Сделай Сам Свою Работу на 5

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА





 

Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина охватывает практически всю сферу деятельности органов прокуратуры.

Защита прав и свобод человека и гражданина является главной задачей в любой сфере прокурорской деятельности.

Определяя предмет надзора в этом направлении деятельности, закон подчеркивает, что его содержанием является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 26 Закона “О прокуратуре РФ”). Надзором охватываются не только органы государственной власти и управления, но и органы управления, руководители коммерческих и некоммерческих организаций, т.к. именно в негосударственной сфере часто встречаются нарушения законодательства, особенно затрагивающие права и свободы человека и гражданина.



В Приказе Генерального прокурора РФ от 22.05.96г. № 30 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» предписано акцентировать внимание на защите закреплённых в Конституции РФ трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

Положения второй главы Конституции РФ составляют основу правового статуса личности в РФ и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией (ст. 64 Конституции РФ).

Рассматривая эти положения, можно выделить следующие права и свободы, которыми располагают граждане России и которые призвана защищать прокуратура РФ:

политические права: равенство всех перед судом и законом (ст. 19); право на свободу мысли и слова, собраний и шествий (ст.ст. 29, 31); право на создание объединений и свободу их деятельности (ст. 30); право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32) и др.



Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением названных прав, в том числе за соблюдением законности при проведении выборов, опротестовывают незаконные правовые акты, а при установлении злоупотреблений возбуждают и расследуют уголовные дела, используют иные формы и методы восстановления законности;

право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, свободное передвижение, свободу совести (ст.ст. 20, 22, 27, 28) и т. д.

Проводя проверки в порядке общего надзора, возбуждая и расследуя уголовные дела, осуществляя надзор за расследованием, в необходимых случаях предъявляя иски в суде, органы прокуратуры обеспечивают и гарантируют соблюдение этих прав. Приказ Генерального прокурора РФ от 22.05.96г. №30 предписывает прокурорам решительно пресекать факты незаконного применения административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставляемое ст.22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

право на неприкосновенность частной жизни, на нераспространение информации о частной жизни (ст.ст. 23, 24, 25) обеспечивается надзором прокуратуры за законностью производства оперативно-розыскной деятельности, надзором за расследованием уголовных дел, в порядке общего надзора за соблюдением законности средствами массовой информации и иными организациями и учреждениями, проверкой и принятием необходимых мер по жалобам, заявлениям и обращениям граждан;



право на участие в экономической жизни. Каждый вправе свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на частную собственность, которая охраняется законом (ст.ст. 34-36).

Органы прокуратуры, в порядке общего надзора, обеспечивают соблюдение законности в деятельности различного рода предприятий, связанных с обслуживанием населения, в частности, банковских, финансовых и т. п., принимают меры по пресечению и устранению нарушений законности, к восстановлению нарушенных прав, в том числе по защите собственности граждан. Эти вопросы постоянно находятся в поле зрения и других отраслей прокурорского надзора;

право на свободное распоряжение своими способностями к труду, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности, и на вознаграждение за труд - это одно из важнейших прав граждан, как и право на свободу творческого труда и на интеллектуальную собственность (ст.ст. 37, 44). Эти права находятся под особым надзором органов прокуратуры. Генеральный прокурор РФ постоянно обращает внимание на необходимость систематических проверок соблюдения законности в этих вопросах. Известно, что этому уделяют большое внимание Президент и Правительство.

Практика показывает, что большая часть нарушений законности в трудовых правоотношениях, в частности, незаконное увольнение, нарушение правил техники безопасности и охраны труда, несвоевременная выплата заработной платы устраняется вмешательством органов прокуратуры. Проверки в порядке общего надзора, опротестовывание незаконных правовых актов, внесение необходимых представлений, предъявление исков в суд в защиту нарушенных прав, а во многих случаях возбуждение уголовных дел и привлечение виновных к ответственности, способствуют соблюдению законности и восстановлению нарушенных прав. Здесь особенно важно взаимодействие разных отраслей надзора;

право на защиту семьи (ст. 38). Принятие Семейного кодекса, ряда законов способствуют созданию нужных правовых условий его соблюдения. Вместе с тем, имеет место нарушение этого права, особенно со стороны отдельных органов управления и предпринимателей. В органах прокуратуры созданы специальные подразделения по надзору за соблюдением прав несовершеннолетних, а также по надзору за соблюдением гарантированных прав в семейных отношениях. Эти вопросы также охватываются различными отраслями прокурорского надзора, постоянно взаимодействующими между собой;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законом случаях (ст.ст. 39, 40, 41, 42). Порядок осуществления названных прав регламентирован соответствующими законодательными актами как РФ, так и субъектов РФ. Рассматривая заявления и обращения граждан, проводя необходимые проверки, в том числе проверку законности правовых актов органов субъектов РФ и местных администраций, органы прокуратуры принимают меры к устранению нарушений, используя возможности всех отраслей прокурорского надзора;

