Сделай Сам Свою Работу на 5

Раскройте методику выявления сокрытия преступлений.

В чём особенности организации надзора за оперативно-розыскной деятельностью, осуществляемой органами внешней разведки?

Почему законодатель обязывает в части 4 ст. 38 УПК РФ вышестоящего прокурора в случае отказа в удовлетворении возражений следователя на решения, действия и бездействия прокурора в ходе предварительного расследования поручить производство предварительного следствия другому следователю?

Какие следственные действия санкционируются прокурором?

Каково соотношение прокурорского надзора и судебного контроля на предварительном расследовании?

Как соотносятся между собой полномочия прокурора по продлению сроков предварительного расследования и продлению содержания подозреваемого, обвиняемого под стражей?

8. Назовите особенности оформления разрешения прокурором жалоб в уголовном процессе.


ГЛАВА 5. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ

 

 

ПРЕДМЕТ НАДЗОРА

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который, в соответствии с Конституцией РФ, возложена задача по обеспечению законности в местах содержания задержанных, заключенных под стражу, в местах лишения свободы, где в силу изоляции от общества граждане, заключённые под стражу, и осуждённые остаются наименее защищёнными.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу выделен в качестве самостоятельного направления прокурорской деятельности.

Статья 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ» к предмету прокурорского надзора относит:

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных учреждениях и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;



2) соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключённых под стражу, осуждённых и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

3) соблюдение порядка и условий содержания названных лиц;

4) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

При осуществлении надзора прокурор руководствуется Конституцией РФ, Федеральным законом «О прокуратуре РФ», уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г., Законом РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г., другими законами РФ, приказами и указаниями Генерального прокурора РФ.

К сфере прокурорского надзора отнесены: исправительные учреждения (колонии общего, строгого, особого режима, колонии-поселения, тюрьмы, воспитательные колонии для несовершеннолетних); арестные дома; психиатрические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних; места для содержания задержанных (изоляторы временного содержания); следственные изоляторы; а также уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры, исполняющие наказание, не связанное с изоляцией от общества.

Согласно ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор путём надзора за исполнением законов обеспечивает:

ü содержание лиц в местах их задержания, предварительного заключения, исполняющих меры принудительного характера не иначе как на основании и в порядке, установленных законом. Такими основаниями являются: в отношении задержанного – протокол задержания лица, подозреваемого в совершении преступления; в отношении заключённого под стражу – постановление судьи; в отношении осуждённого, а также лица, подлежащего принудительному лечению либо направлению в учебно-воспитательное учреждение, - приговор либо изменяющее его определение или постановление суда, вступившее в законную силу, а также акт помилования или амнистии (ст. 7 УИК РФ);

ü соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключённых под стражу, осуждённых и лиц, к которым применены меры принудительного характера, порядка и условий их содержания.

Под порядком содержания под стражей понимают: режим следственных изоляторов и изоляторов временного содержания, надзор за содержащимися в них лицами; правоограничения; правила внутреннего распорядка; раздельное содержание различных категорий лиц; меры профилактического и дисциплинарного воздействия, применяемые к ним, и др.

К условиям содержания относятся устанавливаемые законодательством РФ нормы материально-бытового и медико-санитарного обеспечения лиц, задержанных и заключённых под стражу.

Правовое положение лиц, содержащихся под стражей, представляет собой установленный законом правовой статус подозреваемых и обвиняемых, подсудимых и осуждённых, т.е. объём их прав и обязанностей.

Исходя из требований законодательства, допускающего содержание в местах лишения свободы граждан лишь на основании, в порядке и на условиях, строго определённых законом, органы прокуратуры выполняют широкий круг задач. Они осуществляют надзор за:

§ за соблюдением сроков содержания под стражей задержанных и подследственных;

§ за обоснованностью назначения судом осуждённому соответствующего режима исправительной колонии с тем, чтобы соблюсти требование закона о раздельном содержании различных категорий осуждённых;

§ за соблюдением требований уголовно-исполнительного законодательства об основных средствах исправления осуждённых, обеспечения их прав и законных интересов;

§ за законностью и своевременностью освобождения осуждённых от отбывания наказания.

