г. постановлением ЦИК и СНК было утверждено Положение о прокуратуре СССР, определившее организационное единство и централизацию органов прокуратуры, а также основные направления ее деятельности. 30 ноября 1979 г. был принят Закон СССР «О прокуратуре в СССР». К тому времени наука прокурорского надзора уже выработала и основные направления прокурорского надзора, и его принципы, и основные направления прокурорско-надзорной деятельности.

В настоящее время действует Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», принятый 17 января 1992 г., ФЗ № 2202-1, в редакции ФЗ от 17.11.1995 г., с последующими изменениями.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.