право на образование (ст. 43) обеспечено помимо Конституции соответствующими законодательными актами, выполнение которых также является предметом прокурорского надзора - соблюдение порядка получения бесплатного общего среднего образования, получения на конкурсной основе бесплатного высшего образования, определенного законом об образовании, который предусматривает условия работы образовательных учреждений, лицензирования и аккредитации их деятельности, соотношение в высшем образовании платного и бесплатного, правила приема и проведения экзаменов и т. п. Рассматривая заявления и жалобы граждан, информацию, поступающую из иных источников, прокуратура в порядке общего надзора, а при наличии признаков преступления и в порядке, предусмотренном УПК РФ, проводит необходимые проверки и в зависимости от их результатов принимает нужные меры для пресечения и устранения нарушений закона.

Несомненно, правовыми основаниями прокурорского надзора за соблюдением законности в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина определяются также полномочия прокурорского надзора и его пределы.

Согласно Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Это означает, что гражданин вправе обратиться в суд с жалобой на решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Тем самым гражданин вправе обжаловать действия и решения прокурора. Здесь также имеет место судебный контроль.

Однако наряду с этим закон требует от всех органов государственной власти, местного самоуправления, контролирующих органов, должностных лиц, органов управления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций строго соблюдать законодательство, в том числе касающееся обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В приказе Генерального прокурора РФ от 17.08 2005 № 29 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о защите прав субъектов предпринимательской деятельности» указывается о повсеместном грубом нарушении прав предпринимателей, в первую очередь малого и среднего бизнеса, как органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, так и органами государственного контроля (надзора) и их должностными лицами при проведении проверок субъектов предпринимательской деятельности. Распространены факты поборов и вымогательства в отношении предпринимателей со стороны криминальных элементов и организованных преступных группировок. Для защиты предпринимателей указанной категории Генеральный прокурор потребовал при осуществлении надзора особое внимание обратить на факты коррупции и других злоупотреблений и превышения служебных полномочий со стороны должностных лиц органов государственного контроля (надзора), недопустимости взимания последними платы с субъектов предпринимательской деятельности за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев, установленных законом. Необходимо решительно пресекать факты незаконного применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер принуждения и ответственности. Рекомендовано также усилить надзор за соблюдением законодательства в сфере экономических правоотношений, в том числе при осуществлении уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления в рамках предоставленным им полномочий лицензионных, регистрационных, разрешительных и иных процедур.

В решении расширенного заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ от 2 июля 2004 года предлагается всем прокурорам сосредоточить усилия на том, чтобы в практической деятельности органа прокуратуры стали надежным инструментом наведение конституционного порядка и укрепление правовой дисциплины. Острие прокурорского надзора должно быть нацелено на исполнения законодательства об оплате и охране труда, а также на соблюдение прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

Во исполнение этого указания только прокурорами Красноярского края за 2 месяца было возбуждено 37 уголовных дел в отношении руководителей предприятий и учреждений, где длительное время не выдавалась заработная плата.

Также прокурорам предписано повысить результативность прокурорского надзора в экономической области: за соблюдением законов о распоряжении государственной и муниципальной собственностью, за исполнением налогового и природоохранительного законодательства, без колебаний противостоять фактам коррупции в бюджетной сфере.

Для осуществления прокурорского надзора имеются достаточные средства выявления и пресечения нарушений законности и восстановления нарушенных прав и свобод.

Прокуроры наделены следующими полномочиями:

; рассматривать жалобы и заявления о нарушении прав человека и гражданина, проводить необходимые проверки, используя право на получение соответствующей информации, и действия, предусмотренные ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”;

; разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, т. е. оказывать соответствующую консультативную юридическую помощь, предусмотренную п. 1 ст. 48 Конституции РФ;

; при наличии оснований принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека, используя соответствующие меры прокурорского реагирования (принесение протеста, внесение представления и т. п.), а также решать вопрос о привлечении виновных к ответственности и о возмещении причиненного ущерба гражданину;

; при установлении в нарушении признаков преступления возбуждать уголовное дело и передавать его для расследования и привлечения виновного к уголовной ответственности соответствующему органу расследования;

; если нарушение прав и свобод имеет характер административного правонарушения - соответствующим постановлением возбуждать административное преследование и передавать материалы органу, который полномочен рассматривать дела об административных правонарушениях;

; если права и свободы защищаются в порядке гражданского судопроизводства, т. е. посредством обращения в соответствующий суд, - предъявлять в интересах граждан иск в суд или арбитражный суд.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Предъявив иск, прокурор затем поддерживает его в суде в интересах пострадавшего (пострадавших).

Прокурор вправе, согласно ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”, требовать от руководителей и должностных лиц проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций с последующим представлением материалов прокурору, а также получать всю необходимую информацию, нужную для решения вопроса.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.