Выступая с докладом Федеральному собранию о состоянии законности и правопорядка в январе 2005 года Генеральный прокурор РФ В.В. Устинов отметил, что ситуация с законностью в 2004 году по сравнению с 2003 годом ухудшилась. В колониях содержатся 764 тыс. осужденных. В ходе прокурорских проверок выявлено нарушений в полтора раза больше, чем в 2003 году, при этом он привел пример, когда в ходе только одной проверки в СИЗО-1 города Москвы у заключенных нашли 43 мобильных телефона, свыше сотни зарядных устройств, водку и ее суррогаты, заточки, веревки, деньги и иные запрещенные предметы. В Яшалтинской воспитательной колонии в Республики Калмыкия подростки годами не видели мяса, картофеля, свежих овощей. [4]

Приказ Генерального прокурора РФ«Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах» от 5 августа 2003 г. № 27 (с изм. от 4 февраля 2004г.)обязывает прокуроров всех уровней организовать действенный надзор за соблюдением законодательных актов, регулирующих порядок содержания лиц, находящихся под стражей, и рассматривать этот вид надзора как важную составную часть общей функции защиты конституционных прав и законных интересов граждан, находящихся в местах лишения свободы и содержания под стражей, отбывающих наказания, не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся в дисциплинарных воинских частях.

Генеральный прокурор в этом приказе требует:

Обеспечить контроль за фактическим устранением вскрытых нарушений закона.

В полной мере использовать предоставленные полномочия для восстановления нарушенных прав граждан, наказания виновных в этом должностных лиц.

Не менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и прокурорского надзора при исполнении уголовных наказаний, а также содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах. Использовать результаты обобщений для совершенствования организации работы и повышения действенности прокурорских мер.

Ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах.

Безотлагательно принимать меры к освобождению незаконно подвергнутых заключению под стражу, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

Исходить из того, что одним из предметов надзора за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах является законность проводимых мероприятий по выявлению и предотвращению преступлений, их раскрытию, а также пресечению недозволенных связей сотрудников уголовно-исполнительной системы с осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми.

В случае возникновения в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях чрезвычайных происшествий руководителям прокуратур республик, краев, областей, военным прокурорам незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий, вызвавших происшествия, и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

По каждому случаю смерти лиц, содержащихся в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, гауптвахтах и дисциплинарных воинских частях, организовывать проведение прокурорской проверки обстоятельств их смерти с принятием по ее результатам процессуального решения.

Регулярно проверять соблюдение требований закона при применении досрочного освобождения от отбывания наказания, изменении вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе осужденных из одного исправительного учреждения в другое, конвоировании сотрудниками уголовно-исполнительной системы лиц, содержащихся под стражей.

Обеспечить действенный надзор за соблюдением законов при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, условного осуждения, а также осуществлении контроля за осужденными, отбывание наказания которым отсрочено.

Проверки исполнения законов в уголовно-исполнительных инспекциях проводить ежеквартально. При проверках акцентировать внимание на соблюдении требований закона о постановке осужденных на учет, контроле за их поведением, применении мер воздействия к лицам, уклоняющимся от исполнения возложенных судом обязанностей, обязанностей и запретов, установленных уголовно-исполнительными инспекциями, нарушающим порядок и условия отбывания наказаний, не связанных с лишением свободы, а также на исполнении требований приговора администрацией организаций и командованием воинских частей, в которых работают осужденные или проходят службу осужденные военнослужащие.

Прокурорам субъектов Российской Федерации не реже одного раза в месяц проводить проверки следственных изоляторов или исправительных учреждений.

Военным прокурорам регулярно участвовать в проверках соблюдения законности в дисциплинарных воинских частях.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в исправительных учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и состоянием прокурорского надзора обсуждать на коллегиях или оперативных совещаниях.

Для обеспечения гласности в работе прокуратур поддерживать деловые связи с общественными объединениями, занимающимися проблемами исполнения наказаний, использовать их возможности для пропаганды правовых знаний, укрепления законности в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

 

 

§ 2 ПРОВЕРКА ЗАКОННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ:

При проверках в исправительных и воспитательных колониях, тюрьмах, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях особое внимание обращать на законность содержания в этих учреждениях осужденных, подозреваемых и обвиняемых, а также факты использования недозволенных мер воздействия и незаконного применения администрацией исправительных учреждений, следственных изоляторов, командованием, иными должностными лицами дисциплинарных воинских частей, других воинских частей и учреждений, сотрудниками отделов специального назначения физической силы, спецсредств и оружия; водворения в карцеры, дисциплинарные и штрафные изоляторы, помещения камерного типа, гауптвахты; неоказания медицинской помощи; ненадлежащего материально-бытового обеспечения.

Добиваться неукоснительного соблюдения установленного законом режима исполнения и отбывания наказания как основного условия исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное содержание разных категорий осужденных, их личную безопасность, условия содержания, законность проведения обысков и досмотров.

Устанавливаемый в пенитенциарных учреждениях режим является одним из основных средств исправления осуждённых к лишению свободы. Режимные требования предполагают обязательную изоляцию осуждённых к лишению свободы от общества и вытекающие отсюда ограничения ряда их прав и свобод. Степень изоляции определяется видом исправительного учреждения и поведением осуждённого. Вид исправительного учреждения с соответствующим режимом определяется судом.

Под порядком содержания в исправительном учреждении понимают правила режима, обеспечивающие: охрану и изоляцию осуждённых; постоянный надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей, личную безопасность осуждённых; раздельное содержание разных категорий осуждённых; различные условия их содержания в зависимости от вида и режима исправительного учреждения; применение физической силы, специальных средств и оружия к осуждённым в случаях оказания ими сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, нападения на граждан или совершения иных общественно опасных действий. Условия применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы, специальных средств и оружия регламентированы Федеральным законом «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Запрещается применять специальные средства, газовое и огнестрельное оружие в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, кроме случаев оказания ими вооружённого сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан, а также в случаях, когда от этого могут пострадать посторонние граждане.

О каждом случае применения огнестрельного оружия администрация учреждения или органа уголовно-исполнительной системы обязана незамедлительно уведомить прокурора. Кроме того, начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщать прокурору обо всех случаях ранения или смерти осуждённых, заключённых и иных лиц в результате применения к ним физической силы, специальных средств или оружия. В случае применения мер физического сдерживания (физической силы) к несовершеннолетним должностным лицам специального учебно-воспитательного учреждения предписывается незамедлительно уведомить об этом прокурора.

Проверки соблюдения законности в местах лишения свободы осуществляются прокурором систематически, вне зависимости от наличия сигналов о нарушениях законности.

Основной формой выявления и предупреждения нарушений законности является непосредственная проверка соблюдения законов, осуществляемая прокурором путём посещений мест лишения свободы и иных поднадзорных учреждений, это:

o ознакомление с документами, на основании которых произведены задержание, арест или осуждение граждан;

o проверка состояния режима и условий содержания таких лиц, их опрос;

o организация личного приёма, проверка жалоб и заявлений;

o проверка законности приказов и распоряжений, издаваемых должностными лицами названных учреждений;

o истребование объяснений от должностных лиц учреждений, исполняющих наказание, по поводу допущенных нарушений закона;

o проверка соблюдения правового положения лиц, содержащихся в поднадзорных учреждениях, в части предоставления им права на свидания, переписку, получение посылок и передач;

o оказание юридической помощи.

В обязанности прокурора входит также проверка:

1. обоснованности применения к арестованным и осуждённым дисциплинарных мер воздействия, а также мер безопасности и оружия;

2. законности и своевременности освобождения лиц из под стражи и отбывания наказания как по отбыванию срока, так и по другим основаниям (помилование, амнистия);

3. обоснованности представления осуждённых к условно-досрочному освобождению и по болезни;

4. оснований перевода их из одного учреждения в другое.

Проверка законности содержания осуждённых проводится путём ознакомления с их личными делами. В этих целях прокурор удостоверяется в наличии на каждого осуждённого вступившего в законную силу приговора (определения) суда, являющегося основанием для содержания в исправительном учреждении. При отсутствии такого основания, а равно в случае истечения определённого судом срока лишения свободы прокурор или его заместитель обязан освободить такое лицо немедленно. В случае установления лиц, осуждённых впервые за преступления, не представляющие большой общественной опасности, прокурор принимает меры к опротестованию приговоров в отношении таких лиц.

Для выяснения полноты регистрации правонарушений в исправительном учреждении и выявления возможных случаев их сокрытия от учёта прокурор знакомится:

ü с протоколами заседаний самодеятельных организаций (советов коллективов), на которых обсуждались проступки осуждённых;

ü с карточками их индивидуального изучения;

ü с данными о поощрениях и взысканиях;

ü с материалами личных дел.

В этих же целях просматриваются записи в журнале приёма осуждённых медицинской частью, позволяющие выяснить, проводится ли расследование обстоятельств причинения осуждённым телесных повреждений. Полученные сведения следует сопоставить с официальными статистическими данными о регистрации нарушений режима и преступлений. Нельзя проходить мимо таких фактов, когда в целях создания видимости благополучия часть совершённых преступлений администрация учреждения относит к разряду предотвращённых и в отчёте не указывает.

Следует сказать, что недостаточно использовать традиционные формы реагирования в виде направления представлений об устранении нарушений законности. Проблемы создания надлежащих условий в пенитенциарных учреждениях должны выноситься на рассмотрение координационных совещаний, а также ставиться перед главами администраций городов и районов.

Проверяя соблюдение закона о медико-санитарном обеспечении арестованных и осуждённых, прокурор знакомится с отчётностью о динамике заболеваемости по основным группам болезней, выявляемости заболеваний, смертности, о вспышках инфекционных заболеваний, групповых отравлениях. Особое внимание следует уделять положению с заболеваемостью туберкулёзом и его лечением, выполнению мер по совершенствованию противотуберкулёзной помощи в местах лишения свободы.

Для обеспечения личной безопасности и по просьбе осуждённого законом предусмотрена возможность перевода его в безопасное место. В качестве таковых могут использоваться камеры штрафных, дисциплинарных изоляторов и помещения камерного типа. Перевод осуждённого в камеру производится по постановлению начальника учреждения на срок не свыше девяносто суток. В случае безуспешности перечисленных выше мер по обеспечению личной безопасности осужденного начальником ИУ принимается решение о его переводе в другое исправительное учреждение в установленном порядке 25 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений). Подобная мера безопасности должна рассматриваться как крайняя и применяться в случаях, если другие способы не дают результата. Необходимо также, чтобы угроза осуждённому была реальной, а его обращение о помещении в безопасное место не преследовало иной цели. Прокурор проверяет эти обстоятельства и законность принятых по ним мер администрацией учреждения.

На основе изучения личных дел прокурор выясняет: насколько обоснованно принимаются решения о предоставлении осуждённым права на выезд за пределы исправительного учреждения (наличие документов, подтверждающих исключительные личные обстоятельства); соблюдается ли график выезда осуждённых на время ежегодного оплачиваемого отпуска; соблюдаются ли при этом ограничения в отношении некоторых категорий осуждённых, перечисленные в ч. 3 ст. 97 УИК РФ; оформляются ли приказы о разрешении выезда осуждённым. Это, в частности, диктуется тем, что решения такого рода администрацией принимаются самостоятельно, без согласования с прокурором. Порядок разрешения осуждённым выезда за пределы исправительного учреждения определён Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Законность предоставления осуждённым права передвижения без конвоя также устанавливается по материалам их личных дел. Прокурор следит за тем, чтобы в отношении осуждённых, допускающих нарушения режима или правил поведения, предоставленные льготы, как того требует закон, отменялись.

Особого реагирования требуют сигналы о применении оружия к осуждённым. В соответствии с законом о каждом применении огнестрельного оружия администрация исправительного учреждения обязана немедленно уведомить прокурора. Располагая информацией об этом, прокурор осуществляет выезд на место происшествия и проводит проверку. При проверке состояния законности в поднадзорном учреждении обоснованность применения такой меры выясняется прокурором путём ознакомления с материалами служебного расследования фактов применения оружия.

Важным средством выявления и предупреждения нарушений законности является надзор за обеспечением права осуждённых обращаться с предложениями, жалобами и заявлениями в государственные органы, к Уполномоченному по правам человека в РФ, в общественные объединения. При посещении поднадзорных учреждений прокурор проверяет организацию учёта и регистрации обращений осуждённых, а также иных лиц, содержащихся в них; организацию приёма их по личным вопросам; полноту и объективность рассмотрения обращений осуждённых администрацией этих учреждений.

По книге регистрации письменных жалоб и заявлений, журналу учёта приёма администрацией осуждённых по личным вопросам, а также по личным делам осуждённых прокурор устанавливает, как учитываются жалобы и заявления, своевременно ли они направляются адресатам, правильно ли разрешаются, объявляются ли осуждённым результаты рассмотрения.

Содержание в карцере, штрафных, дисциплинарных изоляторах, помещении камерного типа должно быть документально оформлено. Основные документы: постановление начальника учреждения, акты и рапорты сотрудников учреждения, заключение врача о возможности содержания нарушителя в помещении камерного типа. К документам должны быть приобщены письменные объяснения лица, подвергнутого взысканию, свидетельства очевидцев, справки о предыдущих взысканиях. Отсутствие документов, подтверждающих факт нарушения порядка содержания или отбывания наказания, является основанием для отмены наложенного взыскания.

Важной гарантией в обеспечении соблюдения законности является санкционирование прокурором в определённых законом случаях некоторых действий, проводимых администрацией мест содержания под стражей. Так, размещение лиц в одиночных камерах на срок более суток допускается лишь по мотивированному постановлению начальника места содержания, санкционированному прокурором.

В случае стихийного бедствия, массовых беспорядков, групповых неповиновений осуждённых, в исправительных учреждениях может быть введён режим особых условий сроком на тридцать суток. В период действия режима особых условий может быть приостановлено осуществление некоторых прав осуждённых, введены усиленные варианты охраны и надзора, ограничена деятельность производственных, культурно-просветительных и иных служб.

Проверяя соблюдение требований закона об условно-досрочном освобождении от наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, а также об освобождении от наказания в связи с болезнью, прокурор обращает внимание на срок фактически отбытого осуждённым наказания (ст. 79 и 80 УК РФ), а равно на медицинские свидетельства, подтверждающие наличие у осуждённого болезни, указанной в Перечне заболеваний, являющихся основанием для освобождения от отбывания наказания, утверждённом совместным Приказом Минздрава России и Минюста России от 9 августа 2001 г. № 311/242.

Согласно действующему законодательству любой осуждённый может быть освобождён условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и фактически отбыл положенную по закону часть срока наказания. При этом администрация учреждения обязана при отбытии осуждённым установленной законом части срока наказания в течение месяца рассмотреть вопрос о представлении его к условно-досрочному освобождению (либо об отказе ему в этом).

Проверяя обоснованность представления осуждённого к условно-досрочному освобождению, прокурор должен обратить внимание на материалы, характеризующие осуждённого за весь период отбывания наказания, и сделать вывод об обоснованности принятого решения о представлении (об отказе в представлении) к условно-досрочному освобождению.

Изучая личные дела лиц, отбывших наказание или освобождённых от отбывания наказания досрочно, прокурор, помимо проверки правильности исчисления сроков наказания, устанавливает: выполнены ли администрацией исправительного учреждения требования ст. 180 и 181 УИК РФ в части уведомления соответствующих органов и учреждений об освобождении осуждённых в целях оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.